3 класс. Конспекты уроков музыки
план-конспект урока по музыке по теме

По программе Е. Д. Критской.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Колесник Алла, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                               

                                                           

Тема урока: Опера «Руслан и Людмила».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.      

Образовательная цель: сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля  через знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила» - шедевром  русского оперного искусства.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Предметные: продолжение знакомства с жанром оперы, отдельными сценами и с певческими голосами; постижение триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя; выявить взаимосвязь музыки - слова - изобразительного искусства в опере; освоить понятия: опера, антракт, увертюра-финал.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: М. И. Глинка: Увертюра «Руслан и Людмила», М. И. Глинка: «Ария Руслана», М. И. Глинка: «Каватина Людмилы», А. Ермолов: «Всё ещё впереди».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(5 минут)

 

 

 Ребята, сегодня наш урок будет необычным.  Давайте мы с вами представим, что находимся  в театре.

Ребята, кто из вас был в театре?

А в музыкальном театре?

Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре?

Что больше всего вам нравится смотреть и слушать?

Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.

Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Приведите примеры.

Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные.

Ответы детей: в музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль.

Ответы детей: сказка.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Какое сказочное литературное произведение начинается этими поэтическими строками? Послушайте.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей..

Молодцы. Поэма - сказка  «Руслан и Людмила» была с восторгом прочитана русским композитором М. И. Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А. С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила».

Как будет звучать тема нашего урока?

Верно! Запишите тему урока в тетрадь. Опера «Руслан и Людмила».

Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила»?

Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте. Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Ответы детей: поэма  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Ответы детей: опера «Руслан и Людмила».

Дети отвечают на вопросы.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(10 минут)

 А сейчас мы с вами закроем глаза и представим себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра. Так начинается опера.

А что же такое увертюра?

Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М. И. Глинки. Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?

Кто мне может сказать, что такое опера? Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре? Правильно, антракт. Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто. В переводе с итальянского либретто -  это буквально маленькая «книжечка». Это краткое изложение содержания пьесы, оперы.

Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила». Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?

А сейчас мы с вами  послушаем Каватину Людмилы. Слово «каватина» для нас новое. Каватина — это небольшая лирическая оперная ария. Это небольшая и несложная песенная форма в небыстром темпе в духе арии с одной нежной темой. Какое настроение у этого произведения? Какой вы представили себе Людмилу? Давайте мы с вами сравним эти два музыкальных фрагмента. Как композитор показывает музыкой отважного Руслана и изящную, любящую Людмилу?

Каватина Людмилы отражает различные настроения шаловливо-грациозной девушки, но способной и на большое искреннее чувство. Через музыкальные интонации, темы, краски можно передать характер человека, сюжетную линию произведения, торжество светлых сил жизни.

Ответы детей: это вступление к опере или к балету.

Ответы детей: опера – это музыкальный спектакль, где герои поют.

Ответы детей: антракт.

Дети отвечают на вопросы.

Ответы детей.

М. И.. Глинка: Увертюра «Руслан и Людмила».

М. И. Глинка: «Ария Руслана».

М. И. Глинка: «Каватина Людмилы».

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(10 минут)

 

А мы продолжаем наше путешествие в мир волшебной сказки. Сегодня на уроке мы будем разучивать не менее волшебную песню. А называется она: «Всё ещё впереди». Автор песни Александр Ермолов – русский композитор. В настоящее время Александр Ермолов автор свыше 300 песен, исполняемых многими детскими коллективами России, ближнего и дальнего зарубежья, постоянный член жюри различных всероссийских и международных детских конкурсов и фестивалей. Песни Александра Ермолова популярны у детской аудитории многих радио и телевизионных каналов.

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных: «танцует», «рисует».

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

«собой», «открой».

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

А. Ермолов: «Всё ещё впереди».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

- Вам понравилось наше путешествие в музыкальный и сказочный мир?

- С какими произведениями мы с вами познакомились на уроке?

- Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

- Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;



Предварительный просмотр:

Колесник Алла, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                               

                                               

                                                           

Тема урока: Опера-былина «Садко».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.      

Образовательная цель: определить роль и значение музыки в былинах и сказках.

Метапредметные: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия; формирование образного и ассоциативного мышления.

Предметные: воспринимать произведения искусства; давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; познакомить учащихся с симфонической картиной Н. А. Римского-Корсакова: «Садко».

Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: Н. А. Римский-Корсаков: «Океан - море синее», М. И. Танич: «Когда мои друзья со мной».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(5 минут)

 

 

 Ребята, посмотрите художественный ряд.

- Что изобразил художник на этих картинах?

- Какое море вы увидели?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

А нарисовал эти картины великий русский художник  Иван Константинович Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря.

Посмотрите, везде море разное.

Ответы детей: море; спокойное, буйное, шумное; тема моря, музыка моря.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

 Сегодня мы так же познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова. Он был еще и морским офицером, часто бывал в море.

У Римского-Корсакова 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане», «Золотой петушок» и др.

Но сегодня мы будем говорить об опере «Садко».

Тема нашего урока: «Опера-Былина Садко».

На какие сюжеты написаны эти оперы? Правильно, поэтому композитора называют – композитором – сказочником.

Что такое опера?

 В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.

Что такое былина?

Былина – от слова быль, было когда-то.

 Каких вы знаете былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

Опера «Садко» - не просто опера, а опера – былина. Она написана по былине о новгородском певце-гусляре Садко.

 Кто может кратко рассказать былину о Садко?

Ответы детей: на сказочные сюжеты; опера – это музыкальный спектакль, где все герои поют; былина – это старинное сказание о народных героях, богатырях.

Видеофрагмент: Опера-былина: «Садко».

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(10 минут)

Сначала композитор сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней.

Вступление в опере – это образ моря.

Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим? (Повторяющиеся интонации, вариации, динамика, темп, нисходящая и восходящая мелодия, тембры инструментов).

Физкультминутка.

Море волнуется - раз! (Шагаем на месте)

Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо)

Море волнуется - три! (Повороты туловища влево-вправо)

Морская фигура, замри! (Замерли)

Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море будет спокойное, то мы будем показывать рукой так? Если море будет бурное, то как мы покажем?

Молодцы. Вы справились с заданием.

Домашнее задание:

Н. А. Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вы представили себе, слушая вступление к опере: «Садко».

Дети отвечают на вопросы.

Н. А. Римский-Корсаков: «Океан-море синее».

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(10 минут)

 

Ребята, а вы дружные дети? Сегодня на уроке мы будем разучивать весёлую песню про друзей. Автор песни Танич, Михаил Исаевич - советский и российский поэт-песенник. Народный артист РФ. М. И. Танич был членом Союза писателей СССР с 1968 года, автором почти двадцати сборников. Итоговый сборник стихотворений «Жизнь» издал в 1998 году, тогда же выпустил первый песенный сборник «Погода в доме». А песня называется: «Когда мои друзья со мной».

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных: «путь», «снег».

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

«дорога», «много».

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

М. И. Танич: «Когда мои друзья со мной».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

Вы познакомились с вступлением к опере – былине «Садко» Римского–Корсакова «Океан – море синее».

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что на уроке вам понравилось больше всего?

- Что наиболее запомнилось?

- Как звучало вступление к опере «Океан-море синее»?

- Можно ли музыкой изобразить море? Волны?

Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

2 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

4 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

6 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

7 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

5 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

2 класс Конспект урока Музыки по теме " Музыка в народном стиле"

Класс: 2Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Музыка в народном стиле. Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особеннос...