Конспект интегрированного урока по ИКН и музыке
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Интегрированный урок с применением проектной технологии.

Ведущий метод: проблемно-поисковый.

Цель: путем интеграции предметов способствовать более прочному усвоению и расширению знаний обучающих о родном крае.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Чудо - богатыри земли Марийской

Тип урока: интегрированный (музыка и ИКН)

Форма урока: интегрированный урок с применением проектной технологии.

Ведущий метод: проблемно-поисковый

Цель: путем интеграции предметов способствовать более прочному усвоению и расширению знаний обучающихся о родном крае.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представления о былинах, о типах былинных героев и первой марийской опере
  • расширить словарный запас обучающихся в рамках изучаемой темы: старина, сказитель, имена героев и их особенностями в музыкальной речи;
  • обратить внимание на элементы музыкальной выразительности, которыми пользовался композитор для создания музыкальных образов
  • сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных темах
  • закрепить полученные знания и подготовить к подробному разговору о богатырях земли Марийской.

Воспитательные: 

  • способствовать патриотическому воспитанию детей
  • воспитывать бережное отношение к марийским традициям и исторически сложившимся символам марийской земли
  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства
  • пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей малой Родины

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные ЗУН в ситуации интеграции изучаемой темы с созвучными в других предметных областях
  • развивать речь и умение, слушая, слышать
  • расширить представления об истории родного края

Формирование УУД на уроке:

Личностные - понимание значения истории и культуры народов Марий Эл в жизни общества; опыт сотворчества в процессе восприятия, музицирования. Уметь самостоятельно делать свой выбор в мире ценностей мыслей и чувств. Уметь применять имеющиеся навыки и умения в технике литературной и музыкальной деятельностях.

Познавательные – уметь находить сходство и различия в литературных и музыкальных жанрах, уметь строить логические рассуждения, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Логические - умение проводить сравнение; выявление логики возникновения и развития музыкального и художественного образа. 

Регулятивные - учиться работать по предложенному учителем плану, уметь организовать свою деятельность.

Коммуникативные - уметь слушать и понимать высказывания сверстников, уметь пользоваться языком литературного и музыкального искусства, уметь сотрудничать в процессе образовательной деятельности со своими одноклассниками

Оборудование урока и методическое обеспечение:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, фортепиано
  • презентация к уроку
  • аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений:

а)  клятва Актатыра из оперы Э.Сапаева

б) хор батраков из оперы Э.Сапаева

в) песня «Россия – ты моя звезда»

ХОД УРОКА

I Организационный момент. На фоне звучания марийской мелодии – слова приветствия:

1. Здравствуйте те, кто с радостью шел сегодня в школу!

2. Здравствуйте те, кто любит узнавать новое!

1. Здравствуйте те, кто пришел сегодня посмотреть на нас!

2. Здравствуйте все!

II Вхождение в тему урока.
Постановка проблемы. Музыка какого народа прозвучала?
- Как вы думаете, почему прозвучала эта мелодия?
Сообщение темы. Учитель: Да, совершенно верно. Сегодня мы приглашаем вас совершить удивительное путешествие по земле Марий Эл.

Учитель: У нас сегодня необычный урок – урок истории культуры народов Марий Эл и музыки. Тема: «Чудо богатыри земли Марийской»

     Общая ниточка, которая связывает эти два предмета вместе – это наша малая родина, Республика Марий Эл. Марий Эл – по-марийски, значит марийский край, край, где мы родились, это наша Родина.

Слайд 1 «Природа РМЭ» Звучит стихотворение (звучание стиха в фонограмме)

«Я люблю тебя, край марийский

 Край зеленый, лесной, озерный,

 Ты лежишь в стороне Российской

 Возле Волги большой просторной…»

Учитель Мы с вами должны хорошо знать свой родной край, охранять и беречь его природу, национальные обычаи и традиции.

Интеллектуальная разминка

 «Дружно всей командой!»  Дружно всей командой участники отвечают на вопросы:

Вопросы для команды 1 ряда

  1. Название нашей республики? ( Марий Эл).
  2. Как называется столица республики? (г. Йошкар-Ола).
  3. На какой реке расположен г. Йошкар-Ола? (Малая Кокшага).
  4. Известные озера нашей республики? (Яльчик, Чуркан, Карась, Шап, Таир, Кичиер, Глухое).
  5. Как называется бульвар с фонтанами, украшенный весной и летом множеством цветов? (С. Г. Чавайна – основоположника Марийской литературы).

