Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 2 класса по программе КРО VII вида
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2009г.) и общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе под редакцией С. Г. Шевченко. В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащихся с ЗПР и специфика усвоения ими учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_podhod_v_obuchenii_detey_s_zpr_v_usloviyah_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.rar | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 им. В. Маскина ж. –д ст. Клявлино
Зачетная работа по курсу
«Современный подход в обучении детей с ЗПР в условиях образовательного учреждения»
ИОЧ № 22650
ВБ – IV
срок обучения с 26.03-30.03.12 г
Рабочая учебная программа по предмету «Окружающий мир»
для обучающихся 2 класса основной общеобразовательной школы и обучающихся 2 класса
по программе КРО VII вида
на 2011-2012 уч. год
Программу составила учитель начальных классов Т. А. Базанова
ст. Клявлино, 2011г.
Утверждаю ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.- д ст. Клявлино Директор школы _________________ | Согласовано на МС Протокол №1 от 27 августа 2011 г. Руководитель МС_______ | Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 26 августа 2011 г. Руководитель МО______ |
(Ф.И.О.) Л. Н. Харымова Приказ № 148 - ОД от 31августа 2011г. | (Ф.И.О.) Н. В. Шерстнева | (Ф.И.О.) Н. А. Матвеева |
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2009г.) и общегосударственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе под редакцией С. Г. Шевченко. В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащихся с ЗПР и специфика усвоения ими учебного материала.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас: учебник для 2 класса нач. шк. в 2 ч./ М.: Просвещение, Плешаков А.А. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / М.: Просвещение, 2010 Рабочие тетради, являющиеся приложением к базовым учебникам общеобразовательных школ (содержание и изложение учебного материала в рабочих тетрадях соответствует программам коррекционно-развивающего обучения и коррекционных школ 7 вида):
Плешаков А.А. Методическое пособие к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас» ./ М.: Просвещение, 2008
Казакова О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» А.А.Плешакова для 2 класса / М.: «ВАКО» 2010
Логика изложения и содержания рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу изменений не внесено.
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю - 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА: Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.
Целью данного курса является
- воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе мыследеятельностного подхода в образовании;
Задачи:
- формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формировать чувство сопричастности к жизни природы и общества;
- формировать личностные качества культурного человека - доброты, терпимости, ответственности;
- формировать образное представление о природе родного края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине;
- формировать опыт экологически обоснованного поведения в природе и социальной среде;
- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;
- осуществлять подготовку к изучению естественно - научных и общественных дисциплин;
- формировать навык работы с научным текстом.
Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитии речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся.
Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у детей развиваются наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения. Характерными особенностями содержания программы «Окружающий мир» являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности, у детей с ЗПР недостаточно сформированы восприятие, память, произвольная деятельность. Система изучения окружающего мира способствует развитию данных познавательных процессов, у детей с ЗПР формируется диалоговая речь.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществляется на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира, идея экологической целостности мира, идея уважения к миру.
Многообразие, как форма существования мира, ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры.
Экологическая целостность мира - важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Уважение к миру - это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанная на познании самоценности сущего, на включение в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.
Отбор учебного материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися предметов и явлений близкой их жизненному опыту окружающей действительности, для формирования умений обсудить и рассказать о них. Изучение программного материала позволит каждому ученику понять свое место в окружающем мире (в системе человек — природа — общество); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Уроки «Окружающий мир» должны развить у детей способности:
вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;
составлять высказывания из четырех- или пятисловных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
усвоить навыки правильного поведения и общения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения:
- Индивидуальная
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
- Экскурсия
Перечень обязательных лабораторных, практических и других видов работ
2 класс
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Знакомство с достопримечательностями родного города.
Весенние изменения в природе.
Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы.
Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу.
