Конспект интегрированного урока по ИКН и музыке
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
Интегрированный урок с применением проектной технологии.
Ведущий метод: проблемно-поисковый.
Цель: путем интеграции предметов способствовать более прочному усвоению и расширению знаний обучающих о родном крае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок по ИКН и музыке. | 79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Чудо - богатыри земли Марийской
Тип урока: интегрированный (музыка и ИКН)
Форма урока: интегрированный урок с применением проектной технологии.
Ведущий метод: проблемно-поисковый
Цель: путем интеграции предметов способствовать более прочному усвоению и расширению знаний обучающихся о родном крае.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представления о былинах, о типах былинных героев и первой марийской опере
- расширить словарный запас обучающихся в рамках изучаемой темы: старина, сказитель, имена героев и их особенностями в музыкальной речи;
- обратить внимание на элементы музыкальной выразительности, которыми пользовался композитор для создания музыкальных образов
- сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных темах
- закрепить полученные знания и подготовить к подробному разговору о богатырях земли Марийской.
Воспитательные:
- способствовать патриотическому воспитанию детей
- воспитывать бережное отношение к марийским традициям и исторически сложившимся символам марийской земли
- формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства
- пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей малой Родины
Развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях
- развивать речь и умение, слушая, слышать
- расширить представления об истории родного края
Формирование УУД на уроке:
Личностные - понимание значения истории и культуры народов Марий Эл в жизни общества; опыт сотворчества в процессе восприятия, музицирования. Уметь самостоятельно делать свой выбор в мире ценностей мыслей и чувств. Уметь применять имеющиеся навыки и умения в технике литературной и музыкальной деятельностях.
Познавательные – уметь находить сходство и различия в литературных и музыкальных жанрах, уметь строить логические рассуждения, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Логические - умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития музыкального и художественного образа.
Регулятивные - учиться работать по предложенному учителем плану, уметь организовать свою деятельность.
Коммуникативные - уметь слушать и понимать высказывания сверстников, уметь пользоваться языком литературного и музыкального искусства, уметь сотрудничать в процессе образовательной деятельности со своими одноклассниками
Оборудование урока и методическое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, фортепиано
- презентация к уроку
- аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений:
а) клятва Актатыра из оперы Э.Сапаева
б) хор батраков из оперы Э.Сапаева
в) песня «Россия – ты моя звезда»
ХОД УРОКА
I Организационный момент. На фоне звучания марийской мелодии – слова приветствия:
1. Здравствуйте те, кто с радостью шел сегодня в школу!
2. Здравствуйте те, кто любит узнавать новое!
1. Здравствуйте те, кто пришел сегодня посмотреть на нас!
2. Здравствуйте все!
II Вхождение в тему урока.
Постановка проблемы. Музыка какого народа прозвучала?
- Как вы думаете, почему прозвучала эта мелодия?
Сообщение темы. Учитель: Да, совершенно верно. Сегодня мы приглашаем вас совершить удивительное путешествие по земле Марий Эл.
Учитель: У нас сегодня необычный урок – урок истории культуры народов Марий Эл и музыки. Тема: «Чудо богатыри земли Марийской»
Общая ниточка, которая связывает эти два предмета вместе – это наша малая родина, Республика Марий Эл. Марий Эл – по-марийски, значит марийский край, край, где мы родились, это наша Родина.
Слайд 1 «Природа РМЭ» Звучит стихотворение (звучание стиха в фонограмме)
«Я люблю тебя, край марийский
Край зеленый, лесной, озерный,
Ты лежишь в стороне Российской
Возле Волги большой просторной…»
Учитель Мы с вами должны хорошо знать свой родной край, охранять и беречь его природу, национальные обычаи и традиции.
Интеллектуальная разминка
«Дружно всей командой!» Дружно всей командой участники отвечают на вопросы:
Вопросы для команды 1 ряда
- Название нашей республики? ( Марий Эл).
