4 класс. Конспекты уроков музыки
план-конспект урока по музыке по теме

По программе Е. Д. Критской.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Колесник Алла, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                               

                                               

                                                           

Тема урока: «Исповедь Души».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Образовательная цель: обогатить представление учащихся  о жизни и творчестве польского композитора Ф. Шопена, учиться понимать чувства, выраженные в музыке.

Метапредметные: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия; формирование образного и ассоциативного мышления.

Предметные: воспринимать произведения искусства; давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; познакомить детей с произведениями Ф. Шопена: Прелюдия №7, Прелюдия №20, Этюд №12; сделать анализ прослушанных произведений.

Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: Ф. Шопен: Прелюдия №7, Прелюдия № 20, Этюд №12, А. Ермолов: «Будем вместе».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(5 минут)

 

 

 Прекрасное и вечное чувство родины, сознательное или безотчётное, живёт в душе каждого человека и в национальной памяти целого народа. У нашей родины-России - сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к её судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжёлых испытаний

Что такое Родина?

Верно! Родина – это место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.

Ответы детей: Родина – Отечество -  место, где родился человек.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

А мы с вами отправляемся в музыкальную гостиную, где услышим музыку одного великого композитора. Внимательно послушайте, и подумайте: о каком композиторе пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Мечтатель пылкий, благородный,

Властитель фортепьянных сцен,

Поэт мелодии народной -

Все это Фредерик Шопен.

Каждое произведение Ф. Шопена — это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Вы вспомнили сегодня, что большую часть своей жизни Шопен провел на чужбине. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе, но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята». Как будет называться тема нашего урока? Запишите тему урока: «Исповедь души».

Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и совсем скоро его знала уже вся Варшава. Его также называли «Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано». Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента. Любимый инструмент Ф. Шопена – фортепиано. Ребята, какие разновидности фортепиано вы знаете? А чем отличается пианино от рояля? Слово пианино складывается из двух слов: форте (громко) и пиано (тихо). Рояль в переводе с французского значит – королевский. Пианино – домашний инструмент, а рояль – концертный. Основную часть творчества Ф. Шопена составляют фортепианные композиции: сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады  и ряд небольших произведений.

Ответы детей: Фредерик Шопен.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(10 минут)

Ребята, что такое исповедь?

Сегодня на уроке мы послушаем 3 фортепианных произведения Ф. Шопена. Наша задача:  проанализировать характер, настроение музыки и сравнить музыкальные образы.

А сейчас мы познакомимся с двумя произведениями, у которых есть общее название – Прелюдия. Что такое прелюдия? Прелюдия – это короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. Вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепиано, органа. Звучит Прелюдия №7. Характер и настроение: Светлая, нежная, лирическая, грациозная, танцевальная, мечтательная. В Прелюдии №7 особенно ярко проявилось умение Шопена в малой форме сказать что-то большое и важное. Поразительна её мелодия, похожая на выразительную человеческую речь.

Сейчас прозвучит Прелюдия №20, а после прослушивания  мы с вами также проанализируем это произведение.  Характер и настроение: Мрачная, траурная, напряжённая,  скорбь,  сосредоточенность, трагичность. Прелюдия № 20 - «жемчужина» цикла, которую многие воспринимают как траурный марш. Скорбный, и в то же время торжественный характер музыки напоминает проводы в последний путь не простого человека, а лидера, вождя народа. Мы с вами прослушали  Прелюдию №7 и Прелюдию №20. Какое самое главное различие между двумя произведениям? Это конечно же музыкальный образ. Первое произведение грациозное, под него хочется танцевать. А второе произведение – траурное и напряжённое. Ф. Шопен создал своеобразный цикл из 24 прелюдий, написанных во всех мажорных и минорных тональностях. Они похожи на альбом кратких музыкальных записей, отражающих внутренний мир человека, его чувства, мысли, желания. Недаром замечательный русский пианист А. Г. Рубинштейн назвал прелюдии Шопена «жемчужинами». Одним из известных этюдов Ф. Шопена – Этюд №12 (Революционный). Что такое этюд? Этюд – это инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Звучит Этюд №12. Характер и настроение: Взволнованность, гнев, возмущение, негодование, отчаяние. Почему Ф. Шопен назвал Этюд №12 «Революционным»? Верно! Это и заставило вылить свою боль и переживание в Этюд №12.

Какие из прослушанных произведений похожи по настроению?

Ответы детей: исповедь – это разговор о чём-то сокровенном.

Дети отвечают.

Дети отвечают на вопросы.

Ответы детей: этюд - упражнение для пальцев.

Ответы детей: в Польше в 1830-1831 году проходило народное восстание.

Ф. Шопен: «Прелюдия №7».

 

Ф. Шопен: «Прелюдия №20».

Ф. Шопен: «Этюд №12».

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(10 минут)

 

Ребята, сегодня уроке мы познакомились с творчеством великого польского композитора Ф. Шопена. Мы научились понимать чувства, выраженные в прекрасной музыке этого замечательного композитора. Какое время года к нам приближается? Верно, весна! Весной нашу планету согревает солнце, становится теплее, идёт тёплый весенний дождь. Сегодня на уроке мы будем разучивать новую песню, она называется: «Будем вместе». Автор песни Александр Ермолов – русский композитор. В настоящее время Александр Ермолов автор свыше 300 песен, исполняемых многими детскими коллективами России, ближнего и дальнего зарубежья, постоянный член жюри различных всероссийских и международных детских конкурсов и фестивалей. Песни Александра Ермолова популярны у детской аудитории многих радио и телевизионных каналов.

