Рабочая программа. Музыка 1 класс.
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Рабочая программа. Музыка 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx52.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ростовская область  Семикаракорский район  г. Семикаракорск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа № 2им. А.А. Араканцева г. Семикаракорска»

                               Утверждаю

                               Директор МБОУ СОШ № 2

         Приказ от ____ ____2015___№ ____

               _______________ Гердт Н.И.

Рабочая программа

по музыке

Уровень общего образования: 1 класс

Количество часов –33

Учитель: Стельмашова Л.П

Программа разработана на основе и   составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Планета знаний», автора:  Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2013   год.

Рассмотрено:                                                                                                                                                                Согласовано:

На заседании ШМО                                                                                                                                    Зам.директора по УВР

Пр.№1 «    »          2015г.                                                                                                                                 «    »                2015г.                                                                                                                              

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4 классов разработана и    составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Планета знаний», автора:  Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2012   год.

Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки.  Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.

Главная  цель музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.

Основные цели изучения музыки в начальной школе:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно - творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

Этому способствует целостная система задач музыкального образования:

  1. Формирование музыкально – информационной культуры личности:

- воспитание музыкально – познавательных потребностей и интересов;

- приобретение основ музыкально – теоретических и музыкально – исторических знаний;

-приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.)

2. Формирование культуры музыкального восприятия:

- приобретение опыта музыкально – слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений;

-  формирование потребности в восприятии музыки;

- воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;

- развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики;

- воспитание музыкального вкуса;

- освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно – образного содержания, выразительных средств.

3. Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры обучающихся:

- приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования;

- выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся;

- потребности в различных видах музыкально – исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков;

- навыков элементарногомузицирования и импровизации на детских и простейших народных инструментах.

4. Формирование музыкально – релаксационной культуры:

- освоение детьми приемов снятия психологического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально – терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов звукотерапии, развития музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии).

5.Формирование и развитие творческих способностей обучающихся, потребности в самостоятельной музыкально – творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции.

6. Формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, системы духовно – нравственных ценностей и идеалов, потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.

В программе для 1 – го класса отражена главная цель – формирование  и развитие музыкальной культуры обучающихся как одна из составных частей общей культуры личности.

Задачи:

1. Формирование музыкально – информационной культуры, основ музыкальных знаний  о звуковой природе музыкального искусства;

- общих представлений о том, что такое музыкальный звук, звукоряд, ритм, мелодия, мелодический и ритмический рисунок, темп, тембр, регистр, музыкальная интонация, изобразительность и выразительность в музыке,  песня, танец, марш, опера и балет, народная, классическая и современная музыка;

- представлений о взаимосвязях музыки и других видов искусств  (изобразительное искусство, хореография, театр, кино) и о роли музыки в жизни человека.

2. Формирования культуры музыкального восприятия умений и навыков вслушиваться в музыку, различать на слух музыкальные и немузыкальные звуки, а также звучание народных музыкальных инструментов (свистулек, свирели, бубна) и фортепиано;

- определять на слух музыкально – выразительные средства, использованные композитором;

- различать песню, танец, марш;

 - определять настроение музыки, эмоционально реагировать на музыкальные произведения;

- узнавать на слух народные песни и произведения композиторов – классиков.

3. Формирование музыкально – исполнительской культуры первоначальных певческих умений и навыков (певческой установки, дыхания, естественного и мягкого звука, дикции);

- интонационно чистого и ритмически тонкого исполнения попевок и детских песен в пределах интервала квинта, чистого интонирования ступеней мажорного лада, а именно цепочек: 1-2-3, 3-2-1, 1-3-5, 5-3-1;

- первоначальных умений и навыков вокальной, музыкально – инструментальной, музыкально – речевой, музыкально – игровой, музыкально – двигательной и музыкально – изобразительной импровизации;

- умений и навыков выразительного исполнения детского фольклора (потешек, пестушек, прибауток, закличек, игровых и колыбельных песен), а также песен композиторов – классиков и современных авторов для детей;

4. Формирование музыкально – релаксационной культуры, умений и навыков использования музыки для саморегуляции эмоциональных состояний с помощью арт – терапевтических упражнений, музыкальных инсценировок русских народных сказок.

