Образовательная программа хорового объединения «Созвездие».
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Долгова Светлана Васильевна

Хоровое пение – самый доступный вид коллективного музицирования для детей. Оно развивает художественный вкус, расширяет и обогащает музыкальный кругозор учащихся, способствует повышению культурного уровня.

            Настоящая образовательная программа учебного предмета «Хор» разработана для дополнительного образования общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Данная программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму  содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Хоровое пение».  Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_khor_90_gimnaziya_.doc142 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №90» Советского района г.Казань

       

Образовательная программа хорового

 объединения «Созвездие»

Составила – Долгова Светлана Васильевна,

преподаватель первой                                                            

                       квалификационной категории.

Срок реализации – 3 года

Возраст обучающихся – 9-13 лет

г. Казань 2014

Структура программы

  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Цели и задачи;

- Срок реализации;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Обоснование структуры программы;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации программы;

  1. Учебно – тематический план. Содержание программы.

 

     III.Требования к уровню подготовки обучающихся

 

     IV. Диагностика обученности воспитанников

   

    V.Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

   VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы; 

  1. Пояснительная записка

         Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

        Хоровое пение – самый доступный вид коллективного музицирования для детей. Оно развивает художественный вкус, расширяет и обогащает музыкальный кругозор учащихся, способствует повышению культурного уровня.

        Настоящая образовательная программа учебного предмета «Хор» разработана для дополнительного образования общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Данная программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму  содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Хоровое пение».  Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально – хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся в творческой атмосфере, приобщает детей к  духовным и культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.

         Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.

         Цель и задачи

        Цель:

  • привить интерес у обучающегося к музыкальному искусству, вокально-хоровому исполнительству;

        Задачи:  

  •  вооружить обучающихся системой опорных знаний, умений и способов в деятельности, обеспечивающей в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой. Привить  потребность в  музыкальном самообразовании и самовоспитании;
  •  научить детей особенностям академического исполнения, вокально - хоровым особенностям при исполнении произведения, художественно – исполнительским возможностям коллектива, профессиональной терминологии;
  • научить владеть навыками  сценического искусства и актёрского мастерства;
  • приобщать обучающихся к  современной  музыке,  научить преодолевать психологические комплексы при выходе на сцену;
  •   всесторонне развивать музыкальный слух – мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый;
  • формировать художественный вкус у воспитанников;
  •  создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
  •  создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества для включения в активную творческую деятельность.

        Срок реализации учебного предмета «Хор» 

        Срок реализации учебного предмета «Хор» для детей  в возрасте с девяти  до тринадцати  лет, составляет 3 года.

        Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное   значение данной программы. Создание в хоровом коллективе атмосферы творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела способствуют формированию личности ребёнка, помогают ему поверить в свои силы и содействуют раскрытию творческого потенциала.

        Задача руководителя  -  привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности. Необходимо научить детей правильному пению и приобщить их к прекрасному миру вокально-хоровой классики, народной музыки, современному композиторскому творчеству.

        Срок реализации учебного предмета.

Срок освоения данной программы для детей в возрасте с 9-13 лет, составляет 3 года.        Требование к уровню подготовки обучающихся.

        Уровень подготовки обучающегося должен обеспечивать целостное художественно – эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы комплекса знаний, умений и навыков. Результатом освоения программы по учебному предмету  «Хор» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  1. знание характерных особенностей академичекого пения, классических жанров и основных стилистических направлений академического исполнительства;
  2. знание музыкальной терминологии;
  3. умение грамотно исполнять музыкальные произведения в составе хора и вокального ансамбля;
  4.  уметь грамотно использовать вокально-технические приёмы исполнения в произведении  с учётом специфики предмета «Хор»;
  5. умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  6. приобретения навыка в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  7. приобретения навыка публичных выступлений;
  8.  овладение навыкам академического и эстрадного сценического искусства и актёрского мастерства;
  9.  умение на практике (по возможности), работать с микрофоном под минусовую фонограмму;
  10.  умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слов и музыки.

        Обоснование структуры учебного предмета «Хор»

        Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

        Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

        В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

         Методы обучения

        Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
  • прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  • применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

        Предложенные методы работы с хоровым коллективом программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

        

 

  1. Учебно – тематический план.

Тема

часы

теория

практика

1-го года обучения

1.

Формирование певческой установки

20

2

18

2.

Постановка певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»).

30

2

28

3.

Формирования начальных навыков певческой артикуляции.

20

2

18

4.

