конспект интегрированного урока литературное чтение и музыка "С. Есенин "Черёмуха""
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Подробная технологическая карта интегрированного урока литературное чтение и музыка С. Есенин "Черёмуха", включает в себя анализ стихотворения и исполнение романса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_chtenie_i_muzyka_3_klass_s._esenincheryomuha.docx | 40.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 3 классе. УМК «Школа России»
Тема: С.А.Есенин «Черемуха».
Цель: На основе стихотворения С.Есенина «Черемуха» подвести учеников к осознанию воздействия великой силы лирических стихов на художественно-эстетическое развитие человека
Задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»;
- познакомить с романсом на стихи С. Есенина
- учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении, исполнять романс «Черёмуха»;
- совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения;
- определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
- связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;
- развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;
- прививать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
- Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;
- Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
- Исполнять романс;
- Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;
- Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
- Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.
Формируемые УУД:
Личностные:
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
- отстаивать при необходимости свою точку зрения;
- выражать свое собственное мнение;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные:
- планировать свои действия;
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Познавательные:
- эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
- самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
- умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;
- осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
- высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
- анализировать поступки, выделять главное;
- познакомиться с жанром романс;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
- задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;
- формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
- допускать существование различных точек зрения.
Характеристика деятельности учащихся:
- Читать стихотворение, исполнять романс отражая настроение;
- Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
- Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
- Определять авторское отношение к литературному и музыкальному произведению;
- Самостоятельно оценивать свои достижения.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Для учителя:
- Наличие конспекта;
- Презентация;
- Учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Литературное чтение»;
- Выставка книг С.Есенина
- аудио запись стихотворения и романса
Для ученика:
- Учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Литературное чтение»;
- раздаточный материал – словарная работа и настроение романса.
Проект урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент. (0,5 мин.) |
Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей. (1 слайд с музыкальным сопровождением)
В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. Потому поэта слушай, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть. - Сегодня на уроке мы будем слушателями, исследователями и исполнителями. | Самопроверка. Дети слушают учителя и музыку П. И. Чайковского: «Времена года».Апрель | Воспитание культуры учебного труда, дисциплины. Цель: Организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброжелательной обстановке. Мотивация на рабочий ритм. |
3. Актуализация знаний. (3 мин.) 4.Тема и цель урока. Мотивация: для чего? (2 мин.) | Белая береза под моим окном Принакрылась снегом точно серебром... – Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто его автор? (Сергей Есенин.) – Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.
– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина. -- В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. А писать он начал рано - в девять лет. Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха.
- Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»? Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни. - Какое растение вы видите?
В садах стою я вся в цвету И белый мой наряд, И горький запах всех влечёт: -Гляди, черёмуха цветёт!- Все люди говорят. - Давайте попробуем сформулировать тему урока. - Что бы вы хотели узнать и чему научиться? - Для чего вам это нужно? - Итак, что нужно знать и уметь по теме урока? Знать:
Уметь:
| («Сергей Есенин»)
Сообщение учащегося
- В раннем детстве полюбил С.Есенин родную русскую природу. Он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах.
Черёмуха. Дети слушают. Самоосмысление. С.Есенин: «Черёмуха». Научиться выразительно читать, находить в стихотворении красивые слова. Узнать, почему Есенин написал это стихотворение. Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим. Читают хорошо читающие дети. | Цель: Обеспечение стимулирования и мотивации, актуализация опорных знаний и умений. Создание проблемной ситуации активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление. Метод стимулирования и мотивации. Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения). Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля. Красивая мелодия развивает эстетический вкус. Межпредметная связь приобщает к искусству. Стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а так же несёт заряд занимательности. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе опорных знаний. Словесный и наглядный методы обучения. ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение. Метод наблюдения и анализа произведений. Метод стимулирования интереса к учению. Привитие интереса к творчеству писателя. Цель: Обеспечение мотивации. Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся. Межпредметная связь. Мотивационный компонент УД. Развитие познавательной мотивации через эмоционально-социальную мотивацию. Постановка перед учащимися проблемной ситуации. Операционный компонент УД. Развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность. Метод – беседа. Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока. Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. Операционный компонент УД: чёткая постановка перед учащимися учебной проблемы. Формируется умение выделять и удерживать те учебные задачи, которые необходимо решить на уроке. Регулирующий компонент УД. Отработка планирующего самоконтроля (умение планировать свою деятельность). |
5. Усвоение новых знаний и способов действий. (10 мин.) | 5.1 Погружение в урок. - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи. 5.2 Визуализация. Первичное восприятии прослушивание аудиозаписи. - Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое. - Сейчас вы услышите это стихотворение, закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (Учитель включает стихотворение ) 5.3 Обмен впечатлениями. - Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями. - Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор.
