7 класс. Конспекты уроков музыки
план-конспект урока по музыке по теме
По программе Е. Д. Критской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7 класс. Транскрипция | 31.96 КБ |
7 класс. Соната | 36.25 КБ |
7 класс. Циклические формы инструментальной музыки | 34.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Колесник Алла, 40 гр.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Транскрипция».
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Образовательная цель: дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах.
Метапредметные: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия; формирование образного и ассоциативного мышления.
Предметные: воспринимать произведения искусства; давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; познакомить детей с произведениями Н. Паганини: «Каприс №24», Ф. Листа: «Этюд»; сделать анализ прослушанных произведений.
Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.
Музыкальный материал: Н. Паганини: «Каприс №24», Ф. Лист: «Этюд», А. Бабаджанян: «Этот город».
Предварительный просмотр:
Колесник Алла, 40 гр.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Соната».
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Образовательная цель: знакомство учащихся с сонатной инструментальной формой.
Метапредметные: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; умение понимать термин «сюита»; умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения; умение учащихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.
Предметные: распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, познакомить учащихся с особенностями формы инструментального концерта на основе особенностей музыкального стиля Л. В. Бетховена, В. А. Моцарта, С. С. Прокофьева.
Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.
Музыкальный материал: Л. В. Бетховен: «Соната №8», В. А. Моцарт: «Соната №11», С. С. Прокофьев: «Соната №2», В. Осошник: «Весну звали».
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||||||
1. Организационный момент (2 минуты)
| Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте». | Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют. | Музыкальное приветствие. | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости | ||||||||
2. Актуализация знаний.
(5 минут)
| Наш урок мы начнём с музыки. Прослушайте фрагмент музыкального произведения. Вам знакома эта музыка? Как называется произведение? Кто автор? Верно. Это «Лунная соната» Л. В. Бетховена. Что же такое соната? Соната (итал. sonare — звучать) — жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Как вы думаете, сколько в ней частей? Большинство сонат состоит из трёх частей. | Дети отвечают на вопросы. | Л. В. Бетховен: «Лунная соната». | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости; К - уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог; ? -наблюдение за музыкой в жизни человека | ||||||||
3. «Открытие нового знания» (8 минут) | Какой композитор изображен на экране? На экране изображен Людвиг Ван Бетховен. Что вам известно о композиторе? Бетховен - немецкий композитор и пианист. Он родился в 1770 году в городе Бонне. Отец композитора был певцом, тенором в придворной капелле. Еще в раннем возрасте обнаружил дарование сына, и хотел сделать из него второго Моцарта, поэтому стал обучать юного Бетховена игре на клавесине и скрипке. Внимательно посмотрите на портрет композитора, какой характер вы видите в его чертах лица? Да, действительно, черты лица композитора резкие, композитор не отличался особой мягкостью, был вспыльчивым, резким человеком, хотя его и считали добрым человеком. Музыка Бетховена воплощает в себе образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе раскрытия музыкальных тем, в борьбе идей выраженных в звуках. Фортепианное творчество Венского классика Людвига ван Бетховена можно назвать бессмертным наследием, которое отражает не только внутренние переживания композитора, но и перемены в эпохе. Сегодня мы с вами познакомимся с «Сонатой №8». | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. П - сформировать представление о жизни и творчестве | ||||||||||
4. Организация слушательской деятельности (10 минут) | У «Сонаты №8» есть название – Патетическая. Это название принадлежит самому Бетховену. Патетический – значит страстный, взволнованный, полный воодушевления, подъема. Патетическая соната Бетховена является одним из ярчайших произведений среднего творческого периода жизни Бетховена. Соната посвящена, близкому другу и почитателю творчества Бетховена - князю Лихновскому. Он являлся австрийским придворным и меценатом, покровитель композитора. Во время написания сонаты Бетховену было 29 лет, и в то время он стал замечать первые признаки глухоты. Работа над сочинением велась около года. Это было тяжелое время в жизни: ежедневно слух становился все хуже и хуже, а прогнозы врачей были неутешительны. Бетховен не оставил собственное музыкальное ремесло, он все с тем же рвением сочинял грандиозные и совершенно новые по стилю произведения, но которые наполнялись кардинально иными смыслами. Вся боль и вера в лучшее были реализованы в Патетической сонате. Соната состоит из 3-х частей. Сейчас мы прослушаем первую часть «Патетической сонаты». А вы слушайте внимательно, какой характер у произведения. Какие эмоции вложил композитор? Отличается ли музыка на протяжении всей части? Какая она была? А какая стала? Начало сонаты действительно необычно. Быстрой музыке первой части предшествует обширное медленное вступление. Первая часть сонаты написана в стремительно быстром темпе и напряжённа по своему звучанию. Начало первой части медленное с постепенным ускорением к концу. А сейчас внимание на слайд. Какой композитор изображён на экране? Это В. А. Моцарт - Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Сегодня на уроке мы прослушаем одну из известных сонат великого композитора: «Сонату №11». В этой сонате нет драматического содержания в ней преобладают лирические образы. В музыке 18 века благодаря своеобразным формулам ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам (например музыкальную фразу могли завершать гармонические последовательности кадансы, которые вызывали у слушателей ассоциации с поклонами, реверансами. Соната состоит из 3-х частей. 