Рабочая программа по программе Т.И.Баклановой "Музыка 1-4 классы"
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Рабочая программа по программе Т.И.Баклановой для учащихся 1-4 классов. Разработана в 2010 году и дополнена в 2014. Имеет все разделы по новым стандартам. Поурочного тематического планирования нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baklanova_vazhno_mbou.doc | 237.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»
Рассмотрено На КМО учителей (название предмета) Протокол № от «___» ______20__г. Руководитель МО _________________ | Согласовано на МС школы. Протокол № от «__» ______20__г. Руководитель МС ___________________ | Утверждаю директор МОУ Карпогорская СОШ №118» ____________________ Приказ № от «__» _______20__г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
1-4 КЛАССЫ.
Автор Т.И.Бакланова
Составитель
Мокеева Елена Ивановна
учитель музыки
с. Карпогоры
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы.
Данная рабочая программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации";
- «Федеральный государственный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. N 373" в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357;
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 в ред. приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889;
- Концепция художественного образования в РФ, 2002.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009;
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2.- 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.- 231 с.;
- Программа Т.И.Баклановой «Музыка 1-4 классы» АСТ: Астрель, 2011;
- Учебный план МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»
Цель программы – формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одного из компонентов общей культуры личности.
Достижение данной цели предусматривает следующие задачи:
- Формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников;
- Формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся;
- Формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности;
- Формирование и развитие музыкально-информационной культуры личности;
- Формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры.
Место учебного предмета в учебном процессе и его концепция.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч., из них в 1 классе 33 ч (1 ч. в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч. во 2, 3 и 4 классах (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Методологической основой формирования концептуальных основ данной программы явились труды Л.С.Выготского по культурно-исторической психологии, идеи Г.Д.Гачёва об отражении в искусстве национальных образов мира, и др.
При создании программы были учтены результаты исследований ученых в области теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л.А.Безбородова, Е.А.Бодина, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Л.А.Рапацкая, О.П.Радынова, Е.В.Николаева, Г.М.Цыпин, Л.В.Школяр и др.); музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л.Лазарев, В.И.Петрушин и др.).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизации творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Обоснование содержания и общей логики последовательного его изучения.
Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно-игровой форме - воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):
1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1класс).
2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).
3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).
4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс).
В программе «Музыка» для 1–4 классов в полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:
• «Музыка в жизни человека»;
• «Основные закономерности музыкального искусства»;
• «Музыкальная картина мира».
При раскрытии первой содержательной линии основное внимание в программе уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.
При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно образной природе музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальной выразительности, музыкальной речи как способе общения между людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении художественно образного содержания произведений.
Третья содержательная линия реализуется в программе через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио и телепередачах, видео фильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально поэтических традиций.
Срок реализации программы – 4 года.
Отличительные особенности рабочей программы. В рабочую программу по музыки вводится курс краеведения «Морянка» в количестве 1часа (3 класс). Курс основан на концепции регионального компонента Архангельской области. Основная идея – конкретизировать содержание федерального компонента с учётом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, а также удовлетворить познавательные интересы младших школьников, проживающих на территории Архангельской области.
Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры.
Ведущие формы и методы обучения:
Для освоения содержания программы выделяются следующие методы музыкального образования:
- Методы «наблюдения за музыкой» (Б.М.Асафьев) и «размышления о музыке», «сопереживания» (Н.А.Ветлугина);
- Методы «эмоциональной драматургии» (Э.Б.Абдулин), «забегание вперед и возвращение к пройденному» (Д.Б.Кабалевский), «перспективы и ретроспективы» (Э.Б.Абдулин), «междисциплинарного взаимодействия» (В.В.Алеев);
- Методы «моделирования художественно-творческого процесса» (Л.В.Школяр), «интонационно-стилевого постижения музыки» (Е.Д.Критская), «сочинение сочиненного» (В.О.Усачевой), «переинтонирования» (М.С.Красильникова);
- Методы «художественного движения» (Л.Н.Алексеева) и «пластического интонирования» (Д.Б.Кабалевский, Т.Вендерова, В.Коэн);
- Метод «музыкальный театр» (К.Орф);
- Метод «проблемно-поисковых ситуаций»;
- Метод «проектов».
На уроках используются различные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. К коллективной форме относится вокально-хоровая работа, восприятие музыки и музыкально-пластические импровизации. В индивидуальную работу включены задания музыкально-творческой направленности (домашняя работа, создание проектов, иллюстрирование музыкальных произведений и др), Один из видов использования групповой формы является музыкальная драматизация произведений.
Программой по музыке виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки, инструментальное музицирование, музыкально-пластические движения, драматизации).
Пластическое интонирование. Оно помогает «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением. Движения должны быть простыми, легко выполнимыми без специального обучения или тренировки, ритмичными и соответствовать настроению музыки.
Игра в оркестр. Она создает у детей впечатление участия в исполнении музыки, это активизирует их восприятие и очень им нравится.
Импровизация мелодий. Чтобы учащиеся лучше восприняли эмоциональное содержание музыки, полезно предлагать им самим импровизировать мелодию в том же настроении (на заданный текст).
Рисование картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у ребят на слуху, можно предложить им нарисовать (дома или на уроке рисования, в классе) картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки.
Творческие задания. Чтобы учащиеся лучше запоминали музыкальное произведение, его нужно повторять. Повторение можно проводить в игровой форме: как викторины, концерты-загадки, концерты по заявкам. Учащиеся самостоятельно составляют программы уроков – концертов из полюбившихся произведений.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения. В качестве форм контроля могут использоваться музыкально-творческие задания, схема-анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, тесты для проверки знаний учащихся, диагностика развития музыкальности. Применяются следующие способы проверки знаний: индивидуальный (тестовые задания), групповой (творческая деятельность), коллективный (исполнительская деятельность).
Диагностика развития музыкальности проходит в начале и конце учебного года. Заполняется диагностическая карта на основе наблюдений, активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности, участия в музыкально-просветительской деятельности (конкурсах, фестивалях, концертах).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
1 класс: Т.И. Бакланова. Музыка. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель. 2011г.
Т.И. Бакланова. Обучение в 1 классе по учебнику Т.И. Баклановой «Музыка». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
2 класс: Т.И. Бакланова. Музыка. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель. 2011г.
Т.И. Бакланова. Обучение во 2 классе по учебнику Т.И. Баклановой «Музыка». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
3 класс: Т.И. Бакланова. Музыка. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель. 2011г.
Т.И. Бакланова. Обучение в 3 классе по учебнику Т.И. Баклановой «Музыка». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
4 класс: Т.И. Бакланова. Музыка. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель. 2011 г.
Т.И. Бакланова. Обучение в 4 классе по учебнику Т.И. Баклановой «Музыка». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
1 класса
Личностные.
У обучающихся будет сформировано:
- положительное отношение к урокам музыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
- осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
- внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
- эмоционально ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
Предметные
Учащиеся научатся:
- основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
- узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
- рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
- связывать художественно образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
- владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
- различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
- выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
- узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
- использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
- выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
- воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
- выполнять упражнения арт-терапии;
- выполнять творческие музыкально композиционные задания;
- пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- выполнять музыкально творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
- вносить коррективы в свою работу;
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т.д. (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
- включаться в самостоятельную музыкально творческую деятельность;
- участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- «читать» условные знаки, данные в учебнике;
- находить нужную информацию в словарях учебника;
- различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад;
- виды музыкального искусства;
- сопоставлять художественно образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- читать нотные знаки;
- сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;
- характеризовать персонажей музыкальных произведений;
- группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- выслушивать друг друга, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражать эмоционально ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
- высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
• чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
• эмоционально ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа;
• эмоционально ценностного отношения к Государственному гимну России;
• понимания разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека;
• положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты;
• мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;
• эмоционально ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы);
• различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни);
• определять куплетную форму и вариации;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
• эмоционально образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
• исполнять в вокальном ансамбле и в хоре одноголосные вокальные произведения с сопровождением;
• сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно-образном содержании музыки;
• выявлять особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другим видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
• различать виды ансамблей (инструментального, вокального), хоров (народного, академического, церковного) оркестров (народных инструментов, духового и симфонического);
• узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова;
• слышать в музыке и рассказывать о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
• читать и записывать нотные знаки; воспроизводить по нотам ритмические рисунки, короткие мелодии;
• использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и детских операх;
• выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
• самостоятельно выполнять упражнения арт-терапии;
• сочинять небольшие мелодии;
• пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать цель выполняемых действий;
• понимать важность планирования работы;
• выполнять музыкально творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
• вносить коррективы в свою работу;
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т.д. (под руководством учителя);
• решать творческие задачи, используя известные средства.
Учащиеся получат возможность научиться:
• продумывать план действий при драматизации музыкальных произведений, при создании проектов;
• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• включаться в самостоятельную музыкально творческую деятельность (музыкально-исполнительскую, музыкально-пластическую,сочинительскую);
• использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально творческих проектов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно образном содержании музыки;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
• различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
• сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
• характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;
• группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);
• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
- пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря;
• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет);
• классифицировать музыкальные произведения по жанрам, видам, по создателям музыки (композиторам);
• различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);
• характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского Корсакова;
• читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах;
• выражать эмоционально ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально выразительным средствам;
• слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
• активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;
• выражать эмоционально ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
• чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
• эмоционально ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки;
• понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа;
• понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;
• ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально личностные позиции;
• уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России;
• положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;
• мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;
• эмоционально ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• исполнять Государственный гимн Российской Федерации;
• объяснять значение понятия «классическая музыка»;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;
• называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;
• исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
• различать виды музыкально исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);
• называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);
• использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;
• понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;
• устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;
• выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
• определять на слух основные жанры музыки;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально сценического искусства;
• различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;
• называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;
• передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;
• использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
• выполнять музыкально творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);
• вносить коррективы в свою работу;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей
работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческие задачи, используя известные средства;
• объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
• участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально творческих заданий;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально творческой работы;
• включаться в самостоятельную музыкально творческую деятельность (музыкально исполнительскую, музыкально-пластическую, сочинительскую);
• применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
• различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы);
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
• различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
• сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
• характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;
• группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);
• различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);
• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;
• характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.
Учащиеся получат возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;
• объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах;
• выражать эмоционально ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально выразительным средствам;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе;
• слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
• активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;
• выражать эмоционально ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.
4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры;
• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства;
• эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы;
• понимания причин успеха в творческой деятельности;
• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально поэтического творчества народов мира;
• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• воспринимать музыку различных жанров;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• находить и передавать информацию:
–о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
–о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
–о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
–о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании;
–об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
–о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д.Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
–о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России;
–об авторской песне;
• определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне;
• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
• называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира;
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения;
• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
• определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках);
• различать танцевальную музыку по особенностям её музыкально-выразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
• соотносить выразительные и изобразительные интонации;
• характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
• воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально поэтической и музыкально-пластической импровизации;
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально пластических импровизациях;
• использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно-образное содержание и интонационно мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.);
• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности);
• использовать доступные методы арт-терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
• представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
• собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);
• основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
• следовать при выполнении музыкально творческой работы инструкциям учителя;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально творческой работы;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально творческой работы;
• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить цели и задачи в проблемно творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения;
• осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально пластическом движении и импровизации);
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкально творческих задач;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы с учётом разных критериев;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам);
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;
• выделять художественный смысл различных форм построения музыки;
• различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
• различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам;
• устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• выступать с аудио , видео и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
• составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;
• выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально творческой деятельности;
• выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1 класс.
№ | Разделы и темы программы | Количество уч. ч. |
1 | Волшебное царство звуков | 9 |
2 | Сказочная страна | 7 |
3 | На родных просторах | 9 |
4 | Остров музыкальных сокровищ | 8 |
итого | 33 |
2 класс
№ | Разделы и темы программы | Количество уч. ч. |
1 | В сокровищнице волшебницы Музыки | 16 |
2 | Встречи с великими композиторами | 9 |
3 | В стране музыкальных инструментов | 6 |
4 | В певческой стране | 3 |
итого | 34 |
3 класс
Разделы и темы программы | Кол-во уч. ч | РКМ | |
1 | В сокровищнице волшебницы Музыки | 16 | 1 |
2 | В музыкальном театре | 10 | |
3 | В музыкальном музее | 8 | |
итого | 34 | 1 |
4 класс
№ | Разделы и темы программы | Кол-во уч. ч |
1 | Путешествие по миру старинной европейской музыки | 9 |
2 | Музыкальное путешествие от Руси до России | 11 |
3 | Музыкальный мир России ХХ века | 14 |
итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс (33ч.)
В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам, ритмам и мелодиям; от них — к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ.
Волшебное царство звуков (9 часов). Где музыка берет начало? На зеленом лугу. В вихрях грозы. У тихого пруда. Высоко в горах. В летнем лесу. В осеннем лесу. Во владеньях Его Величества Ритма. Во дворце королевы Мелодии.
«Сказочная страна» (7 часов). Сказочные картины (Курочка Ряба). Колобок. Волк и семеро козлят. Волшебное озеро. Сказочный лес. В пещере горного короля. Царство Деда Мороза.
Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрываются её связи с театром, кино и другими видами искусства.
На родных просторах (9 часов). Моя Россия. В песне душа народа. В гостях у народных инструментов. Большой хоровод. Здравствуй, масленица! Бравые солдаты. Мамин праздник. Путешествие по музыкальному городу. На родных просторах.
Знакомство с народной музыкой страны.
Остров музыкальных сокровищ (8 часов). Океан – море синее. Три чуда. Чудесные цветы. Карнавал животных. Музыкальный клад (4ч): волшебная флейта; старая шарманка; музыкальная шкатулка; музыкальные картинки.
Воображаемое плавание от родных «музыкальных» берегов по мировому музыкальному пространству – к шедеврам мировой музыкальной культуры.
2 класс (34ч.)
Во 2 классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность музыкального искусства и его роль в жизни человека, а также получают представление о тех, кто создаёт музыкальное искусство и о тех, кто его исполняет.
В сокровищнице волшебницы Музыки (16 ч.). Музыкальное зеркало. Музыкальные часы (5ч). Музыкальные часы: доброе утро. Музыкальные часы: шумный день. Музыкальные часы: добрый вечер. Музыкальные часы: тихая ночь. Музыкальный календарь (4ч). Музыкальный календарь: музыка осени. Музыкальный календарь: музыка зимы. Музыкальный календарь: музыка весны. Музыкальная машина времени (3ч): времена рождения музыки. Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина. Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разных стран. Музыкальный глобус (2ч): музыка народов России; едем в далекие края. Волшебная музыкальная палочка.
Формирование у учащихся представлений о музыкальном искусстве, как отражение мира в музыкальных образах.
Встречи с великими композиторами (9 ч). На родине М.И.Глинки (5ч): среди долины; «Камаринская»; в музыкальной гостиной; под звон колоколов; сердце Родины. В родительском доме П.И.Чайковского (2ч): мама; детские песни. Морское плавание с композитором Н.А.Римским-Корсаковым (2ч): во владениях Морского царя; ветер по морю гуляет.
Знакомство учащихся с понятием «композитор» как создатель музыки. Формирование представлений отраженных в музыке образах природы, о благотворном влиянии любви композитора к природе на его творчество.
В стране музыкальных инструментов (6 ч.). Семейство ударных инструментов. Семейство духовых инструментов. Семейство струнных инструментов. Инструментальный ансамбль. Оркестр. Оркестр народных инструментов.
Формирование представлений учащихся о музыкантах-исполнителях как «связующем звене» между композиторами и слушателями.
В певческой стране (3 ч.). У кого какой голос? Вокальный ансамбль. Хор.
Формирование представлений учащихся о музыкантах-исполнителях как «связующем звене» между вокальной музыкой и слушателями.
3 класс (34ч.)
В 3 классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живёт Музыка, — «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства, с его создателями и исполнителями. Особое внимание уделено знакомству детей с камерной вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально-сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами.
В сокровищнице волшебницы Музыки (16ч.). Концертные залы. Концерт хоровой музыки (6ч). Концерт хоровой музыки: гимн; церковное песнопение; хор; кантата. РКМ (1ч). Архангельская земля богата талантами. Северный русский народный хор. Северные колокольные звоны. Концерт камерной музыки (4ч): романс; пьеса; соната. Концерт симфонической музыки (4ч): симфония; А.П.Бородин Симфония №2 «Богатырская»; симфоническая картина; симфоническая сюита.
Формирование представлений о концертах как одной из наиболее распространённых форм публичных выступлений музыкантов.
В музыкальном театре (10ч.). Музыкальные театры. Опера (3ч). М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила», Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка», оперы для детей. Балет (4ч) П.И.Чайковский «Лебединое озеро», П.И.Чайковский «Спящая красавица», И.Ф.Стравинский «Петрушка», в детском музыкальном театре. Оперетта. Мюзикл.
