Технологическая карта урока музыки в 4 классе
в рамках ФГОС НОО
Автор разработки: Мельня Виктория Алексеевна
Предмет: Искусство. Музыка
Класс : 4 класс
Автор УМК, учебник : УМК «Начальная школа 21 век»
«Музыкальное искусство» 4 класс. Авторы: Усачева В.О, Школяр Л.В, Школяр В.А.
Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.
Раздел (10 часов): Музыкальное общение без границ.
Тема урока : Музыка ближнего зарубежья: Украины и Белорусси.
Тип урока урок : «открытия» нового знания
Цель урока : Развитие интереса к музыке разных народов.
Задачи :
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
• формирование уважительного отношения к культуре разных народов , иному мнению, иной точке зрения;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
• развитие умения работать с информацией;
• развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
• развитие умения использовать различные способы поиска информации;
• развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
• формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
• формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
• формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
• формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
• формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов,) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о музыке ближнего зарубежья:Украины и Белоруссии;
• овладение умениями правильно определять «пульс» музыки , ударные доли, разучивать и исполнять текст, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к музыке, чувство сопричастности к сохранению её уникальности и красоты; пробуждение познавательного интереса к музыке, стремления совершенствовать свою речь;
Методы организации учебной деятельности:
-метод вживания в образы искусства;
-словесное рисование;
-вокально-хоровая работа;
- метод размышления о музыке;
-метод забегания вперед и возвращения назад.
Методические принципы : интонационность, опора на народную музыкальную культуру.
Форма организации работы коллективная форма : слушание,; фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение;
групповая: музыкально-ритмическая деятельность;
Используемые технологии : Технология системно-деятельностного подхода.
Оборудование: компьютер, проектор
Наглядный материал:
1. Иллюстрации народных инструментов;
2. Иллюстрации народных национальных костюмов Украины, Белоруссии, России.
Музыкальный материал:
Вокальные произведения:
«Бульба», «Веснянка»
Мелодии музыкальных инструментов : цимбалы, бандуры ,бубен , барабан.
Раздаточный материал:
Тексты народных песен
Ложки
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к учебной деятельности. |
Добрый день!
И раздвинутся вдруг стены- вся земля видна вокруг. Плещут волны , речки пенной, чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки, тают в дымке голубой. Это музыка торопит и ведёт нас за собой. | Добрый день, ребята!
Добрый день, дорогие гости! Тихо, тихо рядом встанем. Входит музыка в наш дом в удивительном наряде- разноцветном, расписном. | Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое |
2. Актуализация знаний. |
-Пословицы и поговорки , сказки , потешки ,заклички, танцы , песни , игры. …
-Потому что они похожи.
-Похож язык, внешность славянская, национальные костюмы. | -У нас сегодня необычный урок музыки. Музыка нас отправит в путешествие. А в какое, догадайтесь сами Итак, перед вами три таблички:
-Чем бы вы смогли дополнить их?
- А почему именно к этим народным культурам мы сегодня обратились?
-Чем?( на слайде три костюма, музыкальные инструменты)
Русские , Украинцы , Белоруссы – родственные славянские народы. В далеком прошлом русские, украинцы, белорусы жили в едином государстве, называемом Киевская Русь. И называли их единым словом – славяне. | Познавательные: - сравнение, обобщение; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения . Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
3.Постановка учебной задачи. |
-Наше музыкальное путешествие будет в Украину и Белорусь. | - Мы на уроке музыке. Значит какое музыкальное путешествие нас ожидает?
| Познавательные: -постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
4. Практическая работа.
| Дети изображают движение вагонов поезда.
- Мы попали в Украину .
-Музыка отличается языком произношения.
(Дети хлопают в ладоши)
-Три доли.
- Мазурка, вальс, полонез .
ПОЮТ.
- В последнем слове первая доля выпадает в середину слова.
Поют цифрами и хлопают.
- На вторую долю.
-На первую долю.
Работают.
-Её поют весной.
-……., ….зазывали.
-Заклички.
-Трёхдольный пульс, ударение на 2 долю.
Показывают на слайде.
-Прозвучала бандура.
-Есть струны, гриф маленький, есть настройки, регистры.
-Это цимбалы.
Дети играют в парах на цимбале. Дети изображают движение вагонов поезда.
- Белорусь.
Дети рисуют и называют музыкальные инструменты.
-Бульба –это картошка.
Разучивание песни.
-Две. - На первую.
- Шуточного. - Весёлая , а текст лёгкого содержания.
- Добавить танцевальные движения, предметы, игру с картошкой).
(Называют блюда из картошки)
-Вилка , ложка.
- Да, ложки.
поют все. 1 куплет: 1гр. Танцует, 2гр. Играет 1 долю. 2 куплет: 1гр. Играет 2 долю, 2гр. Танцет. повороты 3 куплет: все приседают , каждый своё играет.
Дети изображают движение вагонов поезда.
| ГУДОК. Дети колёса. Звучит видео «Веснянка» на украинском языке. - Как вы думаете в какую страну мы попали?
- А чем украинская музыка отличается от русской? Как их не перепутать?
- А если муз без слов, как тогда быть? Я вам помогу. Я сейчас спою украинскую народную песню «Веснянка», а вы просчитайте её пульс. Он будет либо 2 дольный либо трёхдольный. Я пою , а вы хлопайте. ПОЮ И ХЛОПАЮ.
- Сколько долей у вас получилось?
