Программа дополнительного образования учащихся 1-4 классов "Основы музыкальной культуры"
методическая разработка по музыке на тему
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственной за музыкальное воспитание учащихся, что и послужило основанием разработки данного курса. Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети должны соприкасаться с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет обязан эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_muzykalnoy_kultury.doc | 221.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Основы музыкальной культуры»
программа
по дополнительному образованию для учащихся
1-4 классов
Разработала:
учитель музыки МБОУ СОШ № 85
Курпитко Марина Борисовна
Содержание
- Пояснительная записка.
- Тематическое планирование.
- Программа:
1 год обучения
(1-2 классы) – содержание программного материала
- требования к уровню подготовки учащихся
- музыкальный репертуар
2 год обучения
(3-4 классы) – содержание программного материала
- требования к уровню подготовки учащихся
- музыкальный репертуар
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Приложение:
- календарно-тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственной за музыкальное воспитание учащихся, что и послужило основанием разработки данного курса. Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети должны соприкасаться с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет обязан эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира.
Цели, которые перед собой ставлю:
- Развивать у детей творческие способности.
- Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение.
- Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.
- Научить детей корректировать свое психологическое состояние, прививать чувство ответственности за свое здоровье и учить управлять им.
- Способствовать формированию у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
В своей работе опираюсь на такие педагогические принципы, как:
- уважение к личности ребенка;
- признание права ребенка на ошибку;
- опора на их знание и интерес, получаемые вне школы;
- воспитать в них потребность общаться с музыкой;
- справедливость;
- сохранение здоровья детей.
Введение факультативного курса «Основы музыкальной грамоты» обусловлено необходимостью в расширении возможностей музыкального (и шире – художественно-эстетического) развития учащихся МБОУ СОШ № 85 г. Краснодара.
Данная программа разработана на основе адаптированных и модернизированных программ:
- «Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – М., «Просвещение», 2010 г., 3-е издание, доработанное;
- Программа «Музыка 1-4 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской», М., «Просвещение», 2013 г., 4-е издание.
Программа скорректирована для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа составлена с учётом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Характерные для этих учащихся повышенная истощаемость ЦНС и, в связи с этим, сниженная работоспособность, недостаточность произвольного внимания, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память – все эти и другие особенности учащихся класса коррекции являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учёбе.
Целью данной программы является «воспитание творческой, нравственно-ориентированной личности, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников» (Д. Б. Кабалевский).
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
- Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации учащихся.
Место программы в системе школьного образования.
Курс «Основы музыкальной культуры» является дополнительным курсом к изучению предмета «Музыка».
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов основной общеобразовательной школы и рассчитана на 2 года. В ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально - творческой деятельности детей.
Занятия в каждом классе 1 час в неделю по 40 минут. В год – всего 34 часа (в 1 классе – 33 часа).
Данная программа способствует взаимовлиянию и взаимопроникновению знаний, полученных на других уроках: музыки, литературы, изобразительного искусства.
Предполагается использование различных форм проведения занятий: традиционные классные, игровые занятия.
Методы применяемые учителем: беседы, диалог с учениками, ролевые игры.
В качестве технических средств обучения необходимы: музыкальный центр, компьютер, витрина-шкаф для выставки работ учащихся, ширма для инсценировки пьес программного характера.
Особенности программы
Музыкальное содержание программы базируется на шедеврах мирового музыкального искусства: фольклора, произведений композиторов-классиков, духовной музыки, сочинений современных композиторов, авторской песни. У учащихся накапливается багаж музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства, что особенно актуально в наше время, когда «стираются» границы между «плохой» и «хорошей» музыкой, когда дети дезориентированы в огромном количестве музыкальных впечатлений, которым подвергаются со всех сторон: телевидение, радио, Интернет и пр.
Тематика уроков предусматривает:
-постепенное изучение основ музыкальной грамоты – как фундамента для более глубокого и полного анализа воспринимаемой музыки;
- накопление опыта творческого осмысления музыки на основе личных экспериментов;
-формирование навыков творческого выражения впечатления от слушаемой музыки;
-развитие умения увидеть глубинные связи музыкального искусства и жизни.