- Как называется столица республики? (г. Йошкар-Ола).
- На какой реке расположен г. Йошкар-Ола? (Малая Кокшага).
- Известные озера нашей республики? (Яльчик, Чуркан, Карась, Шап, Таир, Кичиер, Глухое).
- Как называется бульвар с фонтанами, украшенный весной и летом множеством цветов? (С. Г. Чавайна – основоположника Марийской литературы).
Вопросы для команды 2 ряда
1. Как переводится с марийского языка на русский язык Йошкар-Ола? (Красный город, т.е. красивый).
2.Назовите день образования республики (4 ноября 1920 г.).
3. Какое самое большое богатство марийского края? (лес).
4. Как называется улица, где расположена наша школа? (ул. Й-Кырли). Кто он?
5.Сколько входит в состав нашей республики районов? (14). Назовите некоторые из них. (Килемарский, Параньгинский, Маритурекский, Оршанский, Медведевский, Юринский, Куженерский, Советский, Горномарийский и др.).
Вопросы для команды 3 ряда
- Глава Республики Марий Эл (Александр Александрович Евстифеев).
- Сколько городов входит в РМЭ? (4 города – Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Звенигово, Волжск).
- Население марийского края. (Русские, марийцы, татары).
- Главная площадь города носит имя… (В.И. Ленина).
- С какими республиками и областями граничит республика? (На севере и на востоке она граничит с Кировской областью, на юго-востоке и юге - с республикой Татарстан и Чувашией, на западе - с Нижегородской областью.)
III Работа по теме урока.
Исследование слова Богатырь
Марийская земля – богатырская земля. Мариец ничего не получал от природы даром. Нужно было потратить много сил, нужно было иметь огромное упорство, чтобы вырубать вековые деревья, выкорчевывать кряжистые пни, отвоевывая у лесной чащи место для пашни. Семь потов сойдет с мужика, прежде чем он расчистит небольшое поле. Да, тут уж каждому приходилось быть богатырем.
Учитель: А как вы думаете, кто такие богатыри?
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов.
Слайд Внимание на экран Слово Богатырь в словаре Ожегова (Выступление ученика)
1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
- перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.
Учитель музыки: Марийский народ знает своих героев по легендам, которые дошли до нас с тех давних времён. Это легенда об Онаре, Чоткар-патыре, Акпатыре.
«Богатыри в музыке»
На уроках музыки мы с вами говорили о богатырях. Давайте вспомним об одном из них. Акпатыр - обладал недюжинной силой. Источником его энергии была золотая утка. Имя Акпатыр произошло от татарского: ак - белый, патыр - богатырь, т.е. белый богатырь. Акпатыр - просветитель, целитель, музыкант. Он организовал первую марийскую деревню. Рано оставшись сиротой был усыновлен татарином, поэтому часто им помогал, а татары называли его Акбатыр (белый богатырь).
Учитель музыки.
«Да, как я посмотрю, есть простор богатырю,
Есть и сила и уменье в нашем поколенье,
Значит, есть кому Отчизну охранять и защищать.»
Учитель: Богата земля марийская талантами. Эрик Сапаев внес большой вклад в развитие марийской музыкальной культуры. Вспомните, какое музыкальное произведение он написал?
Дети: Написал оперу « Акпатыр»?
Учитель: Верно. Он создал первую марийскую оперу. Скажите: кто такой Акпатыр?
Дети: Марийский богатырь.
Учитель: В основе оперы Эрика Сапаева лежит сказочная история или реальные события?
Дети: Реальные события. Акпатыр со своим отрядом батраков борется за лучшую жизнь на марийской земле.
Учитель: Сможете ли вы по музыкальным интонациям определить героев оперы. Итак, музыкальная загадка.
Слушаем хор батраков «День и ночь в ярме ходить…» (фрагмент)
Учитель: Какую сцену мы услышали? Кто с нами разговаривал?