Общая характеристика программы

Содержание программы

  1. «Волшебное царство звуков» (8 часов).

Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В лесу. Во владениях его величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии.

  1. «Сказочная страна» (7 часов).

Сказочные картины. Курочка Ряба. Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро. Сказочный лес. В пещере горного короля. Царство деда Мороза. Рождественские чудеса.

  1. «На родных просторах» (10 часов).

Моя Россия. В песне – душа народа. В гостях у народных музыкантов. Большой хоровод. Здравствуй, Масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному городу.

  1. «Остров музыкальных сокровищ» (8 часов).

Океан – море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад.

Программа для первого класса состоит из четырех больших тем:

«Волшебное царство звуков», «Сказочная страна», «На родных просторах», «Остров музыкальных сокровищ».

Путешествие в Волшебное царство звуков позволяет научить ребенка: вслушиваться в звуки окружающего мира, различать музыкальные звуки и шумы природы, сравнивать высоту, длительность и громкость звуков, давать характеристику тембру голоса, различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп музыки (быстрый, умеренный, медленный), исполнять на детских музыкальных инструментах простые ритмические и мелодические рисунки. На протяжении всего путешествия по Волшебному царству звуков предусмотрено освоение детьми вокально-хоровых умений и навыков: певческого дыхания, звукообразования, чистого интонирования.

Путешествие в сказочную страну знакомит обучающихся с понятием «музыкальный образ». Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрывают ее связи с театром, кино и другими видами искусства.

Путешествие по родным просторам воспитывает у детей средствами музыки любовь к Родине, родному дому, родителям, а также уважение к защитникам Отечества. Знакомство с народной музыкой позволяет формировать у обучающихся интерес к музыкальным традициям народов России, воспитывать культуру межнациональных отношений.

Путешествие на Остров музыкальных сокровищ  - это воображаемое плавание от родных «музыкальных» берегов по мировому музыкальному пространству – к шедеврам мировой музыкальной культуры. Такое путешествие дает детям возможность не только прослушать звуки моря, выполнить ряд арт – терапевтических упражнений, но и познакомиться с образцами моря в музыке Н.А. Римского – Корсакова.

Особое значение на уроках в первом классе имеет создание игровых ситуаций. Например: народные игры с песнями и хороводами, ролевые игры (на материале сказок, с использованием образов природы), игры соревнования (поиск музыкального клада на Острове музыкальных сокровищ).

Описание места предмета в учебном плане :  Программа рассчитана на 1 час в неделю и будет пройдена за 33часа( 33 недели)

График прохождения программы

Четверть

Количество часов

Разделы

Дата

1.

8

«Волшебное царство звуков»

04.09 – 30.10

2.

7

«Сказочная страна»

13.11. – 25.12

3

10

«На  родных просторах»

15.01. – 19.03

4

8

«Остров музыкальных сокровищ»

02.04.- 21.05

Итого

33

Календарно – тематическое планирование. 1 класс

Дата  план

Дата  факт

Тема урока,

стр.учебника

Тип урока

Основные

Понятия

Требования к уровню подготовки обучающегося

1 четверть 9 ч

Характеристика

учебной деятельности учащихся

4.09

1

Где музыка

берёт начало?

С. 6–7

Вводный

Звуки

окру-

жающего

мира.

Знать свойства звука

Уметь назвать звуки окр-гомира;рассказать о содержании муз-х произ-ий

Слушать песню «Где музыка берёт начало?» из т/ф «Чехарда» (муз.Е. Крылатова, сл.Ю. Энтина).Рассказывать о содержании прослушанных муз-ыхпроиз-ий, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциях.Связыватьхудожественно-образное содержание муз-ныхпроиз-ний с конкретными явлениями окружающего мира.Разучиватьпесню «Ты откуда, музыка?».Дополнительные виды учебной деятельностиСлушатьзаписи звуков природы.Выполнятьупражнение арт-терапии «Музыкальное знакомство».Выражатьсвои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.

11.09

2

На зелёном

лугу.

С. 8–9

Расшире-ние и углубле-ние знаний, выработ-ка умений и навыков

Звуки шумо-

вые и музы-

кальные.