Вопросы для команды 2 ряда

   1. Как переводится с марийского языка на русский язык Йошкар-Ола?    (Красный город, т.е. красивый).

  2.Назовите день образования республики (4 ноября 1920 г.).

3. Какое самое большое богатство марийского края? (лес).

  4. Как называется улица, где расположена наша школа? (ул. Й-Кырли). Кто он?

5.Сколько входит в состав нашей республики районов?  (14). Назовите некоторые из них. (Килемарский, Параньгинский, Маритурекский, Оршанский, Медведевский, Юринский, Куженерский, Советский, Горномарийский  и др.).

Вопросы для команды 3 ряда

  1. Глава Республики Марий Эл (Александр Александрович Евстифеев).
  2. Сколько городов входит в РМЭ? (4 города – Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Звенигово, Волжск).
  3. Население марийского края. (Русские, марийцы, татары).
  4. Главная площадь города носит имя… (В.И. Ленина).
  5. С какими республиками и областями граничит республика? (На севере и на востоке она граничит с Кировской областью, на юго-востоке и юге - с республикой Татарстан и Чувашией, на западе - с Нижегородской областью.)

III Работа по теме урока.

 Исследование слова Богатырь

Марийская земля – богатырская земля. Мариец ничего не получал от природы даром. Нужно было потратить много сил, нужно было иметь огромное упорство, чтобы вырубать вековые деревья, выкорчевывать кряжистые пни, отвоевывая у лесной чащи место для пашни. Семь потов сойдет с мужика, прежде чем он расчистит небольшое поле. Да, тут уж каждому приходилось быть богатырем.

Учитель: А как вы думаете, кто такие богатыри?

Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов.
Слайд Внимание на экран Слово Богатырь в словаре Ожегова (Выступление ученика)

 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

  1. перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

Учитель музыки: Марийский народ знает своих героев по легендам, которые дошли до нас с тех давних времён. Это легенда об Онаре, Чоткар-патыре, Акпатыре.

«Богатыри в музыке»

На уроках музыки мы с вами говорили о богатырях. Давайте вспомним об одном из них. Акпатыр - обладал недюжинной силой. Источником его энергии была золотая утка. Имя Акпатыр произошло от татарского: ак - белый, патыр - богатырь, т.е. белый богатырь. Акпатыр - просветитель, целитель, музыкант. Он организовал первую марийскую деревню. Рано оставшись сиротой был усыновлен татарином, поэтому часто им помогал, а татары называли его Акбатыр (белый богатырь).

 Учитель музыки.

«Да, как я посмотрю, есть простор богатырю,

  Есть и сила и уменье в нашем поколенье,

  Значит, есть кому Отчизну охранять и защищать.»

Учитель: Богата земля марийская  талантами. Эрик Сапаев внес  большой вклад в развитие марийской музыкальной культуры. Вспомните, какое музыкальное произведение он написал?

Дети: Написал оперу « Акпатыр»?

Учитель: Верно. Он создал первую марийскую оперу. Скажите: кто такой Акпатыр?

Дети: Марийский богатырь.

Учитель: В основе оперы Эрика Сапаева лежит сказочная история или реальные события?

Дети: Реальные события. Акпатыр со своим отрядом батраков борется за лучшую жизнь на марийской земле.

Учитель: Сможете ли вы по музыкальным интонациям определить героев  оперы. Итак, музыкальная загадка.

Слушаем хор батраков «День и ночь в ярме ходить…» (фрагмент)

Учитель: Какую сцену мы услышали? Кто с нами разговаривал?

Дети: Хор батраков

Учитель: Каким здесь показан марийский народ?

Дети: Бесправным, угнетённым.

Учитель: Какие интонации у  батраков?

Дети: Мелодия идет вниз, показывая их тяжелую безрадостную жизнь.

Учитель: Следующая музыкальная загадка.

Слушаем клятву Акпатыра «Марийский край» (фрагмент)

Учитель: Кто с нами разговаривал?

Дети: Акпатыр. Он пел клятву.

Учитель: Клятва – это торжественное обещание. Кому клялся Акпатыр?

Дети: Он клялся марийской земле, что до последней капли крови будет бороться за счастье людей, за их свободу.

