«Виды музыкальной деятельности обучающихся в коррекционной школе VIII вида»
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему
Музыкальное воспитание в специальном (коррекционном) образовательном учреждении является основной частью учебного процесса в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно - развивающие задачи. По мере овладения различными видами музыкальной деятельности дети самостоятельно используют их в различных ситуациях: во время уроков, во внеклассной работе, в быту совместно с нормально развивающимися сверстниками.
Музыкальная деятельность способствует формированию у обучающихся коррекционных учреждений эстетических потребностей знаний, умений, необходимых в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Верх-Ирменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Учебно – методическое пособие для учителей музыки
«Виды музыкальной деятельности
обучающихся в коррекционной школе VIII вида»
Выполнила учитель музыки
1 категории
Бухамер Наталья Геннадьевна
2014 год
Музыкальное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладения детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитии их музыкальных способностей и формировании творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни.
Задачи музыкального воспитания:
- формировать знания о музыке;
- корригировать отклонения интеллектуального развития;
- совершенствовать певческие навыки;
- развивать певческую активность;
- развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;
- развивать музыкально – исполнительские навыки, активизировать творческие способности.
Известно, что полноценное формирование личности ребёнка возможно только в условиях его совместной деятельности со взрослыми. В ходе общения как ведущей психической деятельности складываются различные формы умственной и двигательной активности, которые в будущем получают самостоятельное развитие, а также важнейшие психические процессы.
Для успешного осуществления эстетического воспитания детей с ОВЗ средствами музыки (пения) учитель музыки должен знать особенности певческого голоса ребёнка данной категории, те требования, которые к нему можно предъявлять в процессе коррекционного обучения, целенаправленно соблюдать охранительные условия, необходимые для развития детского голоса.
У детей, поступающих в учреждение, не только отсутствует вокально-хоровая подготовка, но и имеются множественные речевые нарушения, эмоционально-поведенческие расстройства. Остро встаёт вопрос о голосовой структуре ребёнка с ОВЗ и выработки основных направлений деятельности руководителя музыкального воспитания по совершенствованию, преодолению нарушений голосовых функций, занимающих значительное место в общей структуре дефекта. Для решения необходимы оптимальные условия, способствующие правильному функционированию детского голосового аппарата с учётом требований охранительного режима:
- Обучение пению без ущерба духовному и физическому здоровью детей;
- Максимальное включение защитных механизмов голосообразования в процессе певческой фонации: пение энергетически экономно.
Под этим подразумеваются следующие показатели:
1. Использование щадящих режимов работы гортани. Учёт возрастных особенностей поющих. Общепринятым является деление детских голосов на грудной и фальцетный режимы:
- от «ФА – СОЛЬ» малой октавы до «РЕ - МИ» первой октавы – грудной режим;
- от «МИ – ФА» первой октавы до «СИ – ЛЯ» второй октавы – фальцетный режим.
2. Голосообразующий вдох, превосходящий речевой и активный выдох.
3. Певческое вибрато и произвольное управление им.
4. Специфическая артикуляция.
Все эти компоненты относятся к защитным механизмам голосообразования.
Как правило, у детей с ОВЗ не сформирован эталон пения, для этого необходимо на каждом уроке, музыкальном занятии предлагать детям для прослушивания высококачественные записи певцов, детских, женских голосов.
У детей с ОВЗ отсутствуют представления вокально – телесных ощущений, поскольку нет певческого голоса.
В музыкальном воспитании детей с ОВЗ коррекционной школы используются различные виды музыкальной деятельности. К ним относятся:
- хоровое и сольное пение;
- игра на музыкальных инструментах;
- слушание музыки;
- музыкально – ритмические движения;
- инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
- рассказы детей (размышления) по поводу услышанной музыки;
- изучение элементов нотной грамоты;
- творческие индивидуальные занятия – детские рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений, написание небольших сочинений, рассказов о музыке и др.
В музыкальном развитии обучающихся специальных (коррекционных) учреждений можно условно выделить три периода.
ПЕРВЫЙ, пропедевтический, период, - от 6 до 8 лет (1 класс). Дети накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкально-слуховых и ритмических представлений, интонирование мелодии голосом. Для разучивание используются песни звукоподражательного характера (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). Мелодии песен
Простые, в диапазоне кварты (МИ 1 – ЛЯ 1) – для подготовительного класса или сексты (РЕ 1 – СИ 1, для 1 класса), ритмический рисунок состоит из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звучания средние, дыхание кратковременное.
