Дополнительная общеразвивающая программа по вокалу "Чистый голос"
рабочая программа по музыке
Дополнительная программа по вокалу разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, предназначена для ребят в возрасте 7-10 лет. Может быть использована для внеурочной деятельности в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistyy_golos.docx | 63.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №5»
Рассмотрена на заседании ЭМС Утверждаю
Протокол №5 от 23.01.2014 Директор МБОУ «Школа №5»
___________Т.В.Курбанова
Рекомендована к реализации 27.01.2014г.
педагогическим советом
Протокол № 10 от 27.01.2014г.
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей
вокальный кружок «Чистый голос»
Срок реализации: 612 час
Автор – составитель:
Круглова Я.Э, учитель музыки
г. Муравленко, 2014
Пояснительная записка
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Программа дополнительного образования по постановке голоса предназначена для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы, имеющих разные стартовые возможности.
В данных условиях программа по вокалу «Чистый голос» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Новизна программы состоит в применении элементов методики обучения эстрадно - джазового мастерства.
Особенность программы позволяет расширить возможности образовательной области «Музыка», «Искусство»; ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников, разных возрастных групп, в вокальной студии на 3 года обучения.
Программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Данная программа является компилятивной и составлена на основе методических пособий:
- 30% - Пилипенко, Л. Л. Особенности работы в детской эстрадно-музыкальной студии / Л. Л. Пилипенко, Л. Н. Пичугина. - Методические рекомендации. - Екатеринбург, 2003.
- Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Просвещение, 1989.
- 45% - Л. Л. Пилипенко, К. П. Матвеева.
- Методика обучения эстрадно-джазового мастерства. – Екатеринбург, 2000. Степняк, Ю. В. Значение эстрадно-джазового искусства в процессе профессиональной подготовки учителя музыки. – Екатеринбург, 2001.
- 25% - Семянникова, О. В. Основы вокальной работы с учащимися общеобразовательной школы в вокальных кружках. - Екатеринбург, 2001.
Программа предусматривает метапредметные связи с искусством, литературой, ритмикой, актерским мастерством.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоящих из теоретической и практической частей.
Основная идея программы – создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого обучаемого, для его самореализации. Особое внимание уделено становлению духовного мира детей, развитию их культурных потребностей, эстетического воспитания, созданию условий для формирования системы нравственных ценностей, коммуникативной культуры.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Отличительной особенностью данной программы является:
- программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса изучения вокального искусства, преемственность в решении задач и гармонического развития учащихся, воспитание художественно-эстетического отношения к окружающему миру, познавательного интереса к изучаемому курсу;
- программа дает возможность обучающимся гибко планировать образовательный маршрут, изучая предложенный материал по модулям;
- создает предпосылки для достижения высоких творческих результатов через вокальную технологию, работу с юными вокалистами, разработанную Т.В.Охомуш, технологию творческого проектирования
.
Музыкальную основу программы составляют произведения современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности.
Песенный репертуар подбирается в соответствии с возможностями воспитанников, его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирования.
Цель: Сформировать и исполнительские вокальные навыки, через активную музыкально – творческую деятельность
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен
- Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
- Расширить знания обучающихся о музыкальной культуре и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства;
Развивающие:
- -выявлять и развивать певческие задатки учащихся и создавать
- такой режим жизнедеятельности голосового органа, в условиях которого могли бы наилучшим образом проявляться певческие задатки каждого обучающегося;
- -развивать у детей музыкальные способности (музыкальную память, музыкальный слух, чувство музыки), эстетические чувства
- и понимание прекрасного;
- -развивать музыкально-слуховые представления – основу обучения навыкам пения;
- -развивать музыкально-исполнительские навыки – чистоту интонации, ансамблевость в пении, интонационный строй;
- -развивать интеллектуальный потенциал личности ребёнка.
