"И муза вечная со мной"
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Спиридонова Светлана Геннадьевна

Урок-путешествие в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_kl._konspekt_uroka_-_i_muza_vechnaya_so_mnoy.doc82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 1 классе

по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема I четверти: “Музыка вокруг нас”.

Тема урока: «И Муза вечная со мной».

Форма урока: урок – путешествие.

Цель: знакомство со спецификой предмета “Музыка” и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.

Задачи.

Образовательные:

  • сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия “шумовые звуки” и “музыкальные звуки”;
  • познакомить с происхождением слова “музыка”, обозначить область “владений” музы Терпсихоры;
  • ввести понятия “композитор”, “исполнитель”, “слушатель”; установить логические связи между их видами деятельности;
  • познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета “Щелкунчик”, обратить внимание на образную связь музыки танца Феи Драже с содержанием сказки Э.Гофмана и хореографией;
  • побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней;
  • научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания;
  • закрепить и систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • развивать внимание, слуховую память, воображение;
  • способствовать расширению кругозора;
  • развивать детский голос.

Воспитывающие:

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
  • формировать музыкальный вкус;
  • пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.

Оборудование урока и методическое обеспечение: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку с использованием видео- и аудиоряда: П.И.Чайковский. Балет “Щелкунчик” Танец Феи Драже

  • раздаточный материал “Бабочки”;
  • ноты песни “Марш первоклассников” на музыку Виталия Алексеева, слова Марины Фроловой.
  • плакат с изображением нот и нотоносца;
  • барабан, дудочка и несколько других инструментов шумового оркестра.

ХОД УРОКА

I. Этап организации класса.

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, учитель!

Разрешаю тихо сесть.

Тсссс, секреты мира здесь.

Прозвенел уже ... (звонок),

Начинается ... (урок) –

Интересная наука

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш - ... музыка!

II. Этап изучения новых знаний.

СЛАЙД 1 - 2  “Титульный лист”

Какой замечательный класс присоединился к нашей дружной школьной компании! Поздравляю вас с очень важным событием – вы стали школьниками! Я буду помогать вам учиться петь, слушать музыку и размышлять о ней, танцевать, сочинять свои песенки, играть на музыкальных инструментах и даже путешествовать!

  • Как вы думаете, зачем нужна музыка?
  • Где вы встречались с ней? (Ответы детей)
  • А знаете ли вы, как и когда появилась музыка? Приглашаю вас заглянуть в далёкое прошлое.

СЛАЙД 3.    “Путешествие в прошлое” (1)

Вот представьте на мгновение:

Жили-были люди древние...

Мимо мамонты шагали, в чаще чудища рычали.

Был опасен каждый куст, каждый крик и каждый хруст.

Птеродактили от страха мчались прочь из леса в лес.

Змеи в зарослях шипели: “Подойди поближе!.. Съем!”

Серебром ручьи звенели не приметные совсем.

Налетали грозы, ливни с шумом падали с небес.

Вот и лев... Довольный вид, ведь охотник древний спит!

Всё бы было по-другому, если б люди жили в доме:

Никакой упрямый дятел не сумел бы разбудить,

Но случилось, как случилось... Ничего не изменить!

С момента пробуждения охотника ничего не комментируем

Слайды 3 – 4 “Путешествие в прошлое” (2)

После того, как древний человек вернётся за дерево

Может сто раз, может, двести возвращалась птица к месту...

Но оставим ненадолго папу древнего семейства.

Есть герой помладше. Вот! Что же он в руках несёт?

Древний мальчик взял тростиночку,

Посмотрел, а в ней две дырочки.

- Вот удача! Буду брать и за природой наблюдать!

Сквозь тростинку видно солнце, и травинку, и ромашку.

Это кто ещё смеётся?! Здравствуй, добрая букашка!

Слайд 5.1 “Путешествие в прошлое” (3)

А козявка в трубку нырь! Мальчику обидно:

Заняла собой всю ширь, ничего не видно!