1 ч. Тема лирического песенно-танцевального характера, звучит мечтательно, светло, спокойно, тема эта несет в себе женское начало. Образ героини явно привлекателен, полон нежных чувств и юной непосредственности. 1.вар. ускорение темпа, которые придают ей взволнованность. 2 вар. танцевальность, чувствуются мягкие “реверансы” поклоны в конце фраз. 3 вар. благодаря смене лада (минор) появляется оттенок грусти, некоторой встревоженности. 2 ч. Менуэт-танец. тема менуэта не вносит контраста. 3 ч. Рондо – ярко выраженный изобразительный характер. В основе развития в рондо лежит контраст. В нем воспроизводятся некоторые особенности турецкой музыки. В рондо присутствует форма с прибавлением рефрена. Посмотрите на слайд, кто изображён на экране? Это С. С. Прокофьев – русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. «Соната №2» — одно из самых непосредственных творений С. Прокофьева. Яркость, даже броскость образов, своеобразие и мастерство их воплощения обусловили особую привлекательность и популярность сочинения. Вторая соната представляет для нас особый интерес и потому, что в ней сконцентрировались лучшие черты раннего Прокофьева Соната отличается ясной и четкой формой, последовательной логикой драматургического развития: ее содержание выражено с театральной конкретностью, лаконично, минимумом музыкальных средств. Свободно льющийся эмоциональный ток сочетается с продуманностью построения, резкими гранями разделов. Волевой динамизм и скерцозность естественно соседствуют с возвышенно светлой, проникновенной лирикой. Национальная характерность интонационного строя выражена вполне определенно. А ведь печать тех лет называла сонату «грубо антимузыкальной», «декадентской и какофонической», находила, что она представляет собой «вопиющую нелепость эквилибристических упражнений. Соната состоит из 4-х частей. Мы с вами прослушаем первую часть сонаты. Первая часть — лирико-драматическая. Ее разнообразный тематический материал со строгой лаконичностью преимущественно лишь экспонируется, а не разрабатывается. Трехчастная тема главной партии устремлена, активна; это поступательное движение к вершине. Мелодическому взлету основной темы противопоставляется настойчиво повторяющееся на одном неизменном уровне упорное «вдалбливание» остинатной фигуры, вызывающей торможение движения. | Л. В. Бетховен: «Соната №8». В. А. Моцарт: Соната №11». С. С. Прокофьев: «Соната №2». | Р – Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л – проявление эмоциональной отзывчивости; Л – личностное отношение при восприятии музыки. | |||||||||
5. Организация исполнительской деятельности (10 минут)
| Наступило чудесное время года: весна. Давайте споём весёлую песню, она называется: «Весну звали». ВХР
| В. Осошник: «Весну звали». | Л - Корректировать собственное исполнение; К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. | |||||||||
6. Рефлексия деятельности (5 минут) | Подведём итоги нашего урока: - О чём мы говорили сегодня на уроке? - Что такое соната? - Сколько в ней частей? - С творчеством каких композиторов мы с вами познакомились? - Соната какого композитора вам больше всего понравилась? Спасибо за урок! | Дети отвечают на вопросы. | Л – проявление эмоциональной отзывчивости; Л – личностное отношение при восприятии музыки Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; |
Предварительный просмотр:
Колесник Алла, 40 гр.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Циклические формы инструментальной музыки».
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Образовательная цель: знакомство учащихся с понятием сюиты, как одной из циклической формы музыки.
Метапредметные: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; умение понимать термин «сюита»; умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения; умение учащихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.
Предметные: воспринимать произведения искусства; давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром; умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства; умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).
Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.
Музыкальный материал: Видеофрагменты музыкальных произведений А. Шнитке: «Пастораль», «Менуэт», «Пантомима», «Полёт», «Concerto grosso №1»; А. Бабаджанян: «Этот город».
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||||||
1. Организационный момент (2 минуты)
| Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алла Ивановна и я буду проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте». | Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют. | Музыкальное приветствие. | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости | ||||||||
2. Актуализация знаний.