Виды деятельности на занятиях разнообразны. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В начальной школе закладываются основы музыкальной грамотности, понимаемой как приобретение всевозможных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Дети учатся понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни. Звуковысотность осваивается посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи. У учащихся развивается чувство ритма, пульсации. Дети осваивают простые размеры, дирижирование в них, «примеряют» на себя роль дирижера.
В работе с младшими школьниками используется импровизация – вокальная, ритмическая, двигательная. Она способствует развитию музыкально-творческих способностей учащихся, ибо в процессе импровизации они стараются передать заданное настроение музыки, осваивают элементы музыкальной выразительности.
Движение под музыку на уроках развивает у школьников ощущение ритма, способность чувствовать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление; динамику, усиление и ослабление звучности, характер мелодии; строение произведения.
Ребята учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке или импровизировать, сопровождать на элементарных инструментах звучание произведения, играть выразительно в соответствии с настроением музыкального произведения.
Важное место в программе отводится практическим занятиям по слушанию музыки. Помимо этого школьники проявляют творческое начало в рисунках на темы музыкальных произведений, в составлении поэтических дневников, в работе над докладами о современных исполнителях и направлениях в музыке.
Структуру программы составляют разделы, в которых указаны основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Отличительная особенность данной программы в том, что основой развития музыкального мышления учащихся становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания и видения конкретных музыкальных сочинений. Всё это способствует развитию ассоциативного мышления учащихся, их «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Тематическое планирование | |||
Классы | № | Тема | Количество часов |
1-2 | 1 | «Звуки музыки» Вводное занятие. Музыкальные и шумовые звуки. Сила звука и динамический слух. «Угадай силу звука». Пиано, форте. Крещендо, диминуэндо. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | (6) 1 1 1 1 1 1 |
2 | Музыкальный звукоряд Знакомство с инструментом – фортепиано. Изучение регистров: верхнего, среднего и нижнего. Направление движения мелодии. Понятие о полутоне и тоне. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | (7) 1 2 1 2 1 | |
3 | Понятие о главных ступенях лада. Знакомство с главными ступенями лада. Тоника и третья ступень. Доминанта. «В музыкальном театре». | (4) 1 1 1 1 | |
4 | Длительности нот. Что такое длительность ноты? Целые ноты. Половинные. Четвертные. Восьмые. «День, полный событий». | (6) 1 1 1 1 1 1 | |
5 | Пауза – не просто знак... Что такое пауза? Изучение длительностей пауз. Написание пауз. Паузу слышим и «поём». «В концертном зале». | (5) 1 1 1 1 1 | |
6 | Запись высоты звуков 1 октавы Написание и нахождение нот первой октавы. Написание и нахождение нот первой октавы на инструменте. Закрепление и обобщение темы. «О России петь, что стремиться в храм». | (6) 2 2 1 1 | |
Всего 34 часа. | |||
3-4 | 1 | «Музыкальные свойства звука» Музыкальный звук, его свойства. «А у музыки семь нот…» Понятие октавы. Регистры: нижний, средний, верхний. Скрипичный и басовый ключи. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | (6) 1 1 1 1 1 1 |
2 | Мы пишем ноты! Названия нот. История возникновения нотной записи. Запись нот первой октавы. Написание и нахождение нот первой октавы. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | (5) 1 1 1 1 1 | |
3 | Длительности нот Изучение длительностей нот. Целая и половинная ноты. Четвертная и восьмая ноты. Шестнадцатая нота. Запись длительностей нот, счет. «В музыкальном театре». | (7) 1 1 2 1 1 1 | |
4 | Система ручных знаков Знакомство с системой ручных знаков З. Кодая. Разучивание системы ручных знаков. Закрепление темы. «День, полный событий». | (4) 1 1 1 1 | |
5 | Знаки альтерации Знаки альтерации - диез, бемоль, бекар. Написание знаков альтерации. «В концертном зале» | (3) 1 1 1 | |
6 | Размер и дирижирование в простых размерах Понятие размера в музыке. Размер две четверти. Размер три четверти. Размер четыре четвери. Дирижирование в размерах 2-, 3- и 4- четверти. Закрепление темы. «О России петь, что стремиться в храм». Итоговый урок-игра «Что? Где? Когда?». | (9) 1 1 1 1 2 1 1 1 | |
Всего 34 часа. |
Содержание и структура программного материала
1 год обучения
1-2 классы
Тема 1. «Звуки музыки». (6 ч.)