-образовательные:
-овладевать знаниями, умениями и навыками элементарных основ вокального исполнительства;
-углублять музыкально-теоретические знания для обеспечения безотрывности индивидуально-вокального образовательного процесса;
-воспитательные:
-формировать устойчивый интерес к вокально-исполнительской деятельности;
-воспитывать интерес и любовь к вокальному искусству;
-воспитывать творческую волю, целеустремлённость;
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- сольное, ансамблевое и хоровое пение,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Программа рассчитана на 3 года обучения (6 нед/ч; 204 час.за год; 612 ч. за три года обучения; из них - 85% отводится на практику)
1 год обучения – 6 недельных часов; 204 часов за год:
Группа начального обучения. Работа с солистами
модуль: «Введение» (25 часов; 10 часов – теория; 15 часов – практика);
модуль: «Звуковедение» (72 часа; 12 часов – теория; 60 часов – практика);
модуль: «Свободное применение различных штрихов в зависимости от ситуации» (62 часа; 12 часов – теория; 50 часов – практика);
модуль: «Работа над вокальным произведением» (24 часа; 5 часов – теория; 19 часов – практика);
2 год обучения – 6 недельных часов; 204 часа за год
Модуль: «Вибрато»
Модуль: «Атакующее вибрато»
Модуль: «Расширение диапазона»
Модуль: «Работа над вокальным произведением»
3 год обучения
Модуль: «Ансамбль»
Модуль: Обучение «самостоятельному пению» - акапелла.
Модуль: «Формирование сценической культуры»
Модуль: «Работа на сцене. Воплощение концертного номера»
Метапредметные связи.
Методы работы.
Репродуктивный, творческий, метод импровизации и сценического
движения
Программа рассчитана на 1 год обучения. Имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Формы организации учебной деятельности:
Основные формы работы – индивидуальные и групповые занятия.
Образовательная программа вокальной студии предусматривает формирование универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- Исполнительские
- Культурологические;
- Креативные;
- Здоровьесберегающие;
- Коммуникативные.
Условия реализации программы:
- Организация занятий во внеурочное время;
- Правильно подобранный репертуар.
Методическое обеспечение – приложение 1
Техническое обеспечение - микрофоны, микшерный пульт, динамики, СD и DVD проигрыватели, фортепиано, ростовые зеркала и наглядные пособия.
В результате освоения программы прогнозируются следующие результаты.
Воспитанники будут знать:
- основы музыкальной грамоты;
- навыки вокально-хоровой деятельности;
- элементарные представления о голосовом аппарате, о резонаторах;
- культуру поведения на сцене.
- правила техники безопасности;
Воспитанники будут уметь:
- исполнять вокальные произведения различных стилей с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция);
- вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении;
- исполнять простые и сложные вокальные произведения, двухголосные песни;
- исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосья – подголоски;
- двигаться под музыку, не бояться сцены.
Воспитанники будут иметь опыт:
- работы в вокальном ансамбле;
- слушания одновременно звучащих голосов, ведения собственной мелодической линии;
- работы с микрофоном.
II.Содержание работы
1 год (5ч/н. = 170ч/г.)
- Раздел – работа с солистами
Теория – 19ч.
Практика 96ч.
- Певческая установка
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (10-15мин.)
- Певческая установка (5ч.) Посадка певца, положение
корпуса, головы, беседа о гигиене голосового аппарата.
- Навыки пения (5ч.) Определение правильной «стойки»;
навыки пения сидя.
- Певческое дыхание (5ч.) Дыхание перед началом пения;
понимание дыхания в «диафрагму».
- Определение глубокого и активного вдоха (5ч.) Упражнение
на разработку диафрагмы («насос», «обними себя», «сдутый шарик» и т. д.).
- Три позиции дыхания (5ч.) Наклоны влево, вправо и вниз.
Ощущения диафрагм во всех позициях вдоха. Упражнения на ощущения мышц, задействованных в вокальном дыхании (мышцы спины, живота, тазобедренные мышцы).
- Одновременный вдох и начало пения (5ч.) Дыхание перед
началом пения. Определение глубокого и активного вдоха; различные упражнения на активный и глубокий вдох, чередующиеся упражнения.
- Смена дыхания в процессе пения (5ч.) Понятие
«придыхательная» система, чередующиеся упражнения на быструю смену дыхания; закрепление.
- Работа над звуком.
- Музыкальность звука, его высота (5ч.) Звуковедение,
естественный свободный звук на опоре, на дыхании.
