Интегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.
план-конспект урока по чтению (3,4 класс) по теме
Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_paustovsukiy_i_grig.doc | 72.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Е.В.Гусарова, учитель начальных классов,
заместитель директора по учебной работе
ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербурга
Интегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства
по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.
В настоящее время в силу разных причин – недостаточное количество отведенных часов на курс литературного чтения, низкий уровень профессионализма педагогов – литература в школе (а начальная школа – это первая ступень в мир литературы) перестает быть эстетическим предметом. Художественный текст теряет смысл и аромат, если нужно только размышлять (к чему стремятся и в чем одном видят цель многие учителя), если мысль не становится сердечной. В статье «О первоначальном преподавании родного языка» К.Д.Ушинский подчеркивал: «Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только чувствами и не может быть объяснено умом».
Аромат произведения К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», прекрасного само по себе, эмоциональное первоначальное восприятие его усиливает музыка Э Грига, что и есть основная цель урока.
Тема. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Тип урока. Интегрированный: литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.
Используемые технологии: элементы технологии развития критического мышления, диалоговое обучение, учебно-исследовательская деятельность.
Цель. Организовать эмоционально – эстетическое восприятие крупнообъёмного – произведения.
Задачи:
- Формировать целостное восприятие художественного произведения через средства языка;
- Совершенствовать беглость, правильность, сознательность чтения;
- Показать, как рождается музыка, как может она воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;
- Развивать творческое воображение через слово, музыку, живопись;
- Формировать умение находить, отбирать и анализировать информацию;
- Формировать умение владеть монологической и диалогической речью.
Оформление доски.
- Эпиграф: «Волшебник и великий музыкант»
- На доске:
- Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген.
- Э`двард Григ, Да`гни Пе`дерсен
- Ха`герут Пе`дерсен, Ма`гда, Нильс.
Оборудование:
- Выставка книг.
- Мультимедиа (программа Microsoft PowerPoint 2003) Презентация «Певцы родной природы» (с изображением портретов К.Г. Паустовского и Э. Грига, перечнем произведений Паустовского, прочитанные ранее: «Однажды утром», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Родник в мелколесье», «встреча с Гайдаром», «Какие бывают дожди», «Подарок». (Содержание презентации - на усмотрение учителя).
- Аудиозапись пьесы Э. Грига «Утро».
Ход урока
БЛОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
I. Сообщение темы и цели.
- Посмотрите, чей это портрет? (К.Г. Паустовский)
- Мы продолжаем знакомиться с произведениями писателя Константина Георгиевича Паустовского.
- Будем работать над содержанием его рассказа «Корзинка с еловыми мешками», который вы читали дома.
- На уроке чтения будут фрагменты уроков музыки и изобразительного искусства, которые нам помогут глубже понять, прочувствовать произведение Паустовского, прекрасного самого по себе.
II. Актуализация знаний.
1. Рассказ ученика по презентации. (Обзор прочитанных произведений: сообщение о К.Г. Паустовском). (Оценки)
2 .Работа с кластером произведений. (ТРКМ)
- О чем писал К.Г. Паустовский? (О природе)
- Составьте кластер «Произведения К.Г.Паустовского» (графическое изображение «грозди»).
3. Обобщение.
- Учитель. При имени К.Г. Паустовского в нашем воображении возникает особый мир мыслей и чувств, который связан с образами героев, с пронизанными неярким светом и нежностью картинами русской природы, естественная и необходимая гармония, когда жизнь человека и жизнь природы сливаются воедино.
К.Г. Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, музыкантами, художниками.
- Дома вы читали рассказ Паустовского «Корзинка с еловыми шишками», повествующий об одном из таких знаменитых людей. Рассказ «Корзинка с еловыми шишками» вводит нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Эдварда Грига.
- Прочитайте эпиграф нашего урока. «Волшебник и великий музыкант» (Эпиграф – краткая цитата из текста, характеризующая основную идею его).
