Технологическая карта к уроку "Музыка и движение" в 1 классе
план-конспект занятия (1 класс)
Тема урока: "Координация и ритм в движениях и музыке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyka_i_dvizhenie.docx | 50.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
____________________________________ _________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Интегрированный урок физической культуры и музыки в 1 классе.
Учитель: Вылегжанина В.В.
Учитель: Ольская И.В.
Класс: 1а и 1б
Дата: 20.02. 2019г.
Тема урока: «Координация и ритм в движениях и музыке».
Цель
: Развитие координаций движений, повторение и закрепление знания о маршевой музыке; развитие музыкального слуха.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
Создать условия для формирования знаний у учащихся в области физической культуры, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, изучения техники выполнения упражнений на равновесие;
Обучать способам музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки), закрепить знания о маршевой музыке;
Развивать чувства ритма, координацию движений;
- Коррекционно -развивающие:
Развивать двигательные способности, координацию движения, вестибулярный аппарат; профилактика нарушения осанки;
Выявлять индивидуальные способности и возможности учащихся;
Развивать познавательные способности в области музыки;
- Коррекционно-воспитательные:
Способствовать воспитанию коммуникативных навыков обучающихся, дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, формированию умения общаться со сверстниками, умение работать группами.
Способствовать формированию у школьников устойчивого интереса к физической культуре, осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями;
Обогащать опыт учебно-творческой музыкальной культуры;
Содействовать развитию личности школьника, воспитанию духовных и волевых личностных качеств, воспитание патриотизма, любови к Родине.
- Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей путем чередования различных видов деятельности и упражнений, укрепление дыхательной мускулатуры, защитных сил организма, двигательных умений и физических качеств.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок.
Используемые методы: игровой, наглядный, словесный, групповой, поточный.
Технологии: - личностно - ориентированного обучения; учебно - игровой деятельности; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Оборудование: гимнастическая скамейка, обручи, скакалка, мягкие модули, танк, деревянный автомат, мешочки с песком.
Музыкальное оформление: медиапроектор, аудиопособие по музыкальной литературе для учебных заведений, (2010 г. автор - М. Кушнир)
Планируемые результаты:
1. Предметные БУД:
- освоение техники физических упражнений при передвижениях по гимнастической скамейке для развития координационных способностей.
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры и т.д.);
2. Метапредметные БУД:
Познавательные:
- умение делать простейшие сравнения на наглядном материале,
- классифицировать умения обобщать знания.
Коммуникативные:
- установление контакта и работа в коллективе (учитель-ученик, учение-ученик, ученик-класс);
- способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
Регулятивные:
- умение понимать цель деятельности и произвольно включаться в нее, выполнять предложенный план и работать в общем темпе;
- активное участие в деятельности, контроль и оценка своих действий и действий одноклассников;
3. Личностные БУД:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Технологическая карта интегрированного урока
по физической культуре и музыке
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся БУД |
Организационный. Вход детей в спортивный зал под музыку «Марш Преображенского полка». | Развивать координационные способности развивать музыкальный слух; коммуникативные навыки | 1.Построение, приветствие, сообщение задач урока 2.Строевые упражнения: повороты направо, налево. | Активно использует проектно-коммуникативную деятельность | Учитель физической культуры организует обучающих для дальнейшей работы. Проводит построение и строевые упражнения. Учитель музыки включает музыку «Марш Преображенского полка», показывает образец ритма маршевых действий. | Входят в спортивный зал под музыку «Марш Преображенского полка». Выполняют команды учителя физической культуры: Равняйсь», «Смирно», «По порядку рассчитайсь!», «Направляющий, сдать рапорт!», Выполняют строевые упражнения. Регулятивные БУД Личностные БУД Познавательные БУД |