- Работа над чистотой интонирования (5ч.) Мягкая и
твердая атака звука.
- Разучивание певческих гласных (5ч.) Позиции вдоха на
каждую согласную; на какие мышцы опираются гласные.
- Переходные звуки (5ч.) Работа над примарными звуками;
упражнение на их «сглаживание»; соединение всех регистров без искажения.
- Расширение диапазона голоса (5ч.) Упражнение на
расслабление связок, освобождения их от зажима; упражнения на улучшение качества «высоких» звуков.
Мягкая атака звука. Определение правильного вдоха для мягкой атаки звука.
- Способы формирования гласных (5ч.) Способы их
формирования в различных регистрах (грудной, головной и средний регистр).
- Округление гласных (5ч.) Понятие «чем выше звук, тем
больше рот». Упражнения на правильную позицию рта, на «поднятие» нёба («купола»).
- Твердая атака звука (5ч.) Понятие «вибрато». Твердая атака
на вибрато; упражнение на активный вдох и одновременного пропевания гласных.
- Способы формирования согласных (5ч.) Работа над
соединением среднего и головного регистра; понятие звука «посередине».
- Артикуляционные задачи.
- Понятие об артикуляционном аппарате (5ч.) Развитие
согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
- Дикция (5ч.) Упражнение на освобождение
артикуляционного аппарата от напряжения («губная вибрация»).
Разучивание скороговорок сначала совсем в медленном темпе, постепенно увеличивая его, для хорошей разминки губ, щек и языка.
- Музыкально-теоретическая подготовка.
- Развитие музыкальной памяти, слуха (5ч.)
Самостоятельный подбор и разучивание «второго» голоса;
- Основы нотной грамоты (5ч.) Обучение
«самостоятельному пению» - акапелла, а так же чистому самостоятельному интонированию.
- Формирование сценической культуры.
- Работа с фонограммой (5ч.) Обучение пользованию
фонограммой с помощью аккомпанирующего инструмента в классе.
- Работа над образом (5ч.) Умение держаться на сцене,
чувствовать себя расковано; освобождение от внутренних зажимов; Раскрытие музыкального образа; психологические тренинги на снятие зажима с лица и тела.
- Работа на сцене (5ч.) Подбор подходящих к образу
движений, постановка театральных движений, использование ритмики. Репетиции. Пение под фонограмму «минус», подбор
костюмов, внедрение театрализации в концертный номер.
Воспитанники будут знать:
- элементарные представления о голосовом аппарате, о резонаторах;
- определение правильной «стойки»; навыки пения сидя.
- основы музыкальной грамоты;
- три позиции дыхания, мышцы, задействованные в вокальном дыхании (мышцы спины, живота, тазобедренные мышцы).
- способы формирования гласных;
- основы нотной грамоты;
- культуру поведения на сцене;
Воспитанники будут уметь:
- исполнять вокальные произведения различных стилей с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция);
- вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении;
- исполнять простые и сложные вокальные произведения;
- исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосья – подголоски;
- в быстром темпе произносить скороговорки;
- двигаться под музыку, не бояться сцены.
Воспитанники будут иметь опыт:
- ведения собственной мелодической линии;
- работы с микрофоном.
II.I Учебно – тематический план по работе с солистами
№п/п | Тема занятий | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Певческая установка. Посадка певца. | 6 | 9 | 15 |
2. | Работа над дыханием, определение трех позиций; определение глубокого и активного вдоха; работа с упражнениями на правильное дыхание | 3 | 24 | 25 |
3. | Звуковедение. Работа над чистотой интонирования; переходные звуки; разучивание певческих гласных и согласных. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса; атака звука, скачки. | 5 | 35 | 40 |
4. | Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией. | _ | 10 | 10 |
5. | Музыкально-теоритическая подготовка. Основы музыкальной грамоты. Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. | 5 | 5 | 10 |
6. | Формирование сценической культуры. Раскрытие музыкального образа, работа с микрофоном, фонограммой «минус», разучивание движений подходящих песне. Подбор костюмов; внедрение театрализации. | _ | 15 | 15 |
7. | Всего: | 19 | 96 | 115 |
II.II. Раздел – работа с ансамблем (55ч.)
Теория – 3ч.