Музыкальные и шумовые звуки. Сила звука, динамический слух. Динамические оттенки.(5 ч.)
Практическое занятие «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (1 ч.)
Тема 2. Музыкальный звукоряд. (7 ч.)
Знакомство с инструментом – фортепиано. Изучение регистров: верхнего, среднего и нижнего. Направление движения мелодии. Понятие о полутоне и тоне. (6 ч.)
Практическое занятие «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Тема 3. Понятие о главных ступенях лада. (4 ч.)
Знакомство с главными ступенями лада: тоникой, третьей ступенью и доминантой. (3 ч.)
Практическое занятие - «В музыкальном театре». (1 ч.)
Тема 4. Длительности нот. (6 ч.)
Ноты: целые, половинные, четвертные, восьмые. (5 ч.)
Практическое занятие «День, полный событий». (1 ч.)
Тема 5. Пауза – не просто знак... (5 ч.)
Изучение длительностей пауз, их написание, счет. (4 ч.)
Практическое занятие «В концертном зале». (1 ч.)
Тема 6. Запись высоты звуков 1 октавы. (6 ч.)
Написание и нахождение нот первой октавы. Написание и нахождение нот первой октавы на инструменте. (5 ч.)
Практическое занятие «О России петь, что стремиться в храм». (1 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся
- развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, классической и современной;
- накопление знаний из области музыкальной грамоты, знаний о музыке;
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и её исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, художественных);
- развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, дикция, артикуляция, пение a capella, в ансамбле и др.).
Музыкальный материал
«Сурок», «К Элизе», Увертюра к опере «Эгмонт» Л. Бетховен.
«Цирковые лошадки». О. Тевдорадзе.
«Танец дикарей». Е. Накада.
«В темпе рэг-тайма». М. Шмитц.
«Злюка». Д. Кабалевский.
«Цыплята». Г. Гусейнли.
«Шел я с братом по дороге». Детская песня.
«Светит месяц», «Камаринская». Плясовые наигрыши.
«Как под горкой под горой», «Посею лебеду на берегу», «Калинка». Русские народные песни.
«Диду мий». Украинская народная песня.
«Итальянская песенка», «Утренняя молитва», «Старинная французская песня» из «Детского альбома», «Полька» П. И Чайковский
Балет «Щелкунчик» (фрагменты). П. И. Чайковский.
«Бубенчики». Американская народная песня.
«Выйди, Иваньку». Украинская народная песня.
«Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт». Э.Григ.
«Делай как я». Английская песня-игра.
«Зима» из «Времен года». А. Вивальди.
«Весна». Канон.
«Дороги». А. Новиков
«Колыбельная». Дж. Гершвин
«Прощальная игра». Переложение Н. Пикулевой
«Светлячок». Грузинская народная песня.
«Лунный свет». К. Дебюсси.
2 год обучения
3-4 классы
Тема 1. «Музыкальные свойства звука» (6 ч.)
Музыкальный звук, его свойства. «А у музыки семь нот…» Понятие октавы. Регистры: нижний, средний, верхний. Скрипичный и басовый ключи.(5 ч.)
Практическое занятие «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (1 ч.)
Тема 2. Мы пишем ноты! (5 ч.)
Названия нот. История возникновения нотной записи. Запись нот первой октавы. Написание и нахождение нот первой октавы. Закрепление темы. (4 ч.)
Практическое занятие «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Тема 3. Длительности нот (7 ч.)
Изучение длительностей нот: целой, половинной, четвертной, восьмой. Запись длительностей нот, счет.(6 ч.)
Практическое занятие - «В музыкальном театре». (1 ч.)
Тема 4. Система ручных знаков (4 ч.) Знакомство и разучивание системы ручных знаков З. Кодая. Закрепление темы. (3 ч.)
Практическое занятие «День, полный событий». (1 ч.)
Тема 5. Знаки альтерации (3 ч.)
Знаки альтерации - диез, бемоль, бекар. Написание знаков альтерации. (2 ч.)
Практическое занятие «В концертном зале». (1 ч.)
Тема 6. Размер и дирижирование в простых размерах (9 ч.)
Понятие размера в музыке. Размер две четверти. Размер три четверти. Размер четыре четвери. Дирижирование в размерах 2-, 3- и 4- четверти.