Мотивация | Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. | Прослушивание стихотворения и мелодий, посвященных празднику. | Словесный | Учитель музыки «Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Лёгкая позёмка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолётов звенья. Это празднует февраль Армии рожденье!» - О каком празднике говорится в стихотворении? ( 23 февраля - День защитника Отечества) | Отвечают на вопросы. Регулятивные БУД Классифицируют элементы и ритм в маршевой музыке. Познавательные БУД |
Постановка темы и цели урока | Развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей | Вводно-подготовительная часть: 1.Ходьба различными способами: -на носках, руки в стороны, вверх; -на пятках, руки за голову, за спину; -на внешней стороне стопы, руки на пояс. 2.Бег равномерный, правым боком приставными шагами, левым; спиной вперед. 3.Ходьба на восстановление дыхания. I. Комплекс общеразвивающих упражнения 1.И.П. – стойка, руки на пояс 1-руки вверх, правую назад на носок 2-И.П. 2. И.П. – стойка, руки к плечам 1-поворот головы вправо 2-поворот головы влево 3-наклон головы вперед 4-наклон головы назад 3.И.П. – тоже 1-согнутые руки вверх 2-И.П. 4.И.П. – стойка, руки вверх 1-4 круговые движения рук вперед 5-8 тоже назад 5.И.П. – стойка, руки на пояс 1-наклон вправо 2-наклон 3-наклон влево 4-И.П. 6.И.П. – стойка ноги врозь 1-4 круговые движения в тазобедренном суставе вправо 5-8 круговые движения в тазобедренном суставе влево 7.И.П. - стойка ноги врозь, руки вперед 1-правую ногу вперед к левой руке 2-И.П. 3-левую ногу вперед к правой ноге 4-И.П. 8.И.П. - стойка, руки в сторону 1- 4 стока на правой ноге (нога согнута в коленном суставе) руки в сторону 5-8 стойка на левой ноге. 9.И.П. - стойка, руки на пояс 1-8ходьба на месте | Фронтальный, вводный Для укрепления мышц рук, плечевого пояса, укрепление мышц туловища. | Учитель физической культуры сообщает цели и задачи: -Ребята, наш зал сегодня превратился в военный полигон - место для боевых учений. Вы докажете сами себе, что через несколько лет из вас получатся отважные, ловкие, смелые солдаты. И вы будете настоящими защитниками Отечества. Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского полководца А. Суворова «Тяжело в ученье, легко в бою». Готовит обучающихся к основной части урока, готовит организм для разогрева связок, мышц, суставов. | Слушают установку учителя. Познавательные БУД Выполняют комплекс ОРУ. Под руководством учителя физической культуры учащиеся выполняют круговые движения руками, повороты, наклоны туловища, встают на носочки, сравнивают движения учителя и свои. Регулятивные БУД |
Основная часть «Полоса препятствий». | Способствовать развитию силы, быстроты, вынослив ости, гибкости, смелости и решительности Учиться ориентироваться в пространстве Улучшить функции вестибулярного аппарата | 1) «Переправа» - 1.И.П. – ходьба по гимнастической скамейке; 2.И.П. – ходьба по гимнастической скамейке с высоким подниманием прямых ног; 3.И.П. – ходьба по скамейке со сменой направления 4.И.П. – ходьба с приседанием на скамейке; 5.И.П. – ходьба с подъемом предмета со скамейке 6.И.П. – рисуем, сравниваем, классифицируем ритмические полосы 4)«Тоннель» - прохождение сквозь обручи. Обращая внимания на цвета обручей | Поточный, учебно- игровой | Учитель физической культуры - дает задания обучающимся, страхует их при прохождении по гимнастической скамейке. - по завершению преодоления полосы препятствий подводит итог и определяет самых ловких и быстрых Учитель музыки организует музыкальное сопровождение. 2) «Болото» - пройти по «кочкам» (мягким модулям, следам (подготовленные учителем изобразительного искусства)). 3)«Паутина»- ползание по-пластунски под натянутой скакалкой. | Преодолевают полосу препятствий, контролируют и оценивают свои действия при прохождении полосы препятствий. Выполняют упражнения поточным методом (для детей с нарушением ОДА с помощью учителя или сопровождающегося), Регулятивные БУД называют и проговаривают цвета обручей, Личностные БУД Учатся различать форму и цвет предмета. Познавательные БУД |
Восстановление (отдых) «Привал» Слушание марша Агапкина «Прощание Славянки». | Создать условия для восстановительного процесса организма Формировать основу общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за свою Родину | Прослушиваем и стараемся повторить знакомое музыкальное произведение. Марш – это один из трех китов в музыке. | Словесный | Учитель музыки - задаёт вопросы: Какую музыку вы слушали? Какая она - весёлая или грустная? Кто исполняет? Объясняет: На уроке слушали русский патриотический марш В.И. Агапкина «Прощание Славянки» в исполнении оркестра. Марш необходим для организации общения большой массы людей (проводы в армию, на фронт, парад войск), общения не простого, а эмоционального. Выбор этого марша определился событиями истории Родины, его популярностью в России. Это не просто «музыка для марширования» - это форма выражения патриотических чувств. | Слушают марша Агапкина «Прощание Славянки». Познавательные БУД Анализируют прослушанное Регулятивные БУД активно участвуют в деятельности, контроль и оценка своих действий и действий одноклассников Обобщают и дают характеристику мелодии марша. Личностные БУД |
