календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс программа Школа России
календарно-тематическое планирование (музыка, 4 класс) по теме
календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс по программе Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 28.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Школа России. Концепция программы для начальных классов. В 2 ч. М.: Просвещение, 2007 г» и примерной программы начального общего образования по музыке в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Изучение музыки в начальной школе реализуют следующие цели:
- формирование основ музыкальной культуры;
- развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
- воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Задачи:
- привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность в общении с музыкой.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 4 классе дано 1 час в неделю. Исходя из расписания уроков и каникул календарно -тематическое планирование составлено на 34 часа.
Учебно-методический комплект
Основная литература:
1. Критская Е. Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С Учебник для общеобразовательных учреждений «Музыка», М.:Просвещение,2011г.
2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.М.: Просвещение, 2007 г.
Дополнительная литература:
1. Давыдовой М.А. Поурочные разработки по музыке М.: ВАКО,2013 г.
2. Критской Е. Д. Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С Методическое пособие 1-4 класс по музыке., 1-4.М. «Просвещение»,2009г.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате изучения музыки ученик должен:
знать/понимать
- слова и мелодию Гимна России;
- выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
- смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
- названия изученных жанров и форм музыки;
- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
- названия изученных произведений и их авторов;
- наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
- исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
- исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
- исполнения знакомых песен;
- участия в коллективном пении;
- музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
- передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
Содержание рабочей программы
(34 ч.)
«Россия-Родина моя»(5ч)
Музыкальные образы родного края. Песня- как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
«О России петь- что стремиться в храм»(3ч)
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Рождество Христово. Молитва.
Праздники православной церкви.
«День, полный событий»(6ч)
Мир ребёнка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П.Чайковского и С .Прокофьева. Музыкальный инструмент- фортепиано
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(5ч)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны.
«В концертном зале» (4 ч.)
Народные инструменты Старый замок. «Счастье в сирени живет…» Сиюта, романс. « Не молкнет сердце чуткое « Патетическая соната» Л.Бетховена. Годы странствий «Царит гармония оркестра…»Шопена…»(Судьба и творчество Ф. Шопена)
«В музыкальном театре»(6 ч)
Опера и балет. Песни, танцы, марш в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Детский музыкальный театр.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»(5 ч)
Композитор, исполнитель, слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки.
Календарно-тематическое планирование
№урока | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания учебного материала. Стандарт. | Требования к уровню подготовки учащихся | ||
план | факт | план | факт | |||
Россия – Родина моя(5ч) | ||||||
1 | Мелодия. Ты запой мне ту песню… | Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов С. В. Рахманинова, М.П. Мусоргского, П.И.Чайковского | Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | |||
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Как сложили песню. | Вокализ, его отличительные особенности от песни, романса | Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка | |||
3 | Звучащие картины. Ты от куда, русская, зародилась музыка? | У зори-то, у зореньки»(рус. нар. песня) | Знать жанры народных песен, их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос | |||
4 | «Я пойду по полю белому…» | Кантата. Хор.(Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева»Александр Невский» Горестные последствия боя) | Знать понятия: кантата, хор, меццосопрано Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | |||
5 | «На великий праздник собралася Русь!» | Народная и композиторская музыка. Кантата. Опера, кант (Народные песни. Фрагменты из оперы»Иван Сусанин»М.И.Глинки и кантаты»Александр Невский»С.С.Прокофьева | Знать понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант | |||
«О России петь -что стремиться в храм…»(3 ч) | ||||||
6 | Святые земли Русской(Княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец) | Лад. Мажор. Минор. | Знать -имена святых, их житие, подвиги русских святых -понятия –былина, стихира, величие Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | |||
7 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий»Житие и дела святых.Гимн. | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий».Гимн | Знать- «житие» и дела святых Кирилла и Мефодия-понятия6 гимн, величание | |||
8 | «Праздников праздник, торжество из торжеств» Светлый праздник -Пасха | Светлый праздник -Пасха Светлый праздник С.В. Рахманинов сюита.»Светлый праздник» | Знать понятия тропарь. Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки. | |||
День полный событий( 6 ч) | ||||||
9 | «Приют спокойствия ,трудов и вдохновенья…(Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов) | Лад. Мажор. Минор | Знать понятие лад(мажор, минор) Уметь сопоставлять поэтические музыкальные произведения | |||