Уметь назвать звуки шумовые и муз-е; фамилию композитора- П.И. Чайковский

Слушать пьесу «Песня жаворонка» из цикла«Детский альбом» П.И. Чайковского. Связывать художественно-образное содержание муз-ныхпроиз-ний с конкретными явлениями окружающего мира. Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям.Разучиватьпесню «Ты откуда, музыка?».Музицировать. Создавать звуковую импровизацию — озвучивание пейзажа «Звуки и краски лета» (музыкальные инструменты: треуг-к, бубен, колокольчик и др.).Двигаться под музыку, выражая её настроение. Пластическая импровизация «Вальс цветов» под музыку П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».Дополнительные виды учебной деятельностиСлушатьзаписи звуков летней природы: голосов птиц, стрекотания кузнечиков, жужжания пчёл и др. Выполнять упражнения арт-терапии: «Голоса природы», «Аромат цветов», «Цветок», «Кузнечики, стрекозы, бабочки».Создатьцветовую композицию «Цветы танцуют».Выражатьсвои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.

18.09

3

В вихрях

грозы.

С. 10–11

Сообщение и усвоение новых знаний

Громкие звуки. Стаккато.

Изобразительность музыки. Цветомузыка.

Знать понятия: громкие звуки; стаккато; изобразительность музыки

Уметь различать на слух крещендо и диминуэндо

Узнавать на слух и называть русскую народную песню «На зелёном лугу» (повторение), исполнять песню.Музицировать, играть на шумовых музыкальных инструментах. Создавать звуковую импровизацию «Музыка грозы» (музыкальные инструменты: барабан, треугольник).Дополнительные виды учебной деятельностиСлушатьмузыку: имитация раскатов грома - третья песня Леля из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным муз-нымпроизв-ям.Разучиватьпесню «Ты откуда, музыка?».Слушатьзаписи звуков грозы. Выполнять упражнения арт-терапии: «Ветер», «Дождик». Импровизировать при чтении нараспев стихотворных строчек. Выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.

25.09

4

У тихого

пруда.

С. 12–13

Сообщение  и усвоение новых знаний

Тихие звуки.

Легато. Выразительность

музыки.

Знать понятия: легато, выразительность музыки

Уметь эмоционально реагировать на музыку

Слушать пьесу «Печальная история» Д.Б. Кабалевского. Рассказывать о своих муз-ных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку. Определять настроение, которое она выражает. Исполнять упражнения на распевание (волнообразные мелодии на гласные звуки ). Исполнять  песню «Ты откуда, музыка?».

Музицировать, играть на музыкальных инструментах. Двигаться под музыку, выражая её настроение. Пластическая импровизация под музыку «Игра воды» (М. Равель «Игра воды»).Дополнительные виды учебной деятельностиСлушатьпьесу «Весело–грустно» Л.В. Бетховена. Выполнять упражнения арт-терапии: «Звуковые волны», «Разноцветные рыбки», «Игра воды» и др.

2.10

5

Высоко в горах.

С. 14–15

Сообщение и усвоение новых знаний

Высота звука. Регистр.

Знать понятия: низкие и высокие звуки

Уметь пластически импровизировать под музыку

Исполнять песню «Музыкальное эхо» (муз.и сл. М. Андреевой). Интонировать в процессе пения. Использовать средства музыкальной выразительности, установить их взаимосвязь со звуковым пространством природы.Музицировать, играть на шумовых музыкальных инструментах. Создавать звуковую импровизацию «Камнепад в горах» (музыкальные инструменты: барабан, маракасы;звучащие предметы, например камушки). Разучивать песню: «Листопад» (муз.Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой).Дополнительные виды учебной деятельностиМузицировать, играть на музыкальных инструментах. Двигаться под музыку, изображая музыкальныеобразы. Пластическая импровизация «Проснувшийся вулкан»: М. де Фалья(пьеса «Танец огня»). Слушать записи звуков, которые можно услышать в горах. Выполнять упражнения арт-терапии: «Эхо в горах», «Высоко–низко», «Горный ручеёк» и др.

9.09

6

В лесу(В осеннем

лесу).

С. 18–19

Сообщение и усвоение новых знаний

Длитель

ность звука.

Интервал. Голоса (высота,

громкость,тембр). Интонация.