Закрепление темы. (7 ч.)
Практическое занятие «О России петь, что стремиться в храм». (1 ч.)
Итоговый урок-игра «Что? Где? Когда?». (1 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся
- совершенствование знаний из области музыкальной грамоты, знаний о музыке;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
- выработка эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущим годом обучения) миром музыкальных образов;
- развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Музыкальный материал
«Иван Сусанин» (фрагменты). М. Глинка.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. П. Чайковский
«Александр Невский» (фрагменты). С. Прокофьев
«Маленькая ночная фантазия». В. А. Моцарт.
«Евгений Онегин» (фрагменты). П. Чайковский.
«Светит месяц», «Вдоль по Питерской», «Калинка», «Не одна во поле дороженька», «Ой, да ты, калинушка». Русские народные песни.
«Детский альбом». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Любовь к трем апельсинам» (фрагменты). С. Прокофьев.
«Детский уголок». К. Дебюсси.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Детские сцены». Р. Шуман.
«Ромео и Джульетта» (фрагменты). С. Прокофьев.
«Золушка» фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Спящая красавица» (фрагменты). П. Чайковский.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт.
Увертюра «Эгмонт». Л. Бетховен.
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
«Щелкунчик» (фрагменты). П. И. Чайковский.
«Лунная соната». Л. Бетховен.
«Вокализ». С. Рахманинов.
Токката Ре минор. И. С. Бах.
«Богородице, Дево, радуйся»
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование – 1 год обучения (1-2 классы)
№ | Колю час. | Дата | Тема занятия | Вид деятельности | Музыкальный материал | Коррекция |
«Звуки музыки» (6 ч.) | ||||||
1 | 1 | Вводное занятие | Музыкальное приветствие, распевание, беседа о свойствах звука, распевание, исплнение известной детской песни. | «К Элизе» Л. Бетховен | ||
2 | 1 | Звуки шумовые и музыкальные | Музыкальное приветствие, распевание, изучение нового материала, игра на определение шумовых и музыкальных звуков, движение под музыку. | «Цирковые лошадки» О. Тевдорадзе, «Танец дикарей» Е. Накада | ||
3 | 1 | Сила звука и динамический слух | Музыкальное приветствие, распевание, изучение нового материала, муз. игра «С горки на горку». | «В темпе рэг-тайма» М. Шмитц, «Сурок» Л. Бетховен | ||
4 | 1 | «Угадай силу звука». Пиано, форте. | Музыкальное приветствие, распевание, понятие о полутоне, муз. игра «Бабка-Ёжка», слушание музыки, движение под музыку. | «Злюка» Д. Кабалевский, «Цыплята» Г. Гусейнли | ||
5 | 1 | Крещендо, диминуэндо. | Музыкальное приветствие, распевание, повторение пройденного, понятие о тоне, работа над двухголосием в песне. | Детская песня «Шел я с братом по дороге». | ||
6 | 1 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | Музыкальное приветствие, распевание, слушание музыки, творческое задание. | Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская». | ||
Музыкальный звукоряд (7 ч.) | ||||||
7-8 | 2 | Знакомство с инструментом – фортепиано. | Музыкальное приветствие, распевание, изучение нового материала, пение песни по цепочке, по 1 фразе. | Украинская народная песня «Диду мий» | ||
9 | 1 | Изучение регистров: верхнего, среднего и нижнего. | Музыкальное приветствие, распевание, изучение нового материала, работа в нотных тетрадях, движение под музыку. | «Итальянская песенка» П. Чайковский | ||
10 | 1 | Направление движения мелодии. | Музыкальное приветствие, распевание, игра-«Верх-вниз», ритмический диктант. | Американская народная песня «Бубенчики». | ||
11-12 | 2 | Понятие о полутоне и тоне. | Музыкальное приветствие, формирование понятия тон, полутон, движение под музыку. | «Старинная французская песня» П. Чайковский | ||
13 | 1 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | Музыкальное приветствие, слушание музыки. | Английская песня-игра «Делай как я» | ||
Понятие о главных ступенях лада (4 ч.) | ||||||
14 | 1 | Знакомство с главными ступенями лада. | Музыкальное приветствие, распевание, изучение новой темы, импровизация на заданную тему, песня-игра. | Английская песня-игра «Делай как я» | ||
15 | 1 | Тоника и третья ступень. | Музыкальное приветствие, распевание, продолжение изучения темы «Пауза», разучивание канона. | Русская народная песня «Посею лебеду на берегу» | ||
16 | 1 | Доминанта. | Музыкальное приветствие, распевание, работа в нотных тетрадях и у доски, игра «Обезьянка», движение под музыку. | «Зима» из «Времен года» А. Вивальди. | ||
17 | 1 | «В музыкальном театре». | Музыкальное приветствие, распевание, продолжение изучения темы «Пауза», разучивание канона. | Канон «Весна» | ||
Длительности нот (6 ч.) | ||||||
18 | 1 | Что такое длительность ноты? | Музыкальное приветствие, распевание, изучение нового материала, песни, ритмическая импровизация. | «Прощальная игра» Переложение Н. Пикулевой | ||
19 | 1 | Целые ноты. | Музыкальное приветствие, изучение нового материала, работа в нотных тетрадях, движение под музыку. | Балет «Щелкунчик» (фрагменты) П. Чайковский. | ||
20 | 1 | Половинные. | Музыкальное приветствие, распевание, разучивание песни. | «Прощальная игра» Переложение Н. Пикулевой | ||
21 | 1 | Четвертные. | Музыкальное приветствие, повторение пройденного материала, работа в нотных тетрадях, движение под музыку. | Балет «Щелкунчик» (фрагменты) П. Чайковский. | ||
22 | 1 | Восьмые. | Музыкальное приветствие, изучение нового материала и обобщение пройденного материала. Работа у доски. | |||
23 | 1 | «День, полный событий». | Музыкальное приветствие, слушание музыки, творческое задание. | Балет «Щелкунчик» (фрагменты) П. Чайковский. | ||
Пауза – не просто знак...(5 ч.) | ||||||
24 | 1 | Что такое пауза? | Музыкальное приветствие, распевание, изучение нового материала, движение под музыку. | Русская народная песня «Калинка» | ||
25 | 1 | Изучение длительностей пауз. | Музыкальное приветствие, распевание, изучение нового материала, игра «Дирижер». | Грузинская народная песня «Светлячок» | ||
26 | 1 | Написание пауз. | Музыкальное приветствие, распевание, повторение пройденного, изучение нового материала, песня-игра. | Словацкая народная песня «Сапожки» | ||
27 | 1 | Паузу слышим и «поём». | Музыкальное приветствие, распевание, творческое задание: «Мы – композиторы!». | Музыкальный иллюстрации. | ||
28 | 1 | «В концертном зале». | Музыкальное приветствие, распевание, конкурс на лучшее чтение ритма, лучшее исполнение одной из изученных песен. | «Лунный свет» К. Дебюсси | ||
Запись высоты звуков 1 октавы (6 ч.) | ||||||
29-30 | 2 | Написание и нахождение нот первой октавы. | Музыкальное приветствие, распевание, изучение нового материала, работа в тетрадях, у доски. | «Как под горкой под горой» | ||
31-32 | 2 | Написание и нахождение нот первой октавы на инструменте. | Музыкальное приветствие, распевание, практическое занятие. | Плясовые наигрыши. | ||
33 | 1 | Закрепление и обобщение темы. | Музыкальное приветствие, повторение пройденного, работа в тетрадях, песня-игра. | «Как под горкой под горой» | ||
34 | 1 | «О России петь, что стремиться в храм». | Музыкальное приветствие, распевание, творческое задание: «Мы – композиторы!». | «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П. И. Чайковский |
Календарно-тематическое планирование – 2 год обучения (3-4 классы)
№ | Кол. час. | Дата | Тема занятия | Вид деятельности | Музыкальный материал | Коррекция |
«Музыкальные свойства звука» (6 ч.) | ||||||
1 | 1 | Музыкальный звук, его свойства. | Музыкальное приветствие, беседа на тему урока, ритмический диктант. | Русские народные песни. |
| |
2 | 1 | «А у музыки семь нот…» | Музыкальное приветствие, распевание, вокальная импровизация, игра-соревнование. | Музыкальные иллюстрации, детские песни-караоке. | ||
3 | 1 | Понятие октавы. | Музыкальное приветствие, понятие октава, движение под музыку, слушание музыки. | Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. | ||
4 | 1 | Регистры: нижний, средний, верхний. | Музыкальное приветствие, изучение нового материала, игра «Угадай регистр». | Пьесы из цикла «Детский уголок» К. Дебюсси. | ||
5 | 1 | Скрипичный и басовый ключи. | Музыкальное приветствие, изучение нового материала, работа в нотных тетрадях. | Пьесы из цикла «Детский уголок» К. Дебюсси. | ||
6 | 1 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | Музыкальное приветствие, повторение и обобщение пройденного материала, слушание музыки, творческое задание. | «Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. | ||
Мы пишем ноты! ( 5 ч.) | ||||||
7 | 1 | Названия нот. | Музыкальное приветствие, беседа на тему урока, игра «Найди в слове ноту» | Пьесы из цикла «Детские сцены». Р. Шуман. | ||
