5 класс. Конспекты уроков музыки
план-конспект урока по музыке по теме
По программе Е. Д. Критской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5 класс. Волшебная палочка дирижёра | 37.44 КБ |
5 класс. Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 34.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Колесник Алла, 40 гр.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Волшебная палочка дирижёра».
Тип урока: Углубление знаний.
Образовательная цель: расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях.
Метапредметные: понимать, что различные жанры в музыке могут преобразовываться друг в друга; дети получат возможность научиться отличать смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) симфонического оркестра по звуку.
Предметные: формировать представление о роли дирижёра симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре.
Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; освоение духовно-нравственных ценностей - через восприятие образцов музыкальной и художественной культуры; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.
Музыкальный материал: Г. Свиридов: «Военный марш», Ф. Мендельсон: «Свадебный марш», Н. А. Римский-Корсаков: «Шехеразада», М. Таривердиев: «Маленький принц».
Предварительный просмотр:
Колесник Алла, 40 гр.
КОНСПЕКТ УРОКА
.
Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве».
Тип урока: Углубление знаний.
Образовательная цель: сформировать у учащихся умения находить общие черты в родственных видах искусства, выявлять их художественную и жизненную связь.
Метапредметные: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; формирование образного и ассоциативного мышления; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
Предметные: расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, её создателях и исполнительском мастерстве скрипачей.
Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; освоение духовно-нравственных ценностей - через восприятие образцов музыкальной и художественной культуры; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.
Музыкальный материал: Н. Паганини: «Каприс №24», С. Рахманинов: «Каприс №24» (Интерпретация), М. Таривердиев: «Маленький принц».
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||||||
1. Организационный момент (2 минуты)
| Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте». | Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют. | Музыкальное приветствие. | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости | ||||||||
2. Актуализация знаний.
(5 минут)
| Изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах, очень интересны с точки зрения взаимодействия двух искусств. С самых древних времён до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, клавесине, гитаре. С появлением новых музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, в которых запечатлевался не только сам процесс исполнительства, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка. «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой...» (К. Ф. Шинкель) Как вы понимаете эту цитату? Верно, композиторы своей музыкой могут передавать чувства, эмоции и конечно же рисовать портреты людей. | Ответы детей: своей музыкой композиторы могут нарисовать портреты. | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости; К - уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог; ? -наблюдение за музыкой в жизни человека | |||||||||
3. «Открытие нового знания» (8 минут) | Ребята, послушайте загадку: Играет так самозабвенно, И нежно и проникновенно, Бывает первою в оркестре, Её приветствует Маэстро! Быстрей ответь мне без ошибки. О чём я говорю? О скрипке! Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Она может тихо плакать, истекая слезами, петь, говорить, кричать. Художники и скульпторы часто изображают музыкантов и музыкальные инструменты в своих произведениях. Давайте рассмотрим портреты некоторых известных скрипачей. Жанровые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой. Запишите тему нашего урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве». | Ответы детей: о скрипке. | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. П - сформировать представление о жизни и творчестве | |||||||||
4. Организация слушательской деятельности (10 минут) | Сейчас мы с вами послушаем произведение «Мелодия» П. И. Чайковского. На слайде изображена картина Жилинского «Альтист». Есть ли общие черты в музыке и живописном полотне? Какой характер у этого произведения? Что различает эти два художественных образа? Трепетность лирического высказывания подчеркивается не только повторениями главной мелодии, её волнообразным движением, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным ритмом аккомпанемента на фортепиано. В средней части слышится контраст: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются элементы танцевальности. В кульминации - выразительные трели скрипки - фортепиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой. На протяжении всей пьесы - мажорный лад. Во всем мире всем известно имя итальянского композитора, скрипача-виртуоза Никколо Паганини. Его мастерство игры на скрипке было настолько совершенно, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели». Когда мальчику исполнилось пять лет, отец, заметив способности сына, начал учить его музыке сначала на мандолине, а с шести лет — на скрипке. По воспоминаниям самого музыканта, отец строго наказывал его, если он не проявлял должного прилежания, и это впоследствии сказалось на его и без того слабом здоровье. Однако Никколо сам всё более увлекался инструментом и усердно работал, надеясь найти ещё неизвестные сочетания звуков, которые удивили бы слушателей. Яркую, необычайную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы. Сейчас мы с вами сможем увидеть изображения мастера и услышать его произведение - «Каприс №24». Какой характер у этого произведения? Знакома ли вам эта музыка? Почему композитор назвал свое произведение каприс? Мелодию этого произведения неоднократно повторяли в своих сочинениях разные композиторы, как дань уважения и памяти скрипачу-виртуозу. Музыкальный портрет Паганини создал в своем произведении С. Рахманинов. На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет. Сейчас мы послушаем интерпретацию Каприса №24 – Сергея Васильевича Рахманинова «Рапсодия на тему Паганини» и попробуем сравнить ее с ранее звучавшим произведением. Как вы думаете, что такое интерпретация? Интерпретация - звуковая реализация музыкального произведения в процессе его исполнения, переложение произведения для других музыкальных инструментов. Как звучит произведение С. Рахманинова? Какие черты шедевра Паганини подчеркнуты композитором? Помните, у скрипки ещё много неразгаданных тайн, и кто знает, может кому-то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну из них. | Дети отвечают на вопросы. Дети отвечают на вопросы. Дети предполагают, отвечают на вопросы. | П. И. Чайковский: «Мелодия».
Н. Паганини: «Каприс №24». С. В. Рахманинов: «Рапсодия на тему Паганини». | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Л - личностное отношение при восприятии музыки. | ||||||||
5. Организация исполнительской деятельности (10 минут)
| Сегодня мы будем разучивать известную нам песню «Маленький принц». Автором музыки является Микаэл Таривердиев – советский и российский композитор. М. Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, а также более 100 песен и романсов, 4 балета, 4 оперы, камерные вокальные циклы, симфонию, 3 концерта для органа и 2 концерта для скрипки с оркестром. ВХР
| М. Таривердиев: «Маленький принц». | Л - Корректировать собственное исполнение; К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. | |||||||||
6. Рефлексия деятельности (5 минут) | Подведём итоги нашего урока: - О каком величайшем мастере скрипичной игры вы сегодня узнали? Как его имя? - Какой из музыкальных фрагментов вам понравился больше и почему? - Что такое интерпретация? Спасибо за урок! | Дети отвечают на вопросы: Никколо Паганини. | Л – проявление эмоциональной отзывчивости; Л – личностное отношение при восприятии музыки Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
2 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
3 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
4 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
6 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
7 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
2 класс Конспект урока Музыки по теме " Музыка в народном стиле"
Класс: 2Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Музыка в народном стиле. Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особеннос...