Рабочая учебная адаптированная программа по предмету «Физическая культура» для 1- 3 классов
рабочая программа по физкультуре (3 класс) на тему
Рабочая учебная адаптированная программа по предмету «Физическая культура» для 1- 3 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mks.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МКС (К) ОУ « С (К) ОШ №58»
Утверждаю: ________________ Программа рекомендована
Н. А. Никитина к работе педагогическим советом
директор МКС(К)ОУ «С(К)ОШ № 58»
«______» ______________2014 г. Протокол №
от «______» _________________2014 г.
Программа обсуждена на МО
учителей - предметников
Протокол № ____
от «____» ___________________2014 г.
Рабочая учебная адаптированная программа по предмету
«Физическая культура» для 1- 3 классов
(Составлена на основе программы по физическому воспитанию для 1 – 9 классов
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Авторы: В. М. Белов, С. В. Кувшинов, В. М. Мозговой)
Составитель программы
учитель физкультуры МКС (К)ОУ«С (К) ОШ № 58»
Н. Х. Мухомедчин.
Новокузнецк, 2014
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая учебная адаптированная программа составлена на основании авторской программы «Физическое воспитание для 1 - 4 классов», авт.: В. М. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Физическое воспитание. Подготовительный, 1 - 4 классы [Текст] / А. А. Абайдарекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова [и др.]; под общ. ред. В. В. Воронковой. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – ISBN 978-5-09-024857-0
Программа составлена на 66 часов – в 1 классе, на 105 часов во 2-3 классах, в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения в каждом классе.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- коррекция и компенсация физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных навыков;
- развитие у обучающихся основных физических качеств, привитие устойчивого положительного отношения к занятиям физкультурой;
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса - формирование положительных личностных качеств детей для успешной интеграции их в обществе.
Преподавание курса связано с преподаванием следующих учебных курсов и опирается на их содержание: природоведение, развитие речи на основе знакомства с явлениями и предметами окружающей среды.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Гимнастика.
- Легкая атлетика.
- Лыжная подготовка (начиная со 2-го класса).
- Подвижные игры.
Раздел «Гимнастика»
Физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. Простейшие виды построений, формирующие ориентировку в пространстве.
Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя – стоя, даются упражнения в исходном положении лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Они помогают ученикам овладеть комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Физическая нагрузка должна постоянно регулироваться за счет подбора упражнений, изменения исходных положений, числа повторений, интенсивности и последовательности их выполнения. Используются разнообразные упражнения, направленные на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
Раздел «Легкая атлетика»
Включает ходьбу, бег, метание. Обучение элементам легкой атлетики осуществляется на основе развития у детей двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость, координация и др.).
Раздел «Лыжная подготовка»
Уроки лыжной подготовки проводятся при температуре проводятся со 2 класса при температуре до -12ºС при несильном ветре (с разрешения врача школы). Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Раздел « Подвижные игры»
В раздел включены подвижные игры разного вида: коррекционные, игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с метанием и ловлей, игры с прыжками.
Подвижные игры направлены на развитие двигательных и физических навыков у детей.
Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
Отличительной чертой данного курса является:
В каждый урок физкультуры в начальной школе включаются общеразвивающие и корригирующие упражнения:
- основные положения и движения рук, ног, туловища, головы;
- упражнения на дыхание;
- упражнения на развитие мышц кистей рук и пальцев;
- упражнения на формирование правильной осанки;
- упражнения на укрепление голеностопных суставов и стоп;
- упражнения для укрепления мышц туловища.
Особенности организации учебного процесса по данному курсу:
Основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из 4 основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны).
Используются такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценка (похвала, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. По возможности каждый урок включает элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры.
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением ЦНС различной этиологии, возникающих на разных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позднотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих учащихся отмечается нарушение со стороны сердечно - сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акты с двигательной нагрузкой. Отмечаются отставания в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Двигательная недостаточность детей особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, перекрестной координации движений, пространственной организации моторного акта. Недоразвитие речи приводит к недостаточному осмыслению обучающимися речевых инструкций.
Следует отметить, что среди учеников имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждения нервной системы.
Обязательным является контроль за физическим развитием и физической подготовленностью обучающихся, что позволяет отслеживать динамику их развития с момента поступления в школу до ее окончания.
Контроль осуществляется в форме тестирования дважды в год – в сентябре и мае на уроках физкультуры.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Учебный предмет «Физическая культура» обеспечивает формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы; освоение правил здорового и безопасного образа жизни; способствует развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта – формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
Результаты освоения курса. Курс «Физическая культура» в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором он является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «настоящий друг».