Дети: Хор батраков
Учитель: Каким здесь показан марийский народ?
Дети: Бесправным, угнетённым.
Учитель: Какие интонации у батраков?
Дети: Мелодия идет вниз, показывая их тяжелую безрадостную жизнь.
Учитель: Следующая музыкальная загадка.
Слушаем клятву Акпатыра «Марийский край» (фрагмент)
Учитель: Кто с нами разговаривал?
Дети: Акпатыр. Он пел клятву.
Учитель: Клятва – это торжественное обещание. Кому клялся Акпатыр?
Дети: Он клялся марийской земле, что до последней капли крови будет бороться за счастье людей, за их свободу.
Учитель: В этом отрывке оперы ярко выражается любовь к родному краю.
Какие музыкальные интонации у Акпатыра?
Дети: Поет серьезно, напевно, неторопливо, чувствуется сила в голосе.
Учитель: Давайте и мы своим исполнением передадим патриотизм не только главного героя Акпатыра, но и всего марийского народа
- Исполняем Клятву Акпатыра на русском языке.
Учитель: Поддерживают ли Акпатыра батраки?
Дети: Да
Учитель: Докажите музыкально.
- Исполняют фрагмент призыва к бою «Лучше смерть, чем отступить в бою с врагом»
А вы тоже маленькие богатыри. Я предлагаю вам сейчас немного размяться.
Физ-минутка
Раз-два – выше голова,
три четыре – руки шире,
пять шесть – низко сесть,
раз подняться – потянуться, два согнуться – разогнуться,
три в ладоши – три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире, пять – руками помахать,
шесть - за парту тихо сесть.
Учитель ИКН Работа с текстом:
Не только в музыке, но и в литературных произведениях воспевали богатырскую силу. Дома вы прочитали отрывок из произведения Кима Кирилловича Васина народного писателя Республики Марий Эл
- Как бы вы озаглавили текст? (Богатырь Онар-Земля Онара)
- Поработаем над его содержанием. Посмотрите на экран. Давайте озвучим каждый кадр предложениями из текста. Найдите в тексте предложения, которые соответствуют этой иллюстрации.
1 слайд В старинном предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар.
2 слайд Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах воротами Онара.
Сияет радуга всеми цветами, она так красна, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения.
3 слайд Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. За день Онар обходил всю землю марийскую от края до края.
У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет – семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса – могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужина.
Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел.
4 слайд Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы. Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли, а горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.
- Найдите в тексте предложение, в котором заключена главная мысль легенды? (Про многие холмы и озера в нашем крае народ говорит, что это следы древнего великана. Вот по этой причине, марийцы, и называют свой край землей богатыря Онара)
Слайд
Составим характеристику.
Кто такой Онар - марийский богатырь, молодой титан (человек, отличающийся исключительной силой ума и таланта), весельчак и озорник
Жил: возле Волги-реки
Портрет: высокого роста, одежда: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения.
Занятие: земледелие, охота
Богатырская сила: богатырский шаг: раз шагнет – семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса – могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа - калужина.
Подвиги: созидатель облика земли марийской
- А еще наши ребята провели небольшую исследовательскую работу и выяснили, что именно с легендами связаны происхождения озер, оврагов и курганов на Марийской земле. Дадим им слово
Группа учеников:
1. с. Кузнецово (Горномарийский р-н) – там более 200 лет тому назад около села обвалился берег реки Сундырки, и были обнаружены огромные кости, останки великанов - онаров.
починок Никольский (Моркинский р-н). На поле у починка – курган Онара, который образовался на том месте, где Онар вытряхнул из своих лаптей набравшуюся туда землю.
2. с. Сердеж (Моркинский р-н). Между селениями Сердеж и Лумари есть два кургана Онара, один из них называют горой старика Оная. Эти курганы также образовались там, где богатырь отряхнул свои ноги.
