Технологическая карта урока по музыке на тему"Инструментальная музыка"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

 Зайниева Разина Разиховна

Технологическая карта урока для 4 класса по теме "Инструментальная музыка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instr_muzyka.docx105.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: музыка

Класс: 4В

Тема: Инструментальная музыка

Тип: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования целостного представления у школьников об инструментальной музыке

Задачи:

- образовательная: познакомить детей с инструментальной музыкой и их видами;

- развивающая: развивать творческие навыки и воображение; развивать вокально-хоровые навыки: дикцию и артикуляцию, чистоту интонирования, чувство ритма и т. д.;

- воспитательная: воспитать интерес к творчеству композитора и его произведению; воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.

Планируемые результаты

- личностные: формировать интерес к изучению темы, эмоциональное отношение к искусству;

- метапредметные: формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя;

- предметные: знают что такое инструментальная музыка и ее виды.

Ресурсы урока: мультимедиа, музыкальный центр, тексты песни

Организация пространства: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Органи-зационный этап

- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Разина Разиховна и сегодня урок музыки проведу у вас я. Я рада видеть ваши лица и улыбки. Пусть такое хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока!

- Чтобы наш урок прошёл на весёлой ноте, давайте музыкально поздороваемся! Все дружно встали.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, учитель!

-Как ваше настроение? Всё очень хорошо.

Приветствуют учителя

-Здравствуйте, учитель!

-Отлично.

ЛУУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

- эмоциональный настрой к уроку;

Давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу.

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно 
Слушаем внимательно.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности к уроку.

Сегодня на уроке пригодятся тетрадь и ручка. Все ли готово? Хорошо.

Организуют рабочее место

-Да.

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

-  проверка д/з по мере необходимости

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.        Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир музыки и познакомимся с одним из видов музыки. Но для начала, я предлагаю вам послушать два музыкальных фрагмента. Ваша задача, послушать внимательно и определить, чем эти фрагмента отличаются. (звучит «Шире круг» в двух вариантах – с голосом и без голоса)

-Итак, чем же отличаются эти два фрагмента?

-Правильно, в первом варианте мы слышим голос, а во втором – только музыка без голоса. Как же можно исполнять музыку? Правильно, музыку можно исполнять с помощью голоса и на инструментах. И поэтому вся музыка делится на вокальную инструментальную. А как вы думаете, о какой музыке мы сегодня с вами будем говорить? Чтобы это узнать, посмотрите на эту картинку?(картинка инструментами) Значит, о какой музыке мы с вами будем говорить на уроке? Верно, об инструментальной музыке.

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами

-Первый отрывок исполняется голосом, а второй без голоса.

-С помощью голоса и без.

-Об инструментальной.

ЛУУД

Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности

РУУД

осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

КУУД

умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с обучающимися).

-Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по огромному миру музыки и узнаем много нового об инструментальной музыке.

- Ребята, значит какую цель мы поставим на наш урок? Наша цель: узнать побольше об инструментальной музыке и о композиторах, которые обращаются к этой музыке.

- Как думаете, какая будет тема нашего урока? Тема нашего урока: «Инструментальная музыка».

Формулируют тему и цель  урока

- узнать побольше об инструментальной музыке

-«Инструментальная музыка».

ПУУД

умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем

РУУД

принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия

КУУД

умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные  выводы; уметь делать выводы

IV. Реализация музыкально-исполнительской деятельности

 

Музыкально-ритмические движения

Восприятие музыки

Разучивание песни

1.Объяснение темы урока.

а) Беседа об инструментальной музыке

- Ребята, прежде чем познакомиться с композитором, который обращается к инструментально музыке, давайте узнаем, что же такое инструментальная музыка. Для этого мы выполним работу в парах, возьмите карточки №1 и поставьте пропущенные слова в нужные места. Пропущенные слова вы можете найти после определения.

- Как мы работаем в парах?

Инструментальная музыка – это музыка, предназначенная для… (исполнения) на музыкальных… (инструментах). Обычно инструментальными называют композиции …(без) участия человеческого голоса. Инструментальная музыка появилась в… (17) веке. Она бывает трех видов: …(сольная)(для одного голоса), … (ансамблевая)(от двух до десяти человек) и оркестровая( для большого оркестра).

- Я вижу, что вы уже закончили. Давайте проверим. Правильные ответы вы можете увидеть на экране.

- У всех правильно? (Да) Молодцы!

- Посмотрите, ребята, как давно появилась инструментальная музыка и сколько у нее есть видов. Давайте составим схему на доске.

б) ознакомление с произведением П.И.Чайковского «Мама»

-Сегодня мы с вами познакомимся с великим композитором – Петром Ильич Чайковским. Для начала, запишите в тетради сегодняшнее число и классная работа. Хорошо. Сейчас я расскажу вам его биографию, а вы постарайтесь записать в тетради самые важные факты о нем: где он родился, со скольки лет он начал увлекаться музыкой и о чем он писал.

