Пояснительная записка
Данная рабочая программа по музыке для учащихся 2 классов составлена на основе авторской программы по предмету «Музыка» в рамках Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения; программы по музыке Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. -М.: Просвещение, 2011г.
Актуальность
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умении;
- овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Количество часов, на которые рассчитана программа
Рабочая программа основного начального образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования в объеме 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Формирование универсальных учебных действий.
1. Формирование личностных УУД.
Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
2. Формирование регулятивных УУД. Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.
3. Формирование познавательных УУД. В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
4.Формирование коммуникативных УУД. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения
Результаты освоения программы.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально - ценностного отношения
школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы
деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на
примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса
обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Учебно-методический комплекс
- Критская Е. Д. Музыка. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012 г.
Перечень методических учебных пособий
- Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия МР3 музыкального материала; М.: Просвещение, 2012 г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост.Е.С. Савинов/.-М.: Просвещение, 2010г
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Ч.2 – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010г
- Планируемые результаты начального общего образования/под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010г.
- « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007., стр.3-28.
- «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2008г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение, 2001г.
- Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2011.
Учебно – методическoе обеспечение:
1. Печатные пособия.
Программа:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С.Савинов/.-
М.: Просвещение, 2010г
2.Рабочие программы по учебникам Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шманиной –Волгоград: Учитель, 2012.
3.Планируемые результаты начального общего образования/под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010г.
Учебник Д. Е. Критская, Г. П. Сергеева Т. С. Шманина Музыка. М. –Просвещение 2011.
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2010г.
2. Информационно – коммуникативная среда.
1.CD диск. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс», М., Просвещение, 2011г.
2.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
3.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
Материально технические средства.
Компьютерная техника, интерактивна доска, доска с магнитной поверхностью.
4 Интернет – ресурсы.
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Календарно - тематическое планирование по музыке во 2 классе.
№ п / п | Дата | Наименование разделов и тем урока.
| Кол-во ча-сов | Характеристика деятельности ученика
| Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Вид контроля | Использование ИКТ и ТСО | Примечание |
| по пла ну | факт |
|
|
| Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) |
|
|
|
I | Россия- Родина моя | 3 ч. |
|
|
|
|
|
1 |
|
| Мелодия. Здравствуй, Родина моя! | 1 | Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций)
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своём исполнении на уроках и школьных праздниках
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластики, рисунке и др.
Исполнять Гимн России
Участвовать в хоровом исполнении гимнов республики. Края, города, школы
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей
Выполнять творческие задания из рабочей тетради | Знать/понимать: что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Певческую установку. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении | Личностные УУД: Возникновение музыки как потребность человека выразить своё отношение к миру, людям Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них Коллективная музыкально-творческая деятельность народа. Познавательные УУД: Распознавать выразительные особенности музыки. Коммуникативные УУД: Отстаивать собственное мнение Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным произведениям Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу | Входной | Модуль « Творчество М.П.Мусоргского» Песня - презентация «Моя Россия» |
|
2 |
|
| Моя Россия | 1 |
| Знать/понимать: названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты (скрипичный ключ, басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент. Уметь: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. |
| Текущий | Диск «Ненцы» |
|
3 |
|
| Гимн России | 1 |
| Знать/понимать: слова и мелодию Гимна России. Иметь представления о музыке своего народа. Уметь: Исполнять Гимн России. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
| Тематический | Презентация «Символы России», «Гимн России» |
|
II | День, полный событий | 6 ч. |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
| Музыкальные инструменты | 1 | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации
Определять жизненную основу музыкальных произведений
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизировать соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение
Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора
Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на музыкальном инструменте, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе) Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения
Различать особенности построения музыки: двухчастная, трёхчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев)
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках | Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Знать названия изученных произведений и их композиторов (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев), знать названия динамических оттенков: форте и пиано. названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. (фортепиано). Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Личностные УУД: Музыка- как потребность человека выразить своё отношение к миру, людям Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; Познавательные УУД: Распознавать выразительные особенности музыки Оценивать интонационное богатство музыкального мира Корректировать собственное исполнение. Коммуникативные УУД: Отстаивать собственное мнение Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным произведениям Воплощать эмоциональные состояния в различных видах коллективной деятельности. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу Применять собственные знания Отстаивать своё мнение | текущий | Диск «История музыкальных инструментов» |
|
5 |
|
| Природа и музыка. Прогулка | 1 |
| Знать/понимать: изученные музы- кальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; Уметь: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. |
| текущий |
|
|
6 |
|
| Танцы, танцы, танцы… | 1 |
| Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка Уметь: определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. Наблюдать за музыкой в жизни человека, импровизировать в пластике |
| тематический |
|
|
7 |
|
| Эти разные марши | 1 |
| Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств, эмоционально откликнуться на музыкальное произведение. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). |
| тематический | презентация «Песня, танец, марш» |
|
8 |
|
| Звучащие картины. Расскажи сказку Колыбельные. Мама. | 1 |
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов. Уметь: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. |
| тематический | Модуль «Колыбельные песни» презентация песни «Мама» |
|
9 |
|
| Обобщение
по теме: День, полный событий.
(Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся). | 1 |
| Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Уметь: продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения. |
| Итоговый | тест |
|
III | О России петь- что стремиться в храм | 5 ч. |
|
|
|
|
|
|
10 |
|
| Великий колокольный звон. Звучащие картины | 1 | Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи
Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов
Исполнять рождественские песни на уроке и дома
Интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей Выполнять творческие задания в рабочей тетради | Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Ввести понятие духовная музыка. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | Личностные УУД: Музыка- как потребность человека выразить своё отношение к миру, людям Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; Познавательные УУД: Распознавать выразительные особенности музыки Оценивать интонационное богатство музыкального мира Корректировать собственное исполнение. Коммуникативные УУД: Отстаивать собственное мнение Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным произведениям Воплощать эмоциональные состояния в различных видах коллективной деятельности. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу Применять собственные знания. | Текущий | презентация «Великий колокольный звон» |
|
11 |
|
| Святые земли Русской. Александр Невский | 1 |
| Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Понимать строение трехчастной форы. Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella. |
| Текущий | презентация «Александр Невский» |
|
12 |
|
| Святые земли Русской. Сергий Радонежский | 1 |
|
|
| Текущий |
|
|
13 |
|
| Молитва | 1 |
| Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.
|
| Тематический |
|
|
14 |
|
| С Рождеством Христовым! Рождество Христово | 1 |
| Знать/ понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
| Тематический | презентация «Рождество» |
|
IV | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 ч. |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
| Русские народные инструменты | 1 | Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни- хороводы Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов Выявлять особенности традиционных праздников народов России
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально- пластические движения, игра на элементарных музыкальных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров Выполнять творческие задания из рабочей тетради | Знать/понимать: о различных видах музыки, музыкальных инструментах; названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Смысл понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив. Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация), охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Обнаруживать и выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки, характерные свойства народной и композиторской музыки, различать музыку по характеру и настроению. Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях и играх. | Личностные УУД: Музыка- как потребность человека выразить своё отношение к миру, людям Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства Коллективная музыкально-творческая деятельность народа доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; Познавательные УУД: Распознавать выразительные особенности музыки Оценивать интонационное богатство музыкального мира Корректировать собственное исполнение. Коммуникативные УУД: Отстаивать собственное мнение Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным русским народным произведениям Воплощать эмоциональные состояния в различных видах коллективной деятельности. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу Применять собственные знания.
| Текущий | Презентация "Русские народные инструменты" |
|
16 |
|
| Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли | 1 |
|
|
| Текущий | Презентация «Народные песни» |
|
17 |
|
| Музыка в народном стиле. Сочини песенку | 1 |
|
|
| Текущий. Самост. работа | Модуль: «Трудовые, лирические, игровые песни» |
|
18 |
|
| Проводы зимы. Встреча весны | 1 |
| Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.