Формирования начальных навыков певческой интонации в диапазоне первой октавы.

24

4

20

5.

Ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.

18

2

16

6.

Формирование первоначальных навыков слаженности при работе в коллективе.

27,5

4

23,5

7.

Формирование навыка исполнения унисона.

18

2

16

ВСЕГО:

157,5

18

139,5

Содержание программы 1-го года обучения

         Цель:

 -  заложить основы вокально-хоровой исполнительской деятельности;

 -  сформировать начальные навыки ансамблевого  исполнительства;

        Задачи:

 -  формирование певческой установки;

 -  постановка певческого дыхания;

 -  формирование начальных навыков певческой артикуляции;

 -  формирование начальных навыков певческой интонации в диапазоне

1-ой октавы;

 - ознокомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним;

 - формирование первоначальных навыков  слаженности при работе в коллективе;

 -  формирование навыка исполнения унисона;

        Содержание учебного материала.

        Знакомство  с общими понятиями анатомии голосового аппарата и гигиены певческого голоса: гортань - как источник звука, органы дыхания

 (диафрагма как главная дыхательная мышца), резонаторы (головной, грудной). Необходимо  объяснить и показать учащимся рёберно-диафрагматическое дыхание. Полезны упражнения на «стаккато», которые дают возможность фиксировать работу мышц диафрагмы. Нужно следить, чтобы дыхание было плавным, т.к. толчок дыхания может вызвать зажатие голосовой щели, напряжение голосовых складок, которые перестают осуществлять смешанное голосообразование.

        Плавное дыхание, сохранение постоянного чувства опоры способствуют развитию ровности диапазона. При этом полезны упражнения на «легато». Первоначально вокальные упражнения должны строится на примарных тонах (певчески наиболее удобные звуки в центре диапазона певца).

        Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление правильного дыхания, его экономичного расходования и на формирование правильной позиции. Глотка должна быть всегда свободна, рот и губы – свободны и активны. Необходимо добиваться правильного положения корпуса, освобождения мышц лица, шеи, челюсти, свободного положения гортани. Полезны упражнения в пределах терции – квинты на сочетание гласных с согласными, например: ми, зи, мэй, ха, чха, и т. п. При этом следует следить за чистотой интонации.  Необходимо заниматься с  учениками  техникой речи (дикция, артикуляция). Разбирать произведения  по образам и настроению. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с микрофоном и основным правилам работы с ним. Научить слаженности при совместной работе. С первых занятий способствовать проявлению их инициативы.

Примерный репертуарный список:

В. Шаинский «Улыбка»

В Шаинский «Антошка»

В. Шаинский «Чунга-чанга»

В.Шаинский «Голубой вагон»

Калмогорова  «Бабушка»

Д.Тухманов «Песенка про ноты»

Д.Тухманов «Дровосек-жук»

Б. Савельев «Настоящий друг»

Г.Фиртич «Четыре таракана и сверчок»

2-ой год обучения

Тема

Часы

Теория

Практика

1.

Развитие навыков артикуляции (активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная четкость произношения согласных, формирования единой манеры пения гласных)

24

4

20

2.

Развития навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твердой атаки.

26

2

24

3.

Развития навыка анализа словесного текста и его содержания.

10

1

9

4.

Выработка ощущение головного резонирования.

18

2

16

5.

Формирование высокой певческой позиции.

28

4

24

6.

Расширение диапазона голоса.

25

2

23

7.

Усовершенствование навыка работы с микрофоном.

10

1

9

8.

Формирование навыка слияния тембров голосов при ансамблевом пении.

16,5

2,5

14

ВСЕГО:

157,5

18,5

139

                                           

  Содержание программы 2-го года обучения

        Цель:

 -  развитие начальных навыков вокального исполнительства – вокально-технических и музыкально-художественных.

        Задачи:

 - развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»);

 -    развитие навыков артикуляции(активизация артикуляционного аппарата: краткость, дикционная чёткость произношения согласных, формирование единой манеры пения гласных);

 -  развитие навыка мягкой атаки звука, формирования навыка твёрдой атаки звука(с целью активизации звукообразования);

 -  развитие навыка анализа словесного текста и его содержания;

 -  выработка ощущения головного резонирования;

 -  формирование высокой певческой позиции;

 -  расширение диапазона голоса (желательно до 1,5 октав);

 -  усовершенствование навыка работы с микрофоном;

 -  формирование навыка слияния тембров голосов при ансамблевом пении.;

 -  развитие навыка одноголосного пения.

        Содержание учебного материала.