Основные приемы чтения карты.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе;
- основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: холм, овраг, гора; основные виды естественных водоемов; части реки;
- названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
№ п.п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Дата | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители | Домашнее | ||
Где мы живем (2 ч) | дети с норматированным развитием | дети с ЗПР | дети с норматированным развитием | дети с ЗПР | |||||
1 | Твой адрес в мире | Комбинированный | Название нашей планеты – Земля. Россия – многонациональное государство. Знакомство с государственной символикой (герб, флаг, гимн) | Знать: – название нашей планеты; – родной страны и ее столицы; – региона, где живут учащиеся. Уметь: – называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, город, улица, дом, квартира; – давать устное описание объектов окружающего мира | Фронтальная беседа | Работа по карточке | с. 5–7 | ||
Знать: – название региона, где живут учащиеся | |||||||||
2 | Что нас окружает | Комбинированный | Объекты живой и неживой природы: люди, животные, здания, машины и т. д. Отличие объектов природы от созданных человеком | Знать, что нас окружает; предметы живой и неживой природы. Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов | Проверочная работа | Проверочная работа (используя опорную карточку) | с. 8–13 | ||
Природа (21 ч) | |||||||||
3 | Неживая и живая | Комбинированный | Солнце, воздух, вода, растения, животные – окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе | Знать: – названия времён года; – общие условия, необходимые для жизни растений и животных. Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы | Текущий. | с. 14–15 | |||
Решение кроссвордов | Работа в тетради на печатной основе № 1 | ||||||||
Знать: – основные свойства воздуха и воды; | |||||||||
4 | Явления | Комбинированный | Природные явления. Сезонные изменения в природе | Знать: – понятие «явления природы»; – основные свойства воздуха и воды. Уметь: – различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; – определять признаки сезонных изменений в природе; | Текущий. | с. 16–17 | |||
Заполнение дневников наблюдений | Работа в тетради на печатной основе № 1 | ||||||||
Уметь: – определять температуру воздуха, воды и тела человека | |||||||||
5 | Как измеряют температуру? | Практическая работа | Знакомство с различными видами термометров. Правила пользования ими. Уметь измерять и записывать температуру. Опыты с природными объектами, простейшие измерения температуры воздуха, воды | Знать: – правила измерения температуры; – названия времён года. Уметь определять температуру воздуха, воды и тела человека | Текущий. Индивидуальный опрос | Работа в тетради на печатной основе № 1 | с. 18–19 | ||
Знать: – понятие «температура»; | |||||||||
6 | Что такое погода? | Комбинированный | Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя | Знать: – понятие «погода»; – названия времён года; – названия осенних месяцев; – основные свойства воздуха и воды. Уметь: – отмечать погоду в дневнике наблюдений; – определять признаки сезонных изменений в природе; – определять температуру воздуха, воды и тела человека | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 20–23 | ||
7 | Урок-экскурсия «В гости к осени» | Урок-экскурсия | Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе | Знать правила поведения на экскурсии. Уметь: – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – выполнять правила поведения в природе | Фронтальная беседа. Тест | Тетрадь, с. 13, № 1 | |||
8 | В гости к осени | Комбинированный | Особенности времен года от изделий). Понимание связи неживой и живой природы | Знать: – признаки осени; – названия осенних месяцев; – основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | Проверочная работа | Проверочная работа с опорой на карточки-подсказки | с. 24–29 | ||
9 | Звёздное небо | Комбинированный | Земля – планета | Знать: – понятия «звездное небо»; – «созвездие». Уметь: – работать с картой звездного неба; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о нашей планете | Текущий. Решение кроссвордов | с. 30–33 | |||
10 | Заглянем в кладовые земли | Практическая работа | Неживая и живая природа Понимание связи неживой и живой природы | Знать: – состав гранита. Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы | Текущий. Заполнение дневников наблюде ний | с. 34–37 | |||
Знать: – понятия «горная порода» и «минералы»; – названия и отличия горных пород от минералов (3 минерала); | |||||||||
11 | Про воздух | Комбинированный | О чистом воздухе и его необходимости для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами | Знать: – основные свойства воздуха и воды; – общие условия, необходимые для жизни растений и животных. Уметь: – определять свойства воздуха; – определять признаки сезонных изменений в природе; – определять температуру воздуха, воды и тела человека | Текущий. Индивидуальный опрос | Работа в тетради на печатной основе № 1 | с. 38–41 | ||
12 | И про воду | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды | Знать, где используется вода, как и почему она загрязняется. Уметь: – называть свойства воды; – роль воды для живой природы; | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работа в тетради на печатной основе № 1 | с. 42–45 | ||
