Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства на тему:"Широкая Масленница в звуках и красках"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применение их на практике. Урок помогает учащимся приобщиться к традициям русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka.docx | 36.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ г. МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №992
Конспект интегрированного урока
изобразительного искусства и музыки – 1 класс.
Тема урока:
«Широкая Масленица в звуках и красках»
Урок разработали:
Учитель изобразительного искусства
Кутилина Л.В.
Учитель музыки Приставко Н.Г.
г. Москва
2011г.
Конспект современного интегрированного урока
изобразительного искусства и музыки в 1 классе
Тема урока: « Широкая Масленица в звуках и красках»
Тип урока: Интегрированный
Цели урока: Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применение их на практике.
Задачи урока:
1)Образовательные: знакомство с традициями праздника Масленицы и отражение его в творчестве художника Б.М. Кустодиева «Масленица» и в музыкальном произведении Н.А. Римского-Корсакова - фрагменте из оперы «Снегурочка».
2)Воспитательные: прививать интерес к произведениям музыкального и живописного искусства и воспитание любви к народным традициям.
3)Развивающие: развитие внимания, памяти, творческого воображения, музыкального восприятия, умения и навыков в рисовании разными средствами и методами. Развитие вокально-хоровых навыков.
Оборудование урока: экран, проектор, телевизор, музыкальный центр, компьютер (презентация), шумовые музыкальные инструменты, раздаточный материал, кисти, краски, фломастеры, восковые мелки, наглядный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Звучит русская народная мелодия.
- Дети входят в класс.
-Приветствие:
- Учитель музыки: (поет) Здравствуйте, ребята!
- Дети: (поют) Здравствуйте, учитель!
- Учитель музыки: (поет) Добрый день!
- Дети: (поют) Добрый день!
- Проверка к готовности урока.
II. Введение в тему урока.
-Вступительная беседа.
-Название темы урока.
- Учитель музыки: Как вам кажется, музыка, под которую вы вошли в класс предназначена для слушания каждый день или она должна звучать в какой-то особенный, запоминающийся день?
- Отвечают дети:
- Учитель музыки: А какой же праздник мы с вами празднуем целую неделю?
- Учитель ИЗО: Если вы отгадаете загадку, тогда узнаете, как он называется: «Едят до икоты, кричат до перхоты, поют до надсаду, танцуют до упаду».
- Отвечают дети: МАСЛЕНИЦА
III. Объяснение и закрепление нового материала.
- Работа с 1-9 слайдами презентации:
(Беседа как называются дни, когда празднуется масленица).
- открывается 1-ый слайд презентации:
- Учитель ИЗО: Да, ребята, это Масленица. Очень любили ее и величали различными ласковыми словами. Как вы думаете, какими?
- открывается 2-ой слайд:
- Отвечают дети:
- Учитель ИЗО: - А почему мы так любим масленицу?
- Что еще вы знаете о праздновании Масленицы?
- Сколько дней она празднуется?
- Отвечают дети:
- Учитель музыки: - Да, действительно, Масленица длится 7 дней
и каждый день имеет свое название и несет свою смысловую нагрузку.
- открывается 3-ий слайд:
- Учитель музыки:
- Понедельник:– «Встреча», в этот день встречают Масленицу:
строят горки, делают соломенную куклу-Масленицу, устраивают качели. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.
- открывается 4-ый слайд:
- Вторник: - «Заигрыши», с утра наряжаются, зазывают покататься на горках, поесть блинов, играют и танцуют.
- открывается 5-ый слайд:
- Среда: - «Лакомка», теща приглашает зятьев на блины, а зятья приносят подарки и расписные пряники.
- открывается 6-ой слайд:
- Четверг: - «Широкий разгул»
- Учитель музыки: как вы думаете, глядя на слайд, что делали в четверг?
