Интегрированный урок чтения по произведению А.С.Пушкина "Унылая пора....." и урока ИЗО
план-конспект урока (4 класс) на тему
Форма: урок практических работ. Содержание материала урока было подобрано с учетом знаний, полученными учащимися ранее на уроках литературы. Созданная образовательная среда урока, направленная на личностное развитие учащихся, обеспечила решение поставленных целей урока.
Цели урока ставились с учетом типа урока и программного материала..
обучающая - познакомить со стихами русских поэтов об осени, дать понятие об оксюмороне; познакомить с великими русскими художниками
совершенствование навыка чтения, умения анализировать произведение;
развивающая - развитие информационных и коммуникативных навыков;
воспитательная - обеспечить эстетическое воспитание, восприятие красоты окружающей природы, самостоятельности в нахождении материала по теме.
Тип: урок изучения нового материала.
Вид: интегрированный урок - «Диалогическое общение»
Технология: информационно - коммуникационная.
Методы: Применялись оптимальные методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Оборудование: учебник, тетрадь по литературе, словарь Ожегова, репродукции Поленова «Золотая осень», набор для рисования.
ТСО: компьютер, презентация «Осень».
Межпредметная связь: с познанием мира.
Мотивация посредством включения в познавательный процесс, связанный с наблюдениями за окружающим миром, решение ситуативных задач.
Применение знаний при анализе произведения, выполнении практических, творческих заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_literaturnogo_chteniya_i_izo.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
литературного чтения и изобразительного искусства в 4 классе
Ход урока.
На доске:
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.
- Какое слово чаще всего встречается? (шуршит)
- А звук? (Звук [ш])
-Что же шуршит? (опавшие листья)
- Попробуем прочитать это стихотворение по-разному:
- учитель выразительно
- ряд слово шуршит – тише, чуть протягивая звук, остальные слова – громче
- ряд слово шуршит – громче, остальные слова – тише
Назовите время года, когда опадают листья (Осень)
- Актуализация знаний учащихся.
Итак, вы догадались, о какой теме мы сегодня будем говорить? (О осени)…
Давайте внимательно всмотримся в это время года. Сколько интересного нам приносит осень! И, оказывается, это не такое, уж плохое время года. Осень очень разнообразна.
- Представим себе осень. При слове «осень» возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя.
- Как вы думаете, какую осень называют ранней? (ответы детей) Ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях.
- Какую осень называют поздней? (ответы детей) Когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд.
Но больше всего мы любим золотую осень. Как вы считаете, какую осень называют золотой? (ответы детей) В это время в лесу становится веселее и наряднее.
Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле. Именно об этом мы будем говорить сегодня на уроке.
У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Вашим домашним заданием было найти, выбрать и выучить стихотворение об осени. (Чтение стихотворения наизусть) Известный русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении «Осень» также признаётся в своей любви к этому времени года.
Давайте попробуем поработать над произведением
- Работа над выразительным чтением стихотворения.
- первая группа читает веселой интонацией все стихотворение
- вторая группа читает вопросительной интонацией все стихотворение
- Подходят ли ваши интонации к данному стихотворению? Почему? Потому что мы не можем прочувствовать стихотворение. Как вы считаете, каково настроение этого стихотворения? (ЛИРИЧЕСКОЕ)
- Послушайте произведение А.С.Пушкина,
Читает учитель
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
- Как нужно читать это стихотворение?
- Где следует сделать паузу? ( Ответы детей)
- В стихотворении последние слова каждой строчки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются, и эту рифму надо показать.
- Словарная работа.
- Сможете ли вы объяснить значение слов «очей очарование»?
«Очи» - глаза; «очаровать» - произвести неотразимое впечатление на кого-то, подчинить своему обаянию; «природы увядание»; «багрец» - багровый, тёмно-красный.
А теперь вы попробуйте прочитать выразительно
Вы заметили странность стихотворения? Совместимо с несовместимым ОКСЮМОРОН
- Поэты выражали свои чувства с помощью стихов, а как вы думаете, как художники, проявляли свои чувства?
- «Золотая осень» Поленова - символ русской природы.
