Интегрированный урок (чтение и музыка) по произведению К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Итоговый урок по произведению К. Паустовского. Слушание симфонической музыки.. Конспект урока для проведения в музыкальном кабинете учителем музыки и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок чтения и музыки | 34.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок чтения и музыки в 4-м классе по теме:
« К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками".
Волшебник и великий музыкант»
Цели:
∙обобщающий анализ частей рассказа;
∙развитие речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формировать идею произведения;
∙развитие творческого воображения через слово, музыку.
∙воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки
Оборудование:
∙мультимедийная презентация, портреты К. Паустовского и Э. Грига;
∙ фильм к произведению «Утро»
∙записи музыки Э. Грига, иллюстрация к рассказу, эпиграф урока; корзина с шишками.
- Организационный момент.
Н. Е. - Добрый день, дети! Добрый день, уважаемые взрослые! Нам приятно видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. Это урок чтения и музыки одновременно. И вести урок мы будем вдвоем: учитель чтения и учитель музыки.
Л. В.- И пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Сядьте поудобнее, улыбнитесь друг другу и начнем урок.
Постановка цели урока.
Учитель музыки: Чтение хором слов на доске:
Волшебник и великий музыкант!
- Эти слова будут темой сегодняшнего урока. О ком они? На этот вопрос вы ответите нам чуть позже. А сейчас я предлагаю вам решить анаграмму:
П А С В Й К У С И Т О
(Инструкция: здесь спрятана фамилия русского писателя. Для того, чтобы прочитать эту фамилию, нужно расставить буквы в правильном порядке)
------------------------------------------------------------------------------------------------
Учитель чтения:
- Константин Паустовский. С творчеством этого писателя мы уже знакомились на уроках чтения. Узнаете ли вы?
Викторина. (на слайдах иллюстрации из произведений)
- Из каких произведений взяты эти строки?
1). “Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”. (“Заячьи лапы”)
2). “Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”. (Кот-ворюга)
3). “Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”. (“Барсучий нос”)
4). «Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букетик».
(«Растрёпанный воробей»)
5). “Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”.
(“Корзина с еловыми шишками”)
--------------------------------------------------------------------------------------------
Учитель музыки:
- О каком известном человеке повествует К. Паустовский в рассказе о дочери лесника? (О композиторе Э. Григе).
----------------------------------------------------------------------------------
- Основная часть.
А) Ученик :
«Эдвард Григ - норвежский композитор, пианист и дирижёр. Родился 15 июня 1843 года в Бергене. Мать композитора была пианисткой, поэтому Эдварда с детства обучали музыке. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 19 лет он окончил консерваторию в Лейпциге с отличием. Его судьбой отныне и навсегда стала музыка. Музыка Грига красивая, яркая, интересная. В ней оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии.
День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
При жизни Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря».
- Как вы думаете, почему? Какое чувство испытывает человек, который так стремиться на родину? (любовь к родине, патриотизм)
- Григ очень любил свою родину – Норвегию, ее людей, ее красивую природу. Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Осенью природа Норвегии блистает всеми оттенками красок.
-------------------------------------------------------------------------------------
Б) Учитель чтения:
- Найдите отрывок, где К. Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Прочитаем его.
- Какими красками нарисован лес? (Зеленые пряди мха, золото и медь листьев)
- Какие звуки наполняли его? (Раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя) А запахи? (Грибной воздух)
- Какое настроение создает это описание?
Словарик настроений:
возвышенное,
грустное,
сказочное,
таинственное,
беспокойное.
(Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству, поэты посвящали осени стихи)
- Как вы считаете, случайно ли писатель включил в рассказ описание природы?
-----------------------------------------------------------------------------------------------
В) Учитель музыки:
- Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?
- Давайте послушаем музыку Грига. Как композитор передает картины природы в музыке? (Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине)
Слушание. Э. Григ «Утро».
(Мы слышим как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр.)
- А какие инструменты звучали? (Предрассветную тишину оглушают чистые звуки пастушеской свирели (в оркестре свирельный наигрыш поручен флейте). Прозрачная мелодия переходит от одного инструмента к другому, звучность нарастает.)
(При наличии времени можно с детьми пропеть главную мелодию) !!??
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Учитель чтения:
Г) - Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни. Давайте вспомним, как это было.
(инсценировка фрагмента «Встреча» по ролям)
- Что в разговоре самое главное? Почему Григ решил сделать Дагни подарок? (Она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра. Девочка умеет думать и печалиться о других).
- Что надеялась получить Дагни в подарок? (игрушку)
- Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Зачитайте цитату из текста.(Его подарок маленькая Дагни не смогла бы понять и оценить) (Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают «серьёзную музыку». Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.)
- А почему, через 10 лет? (К её совершеннолетию, когда ей исполнится 18 лет)
- Какие черты характера Грига раскрываются в разговоре?
(Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки, ребенок его не испугался – глаза у Грига смеялись…,
Внимательный - помог (сам предложил) донести корзину.
Общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой.
Дагни - дочь лесника, а Э.Григ - знаменитый композитор, не высокомерен, внимательный, щедрый).
- А какой перед нами предстаёт Дагни? (Она маленькая, но трудолюбивая, доверчивая, рассказывает незнакомцу о своём доме, гостеприимная, приглашает его в гости. Она мила, красива: нежно думает о дедушке. У неё доброе, отзывчивое сердце.)
Д) В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни. Маленькая девочка выросла. Какой же она стала? Попробуйте составить портрет Дагни. (красивая, стройная, с тяжёлыми длинными русыми косами)
- Куда, после окончания школы отправилась Дагни?
