Программа по социализации и адаптации обучающихся коррекционных школ VIII вида « НАДЕЖДА »
рабочая программа по теме

АРСЕНТЬЕВА  ЖАННА ВАЛЕРЬЕВНА

Социализация и интеграция  детей с ограниченными возможностями здоровья,  представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных)  школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в интернате и специфика первичной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nadezhda.docx64.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Программа

           по социализации и адаптации обучающихся

                                      коррекционных школ VIII вида

                                                     « НАДЕЖДА »

Содержание

1.

Пояснительная записка

2стр.

1.1 Цели и задачи  программы

5стр.

1.2 Принципы воспитательной деятельности  

6стр.

1.3 Технологии воспитательно-образовательного процесса школы-интерната по основным направлениям деятельности

7 стр.

1.4 Формы и методы реализации программы

1.5 Условия реализации программы

8 стр.

10 стр.

2.

Программное содержание воспитательного процесса

10 стр.

2.1 Трудовая подготовка

11 стр.

2.2 Социально-бытовая ориентирование и культура поведения в обществе

12 стр.

2.3 Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

13 стр.

3.

Коррекционное сопровождение

14 стр.

4.

Планирование работы с родителями

15 стр.

5.

Организационно – координирующая работа

17 стр.

6.

7.

8.

9.

Мониторинг качества воспитательной работы

Методы, средства и способы эффективности программы Ожидаемые результаты  

Список литературы

17 стр.

20стр.        21 стр. 22 стр.

10.

Циклограмма

23 стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы — обеспечение успешной социализации ребенка. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания».

Социализация и интеграция  детей с ограниченными возможностями здоровья,  представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных)  школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в интернате и специфика первичной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков.  

Также причины затруднений социализации выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов  связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Играет роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром  данной категории.  

Как показал анализ научно-методической литературы (М.Л. Баранова, А.А. Дмитриев, О.А. Денисова, др.), одним из эффективных подходов к социальному воспитанию учащихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе.

Основными мотивами деятельности подростка являются желание занять своё место в мире взрослых, утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своей компании и т.п.

 Ведущей деятельностью становится интимно–личное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настроений и желаний), учебно– профессиональная деятельность в большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении. Как свидетельствует опыт, большое значение для этого возраста приобретает молодёжная культура, под которой подразумевается «торопливое подражание подростка взрослому. Они мгновенно реагируют на всё новое, но стремятся создать своё социальное пространство, в котором он будет самим собой. Пространство это очень разнородно, т.к. сами подростки тоже очень отличаются между собой. Объединяет их лишь одно – ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому оказывается  помощь в создании молодёжной культуры.

Воспитательная работа осуществляется по тем же направлениям, что и в средней школе. Однако она имеет своё специфическое содержание, выраженное в ориентированности организации воспитательных мероприятий на наиболее значимые – для формирования личности подростка:

работу по профессиональному самоопределению;

работу над подростковой культурой, включающую в себя сбалансированное развитие разных сфер культур: академическое и художественное творчество, образование, библиотеки и музеи, национальное творчество, а также новаторские направления: молодёжные театры, новейшую  электронную музыку, произведения художников–авангардистов, модельеров– экспериментаторов и т.п.

Таким образом  привлекается внимание  наших воспитанников к общению с воспитателем. В ходе обсуждения «последних» самых модных в своём месте «течений»  воспитатель имеет возможность пробудить в подрастающем человеке желание более глубоко и основательно познать то, что уже создало общество.

Содержание работы на ступени основного образования представлено в таблице 1

Таблица 1.

Воспитательно-образовательный процесс

на ступени основного образования

Направления воспитательной работы

Содержание направления

1.

Формирование личностной позиции образа «Я» (личностное развитие)

  • Развитие эмоционально-волевых аспектов личности – как основы развития регулирующей функции образа «Я».
  • развитие мотивационно - потребностной сферы, формирование позитивного
  • формирование привычки заниматься спортом.
  • развитие умений и навыков рационального и бережного отношения к своему здоровью.
  • профилактическая работа по развития чувства неприятия «вредных привычек», неупорядоченной половой жизни.

2.

Профессиональное самоопределение, экономическое воспитание.       Трудовое воспитание и основы жизнеобеспечения

  • осознание ценности честного (общественно-полезного) труда.
  • общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив её изменения.
  • осознание необходимости в профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации.
  • общая ориентировка в мире профессионального труда; выделение дальней профессиональной цели (мечты) и её согласование с другими важными жизненными целями.
  • воспитание убеждений в престижности, выбранной ими профессии;
  • воспитание уважения к своему «Я» через избранную трудовую профессию.
  • воспитание умения работать в коллективе, оценивать результаты своего труда (воспитание культуры молодого рабочего);
  • воспитание социальных норм поведения в труде, отвечающих запросам общества

3.