БЛОК. МУЗЫКА
1. Рассказ ученика по презентации. (Сообщение об Э. Григе). (Оценки)
2 .Работа с кластером произведений. (ТРКМ)
- Вспомнить, какие произведения Э. Грига изучали.
3.Работа над средствами изобразительности.
4. Исполнение романса Грига «Утро». (1 куплет – хором; затем 5 человек исполняют романс полностью)
БЛОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
III. Работа над содержанием произведения. Словарная работа.
Ведущая технология урока: «Чтение с остановками». (ТРКМ)
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
1. Ответы на вопросы.
- Продолжим работу над содержанием рассказа Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
- Посмотрите на доску. Определите, о чем говорят слова первого ряда? (О месте действия рассказа)
- Прочитайте их правильно. (Северная страна Норвегия: лес, море, горы, город Бе`рген).
- Что называют слова второго ряда? (Героев рассказа).
- Прочитайте их правильно. (Ха`герут Пе`дерсен, Ма`гда, Нильс)
- О ком и о чём прочитанный рассказ? Какова тема произведения? (О музыке Грига; о том, каким был Григ и его музыка)
- Какова идея текста? (Музыка Грига открывала прекрасное, чем должен жить человек; о красоте мира и человека; о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь).
- В рассказе «Корзинка с еловыми шишками» дочь лесника Дагни Педерсен открыла мир музыки. «Чуткая музыка всюду живёт, только прислушаться надо».
- Прежде, чем продолжим работу над содержанием рассказа Паустовского, я хочу рассказать, почему же произошла встреча в осеннем лесу около Бергена: «Из года в год у Э.Грига развивалась тяжелая болезнь легких. Он знал о ней, но скрывал от близких, не желая пугать. Боролся Григ с болезнью, молча преодолевая страдания. Очень помогали ему длительные походы в горы, лес. Горы и лес были для Грига - легкое дыхание, простор, новые впечатления».
2. Пересказ текста
- Вспомним содержание текста. (Изложение краткого содержания рассказа «Корзинка с еловыми шишками» «по цепочке»). (Оценки)
- К.Г. Паустовский так ярко, точно, выразительно описал этот случай, что мы живо представляем себе всё, о чём прочитали.
3. Чтение по ролям с инсценированием.
- О чём начало рассказа? (О встрече композитора с девочкой в осеннем лесу)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, где изображена встреча.
- Глядя на иллюстрацию, вспомните, о чём разговаривали Э.Григ и Дагни Педерсен. Оживим эпизод. (« Стояла осень... лет через 10») (Оценки)
- Что в разговоре самое главное? (Григ придумал сделать девочке подарок.)
- Что надеялась получить в подарок Дагни? (Игрушку)
- Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждём с нетерпением?
- Учитель. Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок – музыку. Маленькие дети не всегда понимают сложную музыку, поэтому композиторы обещает его через 10 лет.
- Сколько лет тогда будет Дагни? (18 лет)
БЛОК. ИЗО
1. Анализ композиции и изобразительных средств.
- Вернемся к иллюстрации в учебнике. (Беседа по иллюстрации)
БЛОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
4 . Выборочное чтение.
- Продолжим работу с текстом.
- Учитель. Сюжет рассказа настолько поэтичен в самом прямом смысле. Некоторые отрывки невозможно пересказать (как это бывает со стихами) уж легче будем читать текст, чтобы не огрубить прелесть прозаической речи.
- Найдите и прочитайте отрывок о том, как Григ сочинял своё произведение, посвященное дочери лесника. («Григ писал музыку… даже счастливее тебя, Дагни…»). (Оценка)
- О чём думал композитор во время игры, какие картины виделись ему? (Как бежит ему навстречу, задыхаясь от радости, девочка с зеленой сияющих глаз, обнимает за шею, прижимается горячей щекой к его небритой щеке).
- Что говорит композитор о жизни? (Жизнь удивительна и прекрасна)
- Почему он чувствовал себя счастливым человеком? (Композитор отдал молодежи без возврата жизнь, работу, талант.)
