Рабочая программа. Музыка 2 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по музыке (2 класс) по теме

Молчанова Елена Анатольевна

Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы Г.С. Ригиной, система Л.В. Занкова.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа  по музыке для 2 класса разработана на основе     авторской    программы Г.С. Ригиной «Музыка»,  утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова, Самара:  Издательский дом «Фёдоров», 2011 год).

Цель курса начального общего образования учебного предмета «Музыка» заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        В начальном обучении предмет "Музыка" является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.


Предмет музыка во 2 классе начальной школы имеет целью заложить основы музыкальной культуры через знакомство с высокими образцами музыкального искусства и способствует решению следующих задач:
         1. Расширение представлений детей о мире музыкального искусства.
         2. Развитие интереса к музыке и потребности в музыкальной деятельности.
         3. Пробуждение эмоционального отклика на музыку и воспитание нравственно-эстетических чувств  школьников.
         4. Формирование восприятия музыки и на его базе эстетического отношения к явлениям музыкального искусства и действительности.

Материал курса «Музыка» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • музыка в жизни человека;
  • основные закономерности музыкального искусства;
  • музыкальная картина мира.

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.

2.  Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.

3. Ригина Г. С. Методические рекомендации к учебникам "Музыка". 1- 2.

4. Ригина Г.С. Книга для учителя. Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.

5.Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.:   Издательский дом "Федоров", 2011.

 

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • фронтальные.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися.

Виды учебной деятельности:

  • слушание музыки;
  • пение;
  • инструментальное музицирование;
  • музыкально – пластическое движение;
  • драматизация музыкальных произведений.        

        Рабочая программа учитывает особенности класса. В классе обучаются дети с разными музыкальными способностями: треть учащихся класса занимается в школьном фольклорном ансамбле, есть дети, которые учатся в музыкальной школе.

В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок - сказка, уроки - концерты.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Предмет «Музыка" входит в предметную область «Искусство ". На основании приказа по МАОУ "СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов" "Об утверждении годового календарного учебного плана на 2013-2014 учебный год" продолжительность обучения во 2 классе составляет 34 учебные недели (1 ч в неделю). Авторская программа предполагает изучение предмета "Русский язык" в объеме 34 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по музыке Г.С. Ригиной.

        С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Изучение музыки позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, но и достичь всех составляющих личностного развития.

        Постижение музыкального искусства учащимися 2 класса подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; игра на детских ритмических инструментах в качестве сопровождения музыки и пения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;

– образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);

– интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;

– первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;

– этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

– выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– нравственно-эстетических переживаний музыки;

– восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;

– позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

– первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;

– представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

– эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

– выполнять действия в устной форме;

– осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

– воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

– выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

– расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу «Рассказы о музыкальных инструментах»);

– ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма;

– читать простое схематическое изображение;

– различать условные обозначения;

– сравнивать разные части музыкального текста;

– соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);

– работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

– соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);

– соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

– исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

– принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

– следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

– следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

– понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;

– контролировать свои действия в коллективной работе;

– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

 

 

Предметные результаты

Музыка в жизни человека

Обучающийся научится:

– эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;

– различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;

– эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;

– различать жанры народной музыки и основные ее особенности;

– размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;

– передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

– определять жанровые разновидности народных песен (плясовые, хороводные, шуточные);

– соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);

– воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;

– воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.

 

Основные закономерности музыкального искусства

Обучающийся научится:

– слушать музыкальное произведение, выделять в нем его особенности, определять жанр произведения;

– находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;

– понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; элементы нотной записи;

– различать певческие голоса и звучание музыкальных инструментов;

– выражать свои эмоции в исполнении; передавать особенности музыки в коллективном музицировании.

Обучающийся получит возможность научиться:

– пользоваться записью, принятой в относительной сольмизации;

– исполнять попевки, ориентируясь на нотную запись;

– определять одноголосное и многоголосное изложение в музыке;

– различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров (симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров (детского и взрослого), дисканта, сопрано, тенора и баса.

Обучающийся получит возможность овладеть:

– представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов;

– представлениями о творчестве композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, Э. Грига, Г.В. Свиридова и др.;

– представлениями о музыкальных жанрах: рондо, вариации и др.;

– музыкальными понятиями: реприза, скрипичный ключ, нотный стан, тоника, трезвучие, тон, полутон, пауза, затакт и др.