- Какие чувства возникли в вашем сердце?
- Что отражают лирические стихи? - Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? - Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение? | Дети слушают. Самоосмысление. Дети слушают Самоосмысление. Дети делятся мыслями. Радостное, ликующее, весёлое, восторженное т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта. Самоосмысление. Радость, изумление, восторг, ликование. Самоосмысление. Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Дети рисуют словесные картины. Белую, светло-зелёную, голубую, жёлтую, светло-коричневую. | Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. Мотивационный компонент УД: создать соответствующую эмоциональную атмосферу. Принцип целенаправленности. Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению. Эмоциональное восприятие художественного произведения. Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Операционный компонент УД: развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения. Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения). Учить детей представлять в своём воображении картины природы. Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга. |
6. Закрепление знаний и способов действий. (10 мин.) | 6.1 Работа по развитию речи. - Какие непонятные слова вам встретились? (толкование непонятных слов с помощью карточек. Соотнесите слова из левого столбика с их значением в правом столбике)
6.2 Анализ лирического стихотворения «Черемуха». б) Словесное рисование. Учитель: – На какие картины можно разделить это стихотворение? (2 картины) Нарисуйте словами картины, которые вы увидели. в) Чтение стихотворения по частям. Чтение 1-ой части. Давайте прочитаем отрывок к первой картине. – При помощи каких слов автор описал черемуху? (Черемуха душистая, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная). – Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты) Что такое эпитет? Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной. Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха? Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права. С чем автор сравнил ветки черемухи? – О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Как называется художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ? Черёмуха олицетворяет образ девушки. Чтение 2-ой части. Прочитайте отрывок ко второй картине. – Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? – Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение? Вывод: Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди. Чтение 3-ей части. Прочитаем отрывок к третьей картине. – Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? – Почему она так изменилась? Чтение 4-ой части. Прочитаем последнюю часть. – Произошли ли изменения с ручьем?
– На что стал похож он, если у него появилась волна?
Мы отметили, что черемуха и ручей меняется. Что еще хотел автор нам показать этим стихотворением, что происходит в природе? Вывод: В природе происходят изменения, автор показал - движение, время. – Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении. 9. Выразительное чтение стихотворения «Черемуха». Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье. Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? – Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу. Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью. - Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо? - Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее? -Давайте попробуем прочитать вместе. Учитель музыки
- Ребята, а какие вам нравятся цветы? - Представьте, что вы сейчас не дети, а цветы и мы с вами будем танцевать «Вальс цветов» (сейчас поднимается солнышко и наши цветы выпрямляются, раскрываются, радуются солнышку, потягиваются; от легкого ветерка наши цветочки наклонились вправо, влево, покачались; вдруг подул сильный ветер и они испугались и присели; ветер успокоился, цветочки выглянули, осмотрелись и стали танцевать вокруг 2 – го ряда, кружится). - Ребята, я вам открою секрет, это стихотворение настолько понравилось многим композиторам, что они решили сочинить музыку и сделать из стихотворения музыкальное произведение. - Ребята, а кто знает из вас, что такое романс? - Это детская песенка или уже более взрослое, серьезное произведение? - Послушайте, пожалуйста, романс «Черемуха душистая». Опишите музыку словами. Какие картины предстали перед вами при прослушивании данного романса? Какие чувства он вызвал у вас? Анализ мелодии романса. - Второй вариант романса я вам сейчас исполню в живую. - Выберите на слайде из представленных словосочетаний те, которые соответствуют вашему настроению. Есть ли на ваш взгляд «лишние» словосочетания, не соответствующие настроению романса? Д
Вы помните, какие эмоции вызвало у вас это стихотворение в начале урока? А как мы с вами можем передать эти чувства при помощи музыки? (выразительно исполнить мелодию), - А что значит выразительно исполнить мелодию? Подвожу итог: петь выразительно - значит выбрать правильный тон, темп, тембр, правильно расставить логические ударения, паузы, но особенно важно представить в своем воображении то, о чем поёшь. Выразить свое отношение к воображаемому. РАСПЕВКА. Разогреть голосовой аппарат, распевка, Разучивание мелодии романса методом «Эхо». - С каким чувством будем петь? - Давайте, постараемся прислушаться к каждому слову в стихотворении и исполнить выразительно романс.
