ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ. 1 КЛАСС. "И МУЗА ВЕЧНАЯ СО МНОЙ"
план-конспект урока по музыке (1 класс)
Тема урока: «И Муза вечная со мной!»
Класс: 1
Цель урока: знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.
Задачи урока:
Дидактические:
- сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия «шумовые звуки» и «музыкальные звуки»;
- познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета «Щелкунчик», обратить внимание на образную связь музыки танца Феи Драже с содержанием сказки Э.Гофмана и хореографией;
- побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;
- научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;
Развивающие:
- развивать внимание, слуховую память, воображение;
- способствовать расширению кругозора;
- развивать детский голос.
Воспитательные:
- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
- формировать музыкальный вкус;
- пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 39.34 КБ |
muzyka.pptx | 1.65 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О.: Нестерова Екатерина Викторовна
Тема урока: «И Муза вечная со мной!»
Класс: 1
Цель урока: знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.
Задачи урока:
Дидактические:
- сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия «шумовые звуки» и «музыкальные звуки»;
- познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета «Щелкунчик», обратить внимание на образную связь музыки танца Феи Драже с содержанием сказки Э.Гофмана и хореографией;
- побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;
- научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;
Развивающие:
- развивать внимание, слуховую память, воображение;
- способствовать расширению кругозора;
- развивать детский голос.
Воспитательные:
- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
- формировать музыкальный вкус;
- пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап Урока | Образовате льная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г - групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Организация класса | Создавать мотивацию на учебную деятельность | Словесный | Приветствие, знакомство с классом. Разрешаю тихо сесть. Тссс, секреты мира есть. Прозвенел уже звонок, Начинается урок- Интересная наука О чудесном мире звуков. К нотам тянется рука, Ведь урок наш-…музыка! | Приветствуют учителя стоя. | Ф | ИД | Наблюдение учителя за поведением обучающихся | Устойчивый интерес к музыке и её различным видам музыкально-творческой деятельности | Р- понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее | Учебно-познавательный интерес к новой теме, стремление познавать самого себя |
Актуализация знаний | Назвать тему четверти. Узнать, для чего и зачем нужна музыка, где дети с ней встречались. | Словесный, наглядный | -Назовите тему четверти. -Как вы думаете, зачем нужна музыка? Где вы встречались с ней? -А знаете ли вы, как и когда появилась музыка? -Приглашаю вас заглянуть в далёкое прошлое.(Показ на ИД) | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. | Ф | ИД | Проверка всех ответов на ИД | Устойчивый интерес к музыке и её различным видам музыкально-творческой деятельности | П- осознанно строить речевое высказывание в устной форме Р - учитывать конкретику вопроса учителя и находить точный ответ К- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | |
Сообщение темы, целей и задач урока | Узнать тему урока, названия музыкальных произведений для слушания на уроке | Словесный, наглядный | Прочитайте тему урока. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Кто сможет определить задачи сегодняшнего урока? Для этого давайте пролистаем страницы учебника и посмотрим, какие произведения мы рассмотрим в этой теме. | Отвечают: Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками. Отвечают: История происхождения слова «музыка»; знакомство с понятиями «композитор, исполнитель, слушатель». Слушание «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Знакомство с песней «Песня о школе» Д. Кабалевского Исполнение песни «Песня о школе» учителем. | Ф | ИД, учебник | Проверка ответов на ИД | Общее понятие о значении музыки в жизни человека | П- определять основную и второстепенную задачу Р- понимать учебную задачу урока и стремиться выполнить ее К- отстаивать свою точку зрения тактично, путем приведения аргументов | Широкая мотивационная основа учебной деятельности |
Открытие новых знаний | Обратиться к личности композитора Н.А. Римского-Корсакова, познакомить с особенностями певческих голосов, исполняющих фрагменты из его оперы | Словесный, наглядный, наглядно-слуховой | Чтение сказки «Путешествие в прошлое»: Вот представьте на мгновение: жили-были люди древние... Мимо мамонты шагали, в чаще чудища рычали. Был опасен каждый куст, каждый крик и каждый хруст. Птеродактили от страха мчались прочь из леса в лес. Змеи в зарослях шипели: «Подойди поближе!.. Съем!» Серебром ручьи звенели не приметные совсем. Налетали грозы, ливни с шумом падали с небес. Вот и лев... Довольный вид, ведь охотник древний спит! Всё бы было по-другому, если б люди жили в доме: Никакой упрямый дятел не сумел бы разбудить, Ничего не изменить! Может сто раз, может, двести возвращалась птица к месту... Но оставим ненадолго папу древнего семейства. Древний мальчик взял тростиночку, Сквозь тростинку видно солнце, и травинку, и ромашку. Это кто ещё смеётся?! Здравствуй, добрая букашка! А козявка в трубку нырь! Мальчику обидно: Вдруг из трубочки обычной звук раздался мелодичный. Подхватили птицы трель. Стало радостней теперь! Солнце весело смеётся: папа древний с птицей бьётся, Сын, шагая по тропинке, дует в тонкую тростинку! Из пещеры мама вышла корешки к обеду мыть. Удивилась: «Что я слышу? Что за зверь в лесу шумит?» Осмотрела всё вокруг: «Нет, не зверь. Приятен звук! Тук-тук-тук - так сердце бьётся, вторит свист ему... Он льётся, - Понравилась ли вам сказка? Почему? - А ведь и правда, совсем скоро древние люди научатся мастерить самые настоящие музыкальные инструменты: по одним нужно будет стучать палочкой, в другие дуть. Посмотрите, есть ли на моём столе музыкальные инструменты, которые могли бы поучаствовать в сказке? Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками. -А какой музыкальный инструмент есть у каждого человека? - А похоже ли пение на то, как мы привыкли разговаривать? - Вокруг нас с вами огромное количество разных звуков. Запомните! Звуки, которые гремят, шуршат, гудят, кричат, топают, булькают, свистят, пищат называются шумовыми. Они совсем не похожи на музыку, и вы вряд ли захотите подпевать им или танцевать в их сопровождении. Свой «шумный» голос есть у всего на свете. Он помогает всему живому разговаривать друг с другом, передаёт окружающим очень важную информацию, например, предупреждает об опасности. Прислушайтесь. Подумайте, что вы слышите за окном?.. А теперь обратите внимание на звуки внутри нашей школы... Но с каждым новым веком мир становится всё громче и громче, заставляя нас уставать от его шума. Очень громкие звуки способны навсегда отнять у нас слух. Не приближайтесь к источнику такого звука, старайтесь как можно меньше слушать музыку в наушниках, ведь громкая музыка тоже превращается в опасный шум. Запомните, если вы стали плохо слышать тихие звуки (шелест листьев, журчание ручья, шёпот человеческого голоса), то это уже повод обратиться к врачу. Музыкальные звуки другие: мелодичные, приятные на слух, они могут нарисовать в воображении человека целую историю, рассказать о чувствах человека, его душевных переживаниях. Слушая музыку, мы вместе с её героями и плачем, и смеёмся. И ещё одна очень важная особенность музыкальных звуков - их можно записать специальными значками - нотами! (показ на плакате). А теперь, проверьте себя! Викторина «Музыкальные и шумовые звуки». -Сейчас вы увидите картинки, у каждой свой голос. Мы должны разделить их на две группы – музыкальные звуки слева, шумовые - справа. Будьте внимательны! Проводится викторина. -Молодцы! Вы хорошо поработали! Примите аплодисменты - главную награду для музыкантов! Пришло время музыкальной переменки. Физкультминутка. -Давайте встанем! Музыка - особенное занятие, потому внутри него случаются музыкальные переменки, но даже на перемене мы продолжаем учиться! Сегодня мы познакомимся с песенкой-игрой, состоящей из шумовых и музыкальных звуков. Называется эта песенка-игра - «Сказка берёзового леса». (Приложение 1). Спрячьте руки за спину. Как только в сказке появятся новые герои или события, нужно будет повторять за мной движения, но затем снова руки спрятать. Давайте попробуем. Показ принципа игры на 1 куплете без сопровождения. - В конце сказки я буду считать до трёх, после чего вы должны сказать «Апчхи!» Давайте попробуем: раз, два, три, апчхи! Дети повторяют. - Будьте здоровы! Возвращайтесь на места. История происхождения слова «музыка». -А вы знаете, почему музыку назвали музыкой? - Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции, жители которой считали, что на греческой горе Олимп живут боги, среди них покровители искусств - Апполон и его 9 спутниц - муз. В греческом языке слово «музыка» звучало немного иначе – «мусике», что означало «искусство муз». До сих пор существует легенда о том, что людям, которые что-то создают, сочиняют, придумывают, помогают эти добрые феи - музы. Знакомство с понятиями «композитор, исполнитель, слушатель». -А знаете ли вы, как называют человека, который сочиняет музыку? - Верно. Именно композитор создаёт музыкальное произведение, где при помощи музыкальных звуков передаёт нам свои впечатления и воображаемые картины. Как вы думаете, без кого не может обойтись композитор? -Правильно. В отличие от композиторов, исполнителей у одного музыкального произведения может быть очень много – целый оркестр или хор. Но и это ведь не всё, потому что музыка должна найти людей, которым она будет интересна. Именно для них её сочиняют композиторы, и выступают на сцене исполнители. Кто же эти люди? - А знаете ли вы имена каких-нибудь композиторов? - Среди многих композиторов есть замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский. - Давайте посмотрим на экран и найдём портрет Петра Ильича. Чайковский жил в 19 веке и очень любил театр. Среди его известных на весь мир произведений – музыкальные спектакли-сказки «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». - Но спектакли эти необычные. Не случайно рядом появилось изображение древнегреческой музы Терпсихоры - покровительницы танцев. Запомните это имя. Терпсихора будет с нами всегда, когда мы будем говорить о балете - спектакле, в котором все герои разговаривают на языке танца. - Известна ли вам сказка о Щелкунчике - заколдованном Принце королевства сластей? - Пётр Ильич Чайковский тоже однажды прочёл эту сказку Эрнста Гофмана, после чего сочинил музыку к балетному спектаклю «Щелкунчик». Сочинил и передал её исполнителям - музыкантам оркестра и танцорам, и слушатели теперь могли не только слушать сказку, но и смотреть. А на сцене происходили настоящие чудеса! Вот представьте, в Конфетном королевстве Принца были леденцовые луга, лимонадные реки, сладкие замки, шоколадные деревья и даже сахарная фея по имени Драже. Драже - это сахарная конфета-шарик. Давайте послушаем фрагмент музыки к спектаклю «Щелкунчик», в котором танцует эта замечательная героиня! Но сначала, внимание! Вы видите значок в левом верхнем углу экрана с золотым восклицательным знаком? - Он напоминает школьникам о первом золотом музыкальном правиле - «Музыка начинается с тишины», поэтому во время слушания музыки разговаривать запрещается. Давайте дождёмся тишины... А теперь, в Конфетное королевство!