-Петр Ильич Чайковский родился в уральском городке Воткинске, где работал его отец, горный инженер. С детства маленький Петр восхищался и с волнением слушал как классическую, так и народную музыку. В его доме всегда играла музыка. Чайковские увлекались музыкой, поэтому он с ранних лет хорошо имел талант игры на фортепиано, а некоторое время спустя чудесно разбирался и играл по нотам.
Петр Ильич Чайковский оставил музыкальные произведения во всех жанрах. Он стал одним из создателей русской классической симфонии. Всего композитор написал шесть симфоний. Много произведений написал Чайковский для детей и о детях. Его «Детский альбом» включает 24 пьесы для фортепиано. По этому прекрасному альбому дети занимаются и учатся нотной грамоте и в наши дни, причем интерес не падает, а растет. Композитор писал также песни для детей на стихи А.С. Пушкина. 

Балеты Чайковского просто потрясают своей красотой, мелодичностью и искренностью. Это знаменитые «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Балеты Чайковского открыли эру симфонического балета.

-Итак, где родился Чайковский? Со скольки лет он начал увлекаться музыкой? Какие его произведения вы запомнили?

-Хорошо, молодцы, вот мы с вами и познакомились с великим композитором.

Музыкально-ритмические движения

- Ребята, я вижу, вы немного устали. Чтобы снять усталость я предлагаю выполнить физкультминутку. Но она не простая, а музыкальная и называется она «боди перкуссия». Вы знаете, что это такое? Боди перкуссия- это искусство исполнения ритмов, без использования музыкальных инструментов. В этом нам поможет видеоролик, с которого мы будем смотреть движения. Для начала давайте разучим движения.

WhatsApp Image 2024-02-09 at 17.09.42.jpeg

-Хорошо, мы с вами отлично отдохнули, а теперь продолжим нашу работу.

-Сейчас  давайте прослушаем одно из произведений Чайковского из его  «Детского альбома». Это фортепианная миниатюра. У этой пьесы очень трогательное название, много говорящее каждому человеку. Её он посвятил одному очень родному ему человеку. Этот человек, по его словам, не только самый родной человек на земле, но и символ любви, чистоты, доброты.

-А теперь давайте прослушаем это произведение. Слушайте внимательно, и подумайте, а как бы вы назвали это произведение и почему? А также, ученики 1 ряда, подумайте, какую картинку вы представили, слушая её? Ученики 2 ряда, в каком характере звучала эта музыка? И ученики 3 ряда, какой музыкальный инструмент исполняет эту музыку?

-Сели удобно, слушаем внимательно.

-Итак…В каком характере звучала эта музыка? Какое настроение, после прослушивания этой музыки?

-Какую картинку вы представили, слушая эту музыку? Какие образы возникли во время прослушивания этой музыки?

-Какие инструменты прозвучали в этом произведении?

-А как бы вы назвали это произведение и почему?

-Хорошо, спасибо за ваши ответы. Ребята, а название этого произведения «Мама». Эта пьеса говорит нам об искренности и теплоты чувств и, она полностью соответствует названию. Ребята, раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение нянь, поэтому появление мамы для ребенка было настоящим праздником. Вот и мама Чайковского уехала из дома на несколько дней и ему было тяжело без неё. В печали, он сел за рояль и сочинил музыку. Пьесса получилась немного грустной,  трогательной и нежной.

-Ребята, а какие чувства композитор он испытывал к своей маме?

-А вы тоже скучаете по своей маме, когда она куда-то уезжает? Хорошо.

Слушают учителя и рассматривают портрет. Прослушивают произведение. Отвечают на вопросы по произведению.

 

-Дружно и сообща.

-Да

Выполняют движения в соответствии с характером, темпом и ритмом музыкального произведения.

.

-В Воткинске. С самого детства. «Лебединое озеро», «Детский альбом».

-Нет.

-Музыка звучала очень нежно, плавно, тихо, в спокойном движении.

-Представили маму с ребенком или бабушку.

-Фортепиано.

-Композитор любил свою маму, не огорчал ее, относился к ней с нежностью.

-Да.

ЛУУД

(осознание жизненного смысла музыкальных образов)

ПУУД

(умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем

РУУД

Формировать умение высказывать собственное мнение на основе пройденного материала

КУУД

Развивать умение строить речевые высказывания о музыке

Первичное закрепление

-Итак, ребята, мы с вами прослушали произведение «Мама» Чайковского. Сейчас я хочу проверить ваши знания. Для этого выполним следующее задание: ответим на вопросы и решим кроссворд.

-Как зовут Чайковского? (Петр)

- Где он родился?

- Как называется его произведение, которое мы прослушали? (Мама)

-Какие инструменты прозвучали в этом произведении?

