Рабочая программа Музыка. 1 класс.
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме
Программа "Музыка" 1 класс УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_1_klass.doc | 139.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по музыке 1 класс
Автор: Разина Наталья Викторовна, учитель начальных классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке создана на основе:
•федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
• примерной программы начального общего образования по музыке;
• Учебникам «Музыка» для 1–4 классов; авторы: В.О.Усачёва, Л.В. Школяр.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ СОШ с. Калининское на 2011-2012 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета:
Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа.
Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры..
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.
Материал программы четко структурирован. В первом классе занятия носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство первоклассников с музыкой в широком жизненном контексте. В данном классе два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты»
Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 1класса формулируются на основе целевой установки и вытекают из закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
● воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса,
● приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
● воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
● освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального и художественного образов, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Музыкальное образование способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.
Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира. Дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение в коррекционной школе приобретает развитие индивидуально- личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, восприятие потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.
Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение способами музыкальной деятельности;
обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.
Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально- творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально- хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.
Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими искусства и жизнью.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать
слова и мелодию Гимна России;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
народные песни, названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты;
уметь:
-Эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-выразительно исполнять соло и хором;
-распознавать на слух песню, танец, марш ;
-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии , песни;
- различать на слух звучания отдельных инструментов;
- устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках.;
- размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;
-определять свое отношение к музыкальным явлениям.
уметь
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами;
В результате изучения музыки ученик должен знать и понимать:
-специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества;
-возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
-основные жанры народной и профессиональной музыке;
- основные формы музыки;
-названия и виды инструментов;
-имена композиторов и известных исполнителей.
Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально- волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема | Количество уроков |
1 | Как можно услышать музыку | 1 |
2 | Внутренняя музыка | 3 |
3 | Родная речь | 4 |
4 | Пётр Ильич Чайковский | 2 |
5 | Михаил Иванович Глинка | 2 |
6 | Мелодия жизни | 4 |
7 | Сергей Сергеевич Прокофьев | 1 |
8 | Дорогой Щелкунчик! | 1 |
9 | Путешествие во времени и пространстве | 13 |
10 | Счастье, где ты? | 2 |
ВСЕГО | 33 часа |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для реализации программного содержания курса «Музыка» используются следующие учебники и учебные пособия:
В.О.Усачёва, Л.В. Школяр. Музыка. Учебник. 1 класс. М. : Баласс, 2011(Образовательная система «Школа 2100»
«Искусство слышать» под ред. Д.Б.Кабалевского. Составитель Самигулина В.М., Издательство «Учитель» 2009г
Поурочные планы по учебнику «Музыкальное искусство» В.О.Усачевой, Л.В.Школяр.
Поурочные планы под научным руководством Д.Б.Кабалевского Авт.-сост. Т.С.Максимова.
Т.С.Максимова (авт.-сост.) под научным руководством Д.Б.Кабалевского «Музыка 1-4 классах»
Л.В.Михеева (авт.-сост) «166 биографий знаменитых композиторов» Издательство «Композитор» Санкт-Петербург,1999г.
Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 1класс. (На аудиокассетах.)
Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Учебно-тематический план по музыке 1 класс.