Основы правового и патриотического воспитания

  • формирование системы нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения.
  • формирование в сознании воспитанников понятия ЗАКОН.

4.

Эстетическое воспитание

  • развитие у воспитанников чувства прекрасного и гармоничного;
  • формирование здоровых художественных вкусов, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы;
  • формирование интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное;
  • развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.) добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведение искусства или окружающую обстановку.

5.

Семейное, половое воспитание

  • знакомство с традициями современной среды
  • воспитание правильного взаимоотношения в семье
  • подготовка к семейной жизни.

6.

Охрана здоровья и физическое развитие

  • формирование привычки заниматься спортом.
  • развитие умений и навыков рационального и бережного отношения к своему здоровью.
  • профилактическая работа по развития чувства неприятия «вредных привычек», неупорядоченной половой жизни.

Актуальность проблемы в необходимости специальной социально-педагогической  программы по подготовке к самостоятельной жизни в обществе обучающихся коррекционной школы.

1.1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в обществе.

          Задачи:

  1. Создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого воспитанника.
  2. Повышать уровень  познавательной активности и расширять объем  имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
  3. Развить у обучающихся способность к профессиональной адаптации, умения, навыки необходимые  для общения и взаимодействия с другими людьми.
  4. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и формировать мотивацию у них на здоровый образ жизни.
  5. Формировать навыки и умения необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально бытового обучения.

Как показала практика работы,  только при  комплексном подходе и совместной работе всего педагогического коллектива ОУ и родителей  возможно решение поставленных задач.  В связи с этим, весь процесс обучения и воспитания в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе-интернат 8 вида»  направлен на то, чтобы обеспечить  социальную  адаптацию и  интеграцию обучающегося в общество, сделать ее  максимально успешной.

  1. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При разработке программы воспитательно-образовательного процесса педагоги  опираются  на принципы воспитательной деятельности  с детьми с проблемами в развитии, предложенные Коняевой Н.П.:

  • принцип педагогического стимулирования социальных проб   - предусматривает создание условий для самооценки учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения  различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его общественных связей. В процессе включения в эти сферы у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду;
  • принцип вариативности организации в работе с детьми  - требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и  возвышения. Пробуждение новых интересов. Создание условий для выбора учащимися форм участия школы-интерната;
  • принцип организации личного пространства ребенка     -   требует создания таких условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место; учета индивидуального темпа и режима проживания, предоставления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы  собственного «я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей;
  • принцип сочетания взаимной заботы и требовательности     -   требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых  каждый, ощущая себя  достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе учебно-воспитательного учреждения, определения общих целей педагогов и учащихся. Организации их  совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;  исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования  толерантности к непривычному поведению других людей. Признания их права на такое поведение;
  • принцип нравственного обогащения социальной среды    -  требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта  воспитанников. Упрочнения и развития  нравственных норм  в окружении  детей, формирования у них нравственных привычек. Развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве  субъекта формирования нравственно обогащенной  среды;
  • принцип развития самодеятельности и  инициативы детей    -    требует активного участия воспитанников  в решении вопросов жизнедеятельности коллектива  учреждения. Развития для принятия детьми  самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижения значимых целей.

1.3.ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для успешной реализации идей воспитательной концепции в работе  внедряются современные педагогические технологии воспитательного процесса.

 ( таблица 2)

Таблица 2.

Технологии воспитательно-образовательного процесса школы-интерната

Название технологии

Цель технологии

Здоровьесберегающие  технологии

Совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития. (Л.Ф.Тихомирова).

Современные информационно-коммуникационные технологии  

- использование готовых электронных продуктов;

- использование мультимедийных презентаций;
- использование ресурсов сети интернет;

- использование интерактивной доски и программного  обеспечения SMARTBoard (ПО,  для интерактивной доски)

Игровые технологии

- в игре взрослый работает на партнерских началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;

- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;

- игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;

- игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;

- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;

- игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной культуры благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий.

1.4 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации программы  используются  разнообразные формы организации мероприятий: «круглый стол», демонстрация видеофильмов, мини-лекция, описание профессий, встречи с представителями отдельных профессий, конкурсы, составление и решение различных тематических кроссвордов.