д. Абдаево (Моркинский р-н). Недалеко от этой деревни Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер.
- с.Шоруньжа (Моркинский р-н) был заложен первый камень марийскому богатырю, проходившего через эти земли, персонажу национальных легенд и преданий – Онару. Как символ могущества и силы, которой по преданию и обладал Онар. Сам памятник незавершен, все кто подходят к этой скульптурной экспозиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно целая гора Онара.
- Самое интересное, что уроженец этого края – легендарный Сергей Чавайн посвятил свою балладу этому герою.
Последний Онар.
Нам повествуют старые былины,
Что в каждом уголке родной земли
Отважные Онары - исполины
Повыше вековых дубов росли.
А ведь тогда, густой листвой играя,
Деревья подпирали небосвод.
Теперь таких в марийском нашем крае
Никто и при желанье не найдет.
С годами люди ниже ростом стали,
Да и леса постиг судьбы удар...
Лишь не познал тогда беды-печали,
Не изменился лишь один Онар.
Учитель ИКН: Домашнее задание. А я вам предлагаю к следующему уроку выучить другие отрывки из этого произведения.
Есть и другой Онар – защитник народа мари. О нем мы узнаем на следующем уроке.
IY Подведение итога урока.
-Есть ли богатыри в наше время?
-А какими качествами они должны обладать? Из перечисленных характеристик, выберите те, которые необходимы для того, чтобы вырасти настоящими богатырями (Дети выбирают предложенные характеристики: честь, смелость, отвага,мужество,красота,храбрость,робкий,храбрый,нерешительный,слабохарактерный, мужественный)
-Наша Республика является частью Великой России. Именно об этом мы поем нашу песню «Россия – родина моя».
- Исполнение песни «Россия- родина моя».
Учитель: Вот такая прекрасная и загадочная земля Oнара, на которой мы с вами живем. Надеюсь, что вы многое открыли для себя, многое узнали.
-Посмотрите на карту республики Марий Эл. Очертания границ напоминают форму кленового листа, и перед вами лежат кленовые листочки, символизирующие нашу малую родину,которой мы посвятили урок.
- Выберите цвет кленового листочка, в зависимости от степени погружения в урок:
Зеленый цвет – если тебе было все понятно, интересно, ты активно участвовал на всех этапах урока, узнал много интересного и познавательного, то смело бери зеленый кленовый лист.
Желтый листочек – если было что-то непонятно, встретил какие-то трудности, то твой лист желтого цвета.
Красный же листочек – если ты проскучал весь урок, тебе было трудно, непонятно и неинтересно.
Сейчас дружно по моему сигналу поднимите кленовые листочки и покажите гостям, друг другу. Молодцы,
Урок завершаем музыкальным прощанием. Поют фразу (До свидания, вам ребята дорогие…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного урока музыки и литературного чтения "Осень в искусстве"
Цели и задачи: расширять знания о биографии и творчестве Пушкина; воспитывать чувство сопереживания, любви к музыке;развивать представления о связи музыкальных и ...
Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства на тему:"Широкая Масленница в звуках и красках"
Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применени...
Конспект интегрированного урока «Окружающий мир», музыка в 1 классе.
Интегрированный урок окружающего мира и музыки позволяет целостно воспринимать природу во всех ее проявлениях. Развивает творческую активность и позволяет эмоционально отзываться на музыкальные и лите...
План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...
Конспект интегрированного урока обучения грамоте и музыки "Сказка в народном творчестве"
Данный урок является связующей нитью двух разных тем, изучаемых в первом классе на уроках музыки и обучения грамоте. Это темы: "Русские народныые музыкальные инструменты" и "Фестиваль русских на...
конспект интегрированного урока литературное чтение и музыка "С. Есенин "Черёмуха""
Подробная технологическая карта интегрированного урока литературное чтение и музыка С. Есенин "Черёмуха", включает в себя анализ стихотворения и исполнение романса...