 

Музыкальная картина мира

Обучающийся научится:

– выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки;

– воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;

– сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;

– выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения;

– участвовать в музыкальных драматизациях.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу в музыкально-исполнительской деятельности;

– понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;

– сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

– узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Сказка в музыке (8 ч)
  2. Музыкальные инструменты, певческие голоса (7 ч)
  3. Русские народные песни и пляски (4 ч)
  4. Времена года в музыке (5 ч)
  5. Шутка в музыке (3 ч)
  6. Музыка о Родине  (4 ч)
  7. Уроки музыки на природе (3 ч)

        


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п/п

Наименование раздела

и тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

(основные учебные умения и действия)

Сроки прохождения

Примечание

Плановые

Фактические

Раздел 1

Сказка в музыке

8

Уметь описать сказочный образ в музыке, используя термины «мелодия», «лад», «аккомпанемент».

Повторить компоненты песни, закрепить вокально-хоровые навыки.

Знать средства музыкальной выразительности в создании сказочного образа.

Знать особенности жанров оперы и балета, уметь описать характер произведения, закрепить вокально-хоровые навыки.

Различать сказку в музыке и музыку в сказке на примерах.  Понимать особенности музыкального языка, знать взаимосвязь речи и музыки.

Знать основные признаки жанра балет. Уметь описать сказочный образ в музыке, используя термины «мелодия», «аккомпанемент», повторить компоненты песни, закрепить вокально-хоровые навыки.

1

Сказочные образы в музыке. Встречи с героями музыкальных сказок.

1

05.09

2

Настроение, чувства, характер сказочных персонажей.

1

12.09

3

Музыкальные образы. Знакомство с героями музыкальных сказок.

1

19.09

4

Средства музыкальной выразительности. Знакомство с жанрами детской оперы.

1

26.09

5

Сказочная опера в творчестве М.И. Глинки.

1

03.10

6

Характер персонажа и музыкальные интонации. Григ  «В пещере горного короля»

1

10.10

Знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором.

7

Волшебная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке.

1

17.10

8

Сказка  в музыке. Музыкально -  выразительные средства и развитие музыки.

1

24.10

Раздел 2

Музыкальные инструменты, певческие голоса

7

9

Как появились музыкальные инструменты. История создания.

1

Знать и различать по изображению и звучанию струнные инструменты, знать название основных частей инструментов, способов извлечения звука.

Знать и различать по изображению и звучанию духовые инструменты, знать название основных частей инструментов, способов извлечения звука.

Знать и различать по изображению и звучанию ударные и клавишные инструменты, знать название основных частей инструментов, способов извлечения звука.

Знать и различать по изображению и звучанию язычковые и электро - инструменты, знать название основных частей инструментов, способов извлечения звука.

Знать названия певческих голосов, различать по звучанию низкие и высокие голоса.  Уметь правильно распределять дыхание во фразе при пении, знать основные певческие штрихи. Ценностно-смысловая ориентация.

Знать основное строение голосового аппарата, оберегать свой голос. Знать особенности исполнения дискантом и фальцетом. Уметь правильно распределять дыхание во фразе при пении, знать основные певческие штрихи, уметь передавать характер песни.

07.11

10

Знакомство с музыкальными инструментами: ксилофон, шарманка, барабан, литавры.

1

14.11

11

Народные музыкальные инструменты: гусли, рожок, ложки, трещотка, свирель.

1

21.11

12

Музыкальные жанры. Песня, танец, марш, вальс.

1

28.11

13

Певческие голоса (сопрано, тенор, бас)

1

05.12

14

Певческие голоса (дискант, фальцет)

1

12.12

15

Исполнительское мастерство. Выдающиеся исполнители музыки.

1

19.12

Раздел 3

Русские народные песни и пляски

4

16

Жанры народной музыки: песня, хоровод, частушка.

1

Знать особенности создания, основные признаки народной музыки, понимать её значение для поколений. Закрепить вокально-хоровые навыки, специфические для народного исполнения.