        Следует продолжать упражнения на закрепление правильного дыхания, чистоты интонирования (как результата правильной координации голосового аппарата), а также упражнения на освобождение горла и снятие мышечного напряжения. Полезно рекомендовать учащемуся простейшие физические упражнения во время пения: повороты головы, корпуса.  Необходимо следить за свободой и раскрепощённостью голосового аппарата учащегося и уделять внимание правильному, одинаковому  формированию и чистоте звучания гласных, а так же развитию и укреплению пения согласных вместе с гласными. Ясное чёткое произношение согласных формирует дикцию, способствует чистоте интонации, экономит  дыхание и помогает активной подаче звука. Следует уделять достаточное внимание соединению грудного и головного регистров.

        Рекомендуется включать в репертуар песни с элементами джаза или песенки с переходами из мажора в минор или наоборот. Также возможно включать в репертуар маленькие несложные песенки на иностранном языке и  детские русские народные песни. Необходимо уделять достаточно внимания актёрским задачам при работе над репертуаром.

        Полезны упражнения, помогающие при работе с микрофоном: в момент исполнения песни поворачивать голову, корпус, делать шаги в разные стороны, фиксируя при этом руку с микрофоном.

педагога).

Примерный репертуарный список:

А.Гладких «Розовый слон»

А.Рыбников «Песенка красной шапочки»

Г. Гладков «Песня о волшебниках»

Д. Тухманов «Папа»

Р. Паулс «Золотая свадьба»

М. Минков «Дорога добра»

А.Зацепин «Остров невезения»

Г.Фиртич «Добрый жук»

В.Моцарт «Колыбельная»

В.Шаинский «Вместе весело шагать»

3-ий год обучения

Темы

Часы

Теория

Практика

1.

Закрепление навыка интонационного чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» второй.

28

4

24

2.

Работа над высокой певческой позицией.

18

2

16

3.

Сглаживание переходных звуков.

16

2

14

4.

Формирование ощущения головного и грудного резонирования.

12

2

10

5.

Развитие навыков звуковедения: пение на legato, stakkato, non legato.

16

2

14

6.

Развитие навыков одноголосного пения с элементами двухголосия.

16

2

14

7.

Целенаправленная работа над слаженностью ансамблевого выразительного исполнения- фразировкой, агогикой (сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата), динамической нюансировкой.

31,5

8

23,5

8.

Работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений.

10

1

9

9.

Работа с микрофоном под минусовую фонограмму.

10

1

9

ВСЕГО:

157,5

24

133,5

                                               

Содержание программы 3-го года обучения

                                                 

        Цель:

 - расширение параметров вокального исполнительства(расширение певческого диапазона, выравнивание звучности голоса на всём диапазоне);

            Задачи:        

 -   развитие певческого дыхания(развитие навыка «пение на опоре»);

 -  развитие навыков артикуляции(отнесение внутри слова согласных к последующему слогу);

 -   закрепление навыка интонационно чистого пения в певческом диапазоне от «ля» малой октавы до «фа» 2-ой октавы;

 -   работа над высокой певческой позицией;

 -   сглаживание переходных звуков;

 -   формирование ощущения головного и грудного резонирования;

 -   развитие навыков  звуковедения:  пение на легато, стаккато, нонлигато;

 -   развитие навыка одноголосного пения с элементами двухголосия;

 -  целенаправленная работа над слаженностью ансамблевого выразительного исполнения – фразировкой, агогикой(сопоставление двух темпов, замедление, ускорение, фермата),динамической нюансировкой;

 -   работа над выразительностью сценического образа, передаваемого через мимику, жесты, пластику движений;

 -   работа с микрофоном под минусовую фонограмму;

        Содержание учебного материала

        В этом классе можно вводить гаммы и арпеджио. Продолжается работа над переходными нотами и выравниванием регистров. Значительное внимание уделяется работе над атакой звука, которая очень важна для эстрадной манеры пения. Атака бывает мягкой, придыхательной, твёрдой. Основной атакой является мягкая атака. Придыхательная и твёрдая участвуют в формировании специфических приёмов эстрадно-джазового пения.

        В репертуар рекомендуется включать произведения зарубежных . Учащиеся должен уметь работать с микрофоном: отводить подальше от себя микрофон при высокой, громкой кульминационной ноте и приближать при исполнении речитатива  или низких нотах. Большое внимание должно уделяться сценическому движению – оно должно быть поставлено стильно, органично и красиво, в соответствии с замыслом исполняемого произведения.

