Актуализация знаний базовых и умений
(иллюстрация из сказки «Щелкунчик») Портрет Гофмана.
Портрет П.И. Чайковского
|
Какая по характеру музыка вас встретила?
Правильно, музыка хрупкая, созерцательная, светлая, нежная, чарующая. Какой образ рисует эта музыка? Она рисует сказочную фею. И сегодня сказочные звуки музыки всеми нами любимого композитора П.И. Чайковского поведут нас в мир сказок. Все мы любим сказки. Особенно, если события, о которых они рассказывают, происходят в новогоднюю ночь. Одну из таких новогодних сказок сочинил немецкий писатель Эрнст Гофман. А Пётр Ильич Чайковский по этой сказке написал музыку и получился прекрасный балет «Щелкунчик». Кто такой Щелкунчик? А кем он оказался? С кем он боролся? Сказка о рождественском чуде, где оживает игрушечный Щелкунчик и побеждает в борьбе с злым королем. Кто ему помог победить? Как Мари спасла Щелкунчика?
Ночью Щелкунчик пришел к Мари с победой. Сказка заканчивается тем, что Щелкунчик стал принцем, а Мари его принцессой. Кто такой П.И. Чайковский? Композитор П.Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта, и она сразу ожила, наполнилась радостью настоящего праздника. | Распознают выразительные особенности музыки.
Таинственная, изящная, загадочная.
Подбирают слова, отражающие содержание и характер музыкальных произведений, используя словарь эстетических эмоций.
Воспринимают речь учителя.
Вспоминают содержание сказки.
Тот, кто щелкает орехи, игрушка Принцем С мышиным королем.
Мари Бросила туфельку, когда мышиный король подобрался к Щелкунчику.
Композитор. | П.: Умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; Умение ориентироваться в системе своих знаний; Р.: Умение соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном; К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Умение слушать и слышать учителя (собеседника), вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; Л.: Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
|
Постановка учебной задачи
Табличка «Балет»
Картинка балерины.
Табличка «Пачка»
Табличка «Пуанты»
Микроитог |
- Одним из самых красивых музыкально - театральных хореографических жанров является балет. Балет - это крупное музыкальное произведение в котором танцуют. В нем все герои танцуют под звуки музыки оркестра. Как вы думаете, что балет включает в себя? Какие искусства? В балете объединены не только музыка и танец, но изобразительное искусство, т.к. шьются костюмы и оформляются декорации. - А вы знаете, как называют тех, кто танцует балет? Как называют мужчин, которые танцуют балет? Танцоры А женщин? Посмотрите на иллюстрацию, какая у них необычный сценический костюм. - Кто знает, как он называются? Это необычное платье называется пачкой. А что у них на ногах, чешки? - Ведь в балете танцуют на самых кончиках пальцев, а для этого нужны специальные приспособления, уплотнения в обуви. Для этого и изобрели пуанты. - Правильно, молодцы. На ногах у балерины пуанты. Что такое балет? Как называют тех, кто танцует балет? Как называется их сценический костюм? А что такое пуанты? Молодцы.
| Отвечают на вопросы, воспринимают речь учителя.
Музыка, танец
Балерины
Платье
Отвечают на вопросы. | П.: Умение ориентироваться в системе своих знаний: отличать новое от уже известного; Умение выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Р.: Умение соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном. К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Умение слушать и слышать учителя (собеседника), вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; Умение слушать партнера по общению не перебивая, говорить только после того, как закончит собеседник. Л.: Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
|
Знакомство с темой урока
Адажио (слушание и анализ)
Адажио (повторное прослушивание) Картинка симф. оркестра
Картинка арфы, табличка «арфа»
Табличка «Глиссандо» Звучание глиссандо.
Танец Феи Драже (повторное прослушивание)
Картинка и табличка «челеста»
Звук челесты
|
Ребята, сейчас вы послушаете фрагмент балета - Адажио и скажите Какое настроение у этой музыки? Какой темп? Быстрый или умеренный? Да, настроение у музыки счастливое, восторженное, радостное, ликующее и нежное. Верно, темп умеренный. Музыка звучит как торжественный гимн добру, красоте и любви. Сейчас вам надо, внимательно послушать музыку, и постараться услышать, какие инструменты исполняют это музыкальное произведение. Слушаем. Ребята, какие музыкальные инструменты вы услышали? Во вступлении к музыке слышатся звуки арфы. Они как бы «одевают» эту музыку в красивый, праздничный наряд. На арфе играют сидя, наклоняя ее корпус к правому плечу и слегка опирая о колени. Звук извлекается защипыванием струн пальцами. В игре участвуют пальцы обеих рук (кроме мизинцев). У концертной арфы имеется 43 струны. Завораживающие звуки арфы не могут оставить равнодушными никого. При игре на арфе часто используется глиссандо – быстрое скольжение по струнам. Услышав однажды волшебные звуки Арфы, Петр Ильи Чайковский решил использовать этот инструмент в своих произведениях.