- Отвечают дети:
- Учитель музыки: Вы правы. В этот день катались на санях, устраивали театральные представления, проходили кулачные бои, ходили по домам с бубнами, балалайками и начинали петь колядки. Давайте и мы с вами станем участниками Масленичного гуляния и заведем хоровод.
2) Динамическая пауза: (пластическое интонирование)
- Дети водят хоровод под песню «Мы давно блинов не ели».
- открывается 7-ой слайд:
- Пятница: - «Тещины вечеринки». В этот день зятья угощают своих тещ блинами. Зять обязан лично пригласить тещу.
- открывается 8-ой слайд:
- Суббота: - «Золовкины посиделки». Гостей принимает невестка. Она должна преподнести золовкам подарки.
- открывается 9-ый слайд:
- Учитель ИЗО:
- Воскресенье: - «Прощеное воскресенье». В этот день торжественно сжигают соломенную куклу в знак победы жизни над смертью. В этот день все друг у друга просят прощение и прощают все обиды. И вы не забудьте в этот день попросить прощения у своих родных и близких.
- Работа с 10- 12 слайдами презентации:
(Беседа о художнике, изображавшем масленицу).
- Учитель ИЗО: Наш народ очень любит этот праздник. Всенародная любовь к Масленице нашла отражение в творчестве известных русских художников.
- открывается 10-ый слайд:
- Одним из таких художников был Б.М.Кустодиев. Сейчас вы видите его автопортрет.
- Ребята, что такое автопортрет?
- Отвечают дети.
- открывается 11-ый слайд:
- Посмотрите на картину Б.М.Кустодиева «Масленица».
- Какими художественными приемами смог художник передать красоту природы и праздничное настроение Масленицы.
- Отвечают дети.
- Учитель ИЗО: Да, действительно деревья все в инее, небо яркое, разноцветное, и в нем стаи птиц кружат. Снег пышный, рыхлый. Из труб дым в небо поднимается, везде нарядные церкви видны, из-за маленьких домиков выглядывают. Сани мчатся, везут их лошади в узорных уздечках.
А вон ребята катаются на салазках, в снежки играют.
- открывается 12-ый слайд:
- Учитель ИЗО: На тему Масленицы Б.М.Кустодиев написал не одно полотно. Следующая картина называется «Масленичное гулянье».
- Какие приметы Масленицы вы здесь видите?
- Отвечают дети.
- открывается 13-ый слайд:
4) Работа с 13-14 слайдами.
(Беседа о композиторе, написавшем оперу «Снегурочка»)
- Учитель музыки: Ребята, Масленица нашла свое отражение в творчестве не только художников, но и русских композиторов. Одним из них был удивительный неповторимый композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков. Однажды, прочитав сказку русского писателя А.Н.Островского «Снегурочка», композитор решил озвучить ее и получилось большое музыкальное произведение – опера «Снегурочка».
- А кто из вас знает, что такое опера?
- Отвечают дети:
- Учитель музыки: В этой опере есть эпизод, который посвящен Масленице, а вот какому ее дню – угадаете сами.
- Дети слушают сцену из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» «Прощай, Масленица».
- открывается 14-ый слайд:
- Учитель музыки: Так какому дню посвящена эта сцена?
- Отвечают дети:
- Учитель музыки: Молодцы.
-открывается 15-ый слайд:
5) Работа с 15 слайдом.
(Объяснение учителем приемов и методов украшения блинов).
- Учитель ИЗО: Ребята, а мы ведь с вами забыли про вкусное-вкусное угощение, которым лакомились на Масленицу.
-Какое ?
- Отвечают дети: БЛИНЫ.
- Учитель ИЗО: А знаете, ведь блин – это символ солнца. И сегодня мы с вами будем украшать блины, которые вы видите перед собой.
- Ребята, а как вы думаете, чем украшали блины?
- Отвечают дети:
- Учитель ИЗО:
- Как же мы можем украсить наши блины, и какие способы и методы при этом мы будем использовать?
- Как композиционно правильно расположить узор на блинах?