Практика – 52ч.
- Певческая установка.
- Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (10-15мин.)
- Певческая установка (5ч.) Посадка певца, положение
корпуса, головы, беседа о гигиене голосового аппарата..
- Певческое дыхание (5ч.) Дыхание перед началом пения;
понимание дыхания в «диафрагму».
- Три позиции дыхания (5ч.) Наклоны влево, вправо и вниз.
Ощущения диафрагмы во всех позициях вдоха. Упражнения на ощущения мышц, задействованных в вокальном дыхании (мышцы спины, живота, тазобедренные мышцы). Навыки цепного дыхания
- Работа над звуком.
- Музыкальность звука, его высота (5ч.) Звуковедение,
естественный свободный звук на опоре, на дыхании.
- Работа над чистотой интонирования (5ч.) Мягкая и
твердая атака звука.
- Артикуляционные задачи.
- Понятие об артикуляционном аппарате (5ч.) Развитие
согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).
- Дикция (5ч.) Упражнение на освобождение
артикуляционного аппарата от напряжения («губная вибрация»). Разучивание скороговорок сначала совсем в медленном темпе, постепенно увеличивая его, для хорошей разминки губ, щек и языка.
- Формирование чувства ансамбля.
- Коллективная работа (5ч.) Выработка активного унисона
(чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения, выработка коллективного «сотрудничества".
- Разучивание вторых голосов, соединение с первыми (5ч.)
Деление на несложные двухголосные партии, постепенное «включение» голосов путем канона; разучивание скороговорок в секунду и каноном. Работа над чистотой строя.
- Ведение собственной партии (5ч.) Ведение второго голоса
как отдельный самостоятельный голос, без помощи основного первого.
- Сводные репетиции.
- Формирование сценической культуры (5ч.) Сводные
репетиции, пение под фонограмму; разучивание одинаковых движений; подбор музыкального образа; подбор движений.
- III. Учебно – тематический план по работе с ансамблем
№п/п | Тема занятий | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Певческая установка. | 1 | 4 | 5 |
2. | Прослушивание голосов. Певческая установка. Дыхание. Навыки цепного дыхания. | 1 | 9 | 10 |
3. | Вокальная позиция. Работа над звуковедением. Работа над фразировкой и выразительным исполнением. | 1 | 9 | 10 |
4. | Дикция. Работа над артикуляцией и дикцией. | _ | 10 | 10 |
5. | Двухголосье. Развитие навыков двухголосного пения. Работа над чистотой строя. | _ | 15 | 15 |
6. | Сводные репетиции, пение под фонограмму; разучивание одинаковых движений; подбор музыкального образа. Работа с микрофоном; подбор костюмов, подходящих к содержанию песни.
ВСЕГО: | _ 3 | 5 52 | 5 55 |
Воспитанники будут знать:
- элементарные представления о голосовом аппарате, о резонаторах;
- определение правильной «стойки»; навыки пения сидя.
- основы дыхания, цепного дыхания;
- основы музыкальной грамоты;
- культуру поведения на сцене;
Воспитанники будут уметь:
- исполнять вокальные произведения различных стилей с использованием приобретенных вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция);
- вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении;
- исполнять простые и сложные вокальные произведения;
- исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосья – подголоски;
- двигаться под музыку, не бояться сцены.
Воспитанники будут иметь опыт:
- ведения собственной мелодической линии;
- работы в коллективе;
- работы с микрофоном.
- Приложение
Календарно – тематическое планирование
Примерный репертуарный план вокальной студии
III. Список литературы
- Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: /Учеб.пособие: в 2 кн./Е. И. Рогов. - Кн. 1.- М.: ВЛАДОС, 2001. – 81 с.
- Красилов, А. И. Психология обучения художественному творчеству [Текст]: Учеб. пособие для психологов и педагогов /А. И.Красилов. - М.: ин-т практ. психологии, 1998. – 55 с.
- Ильина, Т. В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. [Текст]: /Т. В.Ильина - Ярославль, 2000. – 23-39 с.
- Долинская, Е. В. История современной отечественной музыки. Вып. 3./ [Текст] / Е. В.Долинская. - М.: 2001. – 22-25 с.
