Рабочая программа. Музыка 2 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по музыке (2 класс) по теме
Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы Г.С. Ригиной, система Л.В. Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке. Г.С. Ригина. 2 класс. Система Л.В. Занкова | 61.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2 класса разработана на основе авторской программы Г.С. Ригиной «Музыка», утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова, Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011 год).
Цель курса начального общего образования учебного предмета «Музыка» заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В начальном обучении предмет "Музыка" является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Предмет музыка во 2 классе начальной школы имеет целью заложить основы музыкальной культуры через знакомство с высокими образцами музыкального искусства и способствует решению следующих задач:
1. Расширение представлений детей о мире музыкального искусства.
2. Развитие интереса к музыке и потребности в музыкальной деятельности.
3. Пробуждение эмоционального отклика на музыку и воспитание нравственно-эстетических чувств школьников.
4. Формирование восприятия музыки и на его базе эстетического отношения к явлениям музыкального искусства и действительности.
Материал курса «Музыка» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- музыка в жизни человека;
- основные закономерности музыкального искусства;
- музыкальная картина мира.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1. Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.
2. Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.
3. Ригина Г. С. Методические рекомендации к учебникам "Музыка". 1- 2.
4. Ригина Г.С. Книга для учителя. Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.
5.Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.: Издательский дом "Федоров", 2011.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися.
Виды учебной деятельности:
- слушание музыки;
- пение;
- инструментальное музицирование;
- музыкально – пластическое движение;
- драматизация музыкальных произведений.
Рабочая программа учитывает особенности класса. В классе обучаются дети с разными музыкальными способностями: треть учащихся класса занимается в школьном фольклорном ансамбле, есть дети, которые учатся в музыкальной школе.
В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок - сказка, уроки - концерты.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Музыка" входит в предметную область «Искусство ". На основании приказа по МАОУ "СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов" "Об утверждении годового календарного учебного плана на 2013-2014 учебный год" продолжительность обучения во 2 классе составляет 34 учебные недели (1 ч в неделю). Авторская программа предполагает изучение предмета "Русский язык" в объеме 34 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по музыке Г.С. Ригиной.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение музыки позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, но и достичь всех составляющих личностного развития.
Постижение музыкального искусства учащимися 2 класса подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на детских ритмических инструментах в качестве сопровождения музыки и пения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;
– образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
– интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
– первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
– этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
– выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– нравственно-эстетических переживаний музыки;
– восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
– позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
– первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;
– представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
– эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
– выполнять действия в устной форме;
– осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
– воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
– выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
– расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу «Рассказы о музыкальных инструментах»);
– ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма;
– читать простое схематическое изображение;
– различать условные обозначения;
– сравнивать разные части музыкального текста;
– соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);
– работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
– соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
– соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
– исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
– принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
– следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
– следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
– понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
– контролировать свои действия в коллективной работе;
– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметные результаты
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится:
– эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
– различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
– эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
– различать жанры народной музыки и основные ее особенности;
– размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
– передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять жанровые разновидности народных песен (плясовые, хороводные, шуточные);
– соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
– воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;
– воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.
Основные закономерности музыкального искусства
Обучающийся научится:
– слушать музыкальное произведение, выделять в нем его особенности, определять жанр произведения;
– находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;
– понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; элементы нотной записи;
– различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов;
– выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в коллективном музицировании.
Обучающийся получит возможность научиться:
– пользоваться записью, принятой в относительной сольмизации;
– исполнять попевки, ориентируясь на нотную запись;
– определять одноголосное и многоголосное изложение в музыке;
– различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров (симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров (детского и взрослого), дисканта, сопрано, тенора и баса.