|
| Тематический | Диск «Культура народов Ямала» «Ненцы» |
|
IV | В музыкальном театре | 5 ч. |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
| Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр | 1 | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц оперы и балетов
Участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов
Выявлять особенности развития образов
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность
Выполнять творческие задания из рабочей тетради | Знать/понимать: названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки. Уметь: передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | Личностные УУД: Музыка- как потребность человека выразить своё отношение к миру, людям Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства Коллективная музыкально-творческая деятельность народа. Познавательные УУД: Распознавать выразительные особенности музыки Оценивать интонационное богатство музыкального мира Корректировать собственное исполнение. Коммуникативные УУД: Отстаивать собственное мнение Выражать своё эмоциональное отношение к операм Воплощать эмоциональные состояния в различных видах коллективной деятельности. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу Применять собственные знания Отстаивать своё мнение. | Текущий | Модуль «В музыкальном театре. Опера»
|
|
20 |
|
| Театр оперы и балета. Волшебная палочка | 1 |
| Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер. Уметь: узнавать изученные музыка-льные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. |
| Тематический | Модуль «В музыкальном театре ".Балет» «Балет С. Прокофьева «Золушка» |
|
21 |
|
| Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы | 1 |
| Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов (М.Глинка); смысл понятий – солист, хор. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
| Тематический | Модуль «Литературные образы в музыке» |
|
22 |
|
| Какое чудное мгновенье! | 1 |
| Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – солист, хор, увертюра. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах. |
| Текущий |
|
|
23 |
|
| Увертюра. Финал | 1 |
|
|
| Тематический |
|
|
VI | В концертном зале | 5 ч. |
|
|
|
|
|
|
24 |
|
| Симфоническая сказка «Петя и Волк» | 1 | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижёра, драматизация) на уроках и в школьных праздниках
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии
Соотносить характер звучащей музыки с её нотной записью
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке
Выполнять творческие задания из рабочей тетради | Знать/понимать: музыкальные инстру-менты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.
| Личностные УУД: Музыка- как потребность человека выразить своё отношение к миру, людям Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. Познавательные УУД: Распознавать выразительные особенности музыки Оценивать интонационное богатство музыкального мира Корректировать собственное исполнение. Коммуникативные УУД: Отстаивать собственное мнение Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным произведениям Моцарта Воплощать эмоциональные состояния в различных видах коллективной деятельности. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу Применять собственные знания Отстаивать своё мнение. | Тематический | Модуль «С. Прокофьев «Петя и волк» |
|
25 |
|
| Картины с выставки. Музыкальное впечатление | 1 |
| Знать/понимать: названия изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. |
| Тематический | Презентация «Картинки с выставки» |
|
26 |
|
| Звучит нестареющий Моцарт! | 1 |
| Знать/понимать: накопление сведений и знаний о творчестве композиторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. |
| Текущий | Модуль «Разговор с Моцартом» |
|
27 |
|
| Симфония № 40 | 1 |
| Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
| текущий | Симфония № 40. Моцарт. |
|
28 |
|
| Увертюра. Обобщающий урок | 1 |
|
|
| текущий | Увертюра «Свадьба Фигаро» В.Моцарт
|
|
VII | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 6 ч. |
|
|
|
|
|
|
29 |
|
| Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты | 1 | Понимать триединство деятельности композитора- исполнителя- слушателя
Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально- поэтического творчества
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность и деятельность одноклассников
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов Называть и объяснять основные термины понятия музыкального искусства
Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях
Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям
Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества
| Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения | Личностные УУД: Музыка- как потребность человека выразить своё отношение к миру, людям Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства Коллективная музыкально-творческая деятельность народа доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; Познавательные УУД: Распознавать выразительные особенности музыки Оценивать интонационное богатство музыкального мира Корректировать собственное исполнение. Коммуникативные УУД: Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным произведениям Баха Воплощать эмоциональные состояния в различных видах коллективной деятельности. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу Применять собственные знания Отстаивать своё мнение
| Текущий |
|
|
30 |
|
| Музыкальные инструменты. И всё это- Бах! | 1 |
|
|
| Тематический | Модуль «Творчество И.Баха» «Музыкальные средства выразительности» |
|
31 |
|
| Всё в движении. Тройка. Попутная песня | 1 |
| Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. |
| Текущий | Модуль «Музыкальные средства выразительности» |
|
32 |
|
| Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда | 1 |
| Знать/понимать: название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музы- кальный язык. Уметь: определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. |
| Тематический | Модуль Музыкальные средства выразительности» |
|
33 |
|
| Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый | 1 |
|
|
| Тематический |
|
|
34 |
|
| Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Заключительный урок- концерт | 1 |
| Знать/понимать: понимать и воспри-нимать интонацию как носителя образного смысла музыки. Уметь: выражать свое отношение к услышанным музыкальным произведениям, исполнять вокальные произведения с музыкальным сопровождением и без него, внимательно слушать и определять характер музыкального произведения. Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук. |
| Итоговый | Тест |
|