Он подумал: “Ну, держись!”. Взял и дунул внутрь. Брысь!

Слайд 5.2 “Путешествие в прошлое” (4)

Вдруг из трубочки обычной звук раздался мелодичный.

Подхватили птицы трель. Стало радостней теперь!

Солнце весело смеётся: папа древний с птицей бьётся,

Сын, шагая по тропинке, дует в тонкую тростинку!

Из пещеры мама вышла корешки к обеду мыть.

Удивилась: “Что я слышу? Что за зверь в лесу шумит?”

Осмотрела всё вокруг: “Нет, не зверь. Приятен звук!

Тук-тук-тук – так сердце бьётся, вторит свист ему... Он льётся,

Как прозрачная вода... Так и хочется слова растянуть, как змейку...”

Не заметила сама, как пришла к семейке...

СЛАЙД 6.  “Путешествие в прошлое” (5)

Учитель: Понравилась ли вам сказка? А ведь и правда, совсем скоро древние люди научатся мастерить самые настоящие музыкальные инструменты: по одним нужно будет стучать палочкой, в другие дуть.

  • Посмотрите, есть ли на моём столе музыкальные инструменты, которые могли бы поучаствовать в сказке? (Да, это барабан и дудочка) Верно.
  • А какой музыкальный инструмент есть у каждого человека? (Голос) 
  • А похоже ли пение на то, как мы привыкли разговаривать? (В пении слова тянутся)

Вокруг нас с вами огромное количество разных звуков. Запомните! Звуки, которые гремят, шуршат, гудят, кричат, топают, булькают, свистят, пищат называются шумовыми. Они совсем не похожи на музыку, и вы вряд ли захотите подпевать им или танцевать в их сопровождении. Свой “шумный” голос есть у всего на свете. Он помогает всему живому разговаривать друг с другом, передаёт окружающим очень важную информацию, например, предупреждает об опасности.

  • Прислушайтесь. Подумайте, что вы слышите за окном?..
  • А теперь обратите внимание на звуки внутри нашей школы...

Музыкальные звуки другие: мелодичные, приятные на слух, они могут нарисовать в воображении человека целую историю, рассказать о чувствах человека, его душевных переживаниях. Слушая музыку, мы вместе с её героями и плачем, и смеёмся. И ещё одна очень важная особенность музыкальных звуков – их можно записать специальными значками - нотами! (показ на плакате). 

СЛАЙД 7.    Сейчас вы увидите картинки, у каждой свой голос. Мы должны разделить их на две группы – музыкальные звуки слева, шумовые - справа. Будьте внимательны!

Викторина “Музыкальные и шумовые звуки”

Молодцы! Вы хорошо поработали! Примите аплодисменты – главную награду для музыкантов! Пришло время музыкальной переменки.

СЛАЙД 8.    “Музыкальная переменка”

Учитель: Давайте встанем!  Музыка – урок особенный, потому  внутри него случаются музыкальные переменки, но даже на перемене мы продолжаем учиться! Сегодня мы познакомимся с песенкой-игрой, состоящей из песенки и танцевальных движений. Слушайте внимательно слова в песенке и повторяйте движения о которых поётся. Будьте внимательны.

Дети танцуют физкульт-минутку «Вперёд 4 шага»

  • Молодцы ребята, понравилась вам такая музыкальная игра?
  • А знаете ли вы, как называют человека, который сочиняет музыку? (Композитор) 

СЛАЙД 9.    “Композитор, исполнитель, слушатель” 

Верно. Именно композитор создаёт музыкальное произведение, где при помощи музыкальных звуков передаёт нам свои впечатления и воображаемые картины.

  • Как вы думаете, без кого не может обойтись композитор? (Без исполнителя)

Правильно. В отличие от композиторов, исполнителей у одного музыкального произведения может быть очень много – целый оркестр или хор. Но и это ведь не всё, потому что музыка должна найти людей, которым она будет интересна. Именно для них её сочиняют композиторы, и выступают на сцене исполнители.