8 | 1 | История возникновения нотной записи. | Музыкальное приветствие, расширение знаний о нотной записи, слушание музыки, музыкально-ритмическая импровизация. | «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. | ||
9 | 1 | Запись нот первой октавы. | Музыкальное приветствие, изучение нового материала, работа в нотных тетрадях, работа у доски. | Музыкальные иллюстрации. | ||
10 | 1 | Написание и нахождение нот первой октавы. | Музыкальное приветствие, продолжение изучения темы, практическое занятие. | Пьесы из цикла «Детские сцены». Р. Шуман. | ||
11 | 1 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | Музыкальное приветствие, повторение и обобщение пройденного материала, слушание музыки, творческое задание. | Русские народные песни. | ||
Длительности нот (7 ч.) | ||||||
12 | 1 | Изучение длительностей нот. | Музыкальное приветствие, беседа на тему урока, музыкальная игра «Обезьянка», движение под музыку. | «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. | ||
13 | 1 | Целая и половинная ноты. | Музыкальное приветствие, изучение нового материала, работа в тетрадях, распевание, слушание музыки, анализ- размышление. | Пьесы из цикла «Детские сцены». Р. Шуман. | ||
14-15 | 2 | Четвертная и восьмая ноты. | Музыкальное приветствие, изучение нового материала, работа в нотных тетрадях, вокальная импровизация. | «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев. | ||
16 | 1 | Шестнадцатая нота. | Музыкальное приветствие, расширение знаний о длительностях нот, работа в нотных тетрадях. | Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт. | ||
17 | 1 | Запись длительностей нот, счет | Музыкальное приветствие, закрепление пройденной темы, работа в нотных тетрадях. | Музыкальные иллюстрации. | ||
18 | 1 | «В музыкальном театре» | Музыкальное приветствие, повторение пройденной темы, слушание музыки, творческое задание «Мы рисуем музыку!» | «Щелкунчик» (фрагменты). П. И. Чайковский. | ||
Система ручных знаков (4 ч.) | ||||||
19 | 1 | Знакомство с системой ручных знаков З. Кодая. | Музыкальное приветствие, показ и разучивание ручных знаков, игра «Потори-ка!» | Русские народные песни. | ||
20 | 1 | Разучивание системы ручных знаков. | Музыкальное приветствие, продолжение изучения системы ручных знаков, творческое задание. | Детские песни. | ||
21 | 1 | Закрепление темы. | Музыкальное приветствие, повторение пройденного материала, работа в нотных тетрадях и у доски, движение под музыку. | Музыкальные иллюстрации. | ||
22 | 1 | «День, полный событий». | Музыкальное приветствие, слушание музыки, творческое задание. | «Гном» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. | ||
Знаки альтерации (3 ч.) | ||||||
23 | 1 | Знаки альтерации - диез, бемоль, бекар. | Музыкальное приветствие, беседа на тему, слушание музыки, движение под музыку. | «Любовь к трем апельсинам» (фрагменты). С. Прокофьев. | ||
24 | 1 | Написание знаков альтерации. | Музыкальное приветствие, написание знаков альтерации, практическое задание, работа в тетрадях и у доски. | Музыкальные иллюстрации. | ||
25 | 1 | «В концертном зале» | Музыкальное приветствие, закрепление пройденной темы, слушание музыки, творческое задание. | «Лунная соната» Л. Бетховен | ||
Размер и дирижирование в простых размерах (9 ч.) | ||||||
26 | 1 | Понятие размера в музыке. | Музыкальное приветствие, понятие размера в музыке, движения под музыку. | Увертюра «Эгмонт». Л. Бетховен. | ||
27 | 1 | Размер две четверти. | Музыкальное приветствие, показ и разучивание дирижирования размера две четверти, дирижирование под музыку. | «Детский альбом». П. Чайковский. | ||
28 | 1 | Размер три четверти. | Музыкальное приветствие, показ и разучивание дирижирования размера три четверти., дирижирование под музыку. | «Детский альбом». П. Чайковский. | ||
29 | 1 | Размер четыре четверти. | Музыкальное приветствие, показ и разучивание дирижирования размера четыре четверти, дирижирование под музыку. | «Детский альбом». П. Чайковский. | ||
30-31 | 2 | Дирижирование в размерах 2-, 3-, и 4- четверти. | Музыкальное приветствие, повторение пройденного материала, практическое задание. | Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. | ||
32 | 1 | Закрепление темы. | Обобщение темы о простых размерах, дирижирование под музыку, игра - «Я – дирижер!» | Детские песни. | ||