Первичное закрепление нового материала. Самопроверка. «Боевые учения». | Освоение способа проверки. Осознание каждым обучающимся степени овладения способом выполнения упражнений Совершенствовать технику двигательных действий | Собери пазл «Город-герой!» «Снайперы» - бег, попадание мешочком с песком в танк (подготовленный совместно с учениками и учителями). «Переноска пострадавшего» - переноска кукол на носилках. | Учебно - игровой; групповой | Учитель физической культуры Делит учащихся на две равные команды, (отряды) и проводит соревнования. Учитель музыки организует музыкальное сопровождение. совместно с обучающимися собирают из заранее нарисованных букв название города. | Планируют общую цель и пути её достижения; Регулятивные БУД распределяют функции и роли в совместной деятельности Личностные БУД Знакомятся с военной атрибутикой. Познавательные БУД |
Заключительный этап. Подведение итогов. «Привал» | Подготовить организм к расслаблению | Рефлексия. Взять красный обруч – урок не понравился, желтый- есть проблемы, зеленый – отлично.. | Словесный, индивидуальный | Учитель помогает выбирать обручи Учитель музыки.Исполнение песни «Бравые солдаты» | Выполняют задания учителя под музыкальное сопровождение. Регулятивные БУД Коммуникативные БУД Активно выражают свое эмоциональное состояние по средством выбора цвета и прослушивания мелодии. Личностные БУД |
Анализ технологической карты
План-конспект интегрированного урока по физической культуре и музыке в 1 классе для учащихся с умственной отсталостью.
Учебники:
«Музыка» авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П.;
«Физическая культура» авторы: Лях В.И., Зданевич А.А.:
Тема: «Координация и ритм в движениях и музыке» (Технологическая карта изучения темы)
Тема | Тема: «Координация и ритм в движениях и музыке». |
Цель темы | Развивать координацию движений, повторить знания о маршевой музыке; развивать музыкальный слух; воспитывать патриотизм, любовь и к Родине. |
Планируемый результат | Предметные БУД: освоение техники физических упражнений при передвижениях по гимнастической скамейке для развития координационных способностей. формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры и т.д.); Метапредметные БУД: Познавательные: умение делать простейшие сравнения на наглядном материале, классифицировать умения обобщать знания. Коммуникативные: установление контакта и работа в коллективе (учитель-ученик, учение-ученик, ученик-класс); способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту; Регулятивные: умение понимать цель деятельности и произвольно включаться в нее, выполнять предложенный план и работать в общем темпе; активное участие в деятельности, контроль и оценка своих действий и действий одноклассников; Личностные БУД: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных роле; |
Основные понятия | Физическая культура: понятия «равновесие», «стойка», «исходное положение» Музыка: понятия «марш», «ритм», «размер» |
Межпредметные связи | Физическая культура, музыка, окружающий мир, чтение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | «Музыка» авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П.; «Физическая культура» авторы: Лях В.И., Зданевич А.А.. Тема: «Ритмические линии», « Маршевость в музыке», «Развитие координационных способностей» |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Результат проделанной работы на уроке | Физическая культура: - умеют передвигаться с помощью учителя по гимнастической скамейке; Музыка: - умеют делать простейшие сравнения на наглядном материале (отличать марш от других мелодий). |
ТРУДНОСТИ | Физическая культура: - не могу самостоятельно подниматься и спускаться с гимнастической скамейки; Музыка: - не умеют определять «размер» мелодии; |
Литература
Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа по учебному предмету - Физическая культура (1–4 классы);
Учебник Физическая культура. 1-4 классы: под общ. редакцией Ляха В.И.. -5-е изд. М.: 2009г
Рабочие программы по физической культуре./ Сост. Патрикеев А.Ю.. – М.:ВАКО, 2014г;
Муравьев В.А., Созинова Н.А., -Техника безопасности на уроках физической культуры , М. СпортАкадемПресс, 2001г
Поляев Б.А., Иванова Г.Е., -Внедрение системы оздоровительных мероприятий по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры. М. 2007г.
Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятия физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. — М., 2001
Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Шапковой Л. В.. — М.: Советский спорт, 2003.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
Мультимедийная программа - Искусство. Ключи.
Мультимедийная программа - Музыка в цифровом пространстве.
Мультимедийная программа - Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.
Мультимедийная программа - История музыкальных инструментов
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Приложение № 1.
Диагностические задания
Задание 1.
Цель: Выявить степень сформированности умения сравнивать друг с другом.
Простейшие танцевальные движения
- шаг с подъемом ноги
- шаг с притопом
Простейшие гимнастические движения
- стойка, на скамейке, руки в стороны;
- стойка, на скамейке, руки в стороны закрытыми глазами.
Детям предлагается:
1). Посмотреть на выполнение педагогом движений
1.Простейшие танцевальные движения
- шаг с подъемом ноги
- шаг с притопом
2.Простейшие гимнастические движения
- стойка, на скамейке, руки в стороны;
- стойка, на скамейке, руки в стороны закрытыми глазами.
2). Повторить за педагогом данное движения, не смешивая их
Задание 2.
Цель: Выявить степень сформирования умения группировать (классифицировать) простейшие движения из области «Гимнастики», «Музыки».
Процедура проведения
1). Детям предлагается для просмотра гимнастические и танцевальные движения;
2). Предлагается повторить их;
3). Задается вопрос: «Назовите, к каким движениям танцевальным или гимнастическим относится это движение».
Оценка выполнения заданий
«0» - отказ;
«1» - низкий уровень с большим количеством неправильных ответов;
«2» - число правильных и неправильных ответов одинаковое;
«3» - правильный ответ.
В результате диагностики дети показали низкий и очень низкий уровень сформированности умений сравнивать и группировать (классифицировать) простейшие движения в физической культуре, музыке.
Приложение 2
С детьми проводилась каждодневная индивидуальная работа по привыканию к школе. В конце первой четверти эти первоклассники хорошо шли на контакт с учителем и одноклассниками, но познавательных, интеллектуальных умений и навыков было недостаточно, так как уровень развития был слишком низок.
Диаграмма 1
Сводная диаграмма прохождения процесса адаптации обучающимися 1 а класса
Как видно из диаграммы, процент успешно адаптировавшихся детей увеличился с 28% до 86%. Что говорит о положительных результатах проделанной работы. Но не все первоклассники этому моменту смогли адаптироваться к новым условиям обучения. Необходимо продолжать до конца года коррекционно - развивающие занятия с учащимися до полной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)
Технологическая карта урока в 4 классе по теме: "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)...
Технологическая карта внеурочного занятия для 1 класса по теме: "Зачем нужно знать правила дорожного движения"
Данный материал создан на основе программы Н. В. Виноградовой "Безопасность дорожного движения"...
Технологическая карта урока "Задачи на движение"
Тема: «Задачи на движение» (урок – обобщение) Учебник: Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева. Математика. 3 класс.Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):Цел...
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока по математике 4 класс. Тема " Решение задач на встречное движение"
Разработка открытого урока по математике по УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока математики «Одновременное движение по координатному лучу» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об одновременном движении по координатному лучу.Планируемые результатыПредметные:1) научатся применять полученные математические знания и представл...