Знать понятия:  короткий и длинный звук, тихий и громкий

Уметь анализировать и сравнивать свои эмоц-е состояния под воздействием музыки

Слушать пьесу «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Разучивать песню: «Листопад» (муз.Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой).Музицировать, играть на муз-ныхинстр. Создавать звуковую композицию «Звуки осени» (музыкальные инструменты: треугольник, колокольчики и др.).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнения арт- терапии: «Опавшие листья», «Грибной дождь», «Осенний ветер» и др. Слушать записи звуков леса. Рисовать на тему «Музыка осени».

16.10

7

Во владениях

Его Величества Ритма.

С. 20–23

Сообщение и усвоение новых знаний

Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы

марша, танца, песни.

Темп.

Знать понятия:  ритмич. рисунок

Уметь на слух определять марш, песню и танец

Исполнять песни: «Барабанщик» (муз.и сл.

Ю. Литова).Разучивать песню: «Листопад» (муз.Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой).Музицировать, играть на му-ных инструментах. Исполнять различные ритмические рисунки (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, бубен, колокольчик). Исполнять пляску под музыку П.И. Чайковского (пьеса «Камаринская» из цикла «Детский альбом»).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнять ритмическое сопровождение песни, марша и танца, ритмический аккомпанемент пьес «Марш деревянных солдатиков» (маршировать)  и «Вальс» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. Выполнять упражнения арт-терапии: «Поезд», «Бег с передышками».

23.10

8

Во дворце королевы Мелодии.

С. 24–25

Сообщение и усвоение новых знаний

Мелодия. Мелодический

рисунок. Аккомпанемент.

Знать понятия: мелодия, аккомпанемент

Уметь выразительно исполнять песни

Слушать пьесу «Мелодия» П.И. Чайковского. Исполнять различные мелодические рисунки. Повторять песни, разученные в первой четверти учебного года (по выбору).Дополнительные виды учебной деятельностиМузицировать, играть на музыкальных инструментах. Создавать импровизации на темы «Грустная королева» и «Весёлая королева» ; «Танцуем на балу у королевы Мелодии» под музыку П.И. Чайковского (пьеса «Вальс» из цикла «Детский альбом»).

06.11.

9

Сказочные

картины

С. 38–39

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыка и

изобразительное искусствоМузыкальные

«краски» и

рисунки. Мажорный лад.

Минорный

лад.

Уметь видеть взаимосвязь музыки и изобразительного

Искусства

2 четверть – 7 ч

Слушать пьесу «Нянина сказка» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского; Музицировать, играть на муз-ныхинстр-ах звуковую картину «Полёт на ковре-самолёте». Создавать пластическую импровизацию «Сказочные облака»  под музыку К. ДебюссДополнительные виды учебной деятельности

Слушать пьесы «Резвушка», «Плакса» Д.Б. Кабалевского. Создать музыкальную импровизацию «Иван-царевич на сером волке» (ударные музыкальные инструменты). Выполнять упражнения арт-терапии: «Ковёр-самолёт», «Полёт», «Спящая красавица», «Царевна_лягушка» и др.Выполнить рисунок на тему «Сказочный герой» или «Сказочная красавица».

13.11

10

Курочка Ряба

С. 40–41

Расширение и углублений знаний

Музыка и театр. Музыкальная инсценировка.

Музыкальные образы

сказочных

персонажей.

Знать свойства звука

Уметь передать  образ сказочных персонажей

Слушать музыкальную сказку «Курочка Ряба» М. Магиденко. Исполнять русскую народную песню «Курочка-рябушечка». Создавать пластические импровизации «Дед и баба работают», «Дед и баба бьют яичко», «Дед и баба пляшут» под музыку М. Магиденко. Участвовать в постановке музыкальной сказки «Курочка Ряба» М. Магиденко.

Дополнительные виды учебной деятельностиСоздаватьпластические импровизации «Танец цыплят» под музыку М.П. Мусоргского (пьеса «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки»). Выполнять упражнение арт-терапии «Дед и баба плачут».

20.11

11

Колобок.