Учитель:  В этом отрывке оперы ярко выражается любовь к родному краю.

Какие музыкальные интонации у Акпатыра?

Дети: Поет серьезно, напевно, неторопливо, чувствуется сила в голосе.

Учитель: Давайте и мы своим исполнением передадим патриотизм не только главного героя Акпатыра, но и всего марийского народа

  • Исполняем Клятву Акпатыра на русском языке.

Учитель: Поддерживают  ли Акпатыра батраки?

Дети: Да

Учитель: Докажите музыкально.

  • Исполняют фрагмент призыва к бою «Лучше смерть, чем отступить в бою с врагом»

А вы тоже маленькие богатыри. Я предлагаю вам сейчас немного размяться.

Физ-минутка  

Раз-два – выше голова,

три четыре – руки шире,

пять шесть – низко сесть,

раз подняться – потянуться, два согнуться – разогнуться,

три в ладоши – три хлопка, головою три кивка,

 На четыре – руки шире, пять – руками помахать,

шесть - за парту тихо сесть.

Учитель ИКН  Работа с текстом: 

Не только в музыке, но и в литературных произведениях воспевали богатырскую силу. Дома вы прочитали отрывок из произведения Кима Кирилловича Васина народного писателя Республики Марий Эл

-  Как бы вы озаглавили текст? (Богатырь Онар-Земля Онара)

- Поработаем над его содержанием. Посмотрите на экран. Давайте озвучим каждый кадр предложениями из текста. Найдите в тексте предложения, которые соответствуют этой иллюстрации.

1 слайд В старинном предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги-реки жил могучий великан. Звали его Онар.

2 слайд Был он так велик, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой поднявшейся над лесами цветной радуги. Потому-то и называют радугу в старинных легендах воротами Онара.

Сияет радуга всеми цветами, она так красна, что глаз не отвести, а одежда у Онара была еще краше: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения.

 

3 слайд Люди же были для него не более чем букашки. Есть в сказании эпизод, когда он поднял с земли пахаря с лошадью и сунул в карман, чтобы показать матери забавную букашку. Однако та наругала его, приказала отпустить на прежнее место и никогда больше не трогать людей. За день Онар обходил всю землю марийскую от края до края.

У богатыря Онара и шаг был богатырский: раз шагнет – семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса – могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа-калужина.

Был Онар охотником, добывал зверя, собирал мед диких пчел.

 

4 слайд Однажды шел Онар по берегу Волги, и ему в лапти набился песок. Разулся Онар, вытряхнул песок. С той поры остались на берегу Волги курганы и песчаные холмы. Попалась Онару на пути речка, и пришла великану на ум озорная мысль: набрал он земли, а горсть и кинул ее в речку. Легла богатырская пригоршня поперек течения, запрудила речку, и тотчас разлилось перед запрудой большое озеро.

- Найдите в тексте предложение, в котором заключена главная мысль легенды? (Про многие холмы и озера в нашем крае народ говорит, что это следы древнего великана. Вот по этой причине, марийцы, и называют свой край землей богатыря Онара)

 Слайд

Составим характеристику.

Кто такой Онар - марийский богатырь, молодой титан (человек, отличающийся исключительной силой ума и таланта), весельчак и озорник

Жил: возле Волги-реки

Портрет: высокого роста, одежда: белая рубаха расшита на груди алым, зеленым и желтым шелком, подпоясан Онар поясом из голубого бисера, а на шапке сверкают серебряные украшения.

Занятие: земледелие, охота

Богатырская сила: богатырский шаг: раз шагнет – семь верст позади оставит. Дорога ему была не нужна, он шел прямо через леса – могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Не останавливали его и болота: самая большая топь для него была что лужа - калужина.

Подвиги: созидатель облика земли марийской 

- А еще наши ребята провели небольшую исследовательскую работу и выяснили, что именно с легендами связаны происхождения озер, оврагов и курганов на Марийской земле. Дадим им слово

 Группа учеников:

1. с. Кузнецово (Горномарийский р-н) – там более 200 лет тому назад около села обвалился берег реки Сундырки, и были обнаружены огромные кости, останки великанов - онаров.

починок Никольский (Моркинский р-н). На поле у починка – курган Онара, который образовался на том месте, где Онар вытряхнул из своих лаптей набравшуюся туда землю.