2. Уважать членов своей семьи, своих родственников, любить своих родителей.
3. Уважение к своему народу.
4. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
5. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные результаты
Регулятивные
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять.
Познавательные
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые вопросы учителя товарищей по классу, самим задавать вопросы.
4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух тексты учебников, других художественных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Предметные результаты
1 – ый класс
Уметь пройти по гимнастической скамейке;
выполнять задания по словесной инструкции учителя;
ходить в колонне по одному, построиться в одну шеренгу;
правильно брать контрастные по величине и форме предметы, передавать и переносить их;
выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме.
Чередовать бег с ходьбой;
подпрыгивать на двух ногах и на одной ноге, мягко приземляться в прыжках;
метать теннисный мяч одной рукой с места.
Действовать целенаправлено в подвижныхъ играх под руководством учителя
2-ой класс
Уметь выполнять простейшие исходные положения по словесной инструкции учителя;
принимать правильную осанку в основной стойке, при ходьбе, а также сидя, лёжа;
не задерживать дыхание при выполнении упражнения;
сохранять равновесие при движении по гимнастической скамейке.
Отталкиваться одной ногой в прыжках и мягко приземляться в заданный ориентир;
метать мяч.
Прикреплять лыжи к обуви и снимать их;
выполнять поворот на месте, переступанием вокруг носков лыж в правую сторону.
Подчиняться правилам игры.
3-ий класс
Уметь выполнять строевые команды учителя, повороты направо, налево (переступанием);
отталкиваться двумя ногами от гимнастического мостика;
сохранять равновесие на гимнастической скамейке с предметом в руках;
лазать на четвереньках по наклонной плоскости вверх и вниз;
согласовывать движения рук и ног в лазании по гимнастической стенке;
коллективно переносить гимнастические снаряды.
Уметь выполнять высокий старт; бегать в медленном темпе 2 мин.; быстро пробежать 30 м ;
прыгать в длину и высоту, толкаясь одной ногой и мягко приземляясь на две;
метать малый мяч с места правой и левой рукой.
Уметь выполнять повороты на лыжах на месте вокруг пяток в правую и левую стороны; выполнять спуск на лыжах
в основной стойке; преодолевать на лыжах 0,5 – 1,0 км.
Уметь подчиняться правилам игры.
Тематический план
Физическая культура
1 класс (2 часа в неделю. Всего 66 часов)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов | К – во часов | Требования к результатам обучения | Форма конт роля | |||
теор. | практ. | Личностные | Матапредметные | Предметные | ||||
Раздел I. Гимнастика | 16 | 16 | 1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «настоящий друг». 2. Освоить роль ученика; формирование интереса к учению. | Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности. Познавательные 1. Определять умения, которые будут сформированы на основе данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя. Коммуникативные 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и принимать речь других. 5. Участвовать в паре. | Уметь: - пройти по гимнастической скамейке; - выполнять задания по словесной инструкции учителя; - ходить в колонне по одному, построиться в одну шеренгу; - правильно брать контрастные по величине и форме предметы, передавать и переносить их; -выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме. | |||
Раздел II. Легкая атлетика | 24 | 24 | 1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «настоящий друг». 2. Освоить роль ученика; формирование интереса к учению. | Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности. Познавательные 1. Определять умения, которые будут сформированы на основе данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя. Коммуникативные 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и принимать речь других. 5. Участвовать в паре | Уметь: -чередовать бег с ходьбой; - подпрыгивать на двух ногах и на одной ноге, мягко приземляться в прыжках; - метать теннисный мяч одной рукой с места. | |||
Раздел III. Подвижные игры | 26 | 26 | 1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «настоящий друг». 2. Освоить роль ученика; формирование интереса к учению. | Регулятивные 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности. Познавательные 1. Определять умения, которые будут сформированы на основе данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя. Коммуникативные 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и принимать речь других. 5. Участвовать в паре | Уметь: действовать целенаправленно в подвижных играх под руководством учителя | |||
Всего | 66 | 66 |
Тематический план
Физическая культура
3 класс (3 часа в неделю. Всего 105 часов)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов | К – во часов | Деятельность обучающихся | Формы контроля | |
теор. | практ. | |||||
Раздел I. Гимнастика: Строевые упражнения Общеразвивающие упражнения без предметов Общеразвивающие и корригирующие упражнения Элементы акробатических упражнений Лазание Висы Равновесие Опорные прыжки Ходьба | 27 | 27 |
Построение в колонну, шеренгу по инструкции учителя. Повороты на месте (направо, налево) под счет. Размыкание и смыкание приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в колонну по два через середину зала в движении с поворотом. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Реже шаг!» Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений
Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, с большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами Перекаты в группировке. Из положения лежа на спине «мостик», 2 – 3 кувырка вперед (строго индивидуально). Лазанье по гимнастической скамейке вверх и вниз разноименным и одноименным способами, в сторону приставными шагами, по наклонной гимнаст. скамейке (угол 20 – 30 град.) с опорой на кисти рук. Пролезание сквозь гимнастические обручи. Вис на гимнастической стенке на согнутых руках. Упор на гимнаст. бревне и скамейке, гимнастическом козле. Ходьба по гимнаст. скамейке с перешагиванием через предмет, по рейке гимнастической скамейки, с доставанием предметов с пола в положении приседа. Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различными положениями рук Подготовка к выполнению опорных прыжков. Прыжок боком через гимнаст. скамейку с опорой на руки. Прыжок в глубину из положения приседа. Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук. Ходьба с контролем и без контроля зрения. | Наблюдения учителя | ||
Раздел II. Легкая атлетика: Бег Прыжки Метание Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений) | 27 | 27 | Понятие высокий старт. Медленный бег до 3 мин (сильные дети) Бег в чередовании с ходьбой до 100 м. Челночный бег (3х5 м) бег на скорость до 40 м. Понятие эстафетный бег (встречная эстафета) Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, до 15 м. Прыжки в длину (место отталкивания не обозначено) способом согнув ноги. Ознакомление с прыжком с разбега способом перешагивание. Метание малого мяча левой, правой рукой на дальность в горизонтальную и вертикальную цель (баскетбольный щит с учетом дальности отскока на расстояние 4 – 8 м ) с места Перестроения из круга в квадрат по ориентирам. Ходьба до различных ориентиров. Повороты направо, налево без контроля зрения. Принятие и.п. рук с закрытыми глазами по команде учителя. Ходьба вперед по гимнаст. скамейке с различн. положениями рук. ног (одна нога идет по скамейке, другая по полу). прыжок в высоту до опр. ориентира. дозирование силы удара мячом об пол с таким условием, чтобы он отскочил на заданную высоту (до колен. до пояса, до плеч. Ходьба на месте под счет учителя от 15 до 10 сек., затем выполнение данной ходьбы с определением времени. | Наблюдения учителя Тестирование Тестирование Тестирование | ||
Раздел III. Лыжная подготовка | 24 | 24 | Построение в одну шеренгу с лыжами и на лыжах. Выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!» Передвижение скользящим шагом по учебной лыжне. Подъем ступающим шагом на склон, спуск с горки в основной стойке. Передвижение на лыжах до 800 м (за урок) | |||
Раздел IV . Подвижные игры: Коррекционные игры Игры с элементами общеразвивающих упражнений Игры с бегом и прыжками Игры с бросанием, ловлей и метанием Игры зимой | 27 | 27 | «Два сигнала», «Запрещенное движение» «Шишки, желуди, орехи», «Самые сильные», «Мяч – соседу» «Пятнашки маршем», «Прыжки по полоскам», «Точный прыжок», «К своим флажкам» «Зоркий глаз», «Попади в цель», «Мяч - среднему», «Гонка мячей по кругу» «Снегурочка», «Вот так карусель!» | Наблюдения учителя | ||
Всего | 105 | 105 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» для 2 класса (ФГОС)
Настоящая адаптированная рабочая программа по чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования н...
Адаптированная рабочая программа по предмету"Речевая практика", 2 класс, 8 вида
Адаптированная рабочая программа по предмету"Речевая практика", 2 класс, 8 вида...
Адаптированная программа по предмету «Технология» для 2 класса, ЗПР
Рабочая программа по предмету «Технология» для 2 класса составлена на основе:- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;- Федерального закона «Об образовании в Российс...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
Адаптированная программа по предмету "Речевая практика" 3 класс.
Адаптированная программа по предмету "Речевая практика" для детей с ОВЗ.Основная цель курса "Речевая практика" в начальных классах - развитие речевой коммуникации учащихся как спос...
Рабочая адаптированная программа по предмету "Речевая практика" (2 класс) коррекционная школа 8 вида
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:&mi...
Рабочая адаптированная программа по предмету "Русский язык" (2 класс) коррекционная школа 8 вида
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе Примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....