Обучающийся получит возможность овладеть:
– представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов;
– представлениями о творчестве композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, Э. Грига, Г.В. Свиридова и др.;
– представлениями о музыкальных жанрах: рондо, вариации и др.;
– музыкальными понятиями: реприза, скрипичный ключ, нотный стан, тоника, трезвучие, тон, полутон, пауза, затакт и др.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится:
– выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки;
– воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;
– сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
– выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения;
– участвовать в музыкальных драматизациях.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу в музыкально-исполнительской деятельности;
– понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;
– сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
– узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Сказка в музыке (8 ч)
- Музыкальные инструменты, певческие голоса (7 ч)
- Русские народные песни и пляски (4 ч)
- Времена года в музыке (5 ч)
- Шутка в музыке (3 ч)
- Музыка о Родине (4 ч)
- Уроки музыки на природе (3 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия) | Сроки прохождения | Примечание | |
Плановые | Фактические | |||||
Раздел 1 | Сказка в музыке | 8 | Уметь описать сказочный образ в музыке, используя термины «мелодия», «лад», «аккомпанемент». Повторить компоненты песни, закрепить вокально-хоровые навыки. Знать средства музыкальной выразительности в создании сказочного образа. Знать особенности жанров оперы и балета, уметь описать характер произведения, закрепить вокально-хоровые навыки. Различать сказку в музыке и музыку в сказке на примерах. Понимать особенности музыкального языка, знать взаимосвязь речи и музыки. Знать основные признаки жанра балет. Уметь описать сказочный образ в музыке, используя термины «мелодия», «аккомпанемент», повторить компоненты песни, закрепить вокально-хоровые навыки. | |||
1 | Сказочные образы в музыке. Встречи с героями музыкальных сказок. | 1 | 05.09 | |||
2 | Настроение, чувства, характер сказочных персонажей. | 1 | 12.09 | |||
3 | Музыкальные образы. Знакомство с героями музыкальных сказок. | 1 | 19.09 | |||
4 | Средства музыкальной выразительности. Знакомство с жанрами детской оперы. | 1 | 26.09 | |||
5 | Сказочная опера в творчестве М.И. Глинки. | 1 | 03.10 | |||
6 | Характер персонажа и музыкальные интонации. Григ «В пещере горного короля» | 1 | 10.10 | |||
Знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором. | ||||||
7 | Волшебная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. | 1 | 17.10 | |||
8 | Сказка в музыке. Музыкально - выразительные средства и развитие музыки. | 1 | 24.10 | |||
Раздел 2 | Музыкальные инструменты, певческие голоса | 7 | ||||
9 | Как появились музыкальные инструменты. История создания. | 1 | Знать и различать по изображению и звучанию струнные инструменты, знать название основных частей инструментов, способов извлечения звука. Знать и различать по изображению и звучанию духовые инструменты, знать название основных частей инструментов, способов извлечения звука. Знать и различать по изображению и звучанию ударные и клавишные инструменты, знать название основных частей инструментов, способов извлечения звука. Знать и различать по изображению и звучанию язычковые и электро - инструменты, знать название основных частей инструментов, способов извлечения звука. Знать названия певческих голосов, различать по звучанию низкие и высокие голоса. Уметь правильно распределять дыхание во фразе при пении, знать основные певческие штрихи. Ценностно-смысловая ориентация. Знать основное строение голосового аппарата, оберегать свой голос. Знать особенности исполнения дискантом и фальцетом. Уметь правильно распределять дыхание во фразе при пении, знать основные певческие штрихи, уметь передавать характер песни. | 07.11 | ||
10 | Знакомство с музыкальными инструментами: ксилофон, шарманка, барабан, литавры. | 1 | 14.11 | |||
11 | Народные музыкальные инструменты: гусли, рожок, ложки, трещотка, свирель. | 1 | 21.11 | |||
12 | Музыкальные жанры. Песня, танец, марш, вальс. | 1 | 28.11 | |||
13 | Певческие голоса (сопрано, тенор, бас) | 1 | 05.12 | |||
14 | Певческие голоса (дискант, фальцет) | 1 | 12.12 | |||
15 | Исполнительское мастерство. Выдающиеся исполнители музыки. | 1 | 19.12 | |||
Раздел 3 | Русские народные песни и пляски | 4 | ||||
