Технологическая карта к уроку музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"
методическая разработка по музыке (3 класс)
Разработка урока музыки в 3 классе на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве" полностью раскрывает данную тему. Данный материал прошёл испытание открытыми уроками и предназначен для тиражирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_muzyki_3_klass_-_mamamilaya_mama.doc | 108 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки с использованием
информационно-компьютерных технологий
Учитель: Бойко Валентин Михайлович
Предмет: Музыка
Класс 3
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема урока: «Мама, милая мама…».
Цель урока: Познакомить учащихся с духовным образом матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыке.
Задачи:
Образовательные: Познакомиться с шедеврами мирового искусства : «Владимирская икона Божией Матери», Леонардо да Винчи : икона «Дева Мария с ребёнком и Святая Анна», Франц Шуберт слова Вальтера Скотта – «Аве Мария» в исполнении Леонардо да Винчи.
Развивающие: научиться рассуждать о роли творчества выдающихся мастеров искусства в жизни людей, формулировать вопросы, связанные с творчеством в различных видах искусства, искать связь между духовными образами, воплощёнными в иконах и молитвах, с реальной жизнью
людей, исполнять песню с сопровождением, придавая особое значение её характеру.
Воспитательные: воспитание духовности, нравственности, приобщение к глубинным вечным ценностям.
УУД:
Личностные УУД: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «милосердие», «сострадание», «благодарность», «уважение» и т.д.
Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные УУД: Сопоставлять информацию, полученную из различных источников (на уроке, из книг, из сети Интернет). Анализировать и сравнивать новые познания с тем багажом знаний, который был приобретён ранее.
Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения , принимать активное участие в обсуждении того или иного образа в искусстве, отстаивать свою точку зрения, опираясь на знания, полученные ранее.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: ключевые понятия и термины: «пение с сопровождением», «унисон», «тропарь», «икона», «молитва».
Уметь: рассуждать о роли духовного искусства в жизни современного человека, исполнять песни с инструментальным сопровождением, анализировать детали духовного образа иконы и духовной музыки. Уметь на слух определить характер и настроение музыки, сопоставлять слуховые впечатления со зрительными, уметь чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения.
Личностные результаты:
- интерес к духовному искусству
- эстетические потребности, ценности и чувства.
-чувство нежности, любви и уважения к матери.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера
– умение самостоятельно ставить новые задачи;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
– умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, размышлять, рассуждать и делать выводы;
Предметные результаты:
– развитие музыкальной памяти, слуха, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения;
– формирование мотивационной направленности на слушание музыки, пение, развитие творческих способностей в деятельности, связанной с музыкой поэзией и живописью;
–расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса;
– овладение способностью эмоционально воспринимать музыку, как образное искусство во взаимосвязи с жизнью.
Основные понятия: унисон, молитва, хор, католическая и христианская церковь, икона, тропарь.
Межпредметные связи: Музыка – живопись – литература – история.
Ресурсы:
основные :
Презентация. Тема: «Мама, милая мама…»;
Тропарь Владимирский иконе Божией матери;
Леонардо да Винчи : икона «Дева Мария с ребёнком и Святая Анна»;
Видеоролик : Франц Шуберт слова Вальтера Скотта – «Аве Мария» в исполнении Леонардо да Винчи.
«Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной
Учебник «Музыка» 5 класс. Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская
дополнительные: Мультимедийные
Формы работы на уроке:
Групповая, индивидуальная, фронтально-коллективная.