Значительное место отводится экскурсиям.  Они проводятся на предприятия службы быта, магазины,  в поликлиники,  различные учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения в транспорте и дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы.                

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов. Игра - это своеобразная школа жизни.  Педагог организует игру и проводит по заранее разработанному плану. Игра способствует расширению знания об окружающем мире, систематизации жизненного опыта,  активизации познавательной активности обучающихся.  Кроме того, они служат своего рода отдыхом, доставляя удовольствие школьникам.  

В целях коррекции  развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр.  Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики обучающихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации.    

Большое внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья беседа всегда сопровождается наглядностью и эмоциональностью. Как показал опыт, при работе с данной категорией обучающихся необходимо применять методы стимулирования.

Поощрение, как один из методов стимулирования,  имеет особое значение в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.  Поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, педагог отмечает  каждого участника проведенной работы.  Это позволяет отметить их положительные качества, развитию стремления к положительным поступкам, к формированию воли.

Программа по социализации обучающихся «Надежда»  предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной  работы.  В процессе планирования, подготовки и проведения различных видов деятельности  обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать, развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения. Таким образом, в каждом виде деятельности   заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации будущих выпускников.

1.5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Социализация обучающихся  предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Программа включает в себя несколько направлений деятельности:

  • Трудовая подготовка
  • Социально-бытовая ориентация и культура поведения и общение
  • Формирование культуры         здорового и безопасного образа жизни

Каждое направление деятельности планируется  с  учетом возрастных и психофизических особенностей развития школьников класса-группы.          

  1. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Система внеурочных коррекционно-воспитательных мероприятий, осуществляемых педагогами школы-интерната, является прямым продолжением учебной работы на уроках.  В условиях школы-интерната знания,  полученные на уроке,  могут быть закреплены,  как в результате выполнения домашних заданий,  так и с помощью сюжетно-ролевых игр, экскурсий, внеклассного чтения. Следует подчеркнуть, что мероприятия, проведенные во внеурочное время,  содействуют развитию школьников, расширению их кругозора.  В процессе внеурочной деятельности знания, полученные на уроке о различных признаках предметов, их значении, о связи между ними,  навыки пространственно-временной, ориентировки систематизируются и закрепляются.  

   Опыт работы показывает, что немалое значение для социализации и

адаптации обучающихся имеет внеклассная деятельность, осуществляемая педагогами дополнительного образования. Групповая форма внеклассной работы в школе- интернате имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: театральный, спортивный,  изобразительного творчества. Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными обучающимися, которые разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений, изготавливают наглядные пособия, оформляют стенгазеты. Индивидуальная работа проводится постоянно или эпизодически. Практика показала, что рациональная организация кружковой работы помогает решить задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, прививаются жизненно необходимые навыки и привычки.

Программа по социализации обучающихся «Надежда»  предполагает активное участие детей в подготовке и проведении мероприятий.  В процессе планирования, подготовки и проведения различных коллективных творческих дел у обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать; развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности;

вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения.

  Таким образом, в  реализации принципа неразрывности обучения и воспитания заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации и успешной интеграции будущих выпускников «Специальной  с (коррекционной) общеобразовательной  школы-интерната 8 вида».

2.1 Трудовая подготовка

Социализация и адаптация обучающихся с ОВЗ невозможна  без трудовой подготовки. В ОУ сложилась определенная система трудового воспитания, которая включает трудовое обучение, общественно полезный труд.

Формирование мотивов трудовой деятельности - важнейшая  функция  школы-интернат. Основной мотив труда, который формируют педагоги образовательного учреждения – осознание обучающимися  необходимости трудиться.  Проводят разъяснительную работу, что  каждый человек должен работать  ради тех жизненных благ, которые можно получить трудясь.

 Цель: создание условия для  коррекции  познавательной сферы и недостатков физического развития  обучающихся  посредством трудового обучения.  

Задачи:

  • обучать  доступным приемам труда;
  • воспитывать уважение к людям труда;
  • развивать самоконтроль и самостоятельность;
  • воспитать трудолюбие, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе;
  •  развивать трудовые умения и навыки.

Как показала практика работы, трудовая подготовка в специальных   (коррекционных) школах-интернат  содержит в себе существенные коррекционные возможности. Установлено, что труд является эффективным средством коррекции психики. Труд помогает обучающемуся конкретизировать имеющие у него представления и понятия об окружающем мире. В ходе труда обучающиеся знакомятся со свойствами предметов и материалов, сравнивают их, устанавливают существующие  между ними связи  и отношения, планируют свою работу – все это способствует развитию их мышления. Изготовление полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к работе, активность, способствуют формированию у обучающихся социальных мотивов деятельности.