Давайте прослушаем еще один фрагмент – танец Феи Драже. Что вы представили во время прослушивания? Мелодичный перезвон колокольчиков, переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов и сверкание драгоценностей. -А какие инструменты вы услышали? Другим удивительным инструментом, который так же использовал Петр Ильич Чайковский в своем творчестве является Челеста. На что похожа челеста? Челеста похожа на маленькое пианино, но молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластиночкам, а иногда даже стеклянным пластиночкам, обтянутые замшей. А сейчас давайте послушаем, как звучит этот инструмент. Что напоминает звук челесты? Звук его напоминает необыкновенно красивый мягкий звон, как небесный колокольчик. Петр Ильич Чайковский услышал челесту в Париже и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел этот инструмент в 1892 в балет Щелкунчик. С тех пор челеста часто используется в симфоническом оркестре.
. | Отвечают на вопросы. Распознают изобразительные особенности музыки.
Доброе, лучистое, светлое.
Скрипка, виолончель.
Что-то необычное, сказочное, похожее на какой-то праздник. Узнают на слух тембры музыкальных инструментов.
Колокольчики, треугольник.
На пианино.
Маленькие колокольчики. | П.: Умение выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку; Умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; Умение сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности. Р.: Умение осознавать задачу, принимать её; Умение контролировать и адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников. К.: Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия; Умение строить высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Л.: Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению. |
Вокально-хоровая работа Переходный момент к разучиванию песни
Вступительное слово
Портрет Д. Кабалевского
Д. Кабалевский «игра в гостей» (разучивание целого текста) Текст песни на карточках на партах, где строчки гостей и хозяев выделены разными цветами.
Д. Кабалевский «игра в гостей» (соединение текста песни с мелодией) | Ребята, вспомните начало сказки «Щелкунчик». Гости собираются на праздник к девочке, приносят подарки. И мы сейчас поиграем в гостей. А наша песня так и называется «Игра в гостей». Ее сочинил Д.Б. Кабалевский.
Он сочинил много пьес для ребятни. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всём мире и по сей день. Очень много он написал для детей песен. Все они о дружбе, о пионерах, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. Цикл песен создан композитором о лагере «Артек», что в Крыму. Вот несколько песен которые он написал: Про Петю Целый день он занят делом, Двух минут не отдохнёт: То он парту мажет мелом, То сидит, бумажки рвёт.
А во время перемены Станет он ещё сильней: Подойдёт он к чистой стенке — чертит чёртиков на ней! Кто дежурные? Припев: - Кто дежурные? - Мы дежурные, Самые хорошие, Лучшие дежурные. - Мы дежурим первый раз,
Прибираем свой класс. Замечательный класс Получается у нас.
Наш край То березка, то рябина, Куст ракиты над рекой: Край родной, навек любимый, Где найдешь еще такой?
Песня о школе Мы в счастливый, светлый день поступили в школу. Школа рада нам была, класс просторный отвела. И о классе о своём мы поём, мы поём. И о классе о своём мы поём, мы поём.
Давайте теперь прослушаем песню «Игра в гостей». Прослушивание песни «Игра в гостей». Примите позу слушателя. После прослушивания ответьте на вопросы: Какая музыка по настроению? Кто поет песню? Какой инструмент сопровождает пение? Какой темп? Прослушали. Какая музыка по настроению? Правильно, музыка звонкая, яркая, радостная, задорная. А какой темп? Быстрый или умеренный? Быстрый темп, потому что композитор показывает суету, радость хозяев, которые встречают гостей. Кто поет эту песню? Правильно, детский хор. А какой инструмент сопровождает их пение?