Технология:
сообщение темы с мотивирующим приемом
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент Время: 5 мин Основные этапы: 1.Предварительная организация класса 2. Мобилизующее начало урока. 3.Актуализация знаний. 4.Формулировка основной учебной задачи | Проверить присутствующих и готовность к занятию. Проверка заданий и отбор удачных заданий, которые подготовили дома ученики. Создание проблемной ситуации по уже изученному материалу Организация беседы, коррекция результатов ответов: – Формулирует цель урока: Познакомить учащихся с духовным образом матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыке. Обозначает, каким образом эта цель будет достигнута. | Слушают четверостишье. Отвечают на вопрос, поставленный учителем. Принимают участие в формулировании цели урока. Формулируют задачи урока: 1.Проверить домашнее задание. 2.Познакомиться с известными иконами Божьей матери. 3.Послушать новое музыкальное произведение. 4.Разучить песню о маме. 5.Сравнить образ матери воплощенный в различных видах искусств. | Обозначить тему урока и задачи, прослушав четверостишье. Определить характер песни и эмоционально настроится на заданную тематику. | Рассуждать о роли духовного искусства в жизни современного человека, исполнять песни с инструментальным сопровождением, анализировать детали духовного образа иконы и духовной музыки. Уметь на слух определить характер и настроение музыки, сопоставлять слуховые впечатления со зрительными, уметь чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения. | Познавательные: Сопоставлять информацию, полученную из различных источников (на уроке, из книг, из сети Интернет). Анализировать и сравнивать новые познания с тем багажом знаний, который был приобретён ранее. .Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения , принимать активное участие в обсуждении того или иного образа в искусстве, отстаивать свою точку зрения, опираясь на знания, полученные ранее. Регулятивные: Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, формулировать свои мысли в устной форме. |
Проверка домашнего задания Время: 10 мин Этапы: 1. Проверка домашнего задания у 1 ученика.
Проверка домашнего задания у 2 ученика. Проверка домашнего задания у 3 ученика. | Учитель предлагает детям рассказать все, что они выучили о таких понятиях как : молитва, песня, величание. Учитель включает отрывки религиозных музыкальных произведений разных жанров, и дает возможность учащимся самостоятельно определить к какому из них относится то или иное произведение. Учитель просит учащихся дать характеристику самым основным религиозным праздникам России. Подводит итог вместе с учащимися: – Какую роль в нашей жизни играет духовная музыка? | 1 ученики по желанию дают определения таким понятиям как: песня, молитва, величание. 2 ученики в классе анализируют ответ и дополняют по возможности дополняют его. 3) Дети распознают жанры звучащих религиозных произведений на слух. 4)Рассказывают о религиозных праздниках России. Примерные ответы: Успокаивает, заставляет задуматься над смыслом жизни, подумать о добре и зле. | Проверить домашнее задание используя индивидуальный опрос, коллективный анализ, самостоятельные умозаключения, слушанье музыкальных произведений с помощью технического оборудования. | Знать: терминологическую основу темы Уметь: грамотно формулировать и четко задавать вопросы; делать грамотный анализ прослушанной композиции. | |
Изучение нового материала Время: 20мин. Этапы: 1.Распевание 2.Исполнение 3.Слушание и сравнительный анализ | Продолжает урок: Читает четверостишье… Ребята, какие чувства вложил в эти строчки автор данного стихотворения ? Выстраивает логическую связь образа матери с религией. Знакомит с образом Богоматери Владимирской. Рассказывает историю иконы. Знакомит с понятием Тропарь. Предлагает детям послушать Тропарь к иконе Владимирской Богоматери. А теперь, давайте мы с вами полюбуемся еще одним шедевром, картиной Леонардо да Винчи: «Дева Мария с ребенком и Святая Анна». Мария - на коленях у своей матери, Св.Анны. Годовалый ребёнок играет с ягнёнком. Музыка Франца Шуберта слова Вальтера Скотта – Аве Мария, исполняет известный итальянский певец Робертино Лоретти. Когда он исполнял эту песню-молитву, ему было 13 лет. Слушание, анализ. Продолжает разучивание песни :«Здравствуйте мамы».Ю.Чичков. | Слушают стихотворение, дают ответ на поставленный вопрос Анализируют вместе с учителем изображение на иконе Владимирской Божьей матери. Знакомятся с тропарем и его предназначением. Внимательно слушают и выделяют основной смысл заключенный в Тропаре. Знакомятся с картиной Леонардо да Винчи «Дева Мария с ребенком и Святая Анна»,дают свою характеристику картине. Смотрят видеоролик и слушают песню «Аве Мария» обсуждают вместе с учителем. Продолжают разучивать песню о маме. | Знать: правила пения, округления звука, четкой артикуляции, мягкого дыхания, понимать жесты дирижера. Уметь: выразительно читать предложенный текст, и выразительно, вокально его исполнять в ансамбле с другими участниками этого процесса. | ||
Закрепление нового материала Время: 5 мин Сами формулируют вопросы к пройденной теме. | Учитель предлагает сформулировать вопросы к пройденному материалу. | Одни задают вопросы-другие на них отвечают. | Обобщить учащимися знания, полученные на уроке. | Знать: правила составления синквейна Уметь: кратко и ясно выражать свои мысли. | |
Контроль Время: 4 Этапы: | Учитель сам задает вопросы, помогающие закрепить пройденный материал. | Дают ответы на поставленные учителем вопросы. Примерные ответы учащихся: Тропарь, Богоматерь Владимирская. Умиротворенная, небесная, серьезная, простая. Успокаивает, заставляет задуматься Чтобы подумать о добре и зле. | |||
Рефлексия Время: Этапы: | Сегодня на уроке я…. узнал… Было интересно… Было трудно… Мои ощущения… Этот урок дал мне для жизни… Больше всего понравилось … | ||||
Домашнее задание Время: Этапы: | Выучить слова песни про маму. |
Ход урока
Послушайте четверостишье и определите, какие чувства вложил в эти строчки автор ?