Уметь: – называть очистительные сооружения | |||||||||
13 | Какие бывают растения? | Практическая работа | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различие) | Знать: – чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; – лиственные и хвойные деревья; Уметь: – называть дикорастущие и культурные растения родного края (различие) | Фронтальная беседа. Тест | Красная книга | с. 46–49 | ||
Знать: – 2–3 вида растений, занесённых в Красную книгу Уметь: – определять растения; | |||||||||
14 | Какие бывают животные? | Комбинированный | Животные: разнообразие Взаимосвязь растений и животных | Знать: – общие условия, необходимые для жизни животных; – особенности внешнего вида животных и растений; – особенности ухода за домашними животными; – меры безопасности при общении с животными; Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | Проверочная работа | Работа в тетради на печатной основе № 1 | с. 50–53 | ||
Знать: – 2–3 вида животных, занесённых в Красную книгу. | |||||||||
15 | Невидимые нити | Комбинированный | Связи между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой | Знать понятие «невидимые нити в природе». Уметь устанавливать взаимосвязи в природе | Текущий. Решение кроссвордов | Материал дается только для ознакомления | с. 54–57 | ||
16 | Невидимые нити в осеннем лесу | Комбинированный | Особенности времен года (на основе наблюдений). Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе | Знать понятие «невидимые нити в природе». Уметь устанавливать связи между: а) растениями и животными; б) грибами и животными; в) грибами и растениями | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | Работа по карточкам для закрепления ранее пройденного | с. 58–61 | ||
17 | Дикорастущие и культурные растения | Комбинированный | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края | Знать дикорастущие и культурные растения. Уметь: – делить растения на дикорастущие охране | Текущий. Индивидуальный опрос. Тест | Красная книга | с. 62–65 | ||
Уметь: – различать части растений, отображать их на рисунке; – оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её | |||||||||
18 | Дикие и домашние животные | Комбинированный | Деление на домашних и диких животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивание детёнышей | Знать: – общие условия, необходимые для жизни животных; – особенности внешнего вида животных и растений; – особенности ухода за домашними животными; – меры безопасности при общении с животными. Уметь раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2–3 примера | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 66–69 | |||
19 | Комнатные растения | Практическая работа | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). | Знать особенности выращивания комнатных растений. Уметь выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений | Проверочная работа | Практическая работа | с. 70–73 | ||
20 | Животные живого уголка | Комбинированный | Животные: разнообразие | Знать: – представителей живого уголка; – правила ухода за животными живого уголка. Уметь правильно ухаживать за животными живого уголка | Фронтальная беседа. Тест | с. 74–77 | |||
21 | Про кошек и собак | Комбинированный | Ответственность за животных, бережное отношение к животным. Наиболее распространенные породы кошек и собак | Знать: – породы кошек и собак; – правила ухода за животными живого уголка. Уметь: – называть редкие породы кошек и собак; – характеризовать условия жизни кошек и собак | Текущий. Решение кроссвордов | с. 78–81 | |||
Знать: – породы кошек и собак; Уметь: – называть редкие породы кошек и собак; | |||||||||
22 | Красная | Комбинированный | Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Знать: – 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. Выполнять правила поведения в природе Уметь устанавливать взаимосвязи в природе | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 82–85 | |||
Знать: – историю создания Красной книги; | |||||||||
23 | Будь природе другом | Урок-КВН | Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Знать 2–3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. Уметь: – объяснять экологические знаки; – выполнять правила поведения в природе | Текущий. Индивидуальный опрос | Работа в тетради на печатной основе № 1 | с. 86–89 | ||
Жизнь города и села (11 ч) | |||||||||
24 | Город и село | Комбинированный | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать: – понятия «город» и «село»; – названия строительных машин; – примеры различных видов транспорта; Иметь первоначальные представления о жизни города и села, об отдельных производственных процессах | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 96–99 | |||
Знать: – составные части экономики; – названия товаров; – понятия: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». | |||||||||
25 | Что такое экономика | Комбинированный | Человек – член общества. Неживая и живая природа | Знать: – названия строительных машин; – примеры различных видов транспорта; – названия товаров. Иметь первоначальные представления об экономике города и села, об отдельных производственных процессах | Фронтальная беседа | Работа в тетради на печатной основе | с. 100–103 | ||
Знать: – понятие «экономика»; – составные части экономики; | |||||||||
26 | Из чего что сделано | Комбинированный | Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | Знать: – материалы и объекты труда; – названия товаров; – названия профессий. Уметь определять материалы, из которых изготовлены товары | Проверочная работа | Проверочная работа С опорой на карточки-подсказки | с. 104–109 | ||
Знать: – составные части экономики. | |||||||||
27 | Как построить новый дом | Комбинированный | Неживая и живая природа | Знать: – названия строительных машин; – этапы строительства дома; – названия профессий. Уметь рассказывать о строительстве домов в городе и селе | Текущий. Решение кроссвордов | с. 110–113 | |||
28 | Какой бывает транспорт | Комбинированный | Человек – член общества. Неживая и живая природа | Знать: – понятие «транспорт»; – виды транспорта. Уметь приводить примеры различных видов транспорта | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 114–117 | |||
29 | За покупками | Урок-игра | Неживая и живая природа | Знать: – названия товаров; – понятия «торговля», «гастроном»; – названия профессий. Уметь: – характеризовать процессы «купли-продажи» | Текущий. Индивидуальный опрос | Работа в тетради на печатной основе | с. 118–121 | ||
Уметь: – классифицировать товары; | |||||||||
30 | Культура и образование | Комбинированный | Понятие о культурных и образовательных учреждениях | Знать: – понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; – названия профессий. Уметь называть профессии в сфере образования и культуры | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 122–125 | |||
31 | Все профессии важны | Комбинированный | Важность и значимость каждой профессии | Знать: – названия профессий; – особенности труда людей родного края. Уметь: – называть профессии своих родителей; – охарактеризовать 2–3 профессии | Фронтальная беседа. Тест | Работа в тетради на печатной основе | с. 126–129 | ||
32 | В гости к зиме | Урок-экскурсия | Времена года. Особенности времен года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий) | Знать: – признаки сезонных изменений в природе зимой; – названия зимующих птиц. Уметь проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе | Проверочная работа | Проверочная работа с использованием опорной карточки | тет- с. 51, № 1 | ||
33 | В гости к зиме | Комбинированный | Особенности времен года | Знать: – как растения и животные готовятся к зиме; – понятие «природное сообщество елового леса». Уметь называть особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом | Текущий. Решение кроссвордов | с. 130–137 | |||
34 | Невидимые нити в зимнем лесу | Комбинированный | Особенности времен года отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки зимы в неживой природе | Знать понятие «невидимые нити». Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 138–141 | |||
Здоровье и безопасность (10 ч) | |||||||||
35 | Строение тела человека | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: – основные системы органов человека, – правила сохранения и укрепления здоровья; Уметь: – определять органы человека; – рассказывать о функции основных систем органов строения человека | Текущий. Индивидуальный опрос | Работа в тетради на печатной основе | с. 6–9 | ||
Знать: – основные системы органов человека, их роль в организме; – понятие «здоровый образ жизни». | |||||||||
36 | Если хочешь быть здоров | Урок – путешес- твие по городу «Здоро-вейску» | Режим дня школьника. Правила организации домашней учебной работы | Знать: – правила сохранения и укрепления здоровья; – понятие «здоровый образ жизни»; – режим дня, Уметь: – выполнять режим дня, режим питания; – вести здоровый образ жизни | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 10–13 | |||
37 | Поговорим о болезнях | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья | Знать: – правила сохранения и укрепления здоровья. Уметь проводить профилактику болезней | Фронтальная беседа | Работа в тетради на печатной основе | с. 14–17 | ||
Знать: – понятие «болезнь»; | |||||||||
38 | Берегись автомобиля! | Урок-КВН | Правила личной гигиены, Правила движения по загородной дороге | Знать правила поведения на дороге, в транспорте; Уметь выполнять правила дорожного движения | Проверочная работа | Проверочная работа с использованием опорной карточки | с. 18–21 | ||
Знать дорожные знаки ПДД. | |||||||||
39 | Берегись автомобиля! | Урок-игра | Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение | Знать: – правила поведения на дороге, – дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения | Текущий. Решение кроссвордов. Тест | с. 22–25 | |||
40 | Домашние опасности | Комбинированный | Меры безопасности в домашних условиях | Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Уметь выполнять правила безопасного поведения дома | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 26–28 | |||
41 | Пожар | Комбинированный | Противопожарная безопасность. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | Знать: – правила безопасности, которые надо соблюдать дома; – правила противопожарной безопасности; – правила поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире. Уметь выполнять правила безопасного поведения дома | Текущий. Индивидуальный опрос | Работа в тетради на печатной основе | с. 29–31 | ||
42 | Лесные опасности | Урок-заочное путешествие | Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре) | Знать: – лесные опасности; – съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения; – правила экологической безопасности. Уметь: – правильно вести себя на природе; – выполнять правила поведения у водоёмов | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 32–33 | |||
