Конспект урока по ИЗО 4 класс Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Цель урока: познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию формировать у учащихся представления о пейзаже как о произведении искусства, способным выразить мысли и чувства художника; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, укреплять межпредметные связи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izo.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО 4 класс

Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.

Цель урока: познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение и творческую фантазию формировать у учащихся представления о пейзаже как о произведении искусства, способным выразить мысли и чувства художника; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, укреплять межпредметные связи.

Планируемые результаты:

Познавательные:

1. Находить информацию в учебнике, отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Регулятивные:

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные:

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения.

Личностные:

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

Оборудование: для учителя – аудиозапись композитора П.И.Чайковского «Времена года», репродукции картин художников пейзажистов, методическая таблица;

для учащихся – бумага формата А3, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят.

  1. Повторение пройденного материала

Учитель: Чтобы определить тему сегодняшнего урока предлагаю вам ребята прослушать слова из песни «Если видишь на картине..». И вы мне скажете каким жанром изобразительного искусства мы будем сегодня заниматься на уроке.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней

Или сад и облака,

Если снежная равнина

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется…… (Ответ уч-ся: пейзаж)

Учитель: Кто из вас вспомнит и скажет что такое пейзаж?

- Пейзаж – (с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания.

Учитель: Ребята, мы с вами изучали разнообразные виды пейзажа. Кто может их назвать? (Сельский, городской).

Презентация состоит из текста и картинок.

Пейзажи бывают: сельский (рисуют поля, деревенские дома) Слайд 2, городской (изображают разные дома, улицы, виды городов) Слайд 3, парковый пейзаж (изображают уголки природы, созданные для отдыха в городах) Слайд 4, архитектурный пейзаж (похож на городской с памятниками архитектуры) Слайд 5, исторический пейзаж (изображают архитектурные и скульптурные памятники, связанные с историческими событиями) Слайд 6, космический пейзаж (внеземные горизонты) Слайд 7.

  1. Сообщение нового материала.

Учитель: Жанр изобразительного искусства – пейзаж до 16-17 века был только фоном для портретов или исторических сцен. В конце 16 начале 17 веков он стал самостоятельным жанром. В нашей стране он достиг рассвета в 19 веке и наши русские художники стали известны во всем мире.

Кто-нибудь, ребята, может мне назвать художников того времени? (Левитан, Шишкин).

Изображая природу, эти и другие русские художники (Куинджи, Саврасов, Пластов) стремились передать определенное настроение, состояние их души, которое затем находило отклик в сердцах людей.

Вспомните, с какими видами пейзажа вы знакомились на уроках литературы, окружающего мира? (Сельский, городской).

Изучая творчество поэтов, их литературные произведения, вы знаете стихотворения о природе, о временах года. Назовите их. (Зима, весна, лето, осень). Итак, тема урока: «Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота различных времен года».

Огромны просторы нашей необъятной Родины. Богата и разнообразна её природа, полная тайн, загадок и чудес! Сколько интересного можно увидеть в лесу, на озере или реке, в поле и даже возле своего дома, если внимательней ко всему присмотреться. В своих картинах мастерам удается запечатлеть красоту родной природы и «остановить мгновение», чтобы мы с вами могли этой красотой любоваться.

У каждого времени года особенный запах и цвет,

Но как совершенна природа, что в целом её краше нет!

Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Мы отправляемся с вами на встречу с временами года.

/Заранее подготовленные учащиеся рассказывают временах года и читают стихи/

1-й ученик: Сошлись как-то вместе четыре волшебника живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; сошлись, да и заспорили кто из них лучше рисует?

И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.

2-й ученик:/читает стихотворение А.С. Пушкина/ 

Вот север, тучи нагоняя, 

Дохнул, завыл – и вот сама 

Идет волшебница-зима, 

Пришла, рассыпалась; клоками 

Повисла на суках дубов, 

Легла волнистыми коврами 

Среди полей вокруг холмов. 

Брега с недвижною рекою 

Сравняла пухлой пеленою; 

Блеснул мороз, и рады мы 

Проказам матушки-зимы.

Учащимся предлагается репродукция картины Пластова А.А. «Первый снег» Слайд 8.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас ребята картина «Первый снег»? (Особенное приподнятое настроение от снега).

Сочетание каких цветов преобладает в картине? (Серебристые, коричневые, серо-сизые и белый).

1-й ученик: Но вот пришла весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать?

3-й ученик:/читает стихотворение о весне Плещева А./

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Учащимся предлагается репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» Слайд 9.

Учитель: Ребята, вы вероятно знаете первые признаки весны? Использовал ли художник их в своей работе? (Грачи прилетели, рыхлый грязный снег, проталины с водой). А какие цвета использовал в своей работе художник? (серо-голубые, солнечный луч, который освещает картину, дает ощущение дыхания весны, картина наполнена весенним свежи воздухом).

1-й ученик: Приступило к работе жаркое лето и взялось за свою волшебную кисть.

4-й ученик /читает стихотворение о лете М.Ивенсена/

Вот и лето подоспело – 

Земляника покраснела: 

Повернется к солнцу боком – 

Вся нальется алым соком. 