2.2 Социально-бытовая ориентирование и культура поведения в обществе.

Социально-бытовая ориентировка и культура поведения.  Само  название этого направления заключает в себе его направленность  – социально-бытовую ориентировку обучающихся, практическую подготовку их к самостоятельной жизни, что предполагает формирование у обучающихся  необходимых для этого знаний и умений.

Доказано, что успех социализации и интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности выпускника, от способности самостоятельно организовывать свой быт.

Цель: создание психолого-педагогических условий для всесторонней  подготовки обучающихся к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Задачи:

формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации выпускников;

повышать уровень общего развития обучающихся;         

развивать навыки общения со сверстниками, учителями, воспитателями, родителями;

         воспитывать трудолюбие, аккуратность.

   Следует отметить, что для успешной  социализации данной категории обучающихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков  культурного поведения в обществе. Содержание   культурного   поведения   определяется   совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиями к речи людей как основному средству общения и требованиями    к внешнему   виду (к одежде,   осанке, жестам,   мимике, походке). Следовательно,  культура поведения — это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, на улице и в общественных местах. Практика работы показала, что элементарные нормы культурного поведения, как правило,  не привиты детям с ранних лет, педагогам образовательного учреждения приходится восполнять этот пробел и нередко проводить трудную работу по перевоспитанию обучающихся, у которых укоренились отрицательные привычки. Достигается это систематическим приучением учеников к выполнению школьных правил.

2.3 Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде.  Система учебно-воспитательной работы направлена на создание культуры здорового образа жизни, которая в результате целенаправленной работы должна перейти во внутреннюю культуру обучающихся. Также педагоги руководствуются распространенным в настоящее время положением о том, что обучающийся должен не только узнать и научиться правилам ЗОЖ, но и захотеть быть здоровым. Кроме того, у обучающегося  должна быть сформирована целая система понятий, взглядов, убеждений и умений, из которых будут складываться привычки и его ежедневное поведение.

 Необходимо отметить, что данное направление пересекается с задачами коррекционной педагогики – социализация и адаптация выпускников интернатных учреждений. В процессе реализации данного направления, происходит развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, формирование позиции гражданина, а также вовлечение в деятельность позитивной направленности. По нашему мнению,  все это, впоследствии, поможет  обучающемуся  в будущем найти свое место во взрослой жизни.

Цель: создание психолого-педагогический условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся.

Задачи:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  •  воспитывать  готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье.

Исходя из особенностей психофизического развития  обучающихся к способам рациональной организации учебной и внеучебной деятельности в школе- интернат по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни относятся: составление индивидуального маршрута для часто болеющих обучающихся; рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и предупреждению утомляемости.

Одной из особенностей формирования культуры здорового и безопасного  образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является его коррекционно-оздоровительная направленность. Обучение двигательным умениям и навыкам осуществляется одновременно с решением коррекционных задач, заключающихся в преодолении или смягчении недостатков физического развития и нарушений моторики, характерных для обучающихся школы-интернат. Другая особенность заключается в необходимости  учета индивидуальных отклонений в их психофизическом развитии и в постоянном взаимодействии педагогов со школьным врачом.  

3. КОРРЕКЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

3.1Коррекционная работа с детьми

-Цель коррекционного сопровождения: оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи коррекционной работы:

1.Своеевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

2.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными возможностями  каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными  возможностями здоровья основой образовательной программы начального общего образования и их интеграции  в образовательном  учреждении.

4.Осуществление педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

5.Разработка и реализация индивидуальных и  групповых занятий для детей с выраженным нарушением  физического и  психического развитая.

6.  Обеспечение возможности обучения и воспитания по  дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья                                    

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Работа с родителями является важным направлением деятельности

педагогического коллектива специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 8 вида,  по подготовке воспитанников к жизни.

Педагогический коллектив образовательного учреждения осуществляет корригирующее воспитательное воздействие на семью.  Педагоги школы-интерната  проводят как индивидуальные, так и групповые беседы с  родителями, знакомят их с особенностями   развития и воспитания детей с ОВЗ, с особенностями вторичных отклонений, которые могут возникнуть у ребенка  в неблагоприятных условиях.  Разъясняют, что  задача семьи  состоит  в подготовке их к труду, в обеспечении элементарных  социально-бытовых знаний и норм поведения. Способствуют укреплению у родителей уверенности в том, что от их правильного отношения к ребенку зависит его будущее.  Однако, как показал  опыт работы, участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, мало, что отрицательно сказывается на социально - трудовой адаптации выпускников интернатных учреждений.

  • Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к детям необходимы согласованные взаимодействия.
  • Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании ребёнка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
  • Принципы взаимной деятельности:
  • - обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
  • - доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • - позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
  •        Деятельность воспитателя с родителями или законными представителями воспитанников представлена следующими направлениями и формами:

1. Изучение условий семейного воспитания

  • Посещение семей и знакомство с ней в естественной, обстановке, особенности семейного воспитания.
  • Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса

  • Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

3. Взаимодействие с родительским комитетом

  • Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

4. Совместная деятельность родителей и детей

  • Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

5. Информирование родителей о ходе  и результатах воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения

Предварительное  планирование  совместной деятельности с родителями:

1.Информация о  проведении родительских собраний в нутрии школы и класса (по графику школы и классного руководителя)

   2.Посещение семей, знакомство и изучение условий проживание ребенка в этой семье (по мере необходимости).

   3.Заседание родительского  комитета. По плану родительского комитета.

   4.  Помощь родительского комитета  в проведение школьных и внеклассных мероприятий  в течение года.  

5. ОРГАНИЗАЦИОННО - КООРДИНИРУЮЩАЯ  РАБОТА

    Взаимодействие воспитателя:

  • с педагогами-предметниками:
  • совместно вырабатываются общие педагогические требования и подходы к воспитанникам в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;
  • воспитатель  представляет интересы своих воспитанников;
  • привлекает педагогов к работе с родителями;
  • с педагогом-организатором:
  • воспитатель согласует деятельность педагога-организатора с планом своей воспитательной работы;
  • привлекает педагога-организатора к проведению мероприятий внутри группы, организуя участие воспитанников;
  • активное взаимодействие сторон по вопросам  организации досуговых и каникулярных мероприятиях;
  • с социальным педагогом:
  • социальный педагог - посредник между личностью воспитанника и всеми социальными институтами в разрешении личностного кризиса воспитанника;
  • с педагогом-психологом:
  • воспитатель изучает индивидуальность воспитанников, процесс их адаптации и интеграции в социум;
  • координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;
  • анализирует развитие коллектива группы, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников;
  • координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности коллектива воспитанников, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
  • с логопедом:
  • логопед должен вести свою работу в тесном контакте с воспитателем, который закреплял бы формируемые логопедом навыки в работе и в быту. Создание такого контакта является важным звеном в работе логопеда.
  • контакт  с воспитателем должен осуществляться на всех этапах работы логопеда с учащимися, начиная с первичного обследования, о результатах которого воспитатель должен быть, поставлен в известность.
  • с педагогами дополнительного образования:
  • взаимодействие помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования для расширения познавательных, творческих способностей воспитанников;
  • воспитатель способствует включению воспитанников в различные творческие объединения по интересам (секции, кружки);
  • с библиотекарем:
  • воспитатель расширяет круг чтения воспитанников,

способствует формированию у них отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения через освоение художественной литературы.

  • с медицинскими работниками образовательного учреждения:

          воспитатель заботится о здоровье своих воспитанников, используя      

          информацию, получаемую от медработников

6.МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Мониторинг – организованный, постоянный целевой контроль и диагностика состояния воспитания на основе систематизации существующих источников информации, в результате, которого изучаются условия, процесс, результаты воспитательной  деятельности с целью выявления их соответствия  законодательным, нормативно-правовым, инструктивно-методическим документам об образовании.

 В рамках мониторинга проводятся исследования уровней воспитанности учащихся  начального (1-4 классы),  среднего (5-7 классы)  и старшего звеньев (8,9 классы).

 Целью мониторинга: выявить уровень воспитанности учащихся группы.

Задачи мониторинга:

1.Определение состояние  уровня воспитанности  учащихся;

2.Оценить   и     выявить  тенденции в развитии воспитательного процесса воспитанников  всех звеньев.

Предметом мониторинга:  уровень воспитанности.

Субъект мониторинга: отдельная личность, группа воспитанников.

Методы  мониторинга:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • методические диагностики.

Требования к проведению мониторинга

        Эффективность мониторинга обеспечивается технической базой (компьютер, программное обеспечение, множительная техника), четкой организацией всех этапов сбора, обработки и анализа информации.

        Качественными показателями информации, полученной в ходе проведения мониторинга, являются:

  • объективность;
  • точность;
  • систематизированность;
  • своевременность.