| Дети сначала сами пытаются объяснить значение непонятных слов и выражений, а затем видят объяснение слов по словарю Ожегова. Самоосмысление. Дети дают ответы. 1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. 2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей. 3-я картина: У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота. 4-ая картина: Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды. Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя. О девушке. Олицетворение. Образ красивой, кудрявой девушки. маленький, серебряный (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце). (Юноша) (Зелень золотистая, желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота) (прошло время, черемуха распустилась, расцвела) (ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды). (неторопливо, с любованием) ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). Медленно неторопливо, с любованием. Про ручей. Совместное хоровое чтение. Выполняют разминку дети выбирают, называют лишнее Ответы детей Серьёзное произведение Слушание романса (работа в парах, подбирают слова). СЛУШАНИЕ. Слушание распевка | Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание текста через практическую деятельность. Постановка проблем, активизация познавательной деятельности учащихся. Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля и самоконтроля, обратная связь). Расширение кругозора. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительно - слухового восприятия. Создание проблемной ситуации: углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения. Операционный компонент УД. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями. Формируется умение анализировать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний. Операционный компонент УД : развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения. Форма работы - беседа. Стабилизация работоспособности, снятие напряжения Знакомство с жанром романс Цель: Обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения. Совершенствуется навыки исполнения. |
7. Обобщение изученного материала. (7 мин). | 7.1 Осмысление. Выводы. – Как вы думаете, что С. Есенин показал нам в своем стихотворении? Каковы его главные мысли? Что значит любить природу? Достаточно ли только восхищаться, любоваться ее красотой? Давайте же будем беречь и любить каждую травинку, каждую бабочку, все живое, что нас окружает, так как наш мир будет бедным, невзрачным, мертвым без красоты живой природы. Самооценка. Оценивание своей работы. - Если вы узнали много интересного, нового и многое запомнили, если вам понравился урок, если у вас хорошее настроение и вы рады приближающейся весне пусть на фоне голубого неба появятся ваши цветы черемухи. | (Любовь к природе, восторг от красоты цветущей черёмухи, радость (Любовь к родному краю, к природе.) (Еще ее надо беречь и охранять.) дети выходит с полученными цветочками. (которые получали за работу в течение урока)от встречи с природой). | Операционный компонент УД. Умение сделать логические выводы. Принцип целостности. Принцип внимательного отношения к тексту. Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Операционный компонент УД. Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы. |
8. Домашнее задание. (1 мин.) |
Я думаю, что вы за время урока достаточно близко познакомились со стихотворением и строки его еще свежи в голове. Дома вам останется только повторить его. | Дети записывают в дневник. | Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка. |
10. Рефлексия . (2 мин.) | Рефлексия. Самооценка Рефлексия продолжи высказывание: - Сегодня на уроке я узнал…… - Мне показалось интересным…… - Меня удивило….. - Я хочу похвалить …… за ….. | Устные высказывания Самооценка. Самореализация. | Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Регулирующий компонент УД: Развитие самоконтроля и самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе
« Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классеЦель урока: - создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...
Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе
Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе по программе "Школа России"...
Конспект интегрированного урока литературного чтения по сказке «Рукавичка»
Конспект интегрированного урока литературного чтения по сказке «Рукавичка»...
Конспект интегрированного урока (литературное чтение и окружающий мир) в 1 классе
Литературное чтение – это особый предмет. Это, прежде всего, “искусство слова”, воплощающее стремление человека к истине, добру и красоте. Это тот самый предмет, который в полной мере формирует си...
Конспект интегрированного урока литературного чтения и письма класс 1. Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ
Конспект интегрированного урока литературного чтения и письма класс 1. Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ...