Программа дополнительного образования учащихся «Юный математик»
рабочая программа по математике на тему
Данная программа разработана на основе пособия Б.П.Гейдман, И.Э.Мишариной «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа» М. «Айрис-пресс»2011г. Имеет естественно-научную направленность. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования учащихся
«Юный математик»
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 9-12 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Автор дополнительной образовательной программы:
Климова Марина Евгеньевна,
учитель начальных классов.
город Кольчугино
2012 год
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе пособия Б.П.Гейдман, И.Э.Мишариной «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа» М. «Айрис-пресс»2011г. Имеет естественно-научную направленность. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики.
Материал занятий кружка составлен по основным содержательным линиям начального математического образования, при этом расширяя и углубляя материал. Данная программа позволит учащимся ознакомиться с интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится ученикам в дальнейшем, на решение задач повышенного уровня, которые помогут ребятам принимать участие в олимпиадах разных уровней и других математических конкурсах и играх. Занятия помогут закрепить интерес к познавательной деятельности, будут способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Кроме этого реализация данной программы позволит развить у детей умение самостоятельно работать, умение доказывать свою правоту, умение слушать других и участвовать в дискуссиях.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развивать математическое мышление школьников и их творческие способности.
ЗАДАЧИ:
- создавать условия для развития устойчивого интереса к изучению математики
- расширять и углублять представления о культурно- исторической ценности математики - развивать у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- познавательной литературой - развивать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли
Данная программа рассчитана на учеников 3,4 классов.
Содержание курса рассчитано на 68 часов: 34 часа- 3класс
34 часа- 4 класс.
Продолжительность каждого занятия не превышает 40 минут.
Периодичность – 1раз в неделю.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- работа в парах и группах
- самостоятельная работа
- творческие работы
- оформление математических газет
- проектная деятельность
- участие в математической неделе в школе, в игре «Кенгуру»
-знакомство с научно- популярной литературой, связанной с математикой
Ожидаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- овладеть способами исследовательской деятельности
- творчески мыслить
- развить умения решать задачи повышенного уровня, тем самым успешно выступать на олимпиадах, в играх, конкурсах
- развить интерес к математике
- овладеть умением общаться и сотрудничать
Формы подведения итогов:
- защита проектов
- проведение математических конкурсов для учащихся 1-2-х классов
- выпуск газет в неделю математики
- подготовка и проведение праздника для одноклассников « Царица наук- математика»
Учебно - тематическое планирование.
Первый год обучения. (34ч.)
№ | Тема ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ (6ч.) | дата | теория | практика |
1. | Математика – царица наук. Вводное занятие. | 1ч. | ||
2. | Арифметика, алгебра, геометрия: что это за науки? | 1ч. | ||
3. | Старое и новое о цифрах и математике. | 1ч. | ||
4. | Локоть, аршин и другие единицы измерения длины в старину. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
5. | От старины до современности. | 1ч. | ||
6. | Сбор занимательных задач к стенгазете. Оформление газеты. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ (7ч.) | |||
7. | Анализ геометрических фигур. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
8. | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. | 1ч. | ||
9. | Геометрический материал (логические задачи). | 1ч. | ||
10. | Китайская головоломка «Танграм». | 0,5ч. | 0,5ч. | |
11. | Решение задач на нахождение Р и S фигур. | 1ч. | ||
12. | Решение задач на нахождение Р и S фигур. | 1ч. | ||
13. | Решение задач со спичками. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
14. | Решение задач со спичками. | |||
ЧИСЛА И ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ.(9 ч.) | ||||
15. | Таблица умножения. | 1ч. | ||
16. | Математический кроссворд: умножение однозначных чисел. | 1ч, | ||
17. | Пирамида сложения. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
18. | Хитрые подсчеты (математические фокусы). | |||
19. | Работа над проектом «Мое любимое число». | 1ч. | ||
20. | Головоломки с неповторяющимися цифрами. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
21. | Задачи с одинаковыми цифрами. | 1ч. | ||
22. | Защита проектов. | 1ч. | ||
23. | Турнир смекалистых. | 1ч. | ||
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ. (12 ч.) | ||||
24. | Задачи со сказочными сюжетами. | 1ч. | ||
25. | Задачи- шутки. | 1ч. | ||
26. | Задачи- смекалки. | 1ч. | ||
27. | Логические задачи. | 2ч. | ||
28. | Логические задачи. | |||
29. | Комбинаторные задачи. | 2ч. | ||
30. | Комбинаторные задачи. | |||
31. | Решение задач с использованием рисунков. | 1ч. | ||
32. | Математическая олимпиада. | 1ч. | ||
33. | Решение задач повышенного уровня. | 1ч. | ||
34. | Итоговая игра «Царица наук - математика.» | 1ч. |
Второй год обучения. (34ч.)