- Найдите отрывок, как слушала Дагни музыку Грига, которую он посвятил ей. («Сначала она ничего.. (до).. сквозь неё светили звезды».)
- Я прочитаю этот отрывок в сопровождении мелодии одной из пьес Грига «Утро». После того, как послушаете текст, ска`жете какую вы представили картину. (Чтение отрывка под музыку Грига.)
«.. звезды…»
Учитель: | И всё-таки разве не счастье – Вселенную видя в окно. Себя ощущать её счастью Со звёздами наравне. |
- Продолжить чтение отрывка. (« Музыка уже не пела … доброй волшебнице».)
Учитель: | Так рвется душа Из груди молодой, Хочет воли она, Просит жизни другой. |
- Какие картины представили вы себе, слушая текст?
БЛОК. МУЗЫКА
- Внимательно послушаем пьесу Э. Грига «Утро», которая только что звучала. Постарайтесь услышать, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. (Слушание аудиозаписи.)
- Итак, какая же музыка по характеру?
- Как композитор передаёт картину природы в музыке?
- Какие инструменты прозвучали?
- Как меняется музыка. Это нарастание и помогает нам представить себе восход Солнца.
Учитель: | Я песни жажду, что во мне живёт, Той, что в душе природы и людей Нет ничего искусственного в ней. Она свежа, как солнечный восход. |
- Музыка успокоила нас. Она может и развеселить и вызвать другие, глубокие чувства.
БЛОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
5 . Выборочное чтение (продолжение).
- Найдите в тексте строки, где описывается, что услышала Дагни в музыке. («Мелодия росла … до «... шум её моря»). (Оценка)
- Музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть всё богатство красок природы. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.
- За что Дагни была благодарна Григу? Прочтите эти строки. («Он умер … до конца). (Оценка)
IV. Обобщающая беседа.
- Мы закончили работу над содержанием рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
- Прочитайте эпиграф нашего урока. («Волшебник и великий музыкант»).
- О ком эти слова? (Об Э. Григе)
- Чьи это слова? (К.Г. Паустовского)
- Учитель. Мы должны быть благодарны писателю Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Э.Григе – этом добром «волшебнике и великом музыканте». Оба они – великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времен будут признательны им за это.
V. Домашнее задание.
Разделить на части текст, озаглавить, записать план.
VI. Рефлексия урока. Дискуссия. (ТРКМ)
- Кто сегодня на уроке узнал о чем-то, на что раньше не обращал внимания?
- Заполните устно «Бортовой журнал» урока. (ТРКМ)
Что мне было известно по теме? | Что нового я сегодня узнал? |
Учитель: | Спасибо, музыка, тебе, Что звуком сердце согреваешь. Что вдохновеньем наполняешь, Спасибо музыка тебе! |
Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок :чтение, музыка, рисование. 2 класс
Тема «Подарки осени» Цель:- познакомить со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибочки», с научно- -популярным ...
Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства
Интегрированный урок чтения и изобразительного искусства...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Интегрированный урок чтение+музыка 1 класс
Программа "Начальная школа 21 века" литературное слушание "Сказка о царе Салтане..." проинтегрированное с оперой Н.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"...
Интегрированный урок чтение, музыка, ИЗО. Мастер класс "Снежное слово зимы"
Цели: Познакомить со стихотворением Федора Тютчева «Чародейкою –зимою»; обогащать словарный запас учащихся; проиллюстрировать литературное произведение средствами изобразительного языка; показать крас...
«Цикл интегрированных уроков чтения с изобразительным искусством в начальной школе», методическое пособие, 22 стр.
«Цикл интегрированных уроков чтения с изобразительным искусством в начальной школе», методическое пособие, 22 стр....
Интегрированный урок (чтение и музыка) по произведению К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками" 4 класс
Итоговый урок по произведению К. Паустовского. Слушание симфонической музыки.. Конспект урока для проведения в музыкальном кабинете учителем музыки и чтения....