Конспект урока в 3 классе "Древнейшая песнь материнства"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Кормашова Людмила Анатольевна

Урока по музыке в 3 классе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 "Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов".

25 апреля 2014 г. Окружное методическое объединение. Открытый урок для преподавателей музыки.

УМК   1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011

            2. Музыка: учеб. Для учащихся 3 кл. нач. шк./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2012

            3. Фонохрестоматия: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,  Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия: 3 класс (CD, MP3)

УУД:

- личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости к близким; учебно-познавательный интереса к новому материалу.

-  метапредметные:

             регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них; понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы; развитие умения осмысливать полученную  информацию; формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.

коммуникативные: выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.

познавательные: учатся использовать специальную терминологию различных видов искусства; обобщать.

- предметные: эмоционально и осознанно воспринимать различных жанров искусства , размышлять о них как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Идея урока:  Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Учебный предмет

Музыка

Класс

3

Тип урока

Урок изучения, осмысления и первичного применения знаний.

Вид урока

Урок-исследование.

Цель урока

                                                                                                                                                                                               Прийти  к пониманию художественного образа Богородицы и образа матери средствами различных видов искусства: музыки, поэзии, изобразительного искусства.

Задачи урока

развивающие:

-  соотносить содержание художественного выраженного в различных видах искусства (музыки, поэзии, изобразительного искусства);

- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

- развивать интерес к различным видам искусства, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух, певческий голос.

образовательные:

-  воспринимать музыку и размышлять о ней;

-  познакомиться с творчеством композиторов, художников, поэтов;

практические:

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью музыкальной деятельности (пение);

 - продемонстрировать понимание интонационно-образной природы  различных видов искусства, их взаимосвязи, выразительности и изобразительности в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

воспитательные:

- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия искусства;

- воспитание интереса  и любви к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к матери, уважения к духовной культуре.        

Технологии, методы

Словесный, художественный анализ, аудиовизуальный, наглядный, практический, сравнения.        

Основные понятия, термины

Богородица, мать, молитва, тропарь, «acapella», аккомпанемент.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

                                                                                                       Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: урок-исследование.

Мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Дополнительный материал:

Видеоролики с использованием ресурсов сети Интернет, презентация мультимедиа, раздаточный материал - карточки, картинки-ангелочки.

Музыкальный материал:

Тропарь Владимирский иконе Божией матери

С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»

Ф.Шуберт «Аве Мария».

И.С. Бах Прелюдия № 1.

Технология обучения

Этапы

урока

Задачи этапа

Оформление доски,

наглядность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1-й этап. “Организационный момент”. 

Самоопределение к деятельности.

Изображения Богородицы на доске (д/задание)

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. 

Подготовка учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности.

Слайд №1

Слайд №2

"Тропарь Владимирский иконе Божией матери"

Активизирует знания учащихся (беседа).

- В ноябре  наша страна отметит добрый праздник - День Матери.  Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого. Не даром говорят: мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать…

- Итак, наш урок посвящаем (ответы) нашим мамам, а тему нашего сегодняшнего урока вам подскажет музыка, которая сейчас прозвучит.

 

Слушаюм музыку.

Отвечают и делают выводы.                                                    

3-й этап. “Постановка учебной задачи”. 

( проблемы)

Актуализация субъективного опыта учащихся.

Слайд №3

Слайд №4

Звучала необычная музыка -                                     Тропарь Владимирский иконе Божией матери,                    тема урока:"Образ Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве".

-Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?

- Кто исполняет это музыкальное произведение?

- Есть ли музыкальное сопровождение?

- Называется такое исполнение хора, без сопровождения «acapella».

- Хорошо. А сейчас откройте, пожалуйста, учебник на стр.42. Давайте вместе вслух прочитаем текст внизу страницы.

- Ребята, это стихи или молитва?

- К кому она обращена?

- Это текст церковного песнопения обычно исполняемого на определенный глас, т. е. имеет навсегда закрепленную за ним мелодию. Автор мелодии неизвестен. 

Записывают тему урока.

Ответы (возможные варианты):

- В церкви (в концертном зале....).

- Хор.

- Нет.

Записывают определения понятий ( тропарь, «acapella»).

Разбор текста.(хрестоматия музыкального материала)

Работа с учебником.

- Молитва.

- К Богородице!

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. 

Построение плана достижения цели, определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете?

-И так наша задача....

- Правильно - узнать о Богородице

и о том, как её образ передают в различных видах искусства: музыке, живописи и поэзии.

Самостоятельные предположения - высказавания учащихся.

Совместное построение плана урока.

5-й этап. “Первичное закрепление”

Устанавка осознанности восприятия, организация первичного обобщения.

Слайд №5

Слайд №6

С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»

Слайд №7

Слайд №8-12

Слайд№13

Видео "Секстинская мадонна"

Слайд №14

Слайд №15

Ф.Шуберт «Аве Мария».

Сообщение по теме, беседа.

 - Много прекрасных праздников на Руси, и среди них -  праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (отмечается 7 апреля).  В основе праздника Благовещения.евангельская история. В этот день архангел Гавриил, посланный Богом, принес Деве Марии «благую весть» о том, что она избрана между женами и от нее воплотится Сын Божий. Он сказал ей такие слова: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Как мы понимаем  эти слова?

Этот же текст, несколько измененный, является и текстом молитвы  русского композитора С. В. Рахманинова.

- Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время благородны и величественны. Как точно  они подчеркивает величие картины В.Васнецова  "Богородица с младенцем".

Одной картины я желал бы вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах....

-  В этих строках поэт А.С. Пушкин передает свое преклонение перед образом Богородицы, воспевая ее вселенскую любовь к людям. А сейчас мы еще раз очень внимательно и сосредоточено послушаем музыкальную молитву Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!».

-На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название о того о чем молятся этой иконе.

- Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона.

( проверка домашнего задания: иллюстрации иконы с изображением Богородицы на доске)

- На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой?

- Вспомним знаменитую «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля (стр. 41 учебника).

- Нужно заметить, что на картине лицо мадонны может быть чьим-то портретом, а икона пишется по канону (церковному установлению, правилу), и лик на ней не несет чьих-то индивидуальных черт.

Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи.

- К образу Девы Марии обращались многие западноевропейские композиторы. Есть музыкальная молитва « Аве Мария» и у композитора Ф. Шуберта. Она написана на текст Вальтера Скотта. Откройте стр.40 хрестоматии. Давайте прочитаем слова (Дети читают).

- В этой молитве Дева Мария предстает нам в образе заступницы святой, к которой обращаются страждущие люди. Послушаем внимательно «Аве Марию» Шуберта в исполнении Робертино Лоретти.

Слушают, воспринимают, отвечают.

- У девы Марии родится Сын Божий.

Выразительное чтение ( индивидуальное)

-Богородице Дево, радуйся.
Благодатная Марие, Господ с Тобою.
Благословенна Ты в женах,
И благословен плод чрева Твоего.
Яко Спаса родила еси душ наших.

Работа с учебником ( стр. 43) Рассматривают репродукцию. Чтение текста.

Слушают, интонируют первую фразу по нотам (при повторном слушании).

Анализируют музыку. 

Определяют  особенности мелодии                               (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание,  красота..)

Работа с учебником. просмотр видео.

Восприятие музыки.

6-й этап. "Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону"

Организация деятельности по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая                       с эталоном.

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

-Итак, для нас звучала музыка великого композитора Франца Шуберта..

-Какое настроение у вас вызвала эта музыка? (грустное, светлое).

-Какая по характеру она была? (спокойная, душевная )

-Какие чувства наполнили вас во время просмотра?

- Почему?

- Немецкий композитор Франц Шуберт посвятил это музыкально произведение Деве Марии – матери Иисуса Христа. -   “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Это  молитва, которая звучит в католической церкви и созвучна  образу музыки картина Рафаэль «Сикстинская Мадонна».

    - Итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с образом Богоматери, в том числе двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.

- Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? И поможет нам в этом наш музыкальный цветик - семицветик.

После детального разбора интонации обоих произведений, следует сравнить их и найти общие черты сходства и различия.

Анализ музыки.

Групповое задание (класс делится на две команды, работа с карточками, где  написаны элементы интонации: мелодия, динамика, лад, темп, регистр; выясняют вместе с учителем, какие средства выразительности использует Шуберт в своём произведении «Аве Мария» и какие средства музыкальной выразительности использует Рахманинов в «Богородице Дево, радуйся").

7-й этап. “Рефлексия деятельности" (итог урока).

Рефлексия,  самооценка деятельности,  соотношение цели и результата.

Слайд №19,20

И.С. Бах Прелюдия № 1.

Итог:

-На этом уроке мы прикоснулись к тайнам матери Иисуса Христа и Марии.

- Что узнали?

-Почему эту женщину все знают на земле? Почему ей посвящают композиторы музыкальные произведения, поэты – стихи, художники – картины? Что она такое сделала, что ее все прославляют?

- Посмотрим на доску, кто это перед вами? Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок (В это время учитель кладет на парту каждому ребенку бумажного ангела). Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить ,чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку.  Возьмите и отпустите своего ангела к Богородице, а он донесет вашу просьбу.                                                                                  (В зависимости от того кто - что просил, дети прикрепляют рядом с изображениями своих ангелов).

Озвучивает д/задание.

(Звучит и дети под музыку выходят из класса).

Самооценка деятельности, выводы.

Записывают задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Древнейшая песнь Материнства"

Конспект урока музыки с презентацией  в 3 классе. Можно использовать для проведения классного часа ,посвященному ДнюМатери...

конспект урока музыки с презентацией по теме "Древнейшая песнь материнства" в 3 классе (УМК Е.Д. Критская)

представлен конспект открытого урока музыки в 3 классе по учебно-методическому комплекту Е.Д.Критская. к уроку прилагается презентация. урок по типу комбинированный.номер 2 в разделе "О России петь, ч...

Конспект урока Владимир Высоцкий «Песня Кэрролла».

Конспект урока по литературному чтению. Владимир Высоцкий «Песня Кэрролла». 3 класс...

конспект урока музыки "Древнейшая песнь материнства". 3-й класс

Урок музыки в третьем классе "Древнейшая песнь материнства" изучается в рамках раздела "О России петь, что стремиться в храм"   (по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т...

Конспект урока "Все народы воспевают материнство"

Тема  «Все народы воспевают мудрость старости» Цель урока: создать условия для развития интереса к богатству духовной жизни человека, к красоте связи поколений, мудрости доброты,...

Конспект урока " Как сложили песню"

Конспект к уроку в 4 классе....