43 | Как нужно купаться | Комбинированный | Правила безопасного поведения на воде. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, | Знать: – правила экологической безопасности, – как вести себя на природе; – правила поведения у водоёмов. Уметь выполнять правила поведения у водоема | Фронтальная беседа. Тест | Работа в тетради на печатной основе | с. 34–35 | ||
44 | Очень подо-зрительный тип… | Комбинированный | Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение | Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомые люди. Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми | Проверочная работа | Проверочная работа с использованием опорной карточки | с. 36–41 | ||
Общение ( 5 ч) | |||||||||
45 | Наша дружная семья | Комбинированный | Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи | Знать понятия «культура общения», «семья». Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе | Текущий. Решение кроссвордов | с. 46–49 | |||
46 | В школе | Комбинированный | Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учеба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций | Знать: – элементарные нормы общения в семье, в школе. Уметь применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах | Текущий. Заполнение дневнико в наблюдений | с. 50–53 | |||
Знать: – понятия «культура общения»; | |||||||||
47 | Правила вежливости | Комбинированный | Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. Понятие «культура поведения» | Уметь: – выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; – выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах | Текущий. Индивидуальный опрос | Работа в тетради на печатной основе | с. 54–57 | ||
Знать: – понятие «культура общения»; – правила вежливости. | |||||||||
48 | День рождения | Комбинированный | Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом | Уметь: – выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе; – выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах | с. 58–61 | ||||
Знать понятие «культура общения». | |||||||||
49 | Мы – зрители и пассажиры | Комбинированный | Культура поведения в общественных местах. Правила для пассажиров | Уметь выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре | Фронтальная беседа. Тест | Работа в тетради на печатной основе | с. 62–65 | ||
Знать понятия «зрители», «пассажиры», «культура общения». | |||||||||
Путешествия (18 ч) | |||||||||
50 | Посмотри вокруг… | Комбинированный | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта | Знать: – условные обозначения сторон горизонта. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | Проверочная работа | Проверочная работа с использованием опорной карточки | с. 70–73 | ||
Знать: – понятие «горизонт»; | |||||||||
51 | Для чего нужен компас? | Комбинированный | Определение сторон горизонта по компасу | Знать: – правила определения сторон горизонта с помощью компаса; – условные обозначения сторон горизонта. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки | Текущий. Решение кроссвордов
| с. 74–75 | |||
52 | Формы земной поверхности | Комбинированный | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Знать: – условные обозначения сторон горизонта. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 76–79 | |||
Знать: – формы земной поверхности; | |||||||||
53 | Водоёмы | Комбинированный | Разнообразие водоемов: река, пруд, озеро, море и т. д. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края) | Знать: – правила поведения у водоемов. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – различать по карте и показывать различные водоемы | Текущий. Индивидуальный опрос | Работа в тетради на печатной основе | |||
Знать: – понятие «водоем»; | с. 80–83 с. 84–87 | ||||||||
54 | В гости к весне | Комбинированный | Особенности времен года | Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | ||||
Знать признаки весны. | |||||||||
55 | В гости к весне | Урок-экскурсия | Особенности времен года | Знать: – названия времен года; – названия весенних месяцев, весенние явления; Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе | Фронтальная беседа. Тест | Работа в тетради на печатной основе | тет- с. 36, № 1 | ||
Знать: – три названия раннецветущих растений. | |||||||||
56 | В гости к весне | Комбинированный | Изменения в живой природе весной. Связь живой и неживой природы | Проверочная работа | Проверочная работа с использованием опорной карточки | с. 88–89 | |||
57 | Путешествие по родной стране | Комбинированный | Изображение нашей страны на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия – наша Родина. Города России (2–3): названия, достопримечательности, расположение на карте | Знать: – название родной страны; – условные обозначения сторон горизонта; Уметь: – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; – показывать на карте город Моск- – показывать на карте границы России, 1–2 города, столицу России, родной город | Текущий. Решение кроссвордов. Тест | с. 90–93 | |||
Знать: – Ф. И. О. первого космонавта, 2–3 созвездия. Уметь: называть 2–3 достопримечательности Москвы; | |||||||||