№ | Тема урока | № в теме | Элементы | Музыкальный материал , ИКТ | Дата | |
план | факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
«Как можно услышать музыку» (1 час) 1 триместр | ||||||
1 | Введение в проблему рождения музыки. | 1 | Основы музыкальной культуры. Музыка- как вид искусства.. Истоки музыкального искусства. | Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор» Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка». | ||
Внутренняя музыка (3 часа) | ||||||
2 | Внутренняя музыка (3 часа) Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни. | 1 | Основные жанры народной и профессиональной музыки. | Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…». | ||
3 | Сказку складываем, музыкой сказываем. В мире сказочных мелодий русских композиторов. | 2 | Сфера народного и композиторского музицирования. | А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок» | ||
4 | Играем в сказку. Поём вместе. | 3 | Специфика музыки. | Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской | ||
Родная речь ( 4 часов) | ||||||
5 | Точки, чёрточки, крючки, дуги, круги …Идем в поход.П | 1 | Значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества. | Д.Б.Кабалевский «Кавалерийская» А.Филиппенко, cтихи В.Кукловской, перевод Т.Волгиной «Мы на луг ходили…»; Е.Тиличеева, сл. А.Кузнецовой «Деревца»; З.Левина, сл. Л.Некрасовой «Белочки», муз. Гр.Фрида, сл. А.Бродского «Ветер». | ||
6 | Сказанное слово и несказанное. Музыкальные краски осени. | 2 | Многообразие музыкальных образов и способов их развития. | А.Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой). | ||
7 | Не перескоровыговоришь? Озвучивание народных cкороговорок, закличек. | 3 | «Гора» - загадка, «Курочка» и «Уточка» - попевка-поговорка, «Белочки» З. Левиной. «Курочка» - скороговорка. | |||
8 | Портреты заговорили и запели. | 4 |
Пётр Ильич Чайковский.(2 часа)
9 | Детские годы. Звучащий образ Родины | 1 |
| П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России». | ||
10 | Здесь живёт музыка Пётра Ильича Чайковского. Волшебный тот цветок. | 2 | П.И.Чайковский Хор менестрелей из оперы «Орлеанская Дева» | |||
Михаил Иванович Глинка( 2 часа) | ||||||
11 | Цель: проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины. | 1 | Музыкально-поэтический жанр- былина. | «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна». | ||
12 | Михаил Иванович Глинка «…дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ». | 2 | Основные жанры народной и профессиональной музыки. | Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора. | ||
Мелодия жизни. (4 часа) | ||||||
13 | Заветное слово. | 1 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Стихи А.С.Пушкина. | |||
14 | Как начинается музыка? | 2 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»). | ||
15 | Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Волшебная флейта» | 3 | Названия изученных произведений и их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | П.И.Чайковский « Детский альбом». В.А.Моцарт Опера «Волшебная флейта» | ||
16 | Моцарт сочиняет. Сальери и Моцарт. | 4 | , «Менуэт» В. Моцарта, «За рекою старый дом» И.С. Баха | |||
Cергей Сергеевич Прокофьев. (1 час) | ||||||
17 | Cергей Сергеевич Прокофьев. Детство композитора. | 1 | Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». | Прокофьев. Опера «Великан». | ||
Дорогой Щелкунчик. (1 час) | ||||||
18 | Что может музыка? Дорогой Щелкунчик. | 1 | Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». | П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»). | ||
Путешествие во времени и пространстве. ( 13 часов) |
19 | Зима в музыке. | 1 | Названия изученных жанров музыки. | А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз». | ||
20 | Солнцеворот. Русские обряды – масленица. Две песни. | 2 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | «Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни. | ||
21 | Две песни. Песни Снегурочек. | 3 | ||||
22 | Ждём весну, встречаем птиц. Природа просыпается. Весна в музыке. | 4 | Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). | Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап». | ||
23 | Музыка и стихи о маме. | 5 | Названия изученных жанров музыки. | Г.Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс». | ||
24 | Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека. | 6 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | Р.Шуман «Весёлый крестьянин», Э. Григ «Халлинг», муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой «Песня ручья», муз. Я.Дубравина, ст. Е.Руженцева «Капли и море», муз. В. Усачёва, сл. Э.Мошковской «Жила-была работа». | ||
25 | Иные земли. | 7 | П.И.Чайковский «Итальянская песенка». Хор из оперы Дж. Верди «Набукко». | |||
26 | Путешествие в Германию, Францию и Англию. | 8 | И.С.Бах Хорал. Летний канон народная английская песня. | |||
27 | Легко ли стать музыкальным исполнителем ? (Симфония). | 9 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья». | ||
28 | Русские народные инструменты. | 10 | Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров. | В.Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян). | ||
29 | На концерте. | 11 | Названия изученных жанров и форм музыки. Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». | А.Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон». | ||
30 | Музыкальная прогулка по выставке. | 12 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл.А.Гангова «Догадайся, кто поёт». | ||
31 | Легко ли стать музыкантом? | 13 | Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». | И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт». | ||
Счастье, где ты? (2 часа) | ||||||
32 | Идём за синей птицей. | 1 | фрагменты из музыки к к/ф «Синяя птица» А. Петрова, «Музыка» Г. Струве | |||
33 | Тренируем свою «внутреннюю музыку» | 2 | «Колыбельная» из к/ф «Цирк» И.О. Дунаевского | |||
ИТОГО 33 урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.
Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)
Рабочие программы 1 класс...
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...