В поле – красная гвоздика, 

Красный клевер. Погляди-ка: 

И лесной шиповник летом 

Весь осыпан красным цветом. 

Видно, люди не напрасно 

Называют лето красным. 

Учащимся предлагается репродукция картины А.А.Пластова «Летом» Слайд 10.

Учитель: Какие выразительные средства использовал художник в своей работе? (Яркая цветовая гамма). Отчего так много теплых тонов в картине? (Лето).

1-й ученик: Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она краски и отправилась она с ними в лес.

5-й ученик /читает стихотворение об осени А.Твардовского/

Меж редеющих верхушек 

Показалась синева. 

Зашумела у опушек 

Ярко-жёлтая листва. 

Птиц не слышно. Треснет мелкий 

Обломившийся сучок, 

И, хвостом мелькая, белка 

Лёгкий делает прыжок. 

Стала ель в лесу заметней, 

Бережёт густую тень. 

Подосиновик последний 

Сдвинул шапку набекрень.

Учащимся предлагается репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень» Слайд 11.

Учитель: Какое впечатление произвела на вас эта картина? (Ощущение светлой радости и грусти перед недолговечной и хрупкой красотой осенней поры). Какие цвета преобладают в картине? (золотой, желтый, синий, голубой с небольшим добавлением зеленого – символизирует полноту жизни).

 Учитель: Ребята, наступила осень. Перечислите признаки осени, которые вам известны.

Конструктор урока (прием «Шаг за шагом»)

/Учащимся предлагается перечислить признаки осени/

Учитель: Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях художников? (Гордость за Родину, восхищение красотой природы, любовь к родному краю).

Каждый из художников выразил свои чувства и переживания, своё отношение к природе. Они проникли в нашу душу, художникам удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы.

Художники, изображающие в своих картинах природу, называются художники-пейзажисты.

  1. Дидактическая игра «Музыкальная загадка»

Учитель: Художник, изображая природу, всегда стремится увидеть, понять, выразить ее настроение и характер (учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Времена года» - «У камелька» - зима, «Песнь жаворонка» - весна, «Песнь косаря» - лето, «Осенняя песнь» - осень)

Учитель: Какое настроение передает этот музыкальный фрагмент? («У камелька» - мечтательное настроение, музыка медленная, с расстановкой; «Песнь жаворонка» - два оттенка настроения от мечтательно-грустного к светлому; «Песнь косаря» - основная мелодия напоминает народные песни; «Осенняя песнь» - в мелодии преобладают грустные интонации – вздохи, затем возникает трепетное воодушевление).

Физкультминутка.

Повороты влево-вправо,

Это лёгкая забава.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно.(Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Отдых кончен наш, ребята,

Нам пора опять за парты. (Дети садятся за парты.)

  1. Творческая практическая деятельность учащихся.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке вы будете изображать пейзаж по представлению.

/Учащиеся выполняют работу индивидуально или в паре по два человека/

1 группа – радостный, светлый пейзаж;

2 группа – мрачный, тоскливый пейзаж;

3 группа – нежный с грустью пейзаж.

Учитель: Настроения пейзажа можно создать холодными, теплыми, глухими или звонкими цветами. Для этого не забывайте использовать цветовую палитру, использовать только локальный цвет - неправильно.

/На доске представлена методическая таблица по цветоведению/

Не забываете о законах перспективы (линейная и воздушная).

Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем больше. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.

Прежде чем вы начнете работу ответьте мне на вопрос: Как правильно компоновать пейзаж? (выбрать как правильно расположить альбом, представить что будешь рисовать, провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения находящиеся дальше, сделать набросок карандашом).

Учащиеся приступают к выполнению практической работы.

В процессе выполнения работы учащимися, учитель контролирует приемы работы, наблюдает, оказывает индивидуальную помощь.

  1. Итог урока.

Выставка и анализ работ

Как можно передать настроение природы на рисунке?

С картинами каких художников мы сегодня познакомились?

Учащиеся оценивают рисунки товарищей.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

Тема урока: "Пейзаж родной земли" ФГОС 4 класс

Тема урока: Пейзаж родной земли. Урок по модели «1 ученик - 1 компьютер».Класс: 4. Программа «Изобразительное искусство 1-4 класс» ФГОС под ред. Б.М. Неменского.2011г....

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

Конспект урока. Письмо. 1 класс.Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»

Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: формировать у учащихся умение проверять написание согласных на конце слова.Планируемые результа...

Конспект урока. Технология. 1 класс. Тема урока: «Одежда, ткань, нитки»

Тема урока: «Одежда, ткань, нитки» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; раскрыть содержание понятий «ткань», выкройкаПлан...

Конспект урока ИЗО 1 класс. Тема урока "Сказка о красках"

В ходе урока первоклассники повторяют знания об основных цветах, полученные на предыдущем уроке,    учатся создавать цветовые  оттенки....

Урок ИЗО 4 класс 1 четверть " Пейзаж Родной земли"

Презентация к уроку "Пейзаж родной земли" по предмету Изобразительное искусство позволяет обьяснить поэтапное рисование пейзажа....