(5 минут)
| Давайте мы с вами вспомним, о чём говорили на прошлом уроке. - Как называлась тема нашего урока? - Что такое транскрипция? - С творчеством каких композиторов мы с вами познакомились? - Что такое камерная музыка? | Дети отвечают на вопросы. | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости; К - уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог; ? -наблюдение за музыкой в жизни человека | |||||||||
3. «Открытие нового знания» (8 минут) | Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с таким понятием, как «Циклическая форма в музыке». Как вы думаете, что же такое циклическая музыкальная форма? Циклическая музыкальная форма - музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основными циклическими формами являются сюита и сонатная форма. Циклические формы в музыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла. Запишите тему урока: «Циклические формы инструментальной музыки». С одной из циклических музыкальных форм я вас сегодня и познакомлю. Это сюитный цикл. Как вы думаете, что такое сюита? Для сюиты характерны: связь отдельных частей произведения с традиционными прикладными (песенными, танцевальными) жанрами, простота строения частей; контрастное сопоставление частей; тенденция к единству или ближайшему родству тональностей частей. К циклическим формам инструментальной музыки обращались не только композиторы прошлого, но и наши современники. Сегодня мы знакомимся с одним из таких отечественных композиторов, его зовут Альфред Шнитке. Альфред Гариевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, что на Волге. В 1958 году А. Шнитке окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, в 1960-м году был принят в Союз композиторов, в 1961-м году окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции и занялся преподавательской деятельностью (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция). В середине 60-х сложился индивидуальный стиль А. Шнитке в музыке. Для его стиля начиная со второй половины 1970-х годов характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики». Что же такое полистилистика, как вы думаете? Полистилистика – намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений. | Дети предполагают, отвечают на вопросы. Ответы детей. Дети предполагают, отвечают на вопросы. | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. П - сформировать представление о жизни и творчестве | |||||||||
4. Организация слушательской деятельности (10 минут) | Сегодня мы познакомимся с одним из самых известных инструментальных произведений А. Шнитке. Это «Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра». Он имеет старинное название «Concerto grosso» (в переводе с итальянского – большой концерт). Послушайте 5-ю часть концерта А. Шнитке (рондо). Какие черты старинной музыки слышны в этом современном произведении? Сейчас прозвучит «Пастораль» из сюиты в старинном стиле. Что такое пастораль? А что вы себе представляли, когда слушали это произведение? Следующее произведение называется «Менуэт». Что же такое менуэт? Менуэт (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков. Какой характер у этого произведения? Какую картину вы себе представили, слушая эту мелодию? А сейчас прозвучит «Пантомима». Кто мне скажет, что такое пантомима? Пантомима — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов. Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён. С 1962 года А. Шнитке сочинял музыку к фильмам, таким как: «Прощание», «Сказка странствий», «Мёртвые души», «Мастер и Маргарита» и т.д. Сейчас прозвучит музыка из фильма «Сказка странствий», произведение называется «Полёт». Какой характер у музыки? Что вы себе представляли, слушая это произведение? | Ответы детей: жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Ответы детей. Дети отвечают на вопросы. | А. Шнитке: «Concerto grosso» 5-я часть. А. Шнитке: «Пастораль». А. Шнитке: «Менуэт». А. Шнитке: «Пантомима». А. Шнитке: «Полёт». | Р – Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л – проявление эмоциональной отзывчивости; Л – личностное отношение при восприятии музыки. | ||||||||
5. Организация исполнительской деятельности (10 минут)
| На прошлом уроке мы с вами познакомились с песней. Как она называется? Верно, песня называется «Этот город». Сегодня на уроке мы будем продолжать разучивать её. ВХР
| А. Бабаджанян: «Этот город». | Л - Корректировать собственное исполнение; К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. | |||||||||
6. Рефлексия деятельности (5 минут) | Подведём итоги нашего урока: - О чём мы говорили сегодня на уроке? - Что вам больше всего запомнилось? - С творчеством какого композитора мы с вами познакомились? - С какими произведениями познакомились? - Что такое менуэт? - Что такое пантомима? Спасибо за урок! | Дети отвечают на вопросы. | Л – проявление эмоциональной отзывчивости; Л – личностное отношение при восприятии музыки Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
2 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
3 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
4 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
6 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
5 класс. Конспекты уроков музыки
По программе Е. Д. Критской....
2 класс Конспект урока Музыки по теме " Музыка в народном стиле"
Класс: 2Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Музыка в народном стиле. Цель: Содержательная: Познакомиться с народной музыкой Деятельностная: формировать умения выявлять жанровые особеннос...