С. 42–43

Расширение и углублений знаний

Музыка и театр. Музыкальный

спектакльГолос и характер персонажа музыкального

спектакля

Знать свойства звука

Уметь передать  образ сказочных персонажей

Слушать песенку персонажей музыкальной сказки «Колобок» В. Герчик. Исполнять песню «Колобок» (муз.Г. Струве, сл. В. Татаринова).Создавать звуковую картину «Колобок влесу» (музыкальные инструменты: свистульки, трещотки, треугольник). Создавать пластические импровизации «Заяц», «Волк», «Медведь», «Лиса» под музыку из музыкальной сказки

«Колобок» В. Герчик. Участвовать в постановке музыкальной сказки В. Герчик «Колобок»

Дополнительные виды учебнойдеятельностиВыполнятьупражнения арт-терапии: «В лесу», «Колобок».Сочинитьпесенку Колобка.

27.11

12

Волк и семеро

козлят.

С. 44–45

Сообщение и усвоение новых знаний

Опера. Вокальная

музыка. Детские и взрослые певческие голоса.

Знать свойства звука, понятие: опера

Уметь передать  образ героев оперы

Слушать фрагменты детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля. Исполнять песню «Песенка весёлых козлят» из детской оперы «Волк и семеро козлят» (муз.М. Коваля, сл. Е. Манучаровой).Создавать пластическую импровизацию «Танец весёлых козлят». Участвовать в постановке детской оперыМ. Коваля «Волк и семеро козлят» (проект).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнения арт-терапии: «У кого какой голос?», «Звуки и чувства», «Нам не страшен серый волк».

04.12

13

Волшебное

озеро.

С. 46–47

Сообщение и усвоение новых знаний

Балет. Классическая музыка. Изображение

сказочных образов в музыке и танце.

Знать свойства звука, понятие: балет

Уметь пластически импровизировать под музыку

Слушать симфоническую картину «Волшебное озеро» А.К. Лядова; «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Музицировать, играть на музыкальных инструментах звуковую картину «Волшебное озеро» (музыкальные инструменты: треуг-к и т.д.).  Разучивать песню (новогоднюю)Создавать пластические импровизации «Сказочные лебеди на волшебном озере» под музыку из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (фрагмент «Вальс» или «Танец маленьких лебедей»);  Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнения арт-терапии: «Звуковые волны», «Звук нарастает», «Волна». Рисовать волшебное озеро и фантастическое животное, которое в нём обитает.

11.12

14

Сказочный

лес.

С. 48–49

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыкальные образы сказочных героев.

Музыка и кино

Уметьпредставлять о

взаимосвязи музыки и кино

Слушать пьесы «В сказочном лесу» Д.Б. Кабалевского; «Баба-яга» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского; Исполнять песни из мультфильмов (по выбору).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнение арт-терапии «Неведомые голоса». Повторять упражнения: «В лесу», «Лесной родник», «Кукушка» и др. Сочинять ритмические композиции «Баба-яга,костяная нога»; мелодии к стихотворным строчкам.

18.12

15

В пещере Горного короля.

С. 50–51

Расширение и углублений знаний

Музыка и

древние скаания. Музыкальные образы фантастических персонажей

древних сказаний.

умение сценического воплощения

музыкальных образов

Исполнять песню «Пёстрый колпачок» (муз.Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).Музицировать,игратьна музыкальных инструментах звуковую картину «Сказочная пещера» (музыкальные инструменты: звучащие предметы: камушки). Разучивать песню (новогоднюю)Изображать карнавальное шествие сказочных персонажей под музыку Э. Грига (пьеса «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт»).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнения арт-терапии: «Танец эльфов», «Воздушные создания». Повторять упражнения: «Эхо в горах», «Горный ручеёк» и др. Рисовать корону Горного короля и Кикимору.

25.12

16

Царство Деда

Мороза.

С. 52–53

Расширение и углублений знаний

Музыка и

праздник.

Певческие

голоса.

Знать виды певческих голосов

Уметь выразительно исполнять песни

3 четверть -  9.ч

Слушать арии Снегурочки и Деда Мороза из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.Исполнятьпесни «Ёлочка» (муз.Л. Бекман, сл. Р. Кудашевой).Разучивать песню (новогоднюю)Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах звуковую импровизацию «Звуки зимы» (музыкальные инструменты: трещотка, треугольник и др.); звуковую картину«У ёлки: наши музыкальные подарки» (музыкальные инструменты:  колокольчики и др., а также звучащие игрушки: резиновые игрушки, юла, воздушные шарики, мячик и т. д.).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнения арт-терапии: «Ветер воет», «Снежинки», «Метель

15.01

17

Моя Россия.