- Куда настояла пойти однажды тётушка Магда?
- В какой необычной обстановке проходил концерт? (в парке, под открытым небом, во время белых ночей)
- Что такое “белые ночи”? (На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт)
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Е) Учитель музыки:
- Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)
- Что такое симфония. Значение этого слова прочитаем в толковом словаре. (в переводе с греческого «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра)
- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт в консерваторию. Сейчас уже никто не сможет сказать точно, какое из своих произведений Э. Григ посвятил Дагни Педерсен. Может это?..
- Послушаем отрывок музыкального произведения Э. Грига «Концерт № 1 фортепиано с оркестром».
- Это одно из самых известных произведений композитора, который в своей музыке воспел свой мужественный народ и северную красоту родного края. Слушание. Э. Григ «Концерт № 1фортепиано с оркестром».
- Что вы можете сказать о характере этого музыкального произведения (мужественный, бодрый, энергичный характер)
- Понравилась ли музыка Дагни? Понравилась ли музыка другим слушателям?
- Почему после исполнения этой чудесной музыки "…сначала медленно, потом все, разрастаясь, загремели аплодисменты"? (классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)
-----------------------------------------------------------------------------------------------
3. Учитель чтения:
- Что услышала Дагни в музыке Грига? Прочитаем об этом. (Выборочное чтение "цепочкой" по абзацам)
с. 56-57 со слов «Сначала она ничего не слышала …» до слов "Ты блеск зари".
- Почему Дагни смогла услышать и увидеть это? (Дагни умела чувствовать, мечтать и воображать)
- Как вы думаете, какие чувства возникли в душе Дагни? (чувство восхищения, благодарности, радости, восторга, сожаления, что она не увидит его, чтобы отблагодарить, сказать спасибо, обнять, прижаться и поцеловать)
- Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Дагни поняла, какой подарок он ей обещал. Это были слёзы благодарности. Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за эту чудесную музыку.)
- Она сразу вспомнила детство и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть.
- За что Дагни была благодарна Григу? Зачитайте словами автора. (За то, что вы не забыли меня, за вашу щедрость. За то, что Вы открыли для меня то - прекрасное, чем должен жить человек)
-
- Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже.
- Как вы поняли, счастливый конец у рассказа или нет? У вас рассказ дан в сокращении. Давайте прочитаем продолжение.
«Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного ещё ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром»
- Так чем же должен жить человек? Дагни это поняла, а вы?
(Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили)(Совершать добрые дела в молчании)
- Вот так заканчивается история Дагни Педерсен.
--------------------------------------------------------------------------------------------
4. Итог урока.
Учитель музыки:
- Я предлагаю вернуться к нашей теме урока «Волшебник и великий музыкант»
- О ком эти слова?
- Мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Э.Григе - об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Учитель чтения:
- Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями искусства К. Паустовского и Э. Грига?
- Людей искусства благодарят аплодисментами, давайте и мы поблагодарим К. Паустовского за прекрасный рассказ, а Э. Грига за чудесную музыку.
(аплодисменты)
- Мы приготовили для вас вот такую корзинку с шишками, на которых есть ваше домашнее задание. (Дети берут из корзинки индивидуальное задание)
1) нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из рассказа
2) пересказ по частям
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Учитель музыки:
- Ребята, мы хотим поблагодарить вас за хорошее чтение, за откровенность ваших ответов, за работу души и умение слушать музыку.
Урок закончен.
В последние годы жизни Григ стал уже знаменитым музыкантом, который прославил своим искусством, до того мало кому известную страну, Норвегию.
Его произведения исполняют и любят. Он много концертирует, как композитор, дирижер и пианист. Но в тёплое время года он живет в Норвегии, в собственной вилле, расположенной в живописной местности, недалеко от города Бергена.
Сам композитор называет это место Тролльхауген, что означает “холм троллей”. Ему нравится сказочное название, и он, в шутку или всерьез, считал, что соседствует с троллями.
Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.
В свободное время Григ отправлялся с друзьями в горы. Они любовались красотами природы, иногда заходили в деревни, чтобы послушать народные песни, посмотреть танцы норвежских крестьян.
В последние годы жизни Григ с удовольствием бродил по окрестностям один. Такую прогулку, наверно, и описывает Паустовский.
Дочь композитора прожила один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было.
Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату… Любовь к дочке, он перенес на своих друзей-ребятишек.
Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он, будучи уже взрослым человеком, душой был близок детям. Как и дети, он любил сказки и легенды о таинственных лесных духах, о гномах, троллях, эльфах и часто рассказывал их своим маленьким друзьям-ребятишкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.
Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе....
Интегрированный урок :чтение, музыка, рисование. 2 класс
Тема «Подарки осени» Цель:- познакомить со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибочки», с научно- -популярным ...
интегрированный урок чтения и музыки "Чародейка Зима"
План-конспект интегрированного урока по чтению и музыке во 2 классе по учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. Литературное чтение: учебник. 2 класс (часть 1).-М.Просвещение,2011...
" Интегрированный урок чтения и музыки"
Знакомство с биографией и творчеством И.А.Бунина, развитие у детей творческие способности, воспитание любовь и уважение к матери....
Интегрированный урок чтение+музыка 1 класс
Программа "Начальная школа 21 века" литературное слушание "Сказка о царе Салтане..." проинтегрированное с оперой Н.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"...
Интегрированный урок чтения по произведению А.С.Пушкина "Унылая пора....." и урока ИЗО
Форма: урок практических работ. Содержание материала урока было подобрано с учетом знаний, полученными учащимися ранее на уроках литературы. Созданная образовательная среда урока, направленная на личн...