Технологическая карта к уроку музыки в разделе "Региональный компонент"«Традиционный удмуртский инструмент – Крезь» 4 класс
методическая разработка (4 класс) на тему
Технологическая карта к уроку музыки в разделе "Региональный компонент"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 28.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока-исследования
Данные об учителе: Федотова Мария Леонидовна высшая категория, педагог МБУ ДО РЦДТ АМО «Воткинский район»; учитель музыки МБОУ СОШ № 62 г.Ижевска Удмуртской республики
Предмет: музыка Класс:4
Тема урока: Тип урока: урок изучение нового материала
Оборудование: компьютеры, проектор, экран.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
1. Регулятивными УУД: формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную ( 2 уровень)
2. Познавательными УУД: самостоятельно выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы. (2 уровень);
3. Личностные УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень).
У учащихся достаточно сформированы коммуникативные УУД: эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль
(2 уровень)
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | понимают и определяют понятия «творчество», «интонация», «композиторская и народная музыка» , «инструменты народные и профессиональные» свободно используют их в речи | 1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи |
определяют место инструментам в культуре народа | 2 уровень — воспроизведение | |
анализируя характер и структуру музыкальных произведений; значение и назначение музыкального инструмента | 3 уровень — преобразование информации | |
Регулятивные | Самостоятельно ставят новые учебные задачи, формулируют вопросы | 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними | |
Познавательные | извлекают необходимую информацию | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
структурируют информации в виде таблицы | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля | |
Коммуникативные | эффективно сотрудничают, что способствует продуктивной кооперации | 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Личностные | Осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап | 1. вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме; 2.организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели | Создание проблемной ситуации | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная, фронтальная | 1. Предлагает учащимся вспомнить ранее изученные сведения о музыкальных инструментах 2. Сообщает о том, что в культуре каждого народа есть только ему (народу) принадлежащие инструменты. 3. Обращает внимание детей на расхождения во мнениях, но ни одного инструмента так и не было названо. 4. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями | 1. Воспроизводят в устной й форме известные сведения. 2. Обдумывают информацию 3. Высказывают предположения о множестве знания музыкальных инструментов, обнаруживают расхождения во мнениях и осознают неполноту своих знаний. 4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения.(цель) | Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной форме Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Ориентировочный этап | организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования | Беседа | Групповая, фронтальная | Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы | Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий | Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. |
Поисково-исследовательский этап | организовать осмысленное восприятие новой информации | Работа на сайте С презентационным материалом | В группах | 1. По ссылке направляет учащихся к тексту на сайте 2.Предлегеат выслушать сообщения каждой из групп 3.Предлагает вычленить в каждой группе музыкальных инструментов общее - Крезь 4. Задает вопрос, по какой информации, прозвучавшей в рассказе, ученики не задавали вопросов, и предлагает сформулировать их. 5. Демонстрирует презентацию Предлагает заполнить столбцы в таблице по новым выявившимся фактам.Предлагает найти ответы на вопросы в ходе практической работы | 1. Каждая группа работает со своим фрагментом текста на сайте. 2.Отвечают по заданным темам. 3. Вычленяют нужную информацию 4. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме. 5.Заполняют соответствующие столбцы в таблице | Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из прочитанного текста; структурировать знания; формулировать вопросы Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: давать определения новым понятиям темы; |
Практический этап | обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения | Практическая работа | в парах | 1.Предъявляет задачу на доказательство того , что крезь - традиционный удмуртский инструмент: - слушание легенд удмуртов - слушание звучания крезей - определение интонаций народной музыки (вокальной и инструментальной); | 1.Слушание отрывков произведений ,формулируют ответ, сообщают результат | Познавательные УУД: анализ и сравнение объектов, подведение под понятия. Предметные УД: Различать принадлежность к жанрам музыки, типу исполнения, анализ средств муз. выразительности произведений Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное |
Рефлексивно-оценочный этап | осмысление процесса и результата деятельности | Создание письменного текста | Индивидуальная, Парная, фронтальная | 1. Предлагает оценить факт достижения цели урока 2. Предлагает написать текст резюме, закончив фразу: «Оказывается, ...» | 1. Оценивают степень достижения цели 2. Пишут тексты, зачитывают их друг другу, выбирают наиболее удачные, читают классу, слушают друг друга. | Регулятивные УУД: констатировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании |
Литература:
1. Атаманов – Эграпи М.Г. «Происхождение удмуртского народа» из-во «Ижевск» 2010г.