С. 64–65

Сообщение и усвоение новых знаний

Хор, солист,

дирижёр.

Песня. Запев

и припев.

Знать понятия: хор, солист,

дирижёр.

Уметь

рассказать о содержании муз-х произ-ий1

Слушать песни о России в исполнении детских хоровых коллективов. Исполнять песни «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой) или «Наш край» (муз. Д.Б. Кабалевского, сл.

А. Пришельца)Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнения арт-терапии: «Родники и река», «Мельница». Иллюстрировать одну из песен о России.

22.01

18

В песне душа

народа.

С. 66–69

Расширение и углублений знаний

Народные

песни. Колыбельные,прибаутки,пестушки,потешки,заклички, игровые песни

Уметь  назвать жанры народной песни

Слушать пьесу «Русская песня» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского; детский фольклор народов России (по выбору). Исполнять русские народные песни «У кота-воркота» (колыбельная); «Сорока, сорока» (прибаутка); «Ладушки» (потешка); «Дождик», «Жаворонушки» (заклички); «Бояре» (игровая); песни народов России (по выбору).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнение арт-терапии: «У колыбели».Сочинятьколыбельную песенку или  заклички о временах года, радуге, дожде, птицах и др.

29.01

19

В гостях у народных музыкантов.

Сообщение и усвоение новых знаний

Народные музыкальныеинструменты: свирель,рожок, гусли, балалайкагармонь.

Знать  названия народных музыкальных инструментов; Уметь отличить духовые от струнных

Слушать пьесу «Мужик на гармонике играет» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского; звучание различных народных музыкальных инструментов. Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах игру-загадку «Кто на чём играет?» (музыкальные инструменты: ложки, трещотка, бубен и др. народные музыкальные инструменты); Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнение артерапии

5.02

20

Большой хоровод.

С. 72–73

Изучение нового материала

Народные танцы. Хоровод. Песни о

дружбе. Песни и танцы народов

России.

Знать понятие «хоровод»;

Уметь выразительно исполнять песни

Слушать песни народов России в исполнении детских хоровых коллективов и фольклорных ансамблей (по выбору).Исполнять русские народные песни «Во поле берёза стояла»,  песни «Большой хоровод» (муз.Б. Савельева, сл. Л.Жигалкиной и А. Хайта), Создаватьразные виды хороводов: круговой, орнаментальный и др. Инсценировать русскую народную песню «В хороводе были мы».Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнение арт-терапии «Солнышко просыпается».

12.02

21

Здравствуй,

масленица!

С. 74–75

Расширение и углубление знаний. Урок-праздник.

Музыка в нар-омпраздникеМасленичные народные песни.

Масленица в

классической

музыке.

Уметь выразительно исполнять песни

Слушать пьесу «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; сцену проводов масленицы из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; Масленичные песни в исполнении детских фольклорных коллективов.

Исполнять масленичные народные песни:

«А мы Масленицу дожидали», «Едет Масленица» и др.; хор «Прощай, Масленица!» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (фрагмент).

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии: «Сугробы и солнышко», «Снежинки тают», «Танец ручейка».

26.02

22

Бравые солдаты.

С. 76–77

Общение и усвоение новых знаний

Военные песни и марши.

Духовой оркестр. Народные солдатские песни.

Знать понятия: духовой оркестр, медные духовые инстр-ты;

Уметь петь хором, слушать,

двигаться  под музыку «Марш»

Слушать марш «Прощание славянки» В.И. Агапкина; старинные песни и марши в исполнении военного духового оркестра.

Исполнять русские народные песни «Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были наши деды»; песню «Бравые солдаты» (муз.А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах звуковую картину «Парад войск».

Изображать «Марш военных музыкантов на параде» — имитация игры на инструментах военного духового оркестра под музыку военного марша.

Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Парад войск».

04.03

23

Мамин праздник.

С. 78–79

Расширение и углубление знаний

Музыкальный образ мамы.

Уметь выразительно исполнять  песни  о маме и бабушке.

Слушать пьесу «Мама» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского.

Исполнять песни «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина), «Ты на свете лучше всех» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).

Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах звуковую импровизацию «Звуки весны» (музыкальные инструменты: треугольник,  колокольчик и др.).

11.03

24

Путешествие по музыкальному городу.

Расширение и углубление знаний, выработка умений и навыков

Музыкальные звуки, высота. Интонация, интонирование, звуковедение.

Уметь  характеризовать муз-е звуки, звуковедение;

Пение: песня «Край, в котором ты живешь» (музыка Г.Гладкова, слова  Ю.Энтина). «Песенка крокодила Гены» из м/ф «Чебурашка» (Музыка В.Шаинского, слова А.Тимофеевского).

18.03

25

Звук и цвет.

Интегрированный

(изобразительное искусство и музыка).

Цвет. Цветовая гамма. Образ.

Умение рисовать под музыку «Звуки и краски окружающего мира».

4  четверть – 8 ч

Рисование под музыку (по выбору).

Игра-импровизация «Звук и цвет»

01.04

26

В школе скрипичного ключа.

Расширение и углубление знаний.

Нотная грамота.

Расположение нот на нотном стане.Длительность.

Знать названия нот;

Уметь  Хором петь  по нотам.

Исполнять: гамма до мажор. «Песенка о гамме» (музыка Г.Струве, слова Н.Соловьевой). Пение по нотам.                                                                                        

08.04

27

Океан — море

синее.

С. 88–89

Изучение нового материала. Урок- путешествие по океану-морю

синему.

Классическая музыка.

Образы моря

в произведениях русских

и зарубежных

композиторов.

Умение слушать и анализировать музыку

Слушать вступление к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова; симфонический эскиз «Море» К. Дебюсси; фрагмент «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.Исполнять песню «Чунга-чанга» из м/ф «Катерок» (муз.В. Шаинского, сл. Ю. Энтина)Музицировать, исполнять на муз-ых инструментах звуковую импровизацию «На морском берегу» (муз-ые инструменты: гусли, свистульки, дудочки и др.). Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнения арт-терапии: «Шум моря», «Ветер по морю гуляет», «Буря» и др. Слушать записи шума волн.

15.04

28

Три чуда.

С. 90–91

Изучение нового материала. Урок-сказка.

Опера. Сказка в классической

музыке. Музыкальные

«портреты»

сказочных

героев.

Умение слушать и определять по муз-му «портрету» сказочных героев

Слушать сцену «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Исполнять русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Дополнительные виды учебной деятельности

Выполнять упражнение арт-терапии «Богатырская сила».Создавать пластическую импровизацию «Выступает, словно пава» под музыку из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова (тема Царевны Лебедь).

22.04

29

Чудесные

цветы.

С. 92–93

Сообщение и усвоение новых знаний.

Музыка и

природа. Муыкальные

«краски» и образы цветов. Цвет, звук,

движение,

образ.

Умение слушать и анализировать музыку, выразительно  петь.

Слушать пьесу «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; тему феи Сирени из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковскогого.Исполнятьрусскую народную песню «Василёк»; «Песню о волшебном цветке» (муз.Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнения арт-терапии с элементами ароматерапии: «Аромат цветов», «Подснежник», «Разговор цветов» и др. Рисовать волшебный цветок.

29.04

30

Карнавал животных.

С. 94–95

Расширение и углубление новых знаний.

Музыка и

природа.

Музыкальные образы

животных.

Умение слушать и, характеризуя муз-е «краски», определять портрет животного

Слушать цикл пьес «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Исполнять песню «Чунга-чанга» из м/ф «Катерок» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) —повторение;  «Песенку Львёнка и Черепахи» из м/ф «Как Львёнок и Черепаха пели песню»(муз.Г. Гладкова, сл. С. Козлова).Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизацию на тему «Звуковой “портрет” животного с Острова музыкальных сокровищ». Создавать пластические импровизации «Угадай, кто появился?» под музыку из цикла «Карнавал животных»К. Сен-Санса (пьесы «Черепахи», «Слон» и др.).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнения арт-терапии: «Черепаха», «Слон», «Кенгуру», «Смешная обезьянка» и др.

06.05

31

Музыкальный клад:

волшебная

флейта.