Знать виды русских народных песен, уметь различать их по звучанию, уметь приводить примеры

17

Русские народные песни. Особенности и виды русских народных песен

1

 

18

Русские народные песни. Колыбельная, хороводная, шуточная песни.

1

19

Музыкальные загадки, шуточные считалки.

1

Раздел 4

Времена года в музыке

5

20

Времена года в музыке.

1

Слышать выразительные средства.

звуков, шумов и явлений окружающего мира. Уметь слышать образы природы в музыкальных произведениях.

Уметь правильно распределять дыхание во фразе при пении, знать основные певческие штрихи, уметь передавать характер песни.

21

Времена года в музыке. Весна.

1

22

Времена года в музыке. Лето.

1

23

Времена года в музыке. Осень.

1

24

Времена года в музыке. Зима.

1

Раздел 5

Шутка в музыке

3

25

Музыка и настроение.

1

Знать, на каких принципах может строиться шутка в музыке.

Средства музыкальной выразительности в создании шутливого образа.

26

Шутка в музыке.

1

27

Средства музыкальной выразительности.

1

Раздел 6

Музыка о Родине

4

28

Музыка о Родине. Песня о Москве.

1

Знать понятия Родина, Отчизна, уметь проводить примеры песен о Родине, уметь описать характер и образ песен Великой Отечественной войны.

Знать: что такое гимн, авторов Гимна России.

Уметь правильно прохлопывать ритмический рисунок. 

29

Россия – Родина моя. Гимн России. Гимн Москвы.

1

30

Тема Родины в творчестве русских композиторов.

1

31

Музыкальные символы Великой Отечественной войны. Песня о Победе.

1

 

Раздел 7

Уроки на природе

3

32

Уроки на природе.

Знать шумовые звуки и музыкальные. Различать шумовые звуки от музыкальных.  Повторить теоретический материал года. Знать авторов песен. Уметь передавать характер песен, показывать знаки МО-ЛЕ-ВИ-НА

ЗО-РА-ТИ, дирижировать на 2/4, 3/4, 4/4

33

Уроки на природе. Веселый привал.

34

Уроки на природе. Итоговый урок.


 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс, кроме   специально  оговоренных случаев);

К – полный комплект (на каждого учащегося  класса, исходя  из  наполняемости  класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах,   насчитывающих по нескольку учащихся (6 - 7 экземпляров на кабинет).

Наименования учебного оборудования

Необходимое оборудо-

вание

Имею-щееся

%

готовности

Примечание

Книгопечатная продукция

1.

Учебно-методический комплект  по музыке для 2 класса (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

 1.Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.

2.Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.

3.Ригина Г. С. Методические рекомендации к учебникам "Музыка". 1- 2.

4.Ригина Г.С. Книга для учителя. Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.

5.Программы начального общего образования. Система Л. В Занкова.- Самара.:Издательский дом "Федоров", 2011.

К

К

Д

Д

Д

28

28

1

1

1

100

100

100

100

100

     Учебное оборудование, включая учебно - практическое и учебно-лабораторное оборудование 

 2

Портреты русских и зарубежных композиторов.

Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен, музыкальные инструменты.

Д

Д

1

1

100

100

Технические средства обучения

3.

Музыкальный центр.

Компьютер с ЖК-монитором

Экспозиционный экран.

Мультимедийный проектор.

Принтер

Д

Д

Д

Д

Д

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

Оборудование класса

6.

Ученические столы 1-х  местные.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц

К

Д

Д

Д

К

28

1

1

3

28

100

100

100

100

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы 1 класс ФГОС

Данные рабочие учебныепрограммы   1 класса УМК Школа России   разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочие программы 1 класс ФГОС

рабочие программы составлены с учетом требований ФГОС. содержат пояснительные записки, контроль УУД, тематическое планирование. Программа "Школа 2100"...

Рабочая программа 1 класс ФГОС Обучение грамоте (русский язык, литерат чтение)

Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС вторго поколения. УМК "Школа России"....

Рабочие программы 3 класс ФГОС

Рабочие программы по образовательной системе "Начальная школа XXI век". 3 класс. ФГОС...

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа 1 класс ФГОС "Школа России" Музыка

Рабочая программа 1 класс ФГОС "Школа России" Музыка...

рабочая программа 3 класс ФГОС музыка

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы, календарно- тематическое планирование, перечень учебнго-методического обе...