Hад моим изголовьем наклоняешься ты,
И смотpю я с любовью на pодные чеpты.
К нежной, ласковой самой, письмецо свое шлю,
Мама, милая мама, как тебя я люблю.
Дети: нежность, доброту, любовь, заботу…
Учитель: конечно же, наши добрые милые мамы достойны самых высоких и самых нежных чувств.
Четверостишье, которое я вам прочитал это отрывок из песни народной артистки России Людмилы Зыкиной . Песня так и называется: « Мама, милая мама». Когда на своих концертах она исполняла эту песню, в зале у многих людей выступали слезы на глазах, как вы думаете, почему ?
Дети: потому, что мама-это самый родной и самый близкий человек для каждого из нас, и людей переполняли чувства нежности и любви….
Учитель: вы правы, слушая такие песни, наши сердца наполняются самыми добрыми и нежными
чувствами к нашим мамам.
Учитель: ребята, кто из вас догадался, какая тема урока у нас сегодня будет?
Дети: про маму…
Учитель : молодцы, вы сами смогли догадаться, какая будет тема урока.- «Мама, милая мама»…
Цель: Сегодня мы с вами узнаем, как образ матери отражается в работах художников, поэтов, музыкантов и в религиях и верах разных народов.
Ведь мать бывает не только у людей, но и у святых.
Во всех странах мира покровительницей матерей, материнства является божья Матерь. Просто называют ее по -разному: Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая. Ее образ - вечный символ страдающей матери за трагическую судьбу сына.
Ребята, что вам известно о Божьей матери?
Дети : отвечают…
Учитель: молодцы, оказывается, вы уже кое-что знаете.
Учитель : А сейчас, я предлагаю вам выполнить одно интересное задание .(работа в парах).
У вас на партах находятся листики, в них перечислены те качества, которыми художники, поэты и музыканты наделяли образ Богоматери.
Я предлагаю вам, посовещавшись друг с другом, определить какие из этих качеств больше всего соответствуют данному образу, какие могут соответствовать и какие не соответствуют данному образу.
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - небесной заступницы Москвы. Эта икона - величайшая святыня Руси.
Слайд 1: Богоматерь Владимирская
«ЗАЩИТНИЦА РУСИ НЕБЕСНАЯ»
Согласно преданию, Владимирская икона Божией Матери написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство.
Владимирская икона Божией Матери оставалась в Иерусалиме до 450 года.
В начале XII века она была подарена великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.
Сын Юрия Долгорукого Андрей, отправляясь с юга России на север ,
взял с собою Владимирскую икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела.
Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная
и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. С тех пор икона Божьей Матери стала называться
Владимирской.
Слайд 2 : Тропарь
По уставу Русской православной церкви каждой иконе полагается свой ТРОПАРЬ.
Тропа́рь - краткое молитвенное песнопение, в котором прославляется священное лицо.
Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста.
Хотите, мы с вами послушаем тропарь к иконе Владимирской Богоматери?