2. Агрэ В.В. Обрядовые песни без слов северной Удмуртии. Дипломная работа / Рук. Т.И.Калужникова. Уральская государственная консерватория. Ч.1. Свердловск, 1984
3. Бусыгин Е.П., Яковлев В.И. Статья из журнала «Советская этнография», № 2, 1985
4. Вертков К, Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М.: Музыка, 1975
5. В.Е.Владыкин, Л.С.Христолюбова «Этнография удмуртов» Ижевск «Удмуртия»1997г
6. Голубкова А. Н. Удмуртские народные музыкальные инструменты / А. Н. Голубкова // Музыкальная культура Удмуртии : учеб. пособие / А. Н. Голубкова, Р. А. Чуракова. - Ижевск, 2004.
7. Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840; Сбоев В. Исследования об инородцах Казанской губернии. Казань, 1856;
Михайлов С. О музыке чуваш.— Казанские губ. ведомости, 1852, № 31; Риттих А. Материалы для этнографии России. Казанская губерния,— Казань, 1870; Мошков В. Музыка чувашских песен,— Изв. О-ва археол., ист. и этногр. при Казанском ун-те. т. XI] в. 1. Казань, 1893
8. Иванова М. Г. Городище Иднакар / М. Г. Иванова // Материалы средневековых памятников удмуртов. — Ижевск, 1985
9. Истоки удмуртского музыкального искусства.— Сб.: Путь к удмуртской опере. Ижевск, 1969.
10. Казанская история. М., 1953
11. Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные музыкальные инструменты // Ежегодник финно-угорских исследований '07 - Ижевск, 2008.
12. Миллер Г. Ф. Описание в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков / Г. Ф. Миллер. - СПб., 1791
13. Миллер Г. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков. СПб., 1791, Паллас П. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773; Георги И. Описание всех обитающихв Российском государстве народов. СПб., 1799; Харлампович К. Известия Гмелина о Казани и о Казанских инородцах.— Изв. О-ва археологии, истории иэтнографии, т. XIX, в. 5—6, 1903.
14. Михайлов С. Краткое этнографическое описание чуваш.- Сб.: Труды по этнографии. Чебоксары, 1972.
15. Нигмедзянов М. Татарские народные музыкальные инструменты.— Сб.: Музыкальная фольклористика. В. 2. М.: Сов. композитор, 1978.
16. Новосельский. А. Очерки по истории русских народных инструментов. М.: Гос. муз. изд-во, 1931.
17. Павлов Ф. Чувашские гусли.— Сунтал, 1928, № 8 (на чувашск, яз.).
18. Памятники Отечества России Полное описание Удмуртии 1995г. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 33
19. Привалов Н. Звончатые гусли на Руси.— Музыка и пение, 1908; Лисовский Н. Отзыв о сочинении А. Фаминцына «Гусли — русский народный инструмент».— Записки Археологического общества, нов. сер., 1893.
20. Пузанова Н. «Крезь – голос из прошлого» Независимая газета. Ижевск 28.04.2003г
21. Фаминцын А. Гусли — русский народный музыкальный инструмент. СПб., 1890.
22. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. М.— Л., 1928.
23. Чисталев П.И. Музыкальные инструменты пермских народов / П. Чисталев. - Сыктывкар, 1990.
24. Шаховской А.П. Контрапункт словесного и музыкального рядов (Бесермянские крези) // Фольклор. Комплексная текстология. М.: Издательство «Наследие», 1998
Интернет-ресурсы
http://www.isaac.spb.ru/digest/num9/turkevich
http://folk.pomorsu.ru/index.php?page=booksopen&book=6&book_sub=6_26
http://www.sciprints.ru/kultura-i-iskusstvo/24284/
http://www.terrahumana.ru/arhiv/13_01/13_01_26.pdf
http://melma.ru/myzykalnye-instrumenty/ethnic_music_instr/46-gusli.html
http://drevoroda.ru/interesting/articles/700/1936.html
http://nsportal.ru/fedotova-mariya-leonidovna
http://www.youtube.com/watch?v=ddqS13Jox94
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"
Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....
Технологическая карта к уроку математики "Название компонентов деления", умк «Перспектива», 2 класс.
Урок математики во 2 классе, УМК «Перспектива» Тема: "Название компонентов деления"...
Презентация:Традиционный удмуртский инструмент - Крезь
Презентация об истории и назначении удмуртского инструмента - Крезь...
Урок музыки в разделе «Региональный компонент» для 4 класса общеобразовательной школы «Традиционный удмуртский инструмент – Крезь»
разработка урока и применением ИКТ...
Технологическая карта интегрированного урока музыки экологической направленности "Музыка утра" 1 класс
Разработка технологической карты интегрированного урока музыки экологической направленности для 1 класса УМК «Школа России» Урок №19 по ФГОС НОО УМК«Школа России» «М...
Технологическая карта к уроку "Музыка и движение" в 1 классе
Тема урока: "Координация и ритм в движениях и музыке"...
Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"
Разработка урока музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве" полностью раскрывает данную тему. Данный материал прошёл испытание открытыми урокам...