Примерный репертуарный список:

Ж.Калмагорова «Дуэт»

Ж.Калмагорова «Отчий дом»

Ж.Калмагорова «Звездный дождь»

Ю.Вережников «Звездная принцесса»

Ю.Вережников  «Золушка»

Ю. Вережников «Лампа алладина»

В. Осошник «Капитошка»

Ж.Калмагоров «Дворовый рок – н – рол»

Л. Марченко «Как не странно»

Л. Марченко «Менуэт»         

                           

        При организации занятий хор делится на три  состава по15 человек.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные концерты школы, праздничные концерты, конкурсные выступления.  За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно 10-12  произведений.

     Прогнозируемый результат.

  Реализация программы должна обеспечить:

- развитие музыкальных способностей и творческих качеств обучающихся ;

- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;

- развитие навыка пения по нотам;

- умение осознанно применять навыки эстрадного пения для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;

- навыки исполнения двух, трехголосных произведений;

- формирования желания продолжить заниматься эстрадным вокалом,  как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении;

- способность взаимодействовать с окружением в соответствии с принятыми нормами и способность понимать  чувства и потребности других людей.

В результате обучения ансамблевому пению воспитанник должен знать и понимать:

- специфику певческого искусства;

- основные жанры современной и эстрадной музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития.

        Уметь:

- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять   произведения;

- исполнять свою партию в ансамбле, в том числе с ориентацией на нотную запись;

- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.

        III.  Требования к уровню подготовки обучающихся

        С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, необходимо создать комфортную, развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

-выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

-организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, концертов, творческих вечеров, и др.)

-организации посещения обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.).

Занятия  в расписании должны иметь свое определенное и устойчивое время. Стабильность в расписании – необходимое условие плодотворной учебной работы.

IV.Диагностика обученности воспитанников

        Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом, и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

        Показателем эффективности любого процесса служит конечный результат. Система оценок и контроля за процессом развития обучающихся, наполняется новым содержанием, появляется возможность анализировать рост навыков, темпы развития, ученика, объем проделанной работы.

        Контроль за учебным процессом предусмотрен учебным планом, разработанным на основании федеральных государственных требований и включает следующие виды :

-текущий контроль,

-промежуточный контроль,

Текущий контроль – наиболее оперативная проверка результатов.  В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться:

- прослушивания,

- индивидуальный опрос,

Так же текущий контроль заключается в проверке программного материала и может быть проведен в форме мини – концерта.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация  оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании  учебного года.

Промежуточная аттестация -  заключается в проверке программного материала. Данная форма аттестации может включать в себя следующие виды работ:

- сводные репетиции;

- индивидуальная работа с солистами;

- участие в конкурсах и фестивалях различных уровней;

        Использование разных форм открытых концертов дает возможность всем найти свою концертную площадку, своего слушателя, а следовательно способствует оживлению учебного процесса, росту интереса, расширению рамок репертуара юных исполнителей.

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Хор» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- степени подготовки  коллектива;

- формирование  у обучающегося  умений и навыков на определенном этапе обучения.

        V.Методическое обеспечение учебного процесса

        Хоровое  пение занимает особое место  в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.

        Ансамблевое  пение, несмотря на существенные различия  с академическим вокалом,  базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.

Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются:  близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре ( исключение – высокие мужские голоса ), отсутствие выраженного прикрытия «верхов», использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.

        Стоит отметить, что  предмет  «Хор» предполагает обучение  не только  правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и  умение работать с микрофоном, владение  сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же,  как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений.  В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя.  Привитие интереса к предмету «Хор» может проходить не только через урок, но и через внеклассные мероприятия, такие как: конкурсы, концерты.

        Петь хочет  практически каждый ребёнок за очень большим исключением. А для того, чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определённом трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.

Одним из самых распространенных недостатков у детей этого возраста является зажатость нижней челюсти. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не опускали низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушениях физиологии певческого процесса

        Все певческие навыки осваиваются в процессе музицирования, т.е. стремление выразить ярко и правдиво характер и содержание музыки заставляет преподавателя и детей добиваться необходимого качества певческого звука, а значит осваивать технические основы певческого процесса.

        Основой правильного пения служит правильное дыхание. Выработка спокойного и свободного дыхания является одной из главных задач на пути к овладению вокальным искусством. Чтобы сделать понятным прием, который поможет детям добиться лучшего результата, целесообразно использовать жизненные образы и таким образом делают прием понятным.