- Немов, Р. С. Психология: В трех книгах [Текст] / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2000.-Т.1. – 688 с
6. Алиев, Ю. Б. Подросток-музыка-школа. Вопросы методики музыкального воспитания детей. [Текст] / Ю. Б.Алиев. - М.: Просвещение, 1975. - 196с.
7. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / О. А.Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
8. Апраксина, О. А. Музыка в воспитании творческой личности. [Текст] / О. А.Апраксина. - М.:1964. - 364 с.
- Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988,594 с.
- Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А. С. Белкин. - Ч. 1-я. Свердловск.: 1990. – 104 с.
- Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как её создать [Текст] / А. С. Белкин. - М.: ВЛАДОС, 1991. - 214с.
- Бруднов, А. М. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования. Воспитание школьников [Текст] / А. М. Бруднов. - М.: Просвещение, 1996.- №4. - 342 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выгодский. - М.: Просвещение, 1996. - 536 с.
- Гембицкая, Е. Я. Музыкальное воспитание в старшем школьном возрасте [Текст] / Е. Я. Гембицкая.- Музыкальное воспитание в школе. Вып.11, М.: Просвещение, 1976. - 120 с.
- Гембицкая, Е. Я.. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы [Текст] / Е. Я. Гембицкая. - М.: Музыка, 1970. - 118с.
- Гембицкая, Е. Я. Расширение музыкального кругозора учащихся. Музыкальное воспитание в школе [Текст] / Е. Я. Гембицкая. - М.: Музыка, 1964. - вып. № 3. - 125 с.
- Давыдов, В. В. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1991. - 591 с.
- Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Просвещение, 1989. - 416 с.
- Евладова, Е. Б. Дополнительное образование: проблемы и перспективы развития [Текст] / Е. Б. Евладова, Л. А. Николаева. – Педагогика. - 1995,. - № 5. - 120 с.
- Зборовский, Г. Е. Социология образования [Текст] / Г. Е. Зборовский. - В 2-х ч. Ч. 1. Социология допрофессионального образования. – Екатеринбург.: 1993. - 120 с.
- Кальниченко, З. К. Формирование готовности к самообразованию у школьников разного возраста [Текст] / З. К. Кальниченко. - Музыкальное образование и воспитание учащейся молодёжи: Свердл. гос. Пед. ин-т. - Свердловск.: 1989. - 120 с.
- Кнебель, М. О. Слово о творчестве актёра. [Текст] / М. О. Кнебель. - М.: Просвещение, 1970. - 159с.
- Корина, Г. Проблемы обновления деятельности учреждений дополнительного образования [Текст] / Г. Корина, С. Сальцева. - М.: Школа, 1997. - № 2.- 585 с.
- Краковский, А. О. О подростках [Текст] / А. О. Краковский. - М.: Просвещение, 1970. - 90 с.
- Кузнецов, В. Т. Работа с самодеятельными оркестрами и ансамблями [Текст] / В. Т. Кузнецов. - М.: Музыка, 1981. - 148с.
Примерный репертуарный план для вокальной студии
- Ансамбль « Вдохновение». ПОП-хор Валерия Серебренникова.
Тюмень, 1993; - Дунаевский М.И. « 33 коровы». М., « Дрофа». 2002;
- « За пол часа до весны». Песни на ст. Наума Олева. М., 1986;
- « Когда тебе 16». Лирические песни для старшеклассников. Сов. Композитор. Ленинград, 1984;
- Марченко Л. Детские песни о разном. Вып. 1-3. Ростов на Д., 2000-2002;
- Музыка в школе 5-8 классы. М., МИРОС, 1993;
- «Музыка души» сб. стихов и песен юных авторов. Екатеринбург, 1999;
- Ушакова О.В. « Кошачьи истории». Екатеринбург, 1998;
- Фролова И. « Весёлый гном». Екатеринбург, 2000;
- Фролова И. « Музыкальный городок». Екатеринбург, 1999;
11.Фролова И. «Полюбите сердцем всё, что я люблю». Екатеринбург, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной общеразвивающей про...
Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"
Программа «Вокальная студия» адресована учащимся дошкольного и младшего школьного возраста. Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется по двум...
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)
Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...