Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Музыка
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka-1.doc | 161.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________Андреева Ю.Н. Протокол № ______ от «_____»___________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Горох Н.Г. «_____»____________2013г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ села Ключи _________ Н.В.Богданова Приказ № _______ от «_____»___________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Андреевой Юлии Николаевны
Вторая категория
Музыка
1 класс
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа села Ключи»
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по музыке, соответствующей Федеральному компоненту ГОС по музыке с учетом авторской программы «Музыка» В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр по концепции Д. Кабалевского, М. «Просвещение» 2010 г.
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды музыкально-творческой деятельности учащихся.
Рабочая программа является целостным курсом, который включает в себя основные виды музыкального творчества и способствует реализации главной цели музыкального образования – формированию духовной культуры личности, приобщению к общечеловеческим, овладению знаниями и опытом национального культурного наследия.
Тематика и последовательность программы в 1 классе обеспечивают эмоциональные контакты с искусством. Музыкальные знания, умения и навыки, приобретаемые на занятиях, способствуют творческой самореализации и являются основным средством приобщения к музыкальной культуре, познания мира в образной форме.
Цели обучения
- формирование основ музыкальной культуры;
- развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
- воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);
- обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.
В учебном плане на изучение музыки в 1 классе отведено 33 часа (1 час в неделю, 33 недели за год). Авторское поурочное планирование используется без изменений.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
- Действие смыслообразования,
- Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные ууд
- Умение выражать свои мысли,
- Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
- Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные ууд
- Целеполагание,
- волевая саморегуляция,
- коррекция,
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
- Умение структурировать знания,
- Смысловое чтение,
- Знаково – символическое моделирование,
- Выделение и формулирование учебной цели.
Логические:
- Анализ объектов;
- Синтез, как составление целого из частей
- Классификация объектов.
- Доказательство
- Выдвижение гипотез и их обоснование
- Построение логической цепи рассуждения
Учебно-тематический план.
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 четверть | «Как можно услышать музыку?» | 9 |
2 четверть | «Как можно услышать музыку?» | 7 |
3 четверть | «Как можно услышать музыку?» | 9 |
4 четверть | «Как можно услышать музыку?» | 8 |
Итого: | 33 |
Содержание программы.
1 четверть «Как можно услышать музыку?» - 9 часов
Как можно услышать музыку?
Звучание музыки в окружающей среде
Музыка внутри человека
Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни
Чувства человека в музыке
В мире сказочных мелодий русских композиторов.
Играем в сказку.
Идем в поход.
Музыкальные краски осени
2 четверть «Как можно услышать музыку?» - 7 часов
Звучащий образ Родины
Былина, былинность как художественное явление
«…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях
Поход в музыкальный зоопарк
И Шелест к Шороху спешит (бумажная симфония
3 четверть «Как можно услышать музыку?» - 9 часов
Что может музыка?
Зима в музыке
Музыка и движение
Где живут ноты? Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения.
Музыка передает характер сказочных героев
Музы не молчали
Природа просыпается (весна в музыке)
Музыка и стихи о маме
Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека
4 четверть «Как можно услышать музыку?» - 8 часов
В детском музыкальном театре
Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония).
На концерте.
Легко ли стать музыкантом?
Что значит услышать музыку?
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения музыки ученик 1 класса должен
Знать/уметь
- определять художественную идею произведения;
- участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение;
- размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений,
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- анализировать результаты сравнения;
- воспринимать и наблюдать музыкальные явления;
- объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам;
- решать творческие задачи на уровне импровизаций (музыкальной, танцевальной, пластической),
- самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицировании.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные понятия | Музыкальный материал | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
1. | Как можно услышать музыку? | 1 | Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» – это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т. д. | Р. М. Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1 ч.), «Заплетися, плетень р.н.п. И. С. Бах «Прелюдия до-мажор». | ||
2. | Звучание музыки в окружающей среде | 1 | Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей. | Б. Окуджава «Музыкант», Ф. Шуберт «К музыке» Г. А. Струве «Музыка». | ||
3. | Музыка внутри человека | 1 | Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека. | Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке», П. Чайковский «Колыбельная», В. Усачева «Зыбка просыпает…» | ||
4. | Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни | 1 | Развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения. | Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке», П. Чайковский «Колыбельная», В. Усачева «Зыбка просыпает…» | ||
5. | Чувства человека в музыке | 1 | Помочь учащимся за1думаться: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть? | Б. Окуджава «Музыкант», Ф. Шуберт «К музыке» Г. А. Струве «Музыка». | ||