        Выработать навык глубокого вдоха помогает такое сравнение: «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый цветок». Умение экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределять его на целую фразу в пении – важная задача в выработке навыков певческого дыхания.

        Научить детей правильно взять дыхание и протянуть звук, спеть небольшую фразу на одном дыхании – первое требование в обучении пению. Умение петь legato составляет важнейшее качество голоса. На базе имеющихся навыков певческого дыхания, прививаются навыки цепного дыхания упражнение: гамма целыми нотами в нисходящем движении. Возобновлять дыхание следует тихо, не нарушая общей стройности звучания.

В  пении применяется и мягкая и твердая атака звука. Мягкая атака – основа певческого звучания. Звук воспроизводится осторожно, без толчка. При твердой атаке необходимо следить чтобы звук не был крикливым, форсированным.

        Важным методом воспитания правильного певческого звукообразования являются показ голосом самого педагога, демонстрация правильного звучания и ошибок.

В процессе выразительного пения у детей развивается творческое отношение к исполняемому произведению.

        Важно отметить, что не все запланированные произведения надо доводить до концертного состояния. Некоторые произведения ансамбль изучает в рабочем порядке.

        Материально-техническая база

  •  концертный зал с концертным роялем или фортепиано, звукотехническим оборудованием,
  • библиотеку,
  •  помещение, или специально отведённое место  для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал).
  • компьютер, музыкальные колонки, принтер.

        Подбор репертуара.

        Так как хоровое пение отличается  многообразием исполнительских манер, то необходимо подбирать   произведения, в соответствии с особенностью голосов и тембров обучающихся, найти индивидуальность в  манере исполнения данного коллектива. Главное правило «Не навреди!». В мутационный (переходной) возрастной период педагог должен быть предельно осторожен и внимателен. Формы мутации протекают по-разному: у одних мягко и постепенно, у других более ощутимо (голос срывается), но, тем не менее, работу над техникой не нужно останавливать, а вот репертуар следует подбирать более внимательно,  учитывая индивидуальные голосовые особенности и работая в ограниченном диапазоне.

        Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура преподавателя,   с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает.

        Серьёзного внимания заслуживает анализ произведения в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней.  

        Разумный отбор материала обеспечивает возможность для всестороннего музыкального развития участников ансамбля, позволяет соблюдать гармоничность в обучении и следовать принципу художественного и технического единства.

VI.Список литературы

1.Романова, Л.В. Школа эстрадного вокала.

2.Приказ министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012года, об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной  общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе.

3.Министерство культуры Российской Федерации научно – методический центр по художественному образованию.

«Эстрадное пение»

4.Емельянов, В.В. «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования» методические рекомендации. Под редакцией Л. Масловой Новосибирск «Наука» 1991

5.Гонтаренко, Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства», 2006год.

6. Исаева, И.О.  Экспресс-курс развития вокальных способностей.

7. Асафьев. Б.В.  О музыкально-творческих навыках у детей.

8.Линклэйтер, К.«Освобождение голоса» 2001год.

9.Струве, Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности», Санкт – Петербург 1999год.

10.Алиев, Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», «Владос» Москва 2003г.

11.Затямина, Т.А. «Современный урок музыки» методика конструирования, сценарии проведения, «Глобус» Москва 2007г.

12.Белованова, М., Леончик, Э. «Песенки – куралесенки», Ростов – на – Дону 2009год.

13.Металлиди, Ж. «Про луну и апельсины», Санкт – Петербург 1997год.

14.Крупа – Шушарина, С. «Ерундеево царство», песни для детей, Ростов – на – Дону 2007год.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводное занятие в образовательную программу вокальной студии "Созвездие"

Занятие разработано в разделе авторской образовательной программы вокальной студии "Созвездие"  для учащихся 2-4 классов. Тема занятия "Путешествие в страну Звукляндию". К занятию прилагаются пам...

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

Рабочая программа кружка "Созвездие"

На изучение курса «Созвездие» в 2018-2019 году отводится 34 часа из расчета 1 часов в неделю....

Программа ЛДП "Созвездие"

Программа лагеря с дневным пребывание "Созвездие"...

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...

Аналитическая справка о результатах освоения образовательных программ, по итогам ВПР обучающихся в 4 «Б» классе МАОУ «Прогимназии «Созвездие» в 2022-2023 учебном году.

Аналитическая справка о результатах освоения образовательных программ, по итогам ВПР  обучающихся в 4 «Б» классе МАОУ «Прогимназии «Созвездие» в 2022-2023 учебном го...