Правильно. Как построена песня? В форме диалога или монолога? Правильно, потому что участвует несколько персонажей: хозяева и гости. Для того, чтобы поиграть в гостей нам нужно разделиться на 2 группы: хозяева и гости. У каждой группы в нашей песне будет своя роль, своя вокальная партия, которую нам предстоит разучить. Каждая группа будет петь свою мелодию, свои слова, а соединившись вместе, мы исполним песню на два голоса. Петь наши группы будут по очереди, а иногда - одновременно. У вас на столах карточки с текстом. Вы сами видите, строчки, которые будут петь хозяева, выделены одним цветом, а те, что будут петь гости - другим. Последняя строчка подчеркнута сразу двумя цветами - что это означает? Это сделано потому, что последнюю строчку обе группы будут петь хором. Послушайте, как я проговорю в ритме вам эту песенку. Текст песни: - Здрасте, здрасте, мы вас ждем! - Промочило нас дождем. - Ожидали мы гостей! - Мы промокли до костей. - Где ж ваш зонтик? - Потеряли. - Где галоши? - Кот унёс. - Где перчатки? - Скушал пёс. - Это, гости, не беда. (здрасте) Заезжайте в ворота, (здрасте) Поднимайтесь на порог (здрасте) К нам на яблочный пирог! А вы заметили, что в тексте было одно слово, которое я не проговорила? Какое это было слово? Почему же я не спела его? Да просто потому, что это слово гости поют в то же самое время, когда хозяева поют свою строчку - не могу же я одновременно петь две разные строки! Но у нас здесь две группы, поэтому мы с этим справимся. Сейчас мы с вами прочитаем весь текст песни в заданном ритме, без мелодии. Хозяева и гости по очереди будут читать свои слова. Читаем до слов «это гости не беда».
Вот мы с вами и добрались до самого сложного места в этой песенке. Здесь хозяева читают свои слова, а гости - одновременно с ними - свои. Важно очень внимательно слушать тех, кто рядом, чтобы одна группа не сбивала другую, чтобы не перепутать слова. ("Хозяева" и "гости" читают свои партии, начиная от слов "это, гости, не беда", сначала по очереди, отдельно. Затем педагог просит "хозяев" прочитать свои строчки, при этом взяв на себя роль "гостей" и проговаривая вслух их партию. Потом те же самые действия производятся с партией "гостей", когда педагог проговаривает партию "хозяев".) Группа гостей настолько быстро хочет попасть в гости, что она перебивает хозяев на последнем слоге –да, - та, -рог и говорит слово «Здрасте!» А теперь мы с вами соединим строчку хозяев со строчкой гостей. Напоминаю вам, что нужно слушать очень внимательно как тех, кто поет рядом, так и тех, кто работает в другой группе.
Теперь мы с вами можем присоединить к нашим строчкам мелодию - ведь это все-таки песня. Мелодию мы будем разучивать постепенно, начиная с первых четырех строчек. (выстраиваю 1 звук) (пропеваю первые строчки сначала одной группы, затем другой, участники повторяют за мной, затем исполняют свои партии самостоятельно.) (анализирую их пение) Давайте споем еще раз, выделяя согласные звуки в конце слов. Молодцы. А теперь мы опять добрались до самого сложного эпизода, в котором наши партии звучат вместе, но каждая по-своему. И опять сначала мы проработаем каждую партию отдельно, а потом начнем соединять их. (исполняю сначала партию "гостей" вместе с хозяевами, затем партию "хозяев" вместе с гостями.) Теперь нам осталось соединить обе партии, а затем исполнить песню от начала до конца. (Анализирую пение) Давайте споем еще раз, бодро и весело, не громко, а звонко. Споем под фонозапись. Темп будет быстрее, чем при разучивании. (Анализирую и дирижирую) Еще раз, спойте звонко и бодро. Молодцы. | Вспоминают начало сказки. Воспринимают речь учителя.
Приняли позу слушателя. Слушают песни и делятся впечатлениями.
Слушают и анализируют песню. Отвечают на вопросы. Понимают выразительные возможности фортепиано в создании различных музыкальных образов. Определяют характер музыки с помощью «словаря эстетических эмоций».
Веселая, бодрая.
Быстрый.
Дети
Пианино.
В форме диалога
Делятся на 2 группы.
Получили карточки с текстом песни.
Должны спеть вместе.
Слушают текст.
Это слово "здрасте".
"Хозяева" и "гости" проговаривают в заданном ритме свои слова.
"Хозяева" и "гости", соединив свои партии, прорабатывают "двухголосное чтение".
Слушают и воспринимают пение учителя Поют вместе с учителем
Воспринимают речь учителя
Исправляют свое пение
Поют под фонозапись | П.: Умение извлекать необходимую информацию из прослушанных рассказов; Умение определять основную и второстепенную информацию. Р.: Умение планировать свои действия. Умение прогнозировать результат. К.: Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия; Л.: Умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. |