Слушание:
Учитель: Ребята, как вы думаете, что является главным в тропаре мелодия или текст ?
Дети: текст.
Учитель : почему вы так решили ?
Дети : отвечают.
Учитель: правильно, главную роль играет текст, так как в нем заложен глубокий смысл, а с помощью церковного распевания, с помощью специальной мелодии этот смысл ещё более глубоко проникает в наше сердце и в нашу душу.
Слайд 3 : «Дева Мария с ребенком и святая Анна»
А теперь, давайте мы с вами полюбуемся еще одним шедевром, картиной Леонардо да Винчи: «Дева Мария с ребенком и Святая Анна».
Мария - на коленях у своей матери, Св.Анны. Годовалый ребёнок играет с ягнёнком.
Ребята, обратите внимание, с какой любовью Мария смотрит на своего сына, а Святая Анна также с глубокой нежностью смотрит на Марию и её ребёнка.
Скажите, чьи глаза напоминают вам глаза этих любящих женщин ?
Дети: Глаза наших мам !
Учитель: Ну конечно же, только в маминых глазах можно увидеть такую любовь, нежность и доброту.
Существует множество молитв, посвящённых Деве Марии, одна из них называется :
Аве Мария( в переводе с латинского –Радуйся, Мария). Эту молитву еще называют ангельским приветствием. На текст этой молитвы написано много музыкальных произведений. Одно из них мы сейчас с вами послушаем. Музыка Франца Шуберта слова Вальтера Скотта – Аве Мария, исполняет известный итальянский певец Робертино Лоретти. Когда он исполнял эту песню-молитву, ему было 13 лет.
Послушайте и скажите, чем поражает эта песня, что в ней особенного ?
Слушание:
Дети : В ней чувствуется нежность и любовь к Деве Марии.
Учитель: Правильно, слушая эту песню, на сердце становится легко и спокойно, а в нашу душу проникает огромным теплым потоком чувство нежности и доброты.
Учитель : Ребята, а кто из вас хочет сделать подарок своим любимым мамам и выучить для них красивую песню?
Дети : подымают руки…
Сегодня мы с вами начнём разучивать песню Юрия Чичкова
« Здравствуйте мамы» и посвятим её нашим милым и любимым мамам.
Юрий Чичков – выдающийся композитор, написал много песен для детей : про мам, про школу, про Родину. И во всех его песнях присутствуют доброта, нежность и любовь.
Но прежде, чем мы начнём петь ,что мы должны сделать?
Дети: Распевание…
Учитель: предлагаю немножечко размяться и провести дыхательную гимнастику.
Физ.минутка : проводит дыхательную гимнастику и распевку.
Разучивание песни.
Ну что же, наш урок подходит к концу, но прежде, я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы.
- Сегодня на уроке я узнал…?
- Было интересно…?
- Было трудно…?
- Мои ощущения…
- Этот урок дал мне для жизни…
- Больше всего понравилось …
Я хочу поблагодарить вас за внимание и активность.
Домашнее задание: Выучить слова песни, а для тех, кто заинтересовался и сможет справиться
Предлагаю прочитать о творчестве Юрия Чичкова и рассказать на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта первого урока в 1 классе по программе XXI века
Предлагаю готовую технологическую карту урока со всеми вопросвми и заданиями....
Технологическая карта открытого урока в 3 классе по английскому языку "Christmas card"
представляю технологическую карту, конспект урока по английскому языку в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса по теме "Рождество", "Рождественская открытка"...
Технологическая карта к уроку математики.1 класс.Тема "2санын берурынлы санга кушу"
Технологическая карта к уроку математики для 1 класса по теме "2санын берурынлы санга кушу".Программа "Перспективная начальная школа"...
технологическая карта к уроку "объем" 1 класс
технологическая карта "объем"...
Технологическая карта по уроку математика 1 класс
Технологическая карта по математике 1 класс. ОС" Школа 2100"...
Технологическая карта к уроку математики.2 класс.УМК Планета знаний.
ТК по математике.2 класс. УМК Планета знаний....
Технологическая карта к уроку математики.2 класс.УМК Планета знаний.
Технологическая карта к уроку математики.2 класс.УМК Планета знаний....