- Расскажите о своих впечатлениях. Подумайте и ответьте, какие движения пригодились бы балерине, чтобы исполнить танец Феи Драже? Почему вы так считаете? - А теперь сюрприз от музы Терпсихоры - видеофрагмент балета «Щелкунчик».
- Давайте ещё раз назовём имя композитора, написавшего эту музыку. - Кто же был исполнителем? - А кто же был слушателем и зрителем? Знакомство с песней «Песня о школе» Д. Кабалевского
-Понравилась ли вам песенка? Попробуйте придумать для неё название! -Почему вы выбрали такое название? О чём эта песня? Какая она по настроению? Давайте перевернём страничку и узнаем, как назвали эту песенку авторы – поэт и композитор.
| Слушают сказку Отвечают: Да, потому что… Отвечают: Да, это барабан и дудочка. Отвечают: Голос. Отвечают: В пении слова тянутся. Работают по слайду. Классифицируют шумовые и музыкальные звуки. Дети встают около своих парт. Выполняют движения. Садятся за парты Отвечают: Композитор. Отвечают: Без исполнителя. Отвечают: Слушатели. Ответы детей.
Ответы детей. Пётр Ильич Чайковский. Музыканты и балерина. Мы. | Ф | ИД, учебник | Проверка ответов на ИД | Развитое художественное восприятие | П-давать эстетическую оценку музыкальным произведениям; находить связь изучаемого с жизнью. Опора на имеющий жизненный опыт в процессе знакомства с новой информацией. Р-применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях - учитывать конкретику вопроса учителя и находить точный ответ - понимать позицию слушателя; классифицировать шумовые и музыкальные звуки; самоорганизация отдыха на уроке. К-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других - строить монологические высказывания в соответствии с задачами и условиями | Знание основных закономерностей музыкального искусства. Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности; проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии текста; установление обучающимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
Рефлексия | Обобщить знания, полученные на уроке | Словесный, наглядный | -Наше первое занятие музыки подходит к концу. Надеюсь, что теперь вы знаете о музыке гораздо больше. - Какие бывают звуки? -Проверяем! -Как называют человека, который сочиняет музыку? - С творчеством какого композитора мы познакомились? Поднимите сигнальные карточки и покажите, как вы усвоили материал урока: полностью, частично, не усвоили. За ответы на уроке получили отметки: | музыкальные. Музыку сочиняют композиторы. П.И.Чайковский | Ф | ИД, сигнальные карточки разных цветов | Проверка ответов на ИД | Способность к оценке своей учебной деятельности | П- осознанно строить речевое высказывание в устной форме Р-применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях - учитывать конкретику вопроса учителя и находить точный ответ К-уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других | Знание основных закономерностей музыкального искусства |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музыкальное состязание Цели урока: Познакомиться с понятием «музыкальное состязание» Прослушать произведения, связанные с разделом «музыкальное состязание»
Конце́рт (лат. concerto — состязаюсь ) — публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадных номеров.
Композитор - сочинитель музыкальных произведений.
Исполнитель - физическое лицо, творческим трудом которого создано исполнение: артист-исполнитель
Слушатель — тот, кто слушает что-нибудь
Вариацио́нная фо́рма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл , — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».
Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
План конспект урока музыки 1 класс "И муза вечная со мной!"
План конспект урока музыки 1 класс "И муза вечная со мной!"...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Конспект урока для 1 класса "И муза вечная со мной"
И МУЗА ВЕЧНАЯ СО МНОЙВход на урок под музыку П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».Слайд 1.Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами начнём путешествие в...
Технологическая карта урока окружающего мира «Проект «Музей путешествий»» ( УМК " Школа России", 3 класс)
Тема урока: «Проект «Музей путешествий»»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство обучающихся с некоторыми городами России, с их культурой и дост...
Технологическа карта урока окружающий мир Проект «Музей путешествий» (3 класс, УМК Школа России)
Технологическа карта урока окружающий мир Проект «Музей путешествий» (3 класс, УМК Школа России)...