Знакомство учащихся с театральными музыкальными жанрами.
В музыкальном музее (8 ч.). Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира (2ч). Музыкальные инструменты. Музыка и техника. Музыка и изобразительное искусство (2ч). Музыка и книги (2ч).
Формирование интереса у учащихся к отечественному и мировому музыкальному наследию. Показать грани музыкальной деятельности в современной жизни человека.
4 класс (34ч.)
В 4 классе школьники приглашаются в музыкальные путешествия по следующим образовательным маршрутам:
—по миру старинной европейской музыки;
—от Руси до России;
—по России ХХ века;
— в гости к народам России.
Путешествие по миру старинной европейской музыки (9ч.). Встречи со знаменитыми композиторами (3ч): И.С.Бах; В.А.Моцарт; Л.Бетховен. В рыцарских замках (1ч). На балах (4ч): полонез; вальс и его король – композитор И.Штраус; менуэт, гавот, мазурка, полька. На карнавалах: Р.Шуман «Карнавал».
Знакомство с творчеством западно-европейских композиторов. Познакомить учащихся с зарубежной классической музыки.
Музыкальное путешествие от Руси до России (11ч.). С чего начинается Родина? Русь изначальная (2ч) И.Ф.Стравинский балет «Весна священная»; М.Балакирев симфоническая поэма «Русь». Русь православная (2ч): церковные песнопения; колокольные звоны. Русь скоморошья. Русь сказочная (2ч): И.Стравинский балет «Жар-птица»; Н.А.Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане». Русь былинная Н.А.Римский-Корсаков оперы «Садко». Русь героическая (2ч): А.Бородин опера «Князь Игорь»; М.И.Глинка опера «Иван Сусанин».
Формирование у учащихся представлений о связи музыки российских композиторов с историей нашей страны.
Музыкальный мир России ХХ века (14 ч). Музыка революции. У пионерского костра. В кинотеатре и у телевизора. Музыка о войне и на войне (2ч): песни советских композиторов; Д.Шостакович симфония №7 «Ленинградская». Музыка на защите мира: Д.Кабалевский кантата «Песня утра, весны и мира». На космодроме. На стадионе. На фестивале авторской песни. У колыбели. На свадьбе. На фольклорном фестивале (3ч): выступают фольклорные ансамбли; кто на чем играет? выступают ансамбли народного танца.
Знакомство учащихся с музыкой советских композиторов и формирование у учащихся представлений о музыке как «зеркале» исторических событий.
При реализации программы необходимо использовать разнообразные педагогические технологии (сотворчества, сотрудничества, личностно-ориентированного подхода и др.), творческие проекты, дифференцированные обучающие, развивающие и диагностирующие задания. Программой предусмотрены различные сочетания инвариантных и вариативных тем и заданий, проблемные ситуации, самостоятельный информационный поиск, интеграция различных видов художественно-творческой и художественно-познавательной деятельности учащихся.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Специфика оценки на уроках музыки определяется тем, что музыка изучается как живое искусство в его неразрывной связи с жизнью. Поэтому оцениванию подлежат опыт эмоционально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др., и соответствующие планируемым результатам знания и способы деятельности выпускников начальной школы. Полнота оценки планируемых результатов по музыке обеспечивается тем, что итоговая оценка складывается из накопленной оценки различных учебных достижений и результатов выполнения итоговой работы. Накопленная оценка отражает динамику индивидуальных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов. При этом учитывается степень активности учащегося не только в коллективно-творческой деятельности на уроке, но и в сфере внеклассной, внеаудиторной работы. Важным показателем успешности становления музыкальной культуры и достижения планируемых результатов является участие учащихся (выпускников) в различных формах культурно-досуговой деятельности класса и школы.
Э.А.Абдуллин определил следующие критерии оценки учащихся начальной школы на уроках музыки:
«5» - соответствие трем критериям либо первым двум:
- проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на нее; высказывания о прослушанном или исполненном произведении;
- активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;
- рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
«4» - соответствие двум или одному критерию.
«3» - отсутствие соответствия данным критериям.
«2» - недопустима.
«1» - недопустима.
Существуют способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы:
- выставление оценок со знаком «плюс» и «минус»;
- словесное дополнение оценки;
- выставление оценки в дневнике, сопровождаемое записью, адресованной родителям;
- поощрение двойной оценкой.