58 | Что такое карта и как её читать? | Комбинированный | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Знать: – понятие «карта»; – условные обозначения на карте. Уметь: – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; – показывать на карте город Москву – столицу России, границы России, 1–2 города, столицу России, родной город | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 94–95 | |||
59 | Путешествие по Москве | Урок-заочная экскурсия | Москва – столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Знать: – столицу России; – правила работы с картой. Уметь: – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; – показывать на карте город Москву – столицу России, границы России, 1–2 города, столицу России, родной город | Текущий. Индивидуальный опрос | Работа в тетради на печатной основе | с. 96–99 | ||
60 | Московский кремль | Комбинированный | Москва – столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Знать достопримечательности Москвы. Уметь: – показывать на карте город Москву – столицу России; – называть 2–3 достопримечательности | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 100–105 | |||
61 | Город на Неве. Путешествие по Оке | Комбинированный | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города России (2–3): название, достопримечательности, расположение на карте | Знать достопримечательности города на Неве. Уметь: – показать на карте город на Неве; – называть 2–3 достопримечательности | Фронтальная беседа | Работа в тетради на печатной основе | с. 106–115 | ||
62 | Путешествие по планете | Комбинированный | Глобус. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). | Знать: – правила работы с картой и глобусом; – условные обозначения на карте и глобусе; – условные обозначения сторон горизонта. | Проверочная работа | Проверочная работа с использованием опорной карточки | с. 116–121 | ||
63 | Путешествие по планете | Комбинированный | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). | Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | Текущий. Решение кроссвордов | с. 122–125 | |||
64 | Страны мира | Комбинированный | Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 126–131 | |||
Знать страны мира. Уметь: – показывать на карте 1–3 страны, столицу | |||||||||
65 | Страны мира | Комбинированный | Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Знать страны мира. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, 1–3 страны, столицу | Текущий. Индивидуальный опрос. Тест | тет- с. 60, № 4 | |||
66 | Путешествие в космос | Урок- игра | Земля – планета. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать фамилию первого космонавта, 2–3 созвездия. Уметь работать с картой звездного неба | Текущий. Заполнение дневников наблюдений | с. 132–135 | |||
67 | Впереди лето | Комбинированный | Познакомить с признаками лета. Правила купания, загара. Помощь при ожогах | Знать: – правила поведения у водоёмов; – названия времен года; – названия летних месяцев; – правила безопасности, которые надо соблюдать во время летнего отдыха. Уметь: – ориентироваться на местности с помощью компаса; – показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | Проверочная работа | Проверочная работа с использованием опорной карточки | с. 136–137 | ||
Заключение (1 ч) | |||||||||
68 | Что мы узнали и чему научились за год? | Урок-обобщение | Обобщить знания, полученные детьми за год | Уметь применять полученные знания на практике | Фронтальная беседа | Работа в тетради |
Содержание тем учебного курса
2 класс (68 ч)
Где мы живем (2 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (21 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (11 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (12 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (5 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (17ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Дополнительная литература:
- Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
- Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
- Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
- Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2010
Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
- Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
10. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2010
11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.
12. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV).
13. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс "Школа России"
Дана полная пояснительная записка к предмету "Окружающий мир", с характеристикой КИМов, с описанием НРК....
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» сос...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:· программа «Коррекционно- развивающее обучение для...
Рабочая учебная программа по математике учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
. Рабочая учебная программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллекту...
Рабочая учебная программа по чтению учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая учебная программа по чтению составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
. пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:Федерал...
Рабочая учебная программа по предмету "Окружающий природный мир" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.
Актуальность предмета «Окружающий природный мир» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок...