Конспект урока в 3 классе "Древнейшая песнь материнства"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Урока по музыке в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ou_tekhnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_muzyki_v_3-m_klasse_po_teme.docx | 38.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
"Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов".
25 апреля 2014 г. Окружное методическое объединение. Открытый урок для преподавателей музыки.
УМК 1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учеб. Для учащихся 3 кл. нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2012
3. Фонохрестоматия: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия: 3 класс (CD, MP3)
УУД:
- личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости к близким; учебно-познавательный интереса к новому материалу.
- метапредметные:
регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; развитие умения осмысливать полученную информацию; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.
коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.
познавательные: учатся использовать специальную терминологию различных видов искусства; обобщать.
- предметные: эмоционально и осознанно воспринимать различных жанров искусства , размышлять о них как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
Идея урока: Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Учебный предмет | Музыка | |
Класс | 3 | |
Тип урока | Урок изучения, осмысления и первичного применения знаний. | |
Вид урока | Урок-исследование. | |
Цель урока | Прийти к пониманию художественного образа Богородицы и образа матери средствами различных видов искусства: музыки, поэзии, изобразительного искусства. | |
Задачи урока | развивающие: - соотносить содержание художественного выраженного в различных видах искусства (музыки, поэзии, изобразительного искусства); - развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности; - развивать интерес к различным видам искусства, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос. образовательные: - воспринимать музыку и размышлять о ней; - познакомиться с творчеством композиторов, художников, поэтов; практические: - передавать собственные музыкальные впечатления с помощью музыкальной деятельности (пение); - продемонстрировать понимание интонационно-образной природы различных видов искусства, их взаимосвязи, выразительности и изобразительности в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; воспитательные: - воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия искусства; - воспитание интереса и любви к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к матери, уважения к духовной культуре. | |
Технологии, методы | Словесный, художественный анализ, аудиовизуальный, наглядный, практический, сравнения. | |
Основные понятия, термины | Богородица, мать, молитва, тропарь, «acapella», аккомпанемент. | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Тип урока: урок-исследование. | Мультимедиа проектор, экран, компьютер. Дополнительный материал: Видеоролики с использованием ресурсов сети Интернет, презентация мультимедиа, раздаточный материал - карточки, картинки-ангелочки. Музыкальный материал: Тропарь Владимирский иконе Божией матери С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!» Ф.Шуберт «Аве Мария». И.С. Бах Прелюдия № 1. |
Технология обучения
Этапы урока | Задачи этапа | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1-й этап. “Организационный момент”. | Самоопределение к деятельности. | Изображения Богородицы на доске (д/задание) | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. | Подготовка учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности. | Слайд №1 Слайд №2 "Тропарь Владимирский иконе Божией матери" | Активизирует знания учащихся (беседа). - В ноябре наша страна отметит добрый праздник - День Матери. Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого. Не даром говорят: мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать… - Итак, наш урок посвящаем (ответы) нашим мамам, а тему нашего сегодняшнего урока вам подскажет музыка, которая сейчас прозвучит. |
Слушаюм музыку. Отвечают и делают выводы. |
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. ( проблемы) | Актуализация субъективного опыта учащихся. | Слайд №3 Слайд №4 | Звучала необычная музыка - Тропарь Владимирский иконе Божией матери, тема урока:"Образ Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве". -Как вы думаете, где можно услышать эту музыку? - Кто исполняет это музыкальное произведение? - Есть ли музыкальное сопровождение? - Называется такое исполнение хора, без сопровождения «acapella». - Хорошо. А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на стр.42. Давайте вместе вслух прочитаем текст внизу страницы. - Ребята, это стихи или молитва? - К кому она обращена? - Это текст церковного песнопения обычно исполняемого на определенный глас, т. е. имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. Автор мелодии неизвестен. | Записывают тему урока. Ответы (возможные варианты): - В церкви (в концертном зале....). - Хор. - Нет. Записывают определения понятий ( тропарь, «acapella»). Разбор текста.(хрестоматия музыкального материала) Работа с учебником. - Молитва. - К Богородице! |
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. | Построение плана достижения цели, определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). | - А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? -И так наша задача.... - Правильно - узнать о Богородице и о том, как её образ передают в различных видах искусства: музыке, живописи и поэзии. | Самостоятельные предположения - высказавания учащихся. Совместное построение плана урока. | |
5-й этап. “Первичное закрепление” | Устанавка осознанности восприятия, организация первичного обобщения. | Слайд №5 Слайд №6 С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!» Слайд №7 Слайд №8-12 Слайд№13 Видео "Секстинская мадонна" Слайд №14 Слайд №15 Ф.Шуберт «Аве Мария». | Сообщение по теме, беседа. - Много прекрасных праздников на Руси, и среди них - праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (отмечается 7 апреля). В основе праздника Благовещения.евангельская история. В этот день архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве Марии «благую весть» о том, что она избрана между женами и от нее воплотится Сын Божий. Он сказал ей такие слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Как мы понимаем эти слова? Этот же текст, несколько измененный, является и текстом молитвы русского композитора С. В. Рахманинова. - Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время благородны и величественны. Как точно они подчеркивает величие картины В.Васнецова "Богородица с младенцем". Одной картины я желал бы вечный зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш Божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах.... - В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям. А сейчас мы еще раз очень внимательно и сосредоточено послушаем музыкальную молитву Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!». -На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название о того о чем молятся этой иконе. - Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. ( проверка домашнего задания: иллюстрации иконы с изображением Богородицы на доске) - На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой? - Вспомним знаменитую «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля (стр. 41 учебника). - Нужно заметить, что на картине лицо мадонны может быть чьим-то портретом, а икона пишется по канону (церковному установлению, правилу), и лик на ней не несет чьих-то индивидуальных черт. Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. - К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы. Есть музыкальная молитва « Аве Мария» и у композитора Ф. Шуберта. Она написана на текст Вальтера Скотта. Откройте стр.40 хрестоматии. Давайте прочитаем слова (Дети читают). - В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди. Послушаем внимательно «Аве Марию» Шуберта в исполнении Робертино Лоретти. | Слушают, воспринимают, отвечают. - У девы Марии родится Сын Божий. Выразительное чтение ( индивидуальное) -Богородице Дево, радуйся. Работа с учебником ( стр. 43) Рассматривают репродукцию. Чтение текста. Слушают, интонируют первую фразу по нотам (при повторном слушании). Анализируют музыку. Определяют особенности мелодии (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота..) Работа с учебником. просмотр видео. Восприятие музыки. |
6-й этап. "Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону" | Организация деятельности по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Слайд №16 Слайд №17 Слайд №18 | -Итак, для нас звучала музыка великого композитора Франца Шуберта.. -Какое настроение у вас вызвала эта музыка? (грустное, светлое). -Какая по характеру она была? (спокойная, душевная ) -Какие чувства наполнили вас во время просмотра? - Почему? - Немецкий композитор Франц Шуберт посвятил это музыкально произведение Деве Марии – матери Иисуса Христа. - “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Это молитва, которая звучит в католической церкви и созвучна образу музыки картина Рафаэль «Сикстинская Мадонна». - Итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с образом Богоматери, в том числе двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта. - Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? И поможет нам в этом наш музыкальный цветик - семицветик. После детального разбора интонации обоих произведений, следует сравнить их и найти общие черты сходства и различия. | Анализ музыки. Групповое задание (класс делится на две команды, работа с карточками, где написаны элементы интонации: мелодия, динамика, лад, темп, регистр; выясняют вместе с учителем, какие средства выразительности использует Шуберт в своём произведении «Аве Мария» и какие средства музыкальной выразительности использует Рахманинов в «Богородице Дево, радуйся"). |
7-й этап. “Рефлексия деятельности" (итог урока). | Рефлексия, самооценка деятельности, соотношение цели и результата. | Слайд №19,20 И.С. Бах Прелюдия № 1. | Итог: -На этом уроке мы прикоснулись к тайнам матери Иисуса Христа и Марии. - Что узнали? -Почему эту женщину все знают на земле? Почему ей посвящают композиторы музыкальные произведения, поэты – стихи, художники – картины? Что она такое сделала, что ее все прославляют? - Посмотрим на доску, кто это перед вами? Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку. Возьмите и отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу. (В зависимости от того кто - что просил, дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов). Озвучивает д/задание. (Звучит и дети под музыку выходят из класса). | Самооценка деятельности, выводы. Записывают задание на дом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Древнейшая песнь Материнства"
Конспект урока музыки с презентацией в 3 классе. Можно использовать для проведения классного часа ,посвященному ДнюМатери...
конспект урока музыки с презентацией по теме "Древнейшая песнь материнства" в 3 классе (УМК Е.Д. Критская)
представлен конспект открытого урока музыки в 3 классе по учебно-методическому комплекту Е.Д.Критская. к уроку прилагается презентация. урок по типу комбинированный.номер 2 в разделе "О России петь, ч...
Конспект урока Владимир Высоцкий «Песня Кэрролла».
Конспект урока по литературному чтению. Владимир Высоцкий «Песня Кэрролла». 3 класс...
конспект урока музыки "Древнейшая песнь материнства". 3-й класс
Урок музыки в третьем классе "Древнейшая песнь материнства" изучается в рамках раздела "О России петь, что стремиться в храм" (по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т...
Конспект урока «В. Жуковский «Песня»» 4 класс УМК "Гармония"
laquo;В. Жуковский «Песня»»...
Конспект урока "Все народы воспевают материнство"
Тема «Все народы воспевают мудрость старости» Цель урока: создать условия для развития интереса к богатству духовной жизни человека, к красоте связи поколений, мудрости доброты,...
Конспект урока " Как сложили песню"
Конспект к уроку в 4 классе....