РЕШАЕМ ЗАДАЧИ. (13ч.) | ||||
1. | Вводное занятие «Решай, считай, отгадывай.» | 0,5ч. | 0,5ч. | |
2. | Задачи с экономическим содержанием. | 1ч. | ||
3. | Решение комбинаторных задач. | 1ч. | ||
4. | Задачи с недостающими данными. | 1ч. | ||
5. | Решение задач с использованием схем. | 1ч. | ||
6. | Решение логических задач. | 1ч. | ||
7. | Решение задач на нахождение Р и S. | 1ч. | ||
8. | Из истории задач о переливаниях жидкости (страницы истории.) | 0,5ч. | 0,5ч. | |
9. | Занимательные математические задачи на переливание жидкости. | 1ч. | ||
10. | Задачи- шутки. | 1ч. | ||
11. | Задачи на движение. | 1ч. | ||
12. | Решение старинных задач. | 1ч. | ||
13. | Математическая олимпиада. | 1ч. | ||
ЧИСЛА И ОПЕРАЦИИ НАД НИМИ. (12ч.) | ||||
14. | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. | 1ч. | ||
15. | Числовые головоломки. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
16. | Числа- великаны. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
17. | Шесть задач о латинских квадратах. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
18. | Математические дорожки. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
19. | Числа в крестиках. | 1ч. | ||
20. | Задачи с одинаковыми цифрами. | 1ч. | ||
21. | Числовые горизонтали с пустыми клетками. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
22. | Математический кроссворд: сложение однозначных чисел. | 1ч. | ||
23. | Хитрые подсчеты. (Математический фокус) | 1ч. | ||
24. | Задачи на сочетание математических действий. | 1ч. | ||
25. | Работа над проектом: «Математические фокусы». | 1ч. | ||
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. (9ч.) | ||||
26. | Геометрические тела. | 1ч. | ||
27. | Выпуклые и невыпуклые многоугольники. | 1ч. | ||
28. | Окружность и круг. Центр, радиус, диагональ. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
29. | Сектор круга. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
30. | Координатная плоскость. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
31. | Осевая симметрия. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
32. | Геометрические головоломки. | 1ч. | ||
33. | Геометрия на шахматной доске. | 0,5ч. | 0,5ч. | |
34. | Защита проекта. | 1ч. | ||
Содержание программы.
Первый год обучения.
«Из истории математики».
Теория: математика- наука, задачи, решаемые математикой. Расширение знаний об «алгебре», «геометрии», «арифметике». Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Старинные меры измерений. Практика: составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок (исследовательские творческие задания).
«Геометрические фигуры и величины».
Теория: геометрия- наука; знакомство с новым понятием «танграм». Объемные геометрические фигуры. Знакомство с координатной плоскостью.
Практика: конструирование фигур. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. Составление программ для преобразования фигур на плоскости. Решение задач на нахождение Р и S повышенного уровня.
«Числа и операции над ними».
Теория: показать роль математики в фокусах. Дать понятие «пирамида сложения». Научить «секретам» разгадывания головоломок.
Подготовка проекта «Мое любимое число».
Практика: выполнение математических фокусов, головоломок, задач с одинаковыми цифрами. Математические тренажеры. Формировать числовые и пространственные представления. Защита проектов.
«Текстовые задачи».
Теория: дать исторические сведения о задачах на переливание жидкостей.
Практика: решение задач разными способами. Поиск закономерностей. Тренировка памяти, внимания. Развитие логического мышления, быстроты реакции. Проведение олимпиады.
Развивать желание решать сложные задачи, добиваться успеха.
Методическое обеспечение программы.
Особое внимание в работе кружка уделяется творческим занятиям для детей, где надо что-то смастерить, нарисовать, изменить, перестроить, создать презентацию.
У учителя: схемы- конспекты с наглядными пособиями (схемы, таблицы), раздаточный материал, дидактический материал.
Оборудование: учительский стол, ученические столы и стулья, компьютер, проектор, электронные учебные пособия («Математические хитрые задачи», «Я считаю лучше всех», «Измерения»).
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам
СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Инструменты и приспособления: листы бумаги, карандаши, циркули, развертки и модели геометрических фигур.
Список литературы.
- Гейдман Б.П. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4
класс».Москва «Айрис- пресс» 2011
- Агаркова Н.В. «Нескучная математика». 1-4 классы.
Волгоград «Учитель» 2007
- Сухин И.Г. «Занимательные материалы»
Москва «Вако» 2004
- Сухин И.Г. «Новые занимательные материалы»
Москва «Вако» 2007
- Житомирский В.Г. «путешествие по стране Геометрии»
Москва «Педагогика» 1994
- Холодова О. «Юным умникам и умницам»
Москва «РОСТ книга» 2003
- Дробышев Ю.А. «Олимпиады по математике» 1-4 классы
Москва «Первое сентября» 2003
8. Максимова Т.Н. «Олимпиадные задания» Москва «Вако»2011
9. Журналы «Начальная школа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/27/picture-21312.jpg)
образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-59680-1421011550.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный турист» разработана нами для туристской секции. Данная программа согласованна с районным методистом. Основная цель обр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/24/picture-482445-1411543169.jpg)
Программа дополнительного образования учащихся 1-4 классов "Основы музыкальной культуры"
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной ...
Рабочая программа дополнительного образования учащихся «Музыкально – театрального кружок»
В общепедагогическом плане программа ориентирована на удовлетворение общественной потребности в художественном образовании в системе учреждений общего образования с массовым контингентом обучающихся, ...
Программа дополнительного образования "Дружим с математикой"
Программа дополнительного образования "Дружим с математикой"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378016-1389244841.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Школа Юных Математиков (1-2 класс)
Данная программа является программой дополнительного образования.Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образо...
Программа дополнительного образования учащихся «Creative English» «Творческий английский»
Данная рабочая программа разработана для освоения английского языка учащимися 3-4 класса, которые изучают английский язык в рамках дополнительного образования в объеме 2 часа в неделю. Длительность од...