-Итак, давайте проверим. Хорошо, молодцы, вы отлично справились с этим заданием.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

- Петр

-В Воткинске

- «Мама»

-Фортепиано

РУУД

Формировать умение высказывать собственное мнение на основе пройденного материала

КУУД

умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем

-Ребята, сегодня мы разучим новую песню.

Распевание

Но для начала нам нужно разогреть наши голосовые связки. Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? Это же сова! Давайте споем о ней распевку! Давайте все вместе прочитаем слова распевки.

Садимся прямо, опора на двух ногах. Повторяем как показано на экране.

Ах ты, совушка,сова.

Ты большая голова.

Ты на веточке сидишь.

Ночью сон наш ты сторожишь.

Ууууу-у-у-у-у-ууууу.

-Отлично, теперь давайте под музыку. Сядьте удобно, плечи не поднимаем и четко выговариваем каждое слово.

-Итак, ребята, молодцы!

-Ребята, какую важную дату мы празднуем в феврале? Верно, 23 февраля. А что это за праздник? Правильно, это День Защитников Отечества. Сегодня мы с вами будем разучивать новую песню под названием «Здравствуй, мир». Композитором является Л.Квинт, а автором слов В. Костров. Эта песня о нашей земле, о ее природе и красотах. Когда мы поем эту песню, мы приветствуем наш мир, и желаем чтобы на нашей планете не было войн, чтобы всегда была мирная жизнь и все мы были дружными. А также, благодарим наших защитников Отечества, за то, что над нашей головой чистое и голубое небо.

-Ребята, прежде, чем начать разучивать, мы сначала послушаем песню полностью. Слушайте внимательно, обратите внимание на характер и литературный текст песни.

-Итак, сели удобно, слушаем.

-Итак, ребята, каков же характер этой песни? О чем же данная песня?

-Хорошо, а теперь мы начнем разучивать песню. Начинаем с 1 куплета. Для этого принимаем певческую посадку, не давим на связки, опора на двух ногах, голова приподнята. Сейчас я раздам вам слова песни.

-Начинаем разучивать с первой фразы. Сначала проговорю я, затем вы. Все слова проговариваем четко, ясно.

1.Мир проснулся, как ребёнок.
Солнце плещет в берега.
Мчится резвый жеребёнок
На зелёные луга.
Грива стелется разливом,
А во лбу горит звезда.
Мир, ты хочешь быть счастливым,
Значит, миром будь всегда.

-А теперь закрыли глаза и произносим. Молодцы. Теперь 2 строчку,3, 4,5.

-А теперь, попробуем под музыку спеть 1 куплет.
Припев:
Здравствуй, мир, здравствуй друг,
Здравствуй песен щедрый круг,
Здравствуй, миг, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек.
Здравствуй, дом, здравствуй, даль,
Здравствуй, радость и печаль.
Здравствуй, быль, здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любовь.

-Молодцы. Теперь разучиваем 2 куплет.

2.Если мир певуч и звонок
Не во сне, а на яву,
Научи нас, жеребёнок,
Верить в солнце и траву.
И ловить стихи и сказки
В золотые невода.
Мир, ты хочешь быть прекрасным,
Значит, миром будь всегда.
-А теперь всю песню споем под музыку. Молодцы!

Формируют вокально-хоровые навыки, исполняют выразительно и  интонационно-осмысленнораспевки, а также песни разных жанров  и стилей.

-23 февраля-День Защитников Отечества.

-Радостный, веселый. О приветствии мира, о радостях жизни.

(поют)

ЛУУД

Формировать умение высказывать собственное мнение на основе пройденного материала

КУУД

участие в коллективном пении

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

-И так ребята наш урок подошел к концу.  Сейчас я предлагаю нам узнать смогли ли достичь цели который мы поставили в начале урока? Наша цель: узнать побольше об инструментальной музыке и о композиторах, которые обращаются к этой музыке.

-И так цели урока мы достигли и все выполнили, на этом наш урок заканчивается.

КУУД

Умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные  выводы

-Сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Я каждому из вас раздам нотный стан, ваша задача, нарисовать ноту на любой строке. Если вам понравился урок, то на верхней, а если что-то не понравилось, то на нижней.

РУУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

ЛУУД

Уметь анализировать и оценивать свою деятельность

Выставление отметок.

-Ребята, в целом мне понравилась работа вашего класса. Вы были активными, и мне  хотелось бы выделить нескольких учеников ___. Вы активно участвовали на уроке  и я бы хотела поставить вам оценку. А остальным я советую быть более активными и почаще отвечать на уроке.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Итак, ваше домашнее задание  повторить песню и выучить слова.

Фиксируют домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ФГОС "Знаки препинания в музыке" (3 класс).

3 класс, 2 четверть, 4 урок Тема урока: Знаки препинания в музыке. Цели: дать представление о том, какие существуют знаки препинания в музыке; развивать умение определять их на слух; использ...

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование знаний учащихся о государственных границах России на карте, умения читать карту;расширение знаний о государственной символике.З...