33 | 1 | «О России петь, что стремиться в храм». | Изучение нового материала, творческое задание, слушание музыки. | «Богородице, Дево, радуйся» | ||
34 | 1 | Урок - конкурс: «Что? Где? Когда?». | Конкурсы на повторение изученного материала, представленные в игровой форме. | Музыкальные иллюстрации. |
Заключение
Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Медики разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, но и создали специальное направление – музыкотерапия. Музыка – это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому я стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки и в чем-то были похожи на меня. Ученики для меня во многом соратники. Мое педагогическое кредо – воспитывает все: одежда, аудитория, выражение лица (мимика), речь, артистизм педагога. При работе с детьми эффективным считаю применение артпедагогики, методы которой помогают ребенку найти себя, свою индивидуальность, оригинальность. Так, после знакомства с каким-либо музыкальным произведением, его прослушиванием и тщательным обсуждением, я задаю ребятам такое задание, как, например: нарисовать к этому произведению рисунок. Выполняя такие задания, ребенок творит, создает что-то свое, уникальное и тем самым выражает себя. В своей работе я опираюсь на опыт педагогов-музыковедов, которые в своих музыкально-педагогических трудах отмечали особую значимость эмоционально-образной сущности музыки. Это Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. И. Науменко, В. В. Алеев и другие. Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Моя задача состоит в том, чтобы все время урока создавалась ситуация, способная формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Работу на уроке строю так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, жестов и лиц. Для углубления интереса и знаний школьников в области музыкального искусства, использую такие формы внеклассной работы, как вокальный ансамбль, работа с солистами. Ребята, поющие в ансамбле и сольно, принимают активное участие в проведении праздников, концертов, различных вечеров, участвуют в городских фестивалях и конкурсах.
Список научно-методической литературы
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 336 с.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
- Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.- 288с.
- Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 112с.
- Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002.- 207с.
- Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 64с.
- Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.- 240с.
- Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 368с.
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 320с.
- Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006.- 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Музыкальная гостиная»
В основу положена авторская программа учителя-педагога дополнительного образования – Довбенко О.И. Модифицированной её делают мои изменения, которые я вношу в исходную программу с учётом особенносте...
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
Программа дополнительного образования учащихся «Юный математик»
Данная программа разработана на основе пособия Б.П.Гейдман, И.Э.Мишариной «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа» М. «Айрис-пресс»2011г. Имеет естественно-научную направленность. Акту...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Музыкальный калейдоскоп" для 1 класса
Программа опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится с учетом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания теат...
Рабочая программа дополнительного образования учащихся «Музыкально – театрального кружок»
В общепедагогическом плане программа ориентирована на удовлетворение общественной потребности в художественном образовании в системе учреждений общего образования с массовым контингентом обучающихся, ...
Программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности
Общеразвивающая образовательная программа танцевального кружка "От ритмики к танцу" для СРЦН. приютов, в помощь педагогу доп. образования...
Программа дополнительного образования учащихся «Creative English» «Творческий английский»
Данная рабочая программа разработана для освоения английского языка учащимися 3-4 класса, которые изучают английский язык в рамках дополнительного образования в объеме 2 часа в неделю. Длительность од...