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных: «идёт», «прольёт».

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

«песней», «вместе».

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

Дети отвечают на вопросы.

А. Ермолов: «Будем вместе».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

- Над какой темой работали на уроке?

- В чем же заключается исповедь Ф. Шопена?

- С какими произведениями мы познакомились?

- Достигли ли мы цели поставленной на уроке?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;



Предварительный просмотр:

Колесник Алла, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА

                                                                                               

                                                           

Тема урока: Балет «Петрушка».

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Образовательная цель: знакомство с балетом И. Ф. Стравинского «Петрушка».

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные: знакомство с жизнью и творчеством композитора И. Ф. Стравинского, актуализация знаний обучающихся о балете, на примере балета «Петрушка», знакомство с историей создания этого балета, его сюжетом, действующими лицами, развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью на примере музыкального фрагмента из балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского.

Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.

Музыкальный материал: Фидеофрагменты балета И. Ф. Стравинского «Петрушка»: образы: Петрушки, Арапа, Балерины; А. Ермолов: «Будем вместе».

 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент (2 минуты)

         

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Музыкальное приветствие.

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

 

(5 минут)

 

 

 Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное путешествие в музыкальный театр. Я приготовила афишу к сегодняшнему уроку.

О чём рассказывает нам афиша? Что изображено на картинке?

Прочитайте, как называется музыкальный спектакль, с которым мы сегодня познакомимся? («Петрушка»)

Кто композитор? («И.Ф. Стравинский»).

Давайте вместе сформулируем тему урока: Балет «Петрушка».

Ответы детей: балет «Петрушка».

Л - Проявление эмоциональной отзывчивости;

К -  уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

? -наблюдение за музыкой в жизни человека

3. «Открытие нового знания»

(8 минут)

Ребята, мы свами уже говорили, чтобы отправиться в музыкальный театр и посмотреть какой-либо спектакль нужно подготовиться. Что значит «подготовиться к спектаклю?» Надо знать краткое содержание спектакля – либретто. А кто помнит, что означает слово «либретто» в переводе с итальянского? Правильно – это «маленькая книжечка».

Перед вами «маленькая книжечка» - буклет к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка».

1. Обложка (Название спектакля, композитор, русские потешные сцены в 4 картинах);

2. Приоткроем нашу книжечку, кто изображен на 2 странице? И. Ф. Стравинский - русский композитор. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского.

В начале 20в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

Обратите внимание, ниже изображен портрет Александра Бенуа – это художник, автор сценария, костюмов и декораций к балету «Петрушка».

3. Открываем следующую страничку, и начинаем знакомство с содержанием спектакля. Кто будет главными героями балета? (дети читают названия героев и сами называют Арапа, Балерину и Петрушку).

Как мы уже выясняли, действие происходит в четырех картинах.

Итак, картина первая - народное гуляние, ярмарка.

Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

Как  вы представляете себе ярмарку? Вам поможет иллюстрация на экране.

Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На Руси ярмарки проводили в разное время года.

Ответы детей: Петрушка, Арап, Балерина.

Дети отвечают на вопросы.

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

П - сформировать представление о жизни и творчестве

4. Организация слушательской деятельности

(10 минут)

Вернемся к нашему спектаклю. Барабанный бой возвещает о начале фокуса. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивленью толпы, Петрушка, Арап и Балерина дружно пускаются в пляс. Начинается представление. (Внимание на экран)

- Как звучала музыка этой сцены?

- Весело, задорно, широко.

Продолжим знакомство с содержанием балета: 2 картина рассказывает нам о характере главного героя – Петрушки.

Кто такой Петрушка? (Петрушка – народный шут, веселит людей). В данном произведении Петрушка влюблен в балерину, но любовь его безответная. Какое настроение передал своей музыкой Стравинский? Как вы себе представили Петрушку?

3 картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся. Как нарисовал своей музыкой образы Арапа и Балерины? Какое настроение у этой музыки?

4-я картина - сцена на улице.

Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует».

Ответы детей.

Комната «Петрушки».

«Арап и Балерина».

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;

Л - проявление эмоциональной отзывчивости;

Л - личностное отношение при восприятии музыки.

5. Организация исполнительской деятельности

(10 минут)

 

Сегодня на уроке мы будем разучивать новую песню, она называется: «Будем вместе». Автор песни Александр Ермолов – русский композитор. В настоящее время Александр Ермолов автор свыше 300 песен, исполняемых многими детскими коллективами России, ближнего и дальнего зарубежья, постоянный член жюри различных всероссийских и международных детских конкурсов и фестивалей. Песни Александра Ермолова популярны у детской аудитории многих радио и телевизионных каналов.

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных: «идёт», «прольёт».

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных:

«песней», «вместе».

Чёткое снятие рукой.

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

А. Ермолов: «Будем вместе».

Л - Корректировать собственное исполнение;

К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве.

6. Рефлексия деятельности

(5 минут)

Подведём итоги нашего урока:

Что такое балет?

Назовите композитора балета «Петрушка».

Перечислите героев балета «Петрушка».

В чем особенность музыки И. Ф. Стравинского?

Спасибо за урок!

Дети отвечают на вопросы.

Л – проявление эмоциональной отзывчивости;

Л – личностное отношение при восприятии музыки

Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

2 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

3 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

6 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

7 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

5 класс. Конспекты уроков музыки

По программе Е. Д. Критской....

2 класс Конспект урока Музыки по теме " Музыка в народном стиле"

Класс: 2Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Музыка в народном стиле. Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особеннос...