Оценивать следует все виды музыкальной деятельности детей на уроке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Нормативные документы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
2. «Федеральный государственный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. N 373" в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 в ред. приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889
4. Концепция художественного образования в РФ, 2002.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009
6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2.- 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.- 231 с.
7. Программа Т.И.Баклановой «Музыка 1-4 классы» АСТ: Астрель, 2011
Литература.
1. Алексеева Л.Н. Музыкальная азбука. 1 кл. — М., 1997.
2. Бакланова Т.И. Музыка. 1 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы М., АСТ, Астрель 2010.
3. Бакланова Т.И. Музыка. 2 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы М., АСТ, Астрель 2011.
4. Бакланова Т.И. Музыка. 3 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы М., АСТ, Астрель 2011.
5. Бакланова Т.И. Музыка. 4 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы М., АСТ, Астрель 2011.
6. Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. — М., 1994.
7. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое: книжка о музыке. - М.. 1976.
8. Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.. 2000.
9. Радынова О.П. Сказка в музыке. — М., 2000.
Рекомендуемые музыкальные хрестоматии и фонохрестоматии.
1.Зверев 10.А., Зверев Н.А. Фонохрестоматия «Антология русской и западноевропейской музыки XII—XX вв». — И., 1997.
2. Науменко Г.М. Жаворонушки: русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. — М. — 1977. Вып. 1; 1981. Вып. 2; 1984. Вып. 3: 1988. Вып. 5.
3. Ригина Г.С. Хрестоматия по музыке для 1-го кл. четырехлет. нач. шк. – М., 1995.
4. Родной мир музыки: хрестоматия для начальной школы: в 4-х ч. / сост. Л.А. Аметова, Н.Ф. Астафьева. Т.Н. Бакланова. — И., 1999.
Методические пособия для учителя.
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Т.И. Бакланова. Обучение в 1 классе по учебнику "Музыка": Программы, методические рекомендации, поурочные разработки / Т.И. Бакланова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 144 с. - (Планета знаний).
3. Бакланова Т.И. Музыка для детей. Музыкальные путешествия и основы пения: Книга для семейного чтения и творческого досуга.
4. Ампарова Н.Н.. Николаев В.А. В зимнем лесу: музыкально-игровой материал дли дошкольников и младших школьников. — М., 2002.
5. Бакланова Т.Н., Новикова Г.П. Музыкальный мир: интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста. — М., 2000.
6. Бакланова Т.Н., Сокольникова Н.М., Степанова В.В., Шпикалова.Т.Я. Искусство: программа интегрированного курса. 1—9 кл. — М., 1997.
7. Безбородова Л.А.. Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — M., 2002.
8. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. — Ташкент. 1985.
9. Вайкль Б. О пении и прочем умении. — М., 2002.
10. Зинкевич Т.Д., Михайлов A.M. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1996.
11. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. — М., 1989.
12. Кожсохина С.К. Путешествие в мир искусства. — М., 2002.
13. Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб., 1999.
14. Науменко Г.М. Этнография детства. — М., 1998.
15. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! русское народное детское музыкальное творчество. — М., 1988.
16. Оклендер В. Окно в мир ребенка. — М., 1997.
17. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. — М., 2000.
18. Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. — СПб., 2000.
19. Радынова О.П. Баюшки-баю. — М., 1995.
20. Струве Г.А. Школьный хор. — М., 1981.
21. Тренинг по сказкотерапии: сборник программ по сказкотерапии / под ред. Т.Д. Зинкевич. — СПб., 2002.
22. Фельденкрайз М. Осознание через движение: двенадцать практических уроков / пер. с англ. М. Папуш. — М., 2000.
23. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. — М., 1994.
24. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. — М.. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательная программа общего начального образования УМК «Планета знаний» 2 класс
ОглавлениеПояснительная запискаРаспределение учебного времени прохождения программного материалапо физической культуре (2-4 классы)Содержание учебной программыМесто учебного предмета в учебном планеКа...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...
Рабочая учебная адаптированная программа по предмету «Физическая культура» для 1- 3 классов
Рабочая учебная адаптированная программа по предмету «Физическая культура» для 1- 3 классов...
Рабочая программа по кружку "Веселые нотки", рабочие программы по музыке для 1,2,3,4 классов по УМК "Планета знаний"
Пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, календарно-тематический план...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....