ВО ВТОРОМ периоде, от 9 до 11 лет (2-4 классы), происходит развитие координации слуха и голоса, музыки и движения, идёт накопление знаний, овладение исполнительскими умениями. У учащихся 2-4 классов диапазон пения увеличивается до октавы (ДО 1 – ДО 2), дыхание становится более устойчивым, дети могут петь протяжённые фразы, лучше произносят слова. Подбираются песни о природе, окружающей действительности, певческие упражнения строятся на материале посильном для учеников. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания, ансамбля. Для развития координации слуха и голоса, певческого дыхания важно выбирать произведения, имеющие не только равномерные, но и протяжные звуки. Мелодии выбираются более сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно громкая. В этой возрастной группе проявляют себя дети, музыкально более одарённые, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонирования, звонкий голос, выразительное пение, артистичность, интерес к музыке.
В ТРЕТЬЕМ периоде, в возрасте от 12 до 16 лет (5 – 8 классы), практические действия подкрепляются элементарными знаниями о музыке, обучающиеся овладевают навыками игры на музыкальных инструментах. Певческий диапазон увеличивается до интервала децима: СИ малой октавы – РЕ – ФА 2 октавы. Дети овладевают певческим дыханием. В этом возрасте используется разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Петь громко не рекомендуется, в связи с начавшейся мутацией.
Процесс обучения пению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья длителен и сложен, так как требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения. Занятия пением положительно воздействуют на дыхание, укрепляют голосовой аппарат, а также активно развивают музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство, чувство ритма.
Игре на музыкальных инструментах должно уделяться особое внимание, так ка именно музыкальное исполнительство повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, чувства ритма, эмоциональному реагированию, воспитывает навыки коллективной деятельности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети знакомятся с богатством оттенков музыкальных звуков, различными приёмами исполнения.
Основой музыкального восприятия обучающего с ОВЗ является направленность на мелодию. Однако мелодия воспринимается не изолированно, а вместе с гармонией, ритмом, тембром, фактурой.
В 1925 году Л. С. Выготским была написана работа «Психология искусства», в которой он пытался ответить на актуальные вопросы психологии творчества и этики. Культурно – историческая концепция, лежащая в основе данной работы, охватывает сферу психически регулируемого поведения. По мнению Л. С. Выготского любое восприятие произведений искусства требует активного творческого процесса, в ходе которого происходит не только возникновение яркого чувства, представления. Под воздействием музыки осуществляется упорядочение внутренних процессов эмоционального развития, которое сопровождается значительным расходом нервно – психической энергии.
Сам процесс музыкального воздействия зависит от:
- дифференциала настроения, чувственного тона ощущений, вызываемых конкретным произведением;
- особенности личности воспринимающего.
Таким образом, можно заключить, что в процессе участия обучающихся коррекционных учреждений в различных видах музыкальной деятельности при музыкальном восприятии происходят следующие процессы:
- Образуются музыкальные представления, включающие запас сведений музыкального содержания (музыкальная интонация, особенности звукообразования и т.д); получают дальнейшее развитие мыслительная способность, внимание, сосредоточенность, концентрация памяти.
- Развивается эмоциональная сфера, формируются эстетические чувства, отзывчивость на музыку; воспитывают такие качества личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
- Улучшается положительная мотивация поведения, динамика развития сознательной саморегуляции музыкальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/21/picture-69400.jpg)
Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...
Программа по социализации и адаптации обучающихся коррекционных школ VIII вида « НАДЕЖДА »
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что вып...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/18/picture-481479-1566092410.jpg)
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/04/picture-236105-1607102614.jpg)
Конспект мультимедийной разработки итогового учебного занятия "Осень" для обучающихся коррекционных школ VIII вида
Конспект разбаботан с учетом интелектуальных возможностей обучающихся, воспитанников коррекционных школ VIII вида по предмету "Оружающий мир"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/22/picture-409676-1393065653.jpg)
Рабочая программа по математике 2 класс для обучающихся коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по математике для обучающихся коррекционной школы VIII вида...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550604-1418570248.jpg)
Исследование игровой деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
Реферат отражает особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-896528-1487511581.jpg)
Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс
Рабочая программа по "Письму и развитию речи" для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 2 класс...