2. с. Сердеж (Моркинский р-н). Между селениями Сердеж и Лумари есть два кургана Онара, один из них называют горой старика Оная. Эти курганы также образовались там, где богатырь отряхнул свои ноги.

д. Абдаево (Моркинский р-н). Недалеко от этой деревни Онар вытряхнул свои лапти и здесь образовались две горы – гора Карман и гора Малый Карман. А там, где Онар спал и оставил след от своей головы, образовалась яма – она наполнилась водой. Так появилось озеро Кугуер.

  1. с.Шоруньжа (Моркинский р-н) был заложен первый камень марийскому богатырю, проходившего через эти земли, персонажу национальных легенд и преданий – Онару. Как символ могущества и силы, которой по преданию и обладал Онар. Сам памятник незавершен, все кто подходят к этой скульптурной экспозиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно целая гора Онара.

  1. Самое интересное, что уроженец этого края – легендарный Сергей Чавайн посвятил свою балладу этому герою. 

          Последний Онар.

Нам повествуют старые былины,
         Что в каждом уголке родной земли

Отважные Онары - исполины 
        Повыше вековых дубов росли. 

А ведь тогда, густой листвой играя,
        Деревья подпирали небосвод.

Теперь таких в марийском нашем крае

Никто и при желанье не найдет.

С годами люди ниже ростом стали,
         Да и леса постиг судьбы удар...
        Лишь не познал тогда беды-печали,
          Не изменился лишь один Онар.

Учитель ИКН: Домашнее задание. А я вам предлагаю к следующему уроку выучить другие отрывки из этого произведения.


         Есть и другой Онар – защитник народа мари. О нем мы узнаем на следующем уроке.

IY Подведение итога урока. 

-Есть ли богатыри в наше время?

-А какими качествами они должны обладать? Из перечисленных характеристик, выберите те, которые необходимы для того, чтобы вырасти настоящими богатырями (Дети выбирают предложенные характеристики: честь, смелость, отвага,мужество,красота,храбрость,робкий,храбрый,нерешительный,слабохарактерный, мужественный)

-Наша Республика является частью Великой России. Именно об этом мы поем нашу песню «Россия – родина моя».

  • Исполнение песни «Россия- родина моя».

Учитель: Вот такая прекрасная и загадочная земля Oнара, на которой мы с вами живем. Надеюсь, что вы многое открыли для себя, многое узнали.

-Посмотрите на карту республики Марий Эл. Очертания границ напоминают форму кленового листа, и перед вами лежат кленовые листочки, символизирующие нашу малую родину,которой мы посвятили урок.

- Выберите цвет кленового листочка, в зависимости от степени погружения в урок:

Зеленый цвет – если тебе было все понятно, интересно, ты активно участвовал на всех этапах урока, узнал много интересного и познавательного, то смело бери зеленый кленовый лист.

Желтый листочек – если было что-то непонятно, встретил какие-то трудности, то твой лист желтого цвета.

Красный же листочек – если ты проскучал весь урок, тебе было трудно, непонятно и неинтересно.

Сейчас дружно по моему сигналу поднимите кленовые листочки и покажите гостям, друг другу. Молодцы,

Урок завершаем музыкальным прощанием. Поют фразу (До свидания, вам ребята дорогие…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного урока музыки и литературного чтения "Осень в искусстве"

Цели и задачи: расширять знания о биографии и творчестве  Пушкина; воспитывать чувство сопереживания, любви к музыке;развивать представления о связи  музыкальных  и ...

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства на тему:"Широкая Масленница в звуках и красках"

Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и  их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применени...

Конспект интегрированного урока «Окружающий мир», музыка в 1 классе.

Интегрированный урок окружающего мира и музыки позволяет целостно воспринимать природу во всех ее проявлениях. Развивает творческую активность и позволяет эмоционально отзываться на музыкальные и лите...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

Конспект интегрированного урока обучения грамоте и музыки "Сказка в народном творчестве"

Данный урок  является связующей нитью двух разных тем, изучаемых в первом классе на уроках музыки и обучения грамоте. Это темы: "Русские народныые музыкальные инструменты" и "Фестиваль русских на...

конспект интегрированного урока литературное чтение и музыка "С. Есенин "Черёмуха""

Подробная технологическая карта интегрированного урока литературное чтение и музыка С. Есенин "Черёмуха", включает в себя анализ стихотворения и исполнение романса...