  • Кто же эти люди? (Слушатели) 
  • А знаете ли вы имена каких-нибудь композиторов? (Ответы детей)

Оглянитесь вокруг. Сколько таинственных незнакомцев в классе! Все они - композиторы. Среди них есть и портрет замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.

СЛАЙД 10.    “П.И.Чайковский”

Чайковский жил в 19 веке и очень любил театр. Среди его известных на весь мир произведений – музыкальные спектакли-сказки “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”.

СЛАЙД 11.    “Щелкунчик”

  • Известна ли вам сказка о Щелкунчике – заколдованном Принце королевства сластей? (да) 

Пётр Ильич Чайковский тоже однажды прочёл эту сказку Эрнста Гофмана, после чего сочинил музыку к балетному спектаклю “Щелкунчик”. Сочинил и передал её исполнителям - музыкантам оркестра и танцорам, и слушатели теперь могли не только слушать сказку, но и смотреть. А на сцене происходили настоящие чудеса! Вот представьте, в Конфетном королевстве Принца были леденцовые луга, лимонадные реки, сладкие замки, шоколадные деревья и даже сахарная фея по имени Драже. Драже – это сахарная конфета-шарик. Давайте послушаем фрагмент музыки к спектаклю “Щелкунчик”, в котором танцует эта замечательная героиня!

Но сначала, внимание! Вы видите значок в левом верхнем углу экрана с золотым восклицательным знаком? (Да) Он напоминает школьникам о первом золотом музыкальном правиле – “Музыка начинается с тишины”, поэтому во время слушания музыки разговаривать запрещается. Давайте дождёмся тишины... А теперь, в Конфетное королевство!

Слушание: П.И.Чайковский. Балет “Щелкунчик” Танец феи Драже”

Государственный Академический симфонический оркестр СССР.

Дир. Евгений Светланов

триггер для аудиофрагмента – кнопка

Учитель: Расскажите о своих впечатлениях.

  • Подумайте и ответьте, какие движения пригодились бы балерине, чтобы исполнить танец Феи Драже? Почему вы так считаете? (Ответы детей). 

А теперь сюрприз от музы Терпсихоры – видеофрагмент балета “Щелкунчик”.

Видеофрагмент: П.И.Чайковский. Балет “Щелкунчик” Танец феи Драже” (1:05)

  • Давайте ещё раз назовём имя композитора, написавшего эту музыку (Пётр Ильич Чайковский)
  • Кто же был исполнителем? (Музыканты и балерина)
  • А кто же был слушателем и зрителем? (Мы)

III. Пение

СЛАЙД 12.    “Наша песенка”

  1. Респевка: упражнения на дыхание.

Учитель: А теперь пришло время замечательной школьной песенки! Открываем новую страничку!.. Но где же песенка? Вместо неё – большая сказочная бабочка. Появилась она здесь не случайно. Посмотрите на картинки. Что вы видите на них? (Шторм на море, ветер в осеннем парке, одуванчик и дуновение человека) Этими значками бабочка напоминает нам о правильном дыхании, ведь все песенки на свете – живые, им обязательно нужно дышать! Давайте встанем.

- Возьмите за ниточку бабочек, которые лежат у вас на краю стола. Давайте подуем на них сильно-сильно так, как если бы вдруг начался шторм. Посмотрите, ваша бабочка испугалась и очень хочет улететь от вас. Как вы думаете, можно ли петь с таким злым, порывистым дыханием? (Нет) Верно. Если бы мы сейчас пели, то получился бы крик, который может навсегда лишить человека голоса. Кричать вредно!

http://festival.1september.ru/articles/625173/img3.jpg

 - А теперь, подуйте на бабочку слабее, не раздувайте щёки – так, словно это делает осенний ветер, когда играет с листьями в парке. Заметили, вы смогли дуть на бабочку дольше, но она не улетает далеко, стала почти ручной? Это уже гораздо ближе к пению.

