2 класс Конспект урока Музыки по теме " Музыка в народном стиле"
план-конспект занятия по музыке (2 класс)

Москалева Вера Владимировна

Класс: 2

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: Музыка в народном стиле.

Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой

 Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особенности  народных и хоровых  песен

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  2. Формировать умения участвовать в музыкальной жизни класса;
  3. Формировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Развивающие:

  1. Формировать умение овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. Формировать умение слушать и вести диалог;
  3. Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  4. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
  5. Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной форме

Воспитательные:

  1. Умение эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы.
  2. Умение выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц оперы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_muzyka_v_narodnom_stile.docx35.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект  урока по

Музыке

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Курс IV, группа 41 Н

Москалева Вера Владимировна

 Учитель: Никифорова Н.Н

Оценка____________

Подпись учителя        

2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: Музыка в народном стиле.

Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой

 Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особенности  народных и хоровых  песен

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  2. Формировать умения участвовать в музыкальной жизни класса;
  3. Формировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Развивающие:

  1. Формировать умение овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. Формировать умение слушать и вести диалог;
  3. Формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  4. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений
  5. Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной форме

Воспитательные: 

  1. Умение эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы.
  2. Умение выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц оперы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1.  Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  2. Умения участвовать в музыкальной жизни класса;
  3.  Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.

Личностные:

  1. Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы.
  2. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц оперы.

Метапредметные:

Познавательные:

  1.  Умение овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  2. Умение слушать и вести диалог;

Регулятивные:

  1.  Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  2.  Умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

Коммуникативные:

  1.  Умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной форме

Оборудование: аудио запись, призентация.

План урока

1. Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2. Работа с музыкой Г.Глаткова.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1.Работа с загадками.

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели и задачи урока.

5. . Этап реализации построенного проекта.

6. Этап реализации построенного проекта.

6.1 Исполнение хоровых песен.

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Анализ прослушанного

7.2 Самостоятельная работа.

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

Сценарий урока

(Помним: 1-5 этапы - это первичный синтез; 6 этап -  анализ; 7 – вторичный синтез)

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Вера Владимировна, и сегодняшний урок у вас проведу я.

Здравствуйте

Фронтальная

Беседа

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1 Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним о  музыке какого народа мы  говорили на прошлых уроках?   А что такое фольклор? (народное творчество)

Учитель. Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры

Сейчас я вам напою мелодии, а вы хором отвечайте какой это жанр. (колыбельная, дразнилка, частушка).

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Беседа

Фронтальная

К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся воз-никшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Послушайте следующее произведение , Как вы считаете, к какому жанру фольклора можно отнести?

Звучит рнп "Во саду ли , в огороде" (водить хоровод).

У кого - ни будь  есть другое мнение? Докажите, что это хоровод.

Слайд 1 . надпись хоровод.

Да это прозвучал жанр хоровод.  Из каких  двух слов состоит это слово?

Что означает каждое из них?

хор и вод. Что означает слово хор, как вы думаете?- дружное слаженное пение  группы людей.

А слово вод - значит  водить, двигаться, танцевать.

Значит  водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли.  

Так значит над чем мы сегодня будем работать? Как бы вы сформулировали тему урока?

 Что вы хотите узнать о хороводе?

 интересно ли вам знать когда, где, кто водил хороводы, какие они бывают?

Слайд 2 . Тогда посмотрите на слайд и укажите те картинки, где по вашему мнению изображен хоровод.

А почему вы про эту картинку мне ни чего не сказали? А что это? Это плясовая .На всех картинках люди изображены в движении.

Проблема.

Но, почему одни называются хороводами, а другие плясовыми. Почему музыка связанная с движениями образует два разных жанра? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Мы должны сравнить по каким признакам  хороводные песни отличаются от плясовых

- Там говорится о козлятах и их маме, а так же о волке который их обманывал.

Фронтальная

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

- Ребята, кто догадался ,о чем мы свами сегодня поговорим?

- 4.2 Формулирование цели и задач урока.

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Что мы будем делать, чтобы её достичь?

О хоровых и плясовых песнях.

Фронтальная

К1

5. Этап реализации построенного проекта. Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

Итак давайте разберемся , какие признаки имеет хоровод

Слайд 3

 Посмотрите на эти две картинки . Что вы можете по ним рассказать о хороводе?   Зима, лето

- В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья.

Хоровода начинали водить с праздника Егорьев день - это праздник пастушков.  Именно с этого дня выгоняли на поля, луга , пастбища домашний скот: коровушек, овечек, коз и лошадей. Чтобы они свежей, молоденькой травушки поели и молочка больше дали. Водили хороводы до самой осени, праздника Покров День, который отмечается 12 октября. В этот день снег покрывал землю , становилось холодно и домашних   животных загоняли в хлев зимовать до будущей весны.

Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись

Слайд 4  А об этих хороводах что можете рассказать?

По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы - игры и хороводы - шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Такой хоровод называли игровым или драматическим.

Слайд 5 виды фигур

Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”,  звездочкой и другими. В таких хороводах читался узор, орнамент и называли их орнаментальными. 

История хороводных песен

Слушают

Фронтальная

Фронтальная

Пр1

К1

6. Этап проговаривания в устной речи. Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1 Исполнение хороводных песен.

Вспомните а знаете ли вы песню, которую мы могли бы обыграть, инсценировать? Кто помнит  это песня северная или юга России?

давайте  его разыграем , становитесь в круг. Кто желает, исполнить роль Васи

Исполнение хоровода.  Ну-ко как Вася

     Что мы с вами сейчас делали, пели ходили по кругу и изображали движения, а это значит- водили  хоровод.

Молодцы.

 Посмотрите  на следующий слайд , что мы еще можем узнать нового?

Слайд 6 хоровод и плясовая.

в каком темпе исполняют хороводы в умеренном, не торопливом, медленном, говорили про девушек "Как лебедушка плывет" (грациозно)

Для медленных хороводных песен характерны широкие, плавные напевы с выразительным распеванием слогов.

Учитель: Для  плясовых мелодий характерен оживленный, а иногда и быстрый темп, четкий ритм с акцентами. Такие танцы сопровождаются припляской, притопыванием  и прихлопыванием в ладоши.

 Давайте и мы с вами попробуем сейчас исполнить плясовую, под мелодию русской народной песни "Светит месяц", посмотрим кто у вас лучший танцор.

Исполнение " Светит месяц"

Послушайте еще одно   произведение. "Ах вы, сени" 

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

К1

Пр2

Пр1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1 Анализ прослушанного.

Какие народные инструменты вы услышите?

  Изменялась  музыкальная тема  на протяжении звучания произведения? (Меняется темп, ритм, фактура).

Как называется такая форма произведения , в которой тема изменяется, приукрашивается, варьируется? (Вариация)

Какая музыка по характеру?   (веселая , энергичная, танцевальная.)

Как вы думаете это плясовая или хороводная. Докажите

Что удобно под эту музыку делать? плясать

А как выдумаете как называется такой жанр народной музыки под которую удобно плясать? (плясовая) Где в основном исполнялись плясовые? на гуляньях, праздниках.

 Если они звучали в основном на гуляньях, то исполнение  плясовых было связано развлечением и поднятием праздничного настроения или совершения какого -либо обряда? ( поднятие настроения)

 Давайте посмотрим иллюстрацию к этому произведению на стр 40

Прочитайте вопрос на странице 40 (Слушайте внимательно и каждую вариацию сопровождайте "игрой на музыкальных инструментах)

значит  что м ы будем делать ?будем эту песню сопровождать игрой на муз инструментах.

7.2 Самостоятельная работа

-  Сейчас я проверю как хорошо вы знаете народные инструменты умеете их отличать от инструментов симфонического оркестра. Итак задание: у меня перепутались все инструменты, вам нужно народные отделить от симфонических и народные разделить на три группы. выделяя каждую группу разным цветом.

Проверка на доске, обменяйтесь  карточками и проверьте у друг друга.

Молодцы, с этим заданием вы справились отлично,  и домашнее задание вам будет  раскрасить раскраску и узнать какой инструмент в ней зашифрован

 Меняется темп , ритм , и фактура

Вариация

Веселая, энергичная , танцевальная

Индивидуальная

П1

П2

К1

Пр4

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- И так , с чем мы свами сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали?

- Молодцы. На этом наше занятие закончено, до свидания, мне было очень приятно с вами работать.

 Народными песнями

Узнали что такое хороводные песни

Фронтальная

Беседа

К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки по теме «Музыка в мультфильмах» для 2 класса

Музыкальное занятие с использованием динамических упражнений,  речевых игр, слушанием музыки, пальчиковой и ритмической игры, музицированием на детских музыкальных инструментах....

Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида

Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...

Конспект учебного занятия по предмету "Музыка" по теме «Музыка веселая и грустная», 2 класс

Конспект учебного занятия по предмету "Музыка" по теме «Музыка веселая и грустная», 2 класс для детей с легкой степенью умственной отсталости...

3 класс. Конспект урока по математике Тема: Деление с остатком. Решение задач.

       Проблемы формирования функциональной грамотности очень актуальна, т.к грамотность позволяет формировать целостное видение мира, избегая дробления знаний. Формируя мат...

2 класс Конспект урока Изо по теме "Валентинка"

Класс: 2Тип урока: Открытие новых знанийУчебный предмет: Изобразительное искусствоОбразовательная система: Школа РоссииТема урока:художественный труд,  создание открытки к дню Святого ВалентинаЦе...

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...