- Объяснение учителем о разных приемах и методах украшения блинов:
- Можно украсить в виде декоративной композиции, используя методы травного, цветочного, геометрического орнамента, используя при этом чувство ритма и цветовое восприятие, правильно заполняя пространство круга (центр и края).
- Так же можно придумать свой образ. При этом используя творческую фантазию (в виде разных животных или сказочных героев).
- Не забываем, что для украшения мы можем использовать разные знакомые методы и приемы рисования (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка), не забываем, что декоративный рисунок в круге – это равномерное чередование каких-либо элементов.
-Скажите ребята, а как надо держать кисточку при использовании метода примакивания, тычка?
- Отвечают дети:
- Учитель ИЗО: Не забудьте, что цветовая гамма должна быть яркой, насыщенной и контрастной.
-открывается 16-ый слайд:
IV. Творческая работа детей:
Дети под музыку П.И.Чайковского начинают рисовать узоры на блинах.
-открывается 17-ый слайд
- Учитель музыки: Знакомит детей с пословицами и поговорками, связанными с Масленицей.
V. Подведение итогов:
- Учитель ИЗО:
-На каком празднике мы с вами сегодня побывали?
-Какое блюдо обязательно готовят на масленицу?
-Посмотрите, какие красивые блины вы сегодня приготовили.
Символом чего является блин?
- Отвечают дети:
- Учитель музыки:
-Какой композитор и художник помогли нам услышать и увидеть Масленицу?
-Что нового сегодня вы узнали про Масленицу?
- Отвечают дети:
- Учитель ИЗО: В какой день Масленичной недели принято просить друг у друга прощение?
- открывается 20 слайд:
VI. Оценка деятельности учащихся.
Анализ работы класса на уроке.
Спасибо большое вам ребята. Вы сегодня замечательно работали и успешно справились со всеми заданиями.
ЛИТЕРАТУРА:
Интернет – ссылки
1. Н.А.Римский-Корсаков «Летопись моей музыкальной жизни» М., Государственное музыкальное издательство, 1982.
2. Соловцов А. «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества»
М., Музыка, 1984 («Классики мировой музыкальной культуры»)
3. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». – М., 1989.
4. Шпикалова Т.Я.«Народное искусство на уроках декоративного рисования» - М., 1979.
5. Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе» - М., 1981.
6. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в на чальной школе» - М., 2006.
7. Кузин В.С. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учебник.- М., 1998.
8. История празднования Масленицы. http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/maslenichnaya/
9. Масленица в песнях и загадках. http://maslenica.my1.ru/index/0-11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»
Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...
План-конспект интегративного урока технологии и изобразительного искусства на тему: «Городецкая роспись»
В соответствии с требованиями ФГОС сегодня урок должен включать в себя интегративные формы. Интеграция дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать ...
Интегрированный урок (музыка и изобразительное искусство)
Данный интегрированный урок разработан в УМК "Школа 21 века" . На уроке показана взаимосвязь двух видов искусства, создана атмосфера сотворчества, развивается умение коллективной работы и коллективног...
Презентация к интегрированному уроку музыки и изобразительного искусства "Широкая Масленица в звуках и красках"
Данная презентация содержит много наглядных и познавательных материалов для изучения традиционного празднования Масленицы на Руси, и поможет пробудить творческие и познавательные способности детей, ра...
Инновационные технологии в цикле интегрированных уроков музыки и изобразительного искусства по теме: «Художник и музыкант в театре».
Создание образа в музыке, живописи, литературе....
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в начальной школ «БЕРЁЗА – СИМВОЛ РОССИИ» (на примере стихотворения Маргариты Агашиной «Растёт в Волгограде берёзка»)
Урок проведён в первом классе. Может использоваться во внеклассной работе....
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Подснежник"
Урок расчитан для обучающихся во 2 классе. В уроке использованы интересные методы и приёмы обучения. В уроке прослеживается связь между музыкой и изо, на примере музыкального произведения "...