-Это , ребята, не случайно, т.к Украина находится рядом с Польшей и культура их народов тесно перекликается. Именно в Польше присутствуют тридольные песни и танцы. -Назовите польские трёхдольные танцы .
-А теперь спойте сами по тексту на слайде. Обратите внимание на выделенные буквы – с них начинается первая ударная доля.
- Что в этом тексте нарушило закономерность?
- Давайте найдем ещё одну не закономерность, обратите внимание теперь на ударение. Спойте только со счётом вслух.
- На какую долу падает ударение?
-А мы привыкли всегда ударение слышать на какую долю ?
Подчеркните самостоятельно у себя в текстах только те слоги, на которые приходится 2 доля. Проверка. -Почему эта песня называется «Веснянка» ? - Для чего ? Какие глаголы используются? - А как называют такие песни на Руси? Вывод: Какие же особенности имеет украинская музыка?
-А теперь познакомимся с музыкальными инструментами Украины. На слайде (балалайка, гармошка, дуда, цимбалы, бандура). -Как вы думаете, какие из них украинские? (цимбалы , бандура) - Посмотрите, ка они называются? (слайд с названиями музыкальных инструментов) А теперь послушайте как они звучат. ВИДЕО БАНДУРА - Вам понравилось звучание ? -Какой инструмент прозвучал?
-Какая особенность у бандуры? (Какой знакомый уже инструм. Он вам напоминает? А теперь послушаем другой инструмент. ВИДЕО ЦИМБАЛЫ - А кому понравился это инструмент? Назовите его. Чем они отличаются? Чем они похожи?
ИГРА НА ЦИМБАЛЕ В ПАРАХ .
ГУДОК . – А нас снова зовёт гудок паровоза. Куда же мы попали? (на слайде символы Белорусси: флаг, карта, муз инстументы: басэтла, волынка, лера, др.) - Выберите инструмент , который бы вы хотели услышать? (лера, басетла, волынка) ВИДЕО Творческое задание: -Дорисуйте недостающие детали у музыкальных инструментов и назовите их.
-Послушайте белорусскую песню-танец «Бульба». Переведите её название на русский язык. Разучивание по фразам. Учитель поёт. Дети повторяют. -Сколько долей в этой песне? (2). На какую долю падает ударение? - Эта песня серьёзного жанра или шуточного? Почему?
-Как исполнить «Бульбу» так, чтобы получилась весёлая шутка?
- Какие блюда из картошки вы знаете? - А каким столовым прибором пользуетесь для употребления картошки?
- Можно ли какой-нибудь из этих столовых приборов использовать в музыке?
-Используя ложки мы сейчас обыграем эту песню: «Картошка»в двух группах (поют все. 1 куплет: 1гр. Танцует, 2гр. Играет 1 долю. 2 куплет: 1гр. Играет 2 долю, 2гр. Танцет. повороты 3 куплет: все приседают , каждый своё играет.
ГУДОК .
| Познавательные: -извлечение из музыкального произведения необходимой информации; -умение размышлять, отвечать на вопросы; --осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-развитие умения осмыслить полученную информацию.
Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные: - - формирование целостного взгляда на мир;
- формирование основ уважительного отношения к культуре стран ближнего зарубежья, осознание национальной принадлежности; уважение к культуре других народов; Регулятивные: умение оценивать свое исполнение, используя критерии оценивания;
|
6. Подведение итогов |
Музыка (картинка Белоруси) Двухдольная, танцевальная (шуточная) Веселит, бодрит, радует Звучит на ложках, басэтле, волынке БЕЛОРУЬ
Музыка (картинка Украины) трёхдольная, песенная закликает, зовет, пробуждает Звучит на бандуре , цимбале Украина | – Ребята. Нам пора домой. Но по дороге мы будем вспоминать наше путешествие (фон поезда) . 2 СИКВЕЙНА: -Кому понравилась музыка Белорусси? Составьте синквейн справа.
-Кому понравилась музыка Украины? Составьте синквейн слева. | - Познавательные:
- - знание основных закономерностей музыкального искусства ;
- освоение начальных форм познавательной деятельности; -выведение следствий ; -построение логической цепочки рассуждения; -осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Регулятивные: -развитие умения осмысливать полученную информацию Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше на следующих уроках.
|
7. Рефлексия учебной деятельности. |
| «Фразеологизм» -Выберите фразеологизм , который характеризует вашу работу сегодня на протяжении всего урока. - Шевелить мозгами
- Краем уха
- Хлопать ушами
- Слон на ухо наступил
- Не в своей тарелке
- Бить баклуши
- Витать в облаках
- Петь во все горло
- Заливался соловьем
- Мурашки по спине бегали
- От всей души
Попал впросак | Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности и личностной рефлексии; -самооценка своих музыкально-творческих способностей; - творческая переработка изученной информации;
Личностные: -самооценка на основе критерия успешности; -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
8.Домашнее задание. |
| 1 уровень: Найти самостоятельно МР 3 запись не прослушанных нами музыкальных инструментов. 2 уровень: Найти самостоятельно видео народных танцев Украины и Белоруссии.
| Предметные: -закрепление представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии. Личностные: -реализация творческого потенциала в процессе выполнения домашнего задания; Метапредметные: - - поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
- умение находить информацию и осмысливать её. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа с.Усатово
Технологическая карта
открытого урока по музыке
4 класс
Тема: «Знакомство с музыкой ближнего зарубежья :Украины и Белорусси»
Подготовила и провела :
Учитель начальных классов
1 категории
МОУ ООШ с.Усатово
Мельня В.А
2015-16уч.год