6. | В мире сказочных мелодий русских композиторов. | 1 | Введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально-созидательный процесс. | А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка». Г. Струве «Пестрый колпачок. | ||
7. | Играем в сказку. | 1 | Развитие образно-игрового восприятия музыки. | Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» В. Яновской. | ||
8. | Идем в поход. | 1 | Вовлечение учащихся в творческий процесс через импровизацию и детские сочинения. | Д. Б. Кабалевский «Кавалерийская». А. Филиппенко «Мы на луг ходили». Е Тиличеева «Деревца». ГР. Фрид «Ветер» | ||
9. | Музыкальные краски осени. | 1 | Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей. | А. Филиппенко «Урожай собирай». П. И. Чайковский «Осень». В. Николаев «Песенка об осеннем солнышке». Е Поплянова «Эхо». | ||
10 | Звучащий образ Родины | 1 | П. И. Чайковский «Симфония № 4» (финал). «Во поле березонька стояла» р.н.п. В. Баснер «С чего начинается Родина». | |||
11 | Былина, былинность как художественное явление | 1 | Проникновение в понятие «музыкально-поэтическое» через проникновение к жанру былины. | М. Глинка «Первая песня Баяна», «Про Добрыню», | ||
12. | «…Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» | 1 | Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий. | М. Глинка фрагменты из оперы Руслан и Людмила»: первая песня Баяна , ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из 2 действия, марш Черномора. | ||
13 | Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях | 1 | Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально-интонационную форму свои детские ощущения. | Д. Кабалевский «Клоуны», М. П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой». | ||
14 | Поход в музыкальный зоопарк | 1 | Показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства. | П. И. Чайковский «Детский альбом». | ||
15 | Поход в музыкальный зоопарк | 1 | Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типичного. | К. Сен-Санс «Караван животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «купы и петух»). | ||
16. | И Шелест к Шороху спешит (бумажная симфония) | 1 | Развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицировании. | Обр. Чо Гир-Сока «Танец бабочек», В. Селиванова «Шуточка». | ||
17 | Что может музыка? | 1 | Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни. | П. И. Чайковский - балет «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «танец феи Драже», «Вальс цветов»). | ||
18 | Зима в музыке | 1 | Помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло». | А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р. Шуман «Дед Мороз», Г. Вихарева «Дед Мороз». | ||
19 | Музыка и движение | 1 | Показать способность музыки передавать движение. | Р. Шуман «Смелый наездник», В. Калистратов «Пешком шагали мышки». | ||
20 | Где живут ноты? Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения музыкального произведения. | 1 | Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом. | В. Герчик «Нотный хоровод, В. Дроцевич «Семь подружек». | ||
21 | Музыка передает характер сказочных героев | 1 | Показать способность музыки описывать характер сказочных героев. | В. Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба-Яга» обр. М. Иорданского. Г. Ванагайте «Деревянный поезд». | ||
22 | Музы не молчали | 1 | Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат. | «Вспомним, братцы, Русь и славу», «Славны были наши деды», В. Соловьев-Седой «Соловьи», А. Бородин «Богатырская симфония» (ч.1). | ||
23 | Природа просыпается (весна в музыке) | 1 | Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу. | Э. Григ «Весной». П. И. Чайковский «Песня жаворонка», Укр.н.п. «Ой, бежит ручьем вода», З. Левина «Кап-кап». | ||
24 | Музыка и стихи о маме | 1 | Сопоставить поэзию и музыку В. Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности, доброты и ласки. | Г. Гладков «Колыбельная», М. Кажлаев «Колыбельная» (из «Детского альбом»), Е. Соколова «Сегодня мамин день», А. Филиппенко «Весенний вальс». | ||
25 | Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека | 1 | Показать обновление жизни и природы, выражение эти состояний в музыке. | Р. Шуман «Веселый крестьянин», Э. Григ «Халлинг», В. Николаев «Песня ручья», Я.Дубравин «Капли и море». В. Усачева «Жила-была работа». | ||
26 | В детском музыкальном театре | 1 | Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь. | С. С. Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»). «Девушки с лилиями (из балета «Ромео и Джульетта»). | ||
27 | В детском музыкальном театре | 1 | Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре. | С. Прокофьев. Опера «Великан». | ||
28 | Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония). | 1 | Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать. | И. Гайдн Детская симфония» (ч.1), И. Завалишина «Музыкальная семья». | ||
29 | На концерте. | 1 | Познакомить детей с правилами на концерте, жанром «концерт». | А. Шнитке «Рондо» (из Concerto grosso» № 1), В. Шаинский «Голубой вагон». | ||
30 | Легко ли стать музыкантом? | 1 | Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем). | И. Бах «Прелюдия и фуга до-мажор». В. Дементьев «Необычный концерт». | ||
31 | Что значит услышать музыку? | 1 | Обобщение тем года. | Ф. Шуберт «К музыке», Г. Струве «Музыка», И. С. Бах «Прелюдия до-мажор». | ||
32 | Резервный урок. | 1 | ||||
33 | Резервный урок. | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения.
- Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторовВ.О.Усачёва, Л.В.Школяр:
- На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» -., В.О.Усачёва, Л.В.Школяр Просвещение, 2010., стр.3-28.
- «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2010г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение, 2010г.
- Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2010 г.
- Учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2010г.
- Рабочая тетрадь для 1 класса, М., Просвещение, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс
Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ИЗО "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...
Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...