16 | Жанры народной музыки: песня, хоровод, частушка. | 1 | Знать особенности создания, основные признаки народной музыки, понимать её значение для поколений. Закрепить вокально-хоровые навыки, специфические для народного исполнения. Знать виды русских народных песен, уметь различать их по звучанию, уметь приводить примеры | |||
17 | Русские народные песни. Особенности и виды русских народных песен | 1 |
| |||
18 | Русские народные песни. Колыбельная, хороводная, шуточная песни. | 1 | ||||
19 | Музыкальные загадки, шуточные считалки. | 1 | ||||
Раздел 4 | Времена года в музыке | 5 | ||||
20 | Времена года в музыке. | 1 | Слышать выразительные средства. звуков, шумов и явлений окружающего мира. Уметь слышать образы природы в музыкальных произведениях. Уметь правильно распределять дыхание во фразе при пении, знать основные певческие штрихи, уметь передавать характер песни. | |||
21 | Времена года в музыке. Весна. | 1 | ||||
22 | Времена года в музыке. Лето. | 1 | ||||
23 | Времена года в музыке. Осень. | 1 | ||||
24 | Времена года в музыке. Зима. | 1 | ||||
Раздел 5 | Шутка в музыке | 3 | ||||
25 | Музыка и настроение. | 1 | Знать, на каких принципах может строиться шутка в музыке. Средства музыкальной выразительности в создании шутливого образа. | |||
26 | Шутка в музыке. | 1 | ||||
27 | Средства музыкальной выразительности. | 1 | ||||
Раздел 6 | Музыка о Родине | 4 | ||||
28 | Музыка о Родине. Песня о Москве. | 1 | Знать понятия Родина, Отчизна, уметь проводить примеры песен о Родине, уметь описать характер и образ песен Великой Отечественной войны. Знать: что такое гимн, авторов Гимна России. Уметь правильно прохлопывать ритмический рисунок. | |||
29 | Россия – Родина моя. Гимн России. Гимн Москвы. | 1 | ||||
30 | Тема Родины в творчестве русских композиторов. | 1 | ||||
31 | Музыкальные символы Великой Отечественной войны. Песня о Победе. | 1 |
| |||
Раздел 7 | Уроки на природе | 3 | ||||
32 | Уроки на природе. | Знать шумовые звуки и музыкальные. Различать шумовые звуки от музыкальных. Повторить теоретический материал года. Знать авторов песен. Уметь передавать характер песен, показывать знаки МО-ЛЕ-ВИ-НА ЗО-РА-ТИ, дирижировать на 2/4, 3/4, 4/4 | ||||
33 | Уроки на природе. Веселый привал. | |||||
34 | Уроки на природе. Итоговый урок. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс, кроме специально оговоренных случаев);
К – полный комплект (на каждого учащегося класса, исходя из наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6 - 7 экземпляров на кабинет).
№ | Наименования учебного оборудования | Необходимое оборудо- вание | Имею-щееся | % готовности | Примечание |
Книгопечатная продукция | |||||
1. | Учебно-методический комплект по музыке для 2 класса (программы, учебники, рабочие тетради и др.) 1.Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год. 2.Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год. 3.Ригина Г. С. Методические рекомендации к учебникам "Музыка". 1- 2. 4.Ригина Г.С. Книга для учителя. Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год. 5.Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.:Издательский дом "Федоров", 2011. | К К Д Д Д | 28 28 1 1 1 | 100 100 100 100 100 | |
Учебное оборудование, включая учебно - практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||||
2 | Портреты русских и зарубежных композиторов. Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен, музыкальные инструменты. | Д Д | 1 1 | 100 100 | |
Технические средства обучения | |||||
3. | Музыкальный центр. Компьютер с ЖК-монитором Экспозиционный экран. Мультимедийный проектор. Принтер | Д Д Д Д Д | 1 1 1 1 1 | 100 100 100 100 100 | |
Оборудование класса | |||||
6. | Ученические столы 1-х местные. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц | К Д Д Д К | 28 1 1 3 28 | 100 100 100 100 100 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы 1 класс ФГОС
Данные рабочие учебныепрограммы 1 класса УМК Школа России разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочие программы 1 класс ФГОС
рабочие программы составлены с учетом требований ФГОС. содержат пояснительные записки, контроль УУД, тематическое планирование. Программа "Школа 2100"...
Рабочая программа 1 класс ФГОС Обучение грамоте (русский язык, литерат чтение)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС вторго поколения. УМК "Школа России"....
Рабочие программы 3 класс ФГОС
Рабочие программы по образовательной системе "Начальная школа XXI век". 3 класс. ФГОС...
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа 1 класс ФГОС "Школа России" Музыка
Рабочая программа 1 класс ФГОС "Школа России" Музыка...
рабочая программа 3 класс ФГОС музыка
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы, календарно- тематическое планирование, перечень учебнго-методического обе...