10 | Зимнее утро. Зимний вечер | Выразительность и изобразительность музыки, лад(Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина) | Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад .Уметь проводить интонационно – образный анализ музыки | |||
11 | Что за прелесть эти сказки… Три чуда. | Музыкальная живопись Сказка о царе Салтане…»А.С.Пушкина и опера Н.А. Римского-Корсакова»Сквозь волнистые туманы», на стихи А.С.Пушкина | Знать понятия: опера, регистр, тембр. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | |||
12 | Музыка ярморочных гуляний | Ярморочные гуляния | Знать жанры народной музыки | |||
13 | Святогорский монастырь (Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусорского»Борис Годунов» | Опера | Знать понятия: опера Уметь проводить интонационно -образный анализ музыки | |||
14 | «Приют ,сияньем муз одетый…» Музыка Тригорского(Пушкинские горы)Картины природы в романе «Венецианская ночь»М.И.Глинки | Романс. Дуэт. Ансамбль | Знать понятия романс, дуэт, ансамбль Уметь проводить интонационно -образный анализ музыки | |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(5 ч) | ||||||
15 | Композитор – имя ему народ | Народная музыка. Музыка в народном стиле | Народная песня – летопись жизни народа Знать понятия: народная музыка, музыка в народном стиле | |||
16 | Музыкальные инструменты | Понятия: обработка, импровизация, переложение музыки, авторская песня | Знать историю инструмента гитара Понятия: обработка, импровизация, переложение музыки, авторская песня | |||
17 | Оркестр русских народных инструментов. | Многообразие народных инструментов | Знать –названия и тембры народных инструментов -состав и ведущие элементы оркестра Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов | |||
18 | Музыкант-чародей. | Белорусская народная сказка «музыкант-чародей» | ||||
19 | Праздники русского народа Троицын день. | Народные праздники. | Знать содержание и значение народного праздника Уметь сочинять мелодию на заданный текст | |||
«В концертном зале» (4 ч.) | ||||||
20 | Музыкальные инструменты | Понятия: обработка, импровизация, переложение музыки, авторская песня | Знать историю инструмента гитара Понятия: обработка, импровизация, переложение музыки, авторская песня | |||
21 | Старый замок. «Счастье в сирени живет…» Сиюта, романс. | Сиюта, романс. | Знать понятие сиюта, романс. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ. | |||
22 | « Не молкнет сердце чуткое Шопена…» | Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Трехчастная форма музыки. (Судьба и творчество Ф. Шопена) | Знать многообразие танцевальных жанров. Уметь на слух определять трехчастную музыкальную форму. | |||
23 | « Патетическая соната» Л.Бетховена. Годы странствий «Царит гармония оркестра…» | Жанры камерной музыки | Знать понятия- музыкальных жанров : Соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра: оркестр, дирижер. | |||
«В музыкальном театре»(6ч) | ||||||
24 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» 1- 2дейст | опера | Знать процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки | |||
25 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» 4 дейст(сцена в лесу) | |||||
26 | «Исходила младёшенька…»М.П.Мусоргский «Хованщина» | хор | Знать процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки | |||
27 | Русский восток. Восточные мотивы. | Опера, балет, сюита. | Уметь- определять мелодико- ритмическое своеобразие восточной музыки- проводить интонационно- образный 29анализ музыки | |||
28 | Балет И. Стравинского»Петрушка» | Петрушка- персонаж народного кукольного театра | Знать. -процесс воплощения художественного замысла в музыке- значение народного праздника-Масленицы | |||
29 | Театр музыкальной комедии(жанры: оперетта, мюзикл- понятие и история развития) | Оперетта, мюзикл | Знать, что такое оперетта, и мюзикл, их особенности. Историю развития | |||
«Чтоб музыкантом быть так надобно уменье..»(5 ч) | ||||||
30 | Прелюдия | Прелюдия, этюд | Знать понятия: прелюдия, этюд. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | |||
31 | Исповедь души. Революционный этюд. | Исполнитель, слушатель | Знать понятия- композитор, исполнитель, слушатель, интонация Уметь»сочинять»- импровизировать мелодию, начинающуюся с четырёх звуков(до ,фа. Соль,ля) передачей разного настроения | |||
32 | Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. | «Патетической сонаты» Бетховина. | Знать понятие соната. Уметь отличать от других жанров. | |||
33 | Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. | Гитара. | Знать великих людей использующих в своем творчестве гитару. Высокий, Тропинин, Окуджава и т.п. | |||
34 | Рассвет на Москве-реке. | Симфоническая картина М.Мусорског – вступление к опере «Хованщина» | Знать понятие опера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планироваие по технологии 3 класс УМК "Школа России"
технология 3 класс (68часов.) Б.М . Неменский...
Календарно - тематическое планироваие по ИЗО 3 класс.УМК"Школа России""
Изобразительное искусство 3 класс.Б.М.Неменский...
Тематическое планирование для 1 класса. Программа "Школа России"
В Тематическом планировании представлена Программа по обучению грамоте (чтение), обучению грамоте (письму), математике, окружающему миру. В таблицах представлены следующие разделы: тип уро...
Календарно - тематическое планирование по музыке по программе «Школа 2100» 2 класс
1. Роль и место дисциплиныМузыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества.2. АдресатПрограмма адресована учащимся 1 -4 ...
Планирование за 2 класс. Программа "Школа России".ФГОС
Планирование за 2 класс. Программа "Школа России".ФГОС...
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы УМК "Школа России"...
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 класс УМК "Школа России"...