На картине «Золотая осень» мы видим, что осень только – только просыпается, она еще не дохнула на деревья в полную силу. И многие из них еще в летней одежде, лишь некоторые сменили расцветку.
- Поиграем в игру «Забей гол» Попробуйте составить рассказ по картине Поленова «Золотая осень» по очереди по командно по предложениям. (ответы детей) Составить общий рассказ. (5 предложений)
- Сравните репродукцию картины В. Поленова «Золотая осень» с описанием осени в стихотворении А.С.Пушкина.
- Какие слова поэта художник словно перенёс на полотно? (ответы детей)
3.Физкультминутку проводит учитель ИЗО Самойлова Е.В.
А теперь немного отдохнём. Представьте себе, что вы «листочки», которые висят на дереве и мёрзнут на ветру.
Повторяем за мной:
Мы листики осенние
На веточках сидим,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парты тихо сели.
По вашим глазам видно, что и у вас возникло желание поработать и самим показать красоту осени.
У нас три творческих группы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»
Инструктаж о правилах работы в группе.
Учитель ИЗО: Сегодня мы работаем в технике «монотопия».
Демонстрация работы в технике «монотопия» на доске.
Давайте представим, что наш листочек парит в воздухе или упал на землю. Возьмём кисточку, мокнём её в краску осени и зарисуем обратную сторону осеннего листочка. Приложим его к бумаге и прогладим ладонью.
Учитель: Я раздаю каждой группе осенние листочки, на которых написано задание.
1 задание. «Изобразите позднюю осень. Одинокое осеннее дерево стоит в поле. На нём остались последние, не опавши листочки. С неба на землю опускается мелкий снежок»
2 задание. «Изобразите ясную осень. Стоят тёплые дни. Лёгкий ветерок шелестит листьями берёзовой рощицы. Под деревьями лежат ковром осенние листья».».
3 задание. «Изобразите осеннее дерево в пасмурный день. Дождевые тучи, вот-вот пойдёт дождь. Дует сильный ветер с одной стороны и срывает листья деревьев. Под деревом лежат ковром осенние листья».
Практическая работа.
Учитель ИЗО: Пока вы работаете, для вашего творческого настроения будет звучать музыка композиторов (К) - Чайковского, Шопена, Вивальди. ( Музыкальное сопровождение: П. Чайковский «Сентиментальный вальс» (6 пьес соч.51 №6), Сельский отзвук , Нежные упреки, Немного Шопена (18 пьес соч.72 №13, 3,9), Антонио Вивальди «Осень. Октябрь»)
5. Подведение итогов урока.
- Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется, каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое.
- Имена каких художников, композиторов, поэтов прозвучали на уроке?
- С какими произведениями познакомились?
- Чему научились в ходе изобразительной деятельности?
- Как вы считаете: достигнута ли цель нашего урока?
Составление синквейна: существительное Осень
прилагательное Золотая, поздняя, ранняя
3 глагола Наступает, кружит, моросит
выражение «Унылая пора! Очей очарованье!
ключевое слово Время года
6. Домашнее задание. (задание по чтению даётся на выбор)
- Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Осень».
- Написать сочинение-миниатюру «Осенняя картина».
- Нарисовать осенний пейзаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»
Урок чтения 2 класс ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100» Тема урока: «Карлсон - воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 4. Легендарные голоса»...
Урок чтения по произведениям Н.Н.Носова
Урок внеклассного чтения по произведениям Н.Н.Носова в 3 классе по УМК "Школа 2100" составлен в виде игры "Что? Где? Когда?" . На уроке используются презентации " О...
Изучение произведения Л.Н. Толстого "Котенок" на уроке "Чтение" во 2 классе
Материал содержит: презентацию, дидактический материал, разработку урока....
Презентация к уроку чтения по произведению М. Пришвина "Лёд и камень"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ М. ПРИШВИНА "ЛЁД И КАМЕНЬ"...
Урок чтения. Тема: Осень пришла-в школу пора
Конспект урока чтения....
Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)
Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся выполняют задания и повторяют материал ...
Самоанализ урока чтения по произведению В.Осеевой "Хорошее"
Самоанализ урока чтения по произведению В.Осеевой "Хорошее"...