- А теперь подуйте на бабочку легко-легко, как на одуванчик. Видите, она совсем успокоилась.

- А теперь отложите бабочек, пусть они немного отдохнут. Для того, чтобы ваш голос при пении зазвучал красиво, мы должны научиться не только выдоху, но и вдоху. Встаньте ровно. Представьте, что перед вами букет душистых цветов. Сделайте глубокий вдох носом (не поднимаем плечи) – задержали аромат и медленно выдохнули (повторяем 4-5 раз).

- А теперь представьте, что из самого большого цветка букета выглянул усатый жук. Давайте сделаем короткий вдох удивления, задержим дыхание и медленно выдохнем (повторяем несколько раз).

- Снова возьмите в руки бабочек и попробуйте сделайте едва заметный вдох, задержите дыхание и тихонько подуйте на бабочку. Очень надеюсь, что сейчас она закружится в долгом вальсе. Вот так (показ учителя).

Молодцы, дорога к песенке открыта. Верните бабочек на край стола, садитесь и ещё раз вспомните первое золотое музыкальное правило: “Музыка начинается ... с тишины”.

  1. Исполнение песни.

Исполнение учителем песни “Марш первоклассников”

м. Виталия Алексеева, сл. Марины Фроловой.

  • Понравилась ли вам песенка? Попробуйте придумать для неё название! (Ответы детей) 
  • Почему вы выбрали такое название?
  • О чём эта песня?
  • Какая она по настроению?
  • Давайте перевернём страничку и узнаем, как назвали эту песенку авторы – поэт и композитор.

СЛАЙД 13.    

Разучивание припева и 1 куплета песни (под аккомпанемент фортепиано).

  • Певческая установка (второе “Золотое правило”);
  • Работа с текстом (декламация в ритме песни);
  • Исполнение мелодии на слоги “ку”, “ли”, “ля”;
  • Соединение мелодии и текста. Контроль дыхания;

IV. Этап закрепления новых знаний.

Учитель: Наш первый урок музыки подходит к концу. Надеюсь, что теперь вы знаете о музыке гораздо больше, чем в начале урока. Приготовьтесь к испытанию “Семь вопросов от ….

  1. Звуки бывают игровые и шумовые. Верно? (игровых звуков нет, есть музыкальные).
  2. Человек, который сочиняет музыку – писатель? (композиторы)
  3. Пётр Ильич Чайковский – русский поэт? (композитор) 
  4. Музыкальный спектакль Чайковского, в котором танцует сахарная Фея Драже, называется “Смешарики”? (“Щелкунчик”)
  5. Исполнитель – в зрительном зале, а слушатель – на сцене. (всё наоборот)
  6. Для записи музыки композиторам требуются буквы (ноты)
  7. Слушатели благодарят исполнителей за выступление аплодисментами? (Верно)

Учитель: Молодцы! Вы успешно прошли своё первое музыкальное занятие, потому можете поаплодировать друг другу. А теперь, пришла пора сказать вам “до свидания”, но прощание у нас, как и приветствие, - тоже музыкальное:

- Мой урок окончен!

- До свидания!

СЛАЙД 13.    До новых встреч!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«И Муза вечная со мной!»

разработка урока музыки в 1 классе по программе Критской, Сергеевой...

План конспект урока музыки 1 класс "И муза вечная со мной!"

План конспект урока музыки 1 класс "И муза вечная со мной!"...

Разработка урока " И муза вечная со мной".

Разработка урока " И муза вечная со мной"....

Конспект урока для 1 класса "И муза вечная со мной"

И МУЗА ВЕЧНАЯ СО МНОЙВход на урок под музыку П. Чайковского  «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».Слайд 1.Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами начнём путешествие в...

"И Муза вечная со мной"

Конспект урока....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ. 1 КЛАСС. "И МУЗА ВЕЧНАЯ СО МНОЙ"

Тема урока: «И Муза вечная со мной!»Класс: 1Цель урока: знакомство со спецификой предмета «Музыка» и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений.Задачи урока:Дид...