Разработка урока " И муза вечная со мной".
план-конспект урока по музыке (1 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка урока по предмету:
« МУЗЫКА»
1»А» класс
Учитель: Казаналиева У.Ю.
Тема урока: «И муза вечная со мной…!»
Цель: Познакомить учащихся со спецификой урока музыки ; научить простейшим приемам вокально-хоровой работы, правилам дыхание и пения.
Задачи:
Обучающие: пробуждать у детей желание активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.
Развивающие: способствовать расширение кругозора ; развивать детский голос, стремление петь в коллективе.
Воспитывающие: прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятием.
Оборудование: магнитофон, учебно - методический комплект «Музыка» для 1 класса, наглядное пособие для интерактивных досок «Музыка», портреты композиторов: П.И.Чайковского, музыкальные инструменты, нотки – медальки.
Ход урока
Дети под музыку входят в кабинет музыки.
Появляется учитель в образе «Музыкальной феи». Учитель здоровается с детьми.
Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте ребята! Дети: Здравствуйте!
Учитель: Я – Муза , покровительница искусств. Муза вдохновляет художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь, надежду .У каждой феи есть имя . Я Казаналиева Умурабият Юсуповна, учитель музыки и на уроках, мы с вами как на «лесенке» будем подниматься к мастерству и успеху. Я пришла к вам в гости из чудесной музыкальной страны. Музыка всегда «возникает» из тишины. Давайте послушаем тишину перед тем, как звучит музыка.
Какие звуки вы услышали? (ответы детей)
Учитель: Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальных клекот, Самолета громкий ропот , Гул машины на дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка. Это звуки шумовые. Только есть еще другие: Не шуршание, не стука - Музыкальные есть звук . Е.Королева.
Учитель: Наш мир полон звуков, которые издают все предметы: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении ; ваши голоса на перемене…
Учитель: Как можно назвать эти звуки? Дети: Шумовые.
Учитель: Какие еще могут быть звуки? Дети : Музыкальные.
Звучит фрагмент «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.
Учитель: Ребята, вам понравилась музыка? Какими словами можно охарактеризовать? Кто сочиняет для нас музыку? Дети: Композитор.
Учитель: Музыку, которую вы только слышали, написал великий композитор Петр Ильич Чайковский. (Показ портрета)
Учитель: Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей?
Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр.
- Кто руководит оркестром?(дирижер)
-Что же будет с музыкой, если ее некто не услышит?
Чтобы музыка была , ее надо сочинить, затем исполнить , а затем услышать. То есть музыка существует для людей, а не только для тех, кто ее пишет и исполняет.
-Что же необходимо, чтобы музыка существовала?
По мере ответов детей на доске появляются таблички с необходимыми компонентами существования музыки(композитор, исполнитель, слушатель).
Учитель: Ребята, я живу в музыкальной стране, в прекрасном Дворце. Сейчас закройте глаза, я поведу вас в чудесный мир музыки.
(Открыть доску с Домом – дворцом).
Учитель: А для меня музыка стала частью моей жизни. Предлагаю вам открыть окна этого Дворца, выполнив интересные задания , которые я для вас приготовила и вы узнаете мой секрет.
Задание №1.
Откроется 2 окно, если вы отгадаете загадки о музыкальных инструментах ? Кто знает – поднимайте руки. (После ответов детей учитель показывает музыкальные инструменты).
1вариант
- В руки ты ее возьмешь, То растянешь , то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. (Гармонь)
- От гармони он родился, С пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовешь? (Аккордеон)
- У этого инструмента есть струны и педаль, несомненно, это звонкий, Черный глянцевый…(Рояль)
- Опускаем молоточки на железные листочки, И летит веселый звон! Что звучит? (Металлофон)
- Дед Егор еще не старый, внуку сделал он подарок, И теперь у нас Ванютка
Целый день дудит на …(Дудка)
2вариант
Угадайте песни из мультфильмов.
Задание№2 Отгадайте что звучит и я открою 4 букву
Послушайте, как звучат эти инструменты. (Ложки, бубен, барабан, металлофон, пианино). Закройте глаза. Я буду играть на разных инструментах, а вы – угадывать какой инструмент звучит.
Задание№3.Следующее задание называется – «Кто , на чем играет?»
Внимание! Будьте готовы продолжить предложение: На гармошке играет – гармонист. На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. А на балалайке? ( балалаечник) А на скрипке? ( Скрипач) Хорошо! И с этим заданием справились. Открываем 6 букву.
Задание№4. Приготовьтесь детвора, ждет вас новая игра: «Шумит, поет, играет» , ваша задача: определить что шумит , что поет, а что играет.
Например: Лес? – Что делает? – Шумит (потопайте ногами) Оркестр? –Что делает? – Играет( похлопайте руками) Хор? – Поет ( пойте звук А)
Слова для игры : Гроза, певица, город, поезд, хоровод, соловей, рояль, холодильник, саксофон, самовар, ветер, вокальный ансамбль. Открываем 6 букву.
Задание №5.
Интерактивная доска.
-А сейчас я предлагаю вам посмотреть на доску. И послушайте правила игры.
Слушайте произведение и найдите музыкальные инструменты. ( На доске изображены музыкальные инструменты). Открываем 3 буквы.
Задание №6.
Последнее задание называется – «Отгадайте по голосу». Ученик с закрытыми глазами должен узнать по голосу, кто из детей его зовет.
В конце игр открываются все окна дворца, а там слово МУЗЫКА.
