Технологическая карта к уроку музыки в разделе "Региональный компонент"«Традиционный удмуртский инструмент – Крезь» 4 класс
методическая разработка (4 класс) на тему

Технологическая карта к уроку музыки в разделе "Региональный компонент"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока-исследования

Данные об учителе: Федотова Мария Леонидовна  высшая категория, педагог МБУ ДО РЦДТ АМО «Воткинский район»; учитель музыки МБОУ СОШ № 62  г.Ижевска Удмуртской республики

Предмет: музыка Класс:4

Тема урока: Тип урока: урок изучение нового материала

Оборудование: компьютеры, проектор, экран.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

1. Регулятивными УУД: формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

                                          преобразовывать практическую задачу  в учебно-познавательную ( 2 уровень)

2. Познавательными УУД: самостоятельно выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы. (2 уровень);

3. Личностные УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень).

У учащихся достаточно сформированы  коммуникативные УУД: эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль

(2  уровень)

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

понимают и определяют  

понятия «творчество», «интонация», «композиторская и народная музыка» , «инструменты народные и профессиональные» свободно используют их в речи

1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи

определяют место инструментам в культуре народа

2 уровень — воспроизведение

анализируя характер и структуру музыкальных произведений; значение и назначение  музыкального инструмента

3 уровень — преобразование информации

Регулятивные

Самостоятельно ставят новые  учебные задачи, формулируют вопросы

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

извлекают необходимую информацию

2 уровень — самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

 структурируют информации в виде таблицы

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

эффективно сотрудничают, что способствует продуктивной кооперации

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя

Личностные

Осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

                              Мотивационно-целевой этап

1. вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

2.организовать  самостоятельное  формулирование вопросов и постановку цели

                                Создание проблемной ситуации

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная, фронтальная

 1. Предлагает учащимся  вспомнить ранее изученные

сведения о музыкальных инструментах

2. Сообщает о том, что в культуре каждого народа есть только ему (народу) принадлежащие инструменты.

3. Обращает внимание детей на расхождения во мнениях, но ни одного инструмента так и не было названо.

 4. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями

 1. Воспроизводят в устной й форме известные сведения.

 2. Обдумывают информацию

3. Высказывают предположения о множестве знания музыкальных инструментов, обнаруживают расхождения во мнениях и осознают неполноту своих знаний.

4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения.(цель)

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной  форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировочный этап

 организовать  самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Беседа

Групповая, фронтальная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследовательский этап

 организовать осмысленное восприятие новой информации

Работа на сайте

 С презентационным материалом

 В группах

1. По ссылке направляет учащихся к тексту на сайте

2.Предлегеат выслушать сообщения каждой из групп

3.Предлагает вычленить в каждой группе музыкальных инструментов общее - Крезь

4. Задает вопрос, по какой информации, прозвучавшей в рассказе, ученики не задавали вопросов, и предлагает сформулировать их.

5. Демонстрирует презентацию

Предлагает заполнить столбцы в таблице по  новым выявившимся фактам.Предлагает найти ответы на вопросы в ходе практической работы

1. Каждая группа работает со своим фрагментом текста на сайте.

2.Отвечают по заданным темам.

3. Вычленяют нужную информацию

4. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме.

5.Заполняют соответствующие столбцы в таблице

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

структурировать знания;

формулировать вопросы

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

Практический этап

 обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Практическая работа

в парах

1.Предъявляет задачу на доказательство того , что крезь  - традиционный удмуртский инструмент:

- слушание легенд удмуртов

- слушание звучания крезей

- определение интонаций народной музыки (вокальной и инструментальной);

1.Слушание отрывков произведений ,формулируют ответ, сообщают результат  

Познавательные УУД:

анализ и сравнение объектов, подведение под понятия.

Предметные УД:

Различать принадлежность к жанрам музыки, типу исполнения, анализ средств муз.  выразительности произведений  

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Рефлексивно-оценочный этап

 осмысление процесса и результата деятельности

Создание письменного  текста

Индивидуальная,

Парная, фронтальная

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока

2. Предлагает написать текст резюме, закончив фразу: «Оказывается, ...»

1. Оценивают степень достижения цели

2. Пишут тексты, зачитывают их друг другу, выбирают наиболее удачные, читают классу, слушают друг друга.

Регулятивные УУД:

констатировать факт завершения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в  речевом высказывании

 Литература:

1.        Атаманов – Эграпи М.Г. «Происхождение удмуртского народа» из-во «Ижевск» 2010г.

2.         Агрэ В.В. Обрядовые песни без слов северной Удмуртии. Дипломная работа / Рук. Т.И.Калужникова. Уральская государственная консерватория. Ч.1. Свердловск, 1984

3.        Бусыгин Е.П., Яковлев В.И. Статья из журнала «Советская этнография», № 2, 1985

4.        Вертков К, Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М.: Музыка, 1975

5.        В.Е.Владыкин, Л.С.Христолюбова «Этнография удмуртов» Ижевск «Удмуртия»1997г

6.        Голубкова А. Н. Удмуртские народные музыкальные инструменты / А. Н. Голубкова // Музыкальная культура Удмуртии : учеб. пособие / А. Н. Голубкова, Р. А. Чуракова. - Ижевск, 2004.

