конспект интегрированного урока музыки и литературного чтения "Осень в искусстве"
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
Цели и задачи:
расширять знания о биографии и творчестве Пушкина; воспитывать чувство сопереживания, любви к музыке;
развивать представления о связи музыкальных и литературных произведениях, ассоциативное мышление, умение сравнивать произведения разных композиторов, контрастных по настроению и разнообразных по содержанию, умение сравнивать музыку с поэтическим, изобразительным искусством, музыкальность, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.
воспитать у учащихся нравственные и эстетические чувства: любовь к родному краю, окружающему миру, создать основу для гибкого понимания детьми родной природы и постижения красоты в разных ее проявлениях и формах .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 20.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок музыки и литературного чтения
«Осень в искусстве».
Цели и задачи:
расширять знания о биографии и творчестве Пушкина; воспитывать чувство сопереживания, любви к музыке;
развивать представления о связи музыкальных и литературных произведениях, ассоциативное мышление, умение сравнивать произведения разных композиторов, контрастных по настроению и разнообразных по содержанию, умение сравнивать музыку с поэтическим, изобразительным искусством, музыкальность, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.
воспитать у учащихся нравственные и эстетические чувства: любовь к родному краю, окружающему миру, создать основу для гибкого понимания детьми родной природы и постижения красоты в разных ее проявлениях и формах .
Музыкальный репертуар: П.И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», Йозеф Гайдн «Осень», песня «Милая осень», фонограмма (звуки природы).
Оборудование: презентация, фонохрестоматии, раздаточный материал, цветные карандаши, карточки с заданиями.
Ход урока:
Слайд 1.
Здравствуйте ребята! Тема нашего урока «Осень в искусстве». Мы с вами продолжим знакомство с творчеством А. С. Пушкина, послушаем произведения композиторов – классиков, увидим картины великих художников. Попробуем определить, похожи они или нет, что же общего у них.
Слайд 2.
У: рассказ учителя о творчестве А. С. Пушкина.
Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому поэт описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в багрец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы, претворяясь в лирические создания.
Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает.
Дети читают стихи об осени А. С. Пушкина.
Слайд 3.
Какие слова и словосочетания использует Пушкин в своих стихах, описывая осень?
Ответы детей.
У: Ребята, а у вас какие чувства вызвали стихи Пушкина?
Ответы детей.
У: Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу — саму жизнь. Однако у каждого вида искусства — свой язык, свои выразительные средства. У музыки есть удивительное свойство — без слов передавать чувства, мысли, состояния природы. И есть свой особенный язык - язык звуков, тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.
Слайд 4.
У: Чайковский - великий русский композитор. Очень любил родную природу. Он мог часами гулять по полям и лесам, и любоваться всем , что видел вокруг себя. В каждом времени года он находил свою прелесть. Чайковский очень любил осень, когда подолгу моросил мелкий дождик. Одним из самых популярных произведений Чайковского является музыкальный цикл «Времена года. И сейчас послушаем произведение из этого цикла «Осень».
Фонограмма «Осень» П. И.Чайковский.
Беседа по услышанному.
Чайковский создает образ неповторимой русской природы, так любимой и дорогой всем нам.
У: Многие композиторы воспевали в своих произведениях осень. Сейчас послушаем как великий итальянский композитор Антонио Вивальди, изображал осень.
Слайд 5.
Фонограмма «Осень» А. Вивальди.
Беседа. Прослушивание отрывков из музыкальных произведений.
- Какое настроение вызывает данная музыка .
Выберите нужное и подчеркните, добавьте своё.
Звуки: неясные, неузнаваемые, тревожные, таинственные, необычайные.
Музыка: притягивает, завораживает, зовет, нарастает, взрывается, полна неожиданностей, льется легко и свободно, шепчет, рассказывает, бежит, захватывает, уносит с собой.
Настроение: светлая радость, печаль, грусть, тревога, восторг, ожидание.
Оркестр играет: громко, сильно, во всю мощь, торжественно, нежно, задумчиво,трепетно.
Скрипки играют: трепетно, нежно, робко, как будто стесняясь, запели.
А сейчас послушаем произведение «Осень» Йозефа Гайдна.
Слайд 6.
Фонограмма «Осень» Йозеф Гайдн.
Беседа.
У: Музыкальные пейзажи имеют одно общее свойство — это трепетное отношение композиторов к увиденной, «услышанной сердцем», очаровавшей их природе. К какой бы музыкальной зарисовке мы ни обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками.
У: Можно ли проиллюстрировать природу?
Как мы называем картины, на которых изображена природа? (пейзаж)
У: И у художников есть творения об этой прекрасной поре. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
Слайд 7, 8, 9, 10, 11.
У: Художники очень тонко передавали разнообразие состояния природы, давали почувствовать всю прелесть окружающего мира.
И мы, всматриваясь в картины, как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров пейзажной живописи.
Беседа после просмотра.
У: какие чувства вы испытывали, просматривая эти картины?
Какие же основные цвета в пейзаже использованы?
Каким чувством наполнена картина?
Какое настроение передает нам автор?
Как просто и с какой любовью изображали художники маленькие уголки родной земли.
Ответы детей.
У: Ребята, давайте исполним песню «Милая осень»
Слайд 12.
Исполнение песни.
У: в первом куплете какая осень описывается? А во втором? Почему?
Ответы детей.
Слайд 13.
У: посмотрите, ребята, в какие разные краски разукрасила осень листья.
У: ребята, у каждого есть трафарет листочка, возьмите цветные карандаши и раскрасьте этот лист, посмотрим, какие осенние листочки у вас получатся.
У: они получились такие красивые и такие разные.
Слайд 14.
У: а сейчас творческая минутка. Мы попробуем сочинить стихотворение.
(дети сочиняют стихи)
У: давайте послушаем, что же у нас получилось.
У: какой вывод можно сделать из нашего урока?
Ответы детей.
Художники, музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы, выражали своё отношение к ней.
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.
У музыки свой особенный язык - язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.
У: Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали?
Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства в создании образа осени.
Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и литературного чтения "Музыка стиха"
урок - исследование...
Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства на тему:"Широкая Масленница в звуках и красках"
Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применени...
Интегрированный урок музыки и литературного чтения в 4 классе
Тема урока: «Являться Муза стала мне…»: музыка и литература в жизни лицеистов.Задачи урока: 1. Обобщить знания учащихся об основных событиях – в первую очередь, лицейског...
План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...
Конспект интегрированного урока 3 класс. (литературное чтение, музыка) . Тема: Письма с фронта.
Цель урока:Изучение новых страниц истории Великой Отечественной войны, показывающих величие победы народа над фашизмом. Задачи урока:УУД:Познавательные: анализировать услышанные и прочитанные письма, ...
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве
Конспект интегрированного урока(музыка, литература)Тема: Образ зимы в искусстве...
2 КЛАСС. Интегрированный урок музыки и литературного чтения Тема: Образ зимы в литературе и музыке.
Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий продукт художествен...