С. 96–97

Сообщение и усвоение новых знаний.

Старинные

музыкальные инструменты.

Знать: флейта – деревянный духовой инст-т, разновидности флейты;

Уметь озвучивать картину М.Врубеля «Пан», исполнять

хором,  слушать  и анализировать музыку

Слушать звучание флейты в опере «Волшебная флейта» В.А. Моцарта; звучание разновидностей флейты, многоствольной флейты Пана (кугикл).Исполнять хор В.А. Моцарта «Откуда приятный и нежный тот звон?» из оперы «Волшебная флейта» — начало. Музицировать, исполнять на муз-ных инструментах импровизированное озвучивание картины М. Врубеля «Пан» (музыкальные инструменты: губная гармошка, подруч. инстр-тыДополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнение арт-терапии «Флейта».

13.05

32

Музыкальный клад: старая шарманка.

Закрепление нового материала. Урок-диалог.

Механическая и живая музыка.Старинные

механические музыкальные устройства.

Знать: шарманка – механическое муз-е устройство;

Умение слушать  и анализировать музыку.

Слушать пьесу «Шарманщик поёт» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского (звучание шарманки); пьесу «Шарманка» из цикла «Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича; пьесу «Шарманщик» Ф. Шуберта. Исполнять русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» «механическим» звуком — статично, без изменений динамических оттенков и в выразительном, «живом» исполнении  (музыкальный эксперимент). Повторять русские народные песни из программы для 1 класса.

20.05

33

Музыкальный клад: музыкальная шкатулка.

Расширение и углубление знаний.

Закрепление нового материала.

Старинные механические музыкальные устройства.

Умение слушать  и анализировать музыку.

Слушать пьесы «Музыкальная табакерка» А.К. Лядова; «Музыкальная шкатулочка» С. Майкапара; звучание музыкальной шкатулки, музыкальных открыток, музыкальных игрушек с мелодиями детских песен.Исполнятьпесню «Музыкальная шкатулка» (муз.Ю. Чичкова, сл. З. Петровой). Повторять песни из программы 1 класса (по выбору).Музицировать. Повторять звуковые картины, созданные в течение года (по выбору).Дополнительные виды учебной деятельностиВыполнятьупражнения арт-терапии, разученные в течение года.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1-ГО КЛАССА.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будет сформировано:

положительное отношение к урокам музыки.

Учащиеся получат возможность для формирования:

мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;

осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;

внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;

эмоционально - ценностного отношения к искусству, к        произведениям классической музыки.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;

рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;

различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;

выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

Учащиеся получат возможность научиться:

узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;

использовать элементарные приёмы игры на ударных,        духовых и струнных народных музыкальных инструментах;

исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;

выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;

воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;

выполнять упражнения арт - терапии;

выполнять творческие музыкально - композиционные задания;

пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;

вносить коррективы в свою работу;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать цель выполняемых действий;

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

решать творческую задачу, используя известные средства;

использовать приёмы игры на ударных, духовых и

струнных народных музыкальных инструментах;

включаться в самостоятельную музыкально - творческую

деятельность;

участвовать в подготовке и реализации коллективных

Музыкально - творческих проектов

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, телевизор,  DVD, мультимедиапроектор, экспозиционный экран, аудиозаписи, видеофильмы.

Список литературы

Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи,

 рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

1 классТ.И. Бакланова Музыка. 1 класс. Учебник. – М.: АСТ, Астрель.

Т.И. Бакланова Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка». Методическое пособие. – М.: АСТ, Астрель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Музыка. 1 класс.

Программа "Музыка" 1 класс УМК "Школа 2100"...

рабочая программа "Музыка" Е.Д. Критская 3 класс

Рабочая  учебная программа по  музыке для  3 -го  класса разработана   в соответствии с федеральным   государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа. Музыка 3 класс

Рабочая программа по музыке в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

УМК "ШКОЛА 2100 "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.МУЗЫКА. 3 КЛАСС.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.3 КЛАСС.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ....

Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Музыка

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

Рабочая программа. Музыка 2 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы Г.С. Ригиной, система Л.В. Занкова....

Рабочие программы Музыка ФГОС 1-4 классы

Программы содержат развернутое календарно-тематическое планирование по музыке для 1-4 классов...