конспект урока музыки с презентацией по теме "Древнейшая песнь материнства" в 3 классе (УМК Е.Д. Критская)
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме
представлен конспект открытого урока музыки в 3 классе по учебно-методическому комплекту Е.Д.Критская. к уроку прилагается презентация. урок по типу комбинированный.номер 2 в разделе "О России петь, что стремиться в храм".три урока посвящены теме Богоматерь.. цель урока - развитие и формирование культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
к уроку коспект | 35.5 КБ |
презентация к уроку | 453.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок музыки в 3-б классе.
Тема урока: «Образ Матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства.
(УМК «Школа России» Е.Д. Критская)
Цель: формирование и развитие музыкально-художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства.
Задачи:
- Формировать знания у учащихся о церковной музыке (тропарь). Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.
- Развитие эмоций, вокально-хоровых навыков (дыхание, распевы), развитие творческого мышления учащихся.
- Воспитание уважения к самому близкому человеку на земле – маме.
Ход урока:
- Когда вы занимали свои места за партами, для вас звучала музыка. Какая по характеру она была? (спокойная, душевная )
Какое настроение у вас вызвала эта музыка? (грустное, светлое).
Вы узнали музыкальное произведение? («Аве, Мария» Ф.Шуберт)
Немецкий композитор Франц Шуберт посвятил это музыкально произведение Деве Марии – матери Иисуса Христа. Почему эту женщину все знают на земле? Почему ей посвящают композиторы музыкальные произведения, поэты – стихи, художники – картины? Что она такое сделала, что ее все прославляют? (ответы детей).
- С какими картинами, посвященными маме, Деве Марии, мы познакомились уже на первом уроке в этой четверти? (картина Васнецова «Богоматерь с младенцем и Рафаэль «Сикстинская Мадонна») – показать на слайде.
Вспомните, какую из этих картин можно отнести в иконе? Почему? (ответы детей)
На Руси существует множество икон, посвященных Богоматери. Это иконы с удивительными названиями: «Утоли мои печали», «Милостливая», «Всех скорбящих радость» (смотри в презентации).
Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. Эта икона – величайшая святыня Руси (смотри в презентации).
Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана великим евангелистом Лукою в 4-5 веке на доске стола, за которым трапезничал Христос с Марией и Иосифом.. находилась эта икона на горе Сион. Гора Сион находится на юго - западном холме в Иерусалиме, на которой стоял город -крепость.
На Русь икона попала в начале 12 века (1131 год) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Из Византии икона попала в Вышгород, который находился рябом с городом Киев. Затем икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно перенесена в 1395 году в Москву.
Во время нашествия войск татарского хана Тамерлана, икона спасла город от гибели. В 1480 году икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей всего города и всего Российского государства. После 1917 года – хранится в Третьяковской галерее.
Да, икона Богоматерь Владимирская многое «видела» и «слышала».
На иконе мы видим изображение Девы Марии по пояс. Кого держит Богоматерь? (сына – Иисуса Христа).
Как по отношению к Богоматери расположен Иисус? (он обхватил своей левой рукой шею Матери, нежно прильнул к ее щеке).
Как держит своего младенца Иисуса Богоматерь? (держит на правой руке).
Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».
(умиляется). Художник И.Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь Материнства».
Завершая разговор об иконе Богоматерь Владимирская, хочу зачитать стихи поэта Максимилиана Волошина:
Не на троне – на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке….
Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты.
По уставу русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Это древнейший вид церковной песни.
И, конечно же, много тропарей посвящено Божьей Матери. Каждой иконе Божьей Матери написан свой тропарь, а их в церковном календаре более ста. В тропаре частично рассказывается история иконы.
Существует тропарь и к Владимирской иконе Божьей Матери, который написал священник Борис Писарев.
Задание перед слушанием:
- характер произведения
- движение мелодии
- ваше настроение от услышанного.
----слушаем «Тропарь»-----------
Данный тропарь – это пример подлинной церковной музыки в соединении с архаичным текстом («устаревши», вышедший из употребления).
- какой был по характеру тропарь? Как звучала мелодия? (плавная. Звуки рядом, почти на одном месте).
- какое настроение произведения? (светлая грусть).
- какие чувства вызывает у вас эта музыка? (неземные, возвышенные, светлых больше).
-----идет подбор слов по слайду с презентации----------
4 к какому песенному жанру относится эта музыка? (молитва).
Композиторы. Поэты, художники через свои художественные и музыкальные произведения могли передать чувства к Богоматери….и мы с вами сегодня можем тоже передать свои чувства к маме. Как? (через песню, которую начади уже разучивать на уроке музыки). Какую? («Мама» Гаврилина).
В наши дни создано много песен, посвященных самому близкому для нас человеку – маме.
Давайте попробуем сегодня исполнить песню «Мама» с чувством, с душой и от всего сердца.
- повторяем припев песни (распеваемся на нем).
- новое: работаем над пульсацией при разучивании куплетов; над фразами; над распевами и скачками;
- над дыханием (перед каждой фразой).
Подведение итогов урока:
- похвалить ребят за песню (кого можно либо всех)
- итоги по понятиям «икона» и «тропарь».
- оценки в журнал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока музыки в 1 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской "Край в котором ты живёшь" 2-е полугодие
Урок формирует понятие РОДИНА, прививает чувство любви и уважения к краю, в котором ты живёшь. В уроке использованы репродукции картин кубанских художников и музыка кубанского композитора В.Г.Захарчен...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»
Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...
конспект урока музыки "Древнейшая песнь материнства". 3-й класс
Урок музыки в третьем классе "Древнейшая песнь материнства" изучается в рамках раздела "О России петь, что стремиться в храм" (по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т...
Конспект урока музыки по теме "Музыкальный портрет" , 1 класс.
Конспект урока музыки по теме: Музыкальный портрет1 классПрограмма «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина...
Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной...
Конспект урока музыки «Царит гармония оркестра» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка» 4 класс
Цели деятельности учителя: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нём; формировать умение мыслить, рассуждать, чувствовать музыку; воспитывать слушательскую ...