Учитель: Ну, что ж, ребята вы справились со всеми моими заданиями и открыли все окна в этом дворце. Так называется чудесная страна, где живу я. И где будут проходить наши уроки. На уроках мы научимся правильному дыханию, которое поможет нам петь красиво и протяжно, узнаем, как бережно относиться к своему голосу, как сделать так чтобы он звучал чисто, будем танцевать, играть на музыкальных инструментах, раскрывая тайны «В мире Музыки».
Учитель: На уроках музыки мы будем выполнять много различных заданий, а верным помощником в нашем путешествии в мир музыки будет наш учебник. Рассмотрите обложку. Что интересного вы заметили?
Дети: (Ответы детей)
Учитель: Ребята , что бы научится управлять своим голосом, нужно знать правила пения.
Правило №1. Перед тем как начать исполнять любимые песни нужно сделать зарядку для голосовых связок, т.е. обязательно нужно распеться , разогреть голос.
Дыхательная гимнастика
- Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнения 2-3 раза.
-Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками , активно работа диафрагмой. Повторить упражнение 2-3 раза.
- Вдох резкими рывками носом, задержка дыхание, медленный ровный выдох через ртом. Повторить упражнение 2-3 раза.
- Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхание и очень медленный выдох опуская руки(шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2-3 раза.
Артикуляционная гимнастика
-«Футбол»: с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.
-«Вальс» : с закрытым ртом, делать круговые движения языком.
-«Туча» и «Солнышко»: вытягиваем губы вперед «в трубочку», затем, растягиваем в широкой улыбке.
-«Лошадка» : «Цокать», при этом губы вперед «в трубочку», затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.
Учитель: После такой разминки мы готовы пению.
(Учитель поет определенный музыкальные фразы, и просить повторить их детей).
Учитель: Как приятно смотреть девочек и мальчиков с хорошей осанкой.
Правило №2.
Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.
Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему нечего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.
Чтобы вы легче смогли усвоить эти правила, я исполню вам песенку, которую вы может, и знаете. А вы слушайте, и выполняйте все, о чем поется в песне.
Песня «Петь приятно и удобно» слова В. Степанова, музыка В.Кистеня.
Если хочешь сидя петь.
Не садись ты как медведь.
Спину выпрями скорей.
Ноги в пол упри сильней.
Раз! Вдох! И запел,
Птицей звук полетел.
Руки, плечи – все свободно.
Петь приятно и удобно.
Ели хочешь стоя петь –
Головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.
Физкультминутка.
Учитель: Человеческий голос очень хрупок, Ваш детский организм растет. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.
Правило №3.
Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.
А хотите узнать, как появляются хорошие песни. Тогда я вам открою 3 секрета.
Секрет№1. Хорошую музыку может сочинить только добрый и веселый человек, а у скучного человека, ничего не получится.
Секрет№2. Веселую песню надо сразу же подарить всем знакомым и друзьям.
Секрет№3. Хорошую песню нужно записать, чтобы не забывать.
Учитель: С помощью, каких знаков записывают музыку?
Для записи слов мы используем БУКВЫ, а для записи музыки используют НОТЫ. Какие вы знаете ноты? Назовите их. Сколько их всего? Да, семь очень таинственное и важное число. Сколько дней в неделе? Сколько цветов радуги? Сколько чудес на свете? Сколько у Белоснежки гномов? Есть сказка «Волк и сколько козлят?» Так сколько нот?
А теперь давайте с вами эти нотки пропоем. Нотный стан.
Учитель достает – нотки медальки.
Учитель: А вот и нотки! Послушайте о чем они просят ?
Расставьте, пожалуйста, нас по местам.
Особый порядок, создайте вы, нам.
Чтоб мы как по лесенке, вверх поднимались,
А после по тем же ступенькам спускались!
(Дети под музыку бегают, с последним ее аккордом выстраиваются в восходящем порядке звукоряда).
Учитель: Наша встреча подошла к концу! Вы мне очень понравились, а кому понравился наш урок, я прошу украсить мой дворец цветами, которые вы найдете в конвертах. И я еще долго буду помнить о таких чудесных детях (дети украшают дворец).
Учитель : Ребята ,у меня есть сестры , добрые феи. Нас девять муз, каждая из которых имеет влияние на определенную область творчества. На следующих уроках я вас с ними познакомлю.
(В конце урока дети встают круг).
Учитель: Что узнали нового на уроке? Чтобы музыка существовала, кто нужен? Для чего обязательно нужно распеваться? Как нужно сидеть и стоять во время пения? Какая самая лучшая награда для музыкантов?
Дети: Аплодисменты.
Учитель: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.
Дети под музыку выходят из кабинета музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку музыки "и муза вечная со мной" 1 класс
"И Муза вечная со мной..."...
«И Муза вечная со мной!»
разработка урока музыки в 1 классе по программе Критской, Сергеевой...
"И муза вечная со мной"
Урок-путешествие в 1 классе...
План конспект урока музыки 1 класс "И муза вечная со мной!"
План конспект урока музыки 1 класс "И муза вечная со мной!"...
Конспект урока для 1 класса "И муза вечная со мной"
И МУЗА ВЕЧНАЯ СО МНОЙВход на урок под музыку П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».Слайд 1.Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами начнём путешествие в...
"И Муза вечная со мной"
Конспект урока....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ. 1 КЛАСС. "И МУЗА ВЕЧНАЯ СО МНОЙ"
Тема урока: «И Муза вечная со мной!»Класс: 1Цель урока: знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.Задачи урока:Дид...