7.        Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840; Сбоев В. Исследования об инородцах Казанской губернии. Казань, 1856;

Михайлов С. О музыке чуваш.— Казанские губ. ведомости, 1852, № 31; Риттих А. Материалы для этнографии России. Казанская губерния,— Казань, 1870; Мошков В. Музыка чувашских песен,— Изв. О-ва археол., ист. и этногр. при Казанском ун-те. т. XI] в. 1. Казань, 1893

8.        Иванова М. Г. Городище Иднакар / М. Г. Иванова // Материалы средневековых памятников удмуртов. — Ижевск, 1985

9.         Истоки удмуртского музыкального искусства.— Сб.: Путь к удмуртской опере. Ижевск, 1969.

10.        Казанская история. М., 1953

11.        Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные музыкальные инструменты // Ежегодник финно-угорских исследований '07 - Ижевск, 2008.

12.        Миллер Г. Ф. Описание в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков / Г. Ф. Миллер. - СПб., 1791

13.        Миллер Г. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791, Паллас П. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773; Георги И. Описание всех обитающихв Российском государстве народов. СПб., 1799; Харлампович К. Известия Гмелина о Казани и о Казанских инородцах.— Изв. О-ва археологии, истории иэтнографии, т. XIX, в. 5—6, 1903.

14.        Михайлов С. Краткое этнографическое описание чуваш.- Сб.: Труды по этнографии. Чебоксары, 1972.

15.        Нигмедзянов М. Татарские народные музыкальные инструменты.— Сб.: Музыкальная фольклористика. В. 2. М.: Сов. композитор, 1978.

16.        Новосельский. А. Очерки по истории русских народных инструментов. М.: Гос. муз. изд-во, 1931.

17.        Павлов Ф. Чувашские гусли.— Сунтал, 1928, № 8 (на чувашск, яз.).

18.         Памятники Отечества России Полное описание Удмуртии 1995г. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 33

19.        Привалов Н. Звончатые гусли на Руси.— Музыка и пение, 1908; Лисовский Н. Отзыв о сочинении А. Фаминцына «Гусли — русский народный инструмент».— Записки Археологического общества, нов. сер., 1893.

20.        Пузанова Н. «Крезь – голос из прошлого» Независимая газета. Ижевск 28.04.2003г

21.        Фаминцын А. Гусли — русский народный музыкальный инструмент. СПб., 1890.

22.        Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. М.— Л., 1928.

23.        Чисталев П.И. Музыкальные инструменты пермских народов / П. Чисталев. - Сыктывкар, 1990.

24.        Шаховской А.П. Контрапункт словесного и музыкального рядов (Бесермянские крези) // Фольклор. Комплексная текстология. М.: Издательство «Наследие», 1998

Интернет-ресурсы

http://www.isaac.spb.ru/digest/num9/turkevich

http://folk.pomorsu.ru/index.php?page=booksopen&book=6&book_sub=6_26

http://www.sciprints.ru/kultura-i-iskusstvo/24284/

http://www.terrahumana.ru/arhiv/13_01/13_01_26.pdf

http://melma.ru/myzykalnye-instrumenty/ethnic_music_instr/46-gusli.html

http://drevoroda.ru/interesting/articles/700/1936.html

http://vorshud.unatlib.ru/index.php/Музыкальная_культура_удмуртов#.D0.9C.D1.83.D0.B7.D1.8B.D0.BA.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B8.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BC.D0.B5.D0.BD.D1.82.D1.8B

http://nsportal.ru/fedotova-mariya-leonidovna 

http://www.youtube.com/watch?v=ddqS13Jox94

http://finno-ugry.ru/educres/educenter_udsu/artschool_krez

http://www.codersteam.ru/videos/view.php?video=kwwS7tPtz6A&feature=youtube_gdata_player&title=Удмуртская+песня+ИТАЛМАС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"

Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....

Технологическая карта к уроку математики "Название компонентов деления", умк «Перспектива», 2 класс.

Урок математики во 2 классе, УМК «Перспектива» Тема: "Название компонентов деления"...

Презентация:Традиционный удмуртский инструмент - Крезь

Презентация об истории  и назначении удмуртского инструмента - Крезь...

Технологическая карта интегрированного урока музыки экологической направленности "Музыка утра" 1 класс

Разработка технологической карты интегрированного урока музыки экологической направленности для 1 класса УМК «Школа России» Урок №19 по ФГОС НОО УМК«Школа России» «М...

Технологическая карта к уроку "Музыка и движение" в 1 классе

Тема урока: "Координация и ритм в движениях и музыке"...

Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Разработка урока музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве" полностью раскрывает данную тему. Данный материал прошёл испытание открытыми урокам...