        Анкетирование, тестирование учащихся проводится с использованием  диагностических методик в установленном порядке.

Этапы осуществления мониторинговых исследований

Сроки проведения мониторинговых исследований определяются циклограммой и планом работы Солнечной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы–интерната VIII вида на один учебный год, рассмотренными на методическом совете  и утвержденными директором ОУ.

Мониторинговые исследования включают три этапа:

1 этап – подготовительный (сентябрь):

  • определение объекта мониторинга;
  • постановка цели;
  • выбор инструментария для проведения мониторинга по звеньям;
  • установка сроков проведения мониторинга.

2 этап – практический - сбор информации (октябрь, апрель):

  • анкетирование, тестирование, собеседования с воспитанниками, родителями, педагогами;
  • исследования (методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности»).  

3 этап – аналитический (май-июнь):

  • систематизация и анализ информации;
  • разработка рекомендаций и предложений на следующий период.

Технология проведения мониторинга.

Организация и руководство проведения мониторинга возлагается на заместителя директора по воспитательной работе. Продолжительность мониторинга не должна превышать 14 дней.

Реализация мониторинга предполагает следующие формы деятельности:

  • определение  уровней воспитанности и социализированности учащихся на основе критериев и показателей оценки воспитанности;
  • обработка полученных данных в ходе мониторинга;
  • анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
  • подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
  • результаты диагностических исследований хранятся в индивидуальных дневниках учащихся.

При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.

7.МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Методы, используемые воспитателем для определения уровня тех или иных качеств воспитанности обучающихся воспитанников.

В программе групповой и индивидуальной работы используются различные приемы известных методик, способы организации занятий:

Словесные методы – беседы: дискуссионные игры, мозговой штурм, дискуссии, ролевые игры.

Наглядные методы:показ видеосюжетов, иллюстраций, наблюдение;эмоционально-символические методы;элементы арт-терапии.

Практические методы: психогимнастические игры; релаксационные методы; методы телесно-ориентированной терапии; когнитивные методы;

Если разнообразие форм и методов работы с учащимися трансформировать на учебные дисциплины, то принцип организации учебной деятельности будет сориентирован на творческую работу организации занятия как процесса познания и общения. Такая форма предполагает сюжетное оформление с игровыми элементами, яркой наглядностью и нестандартными заданиями, что позволяет оптимизировать деятельность детей с ОВЗ.

Для реализации данной программы возможны различные формыорганизации учащихся:

  • групповая,
  • индивидуальная
  • индивидуально-групповая.

Наблюдение.

Диагностика толерантности среди учащихся

По этой методике проводится три среза в течение всей программы:                        

  • 1 срез дает возможность определить основные проблемы формирования личности ребенка;
  • 2 срез показывает правильность выбранных методов работы и динамику психолого-педагогического воздействия;
  • 3 срез отражает во времени изменения в эмоциональном состоянии ребенка и результаты работы педагога.

8.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающие должны уметь:

- культурно  вести себя в обществе и различных жизненных ситуациях;

- ориентироваться в окружающем мире;

-конструктивно взаимодействовать с окружающими;

- применять полученные знания в практической жизнедеятельности.

Знать:

- правила  безопасной работы и гигиены труда;

- мир  профессий;

- доступные приемы труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.   Баженов В.Г. «Воспитание педагогически запущенных подростков» - Киев, 1986.                                          
  2. Воронов В.А. «Разнообразные формы воспитательной работы» - «Воспитание школьника», 2001 г.
  3. «Воспитание трудного ребёнка»/ дети с девиантным поведением – Под редакцией Рожкова М.И.-Москва, 2001.
  4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога.- М., Педагогика, 1987.
  5. Карпова Г.А. «Методы педагогической диагностики» - Учебное пособие, Екатеринбург 2001.
  6. Карпова Г. А. «Методическая диагностика взаимоотношений Учитель - Ученик» - Екатеринбург
  7. Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций» - Екатеринбург
  8. Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения» - Екатеринбург, 1998.
  9. Карпова Г. А. «Педагогическая диагностика самосознания » - Екатеринбург, 2000.
  10. Карпова Г.А. «Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия      школьника» - Екатеринбург, 1997.
  11. Клюева Н.В. «Учим детей общению» - Ярославль, 1997.
  12. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль, 1997.
  13. Лизинский В.М. «Практическое воспитание в школе» 1-2 части – Москва, 2002.
  14. Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми» – Москва, 2001.
  15. Плинер Я.Г. «Воспитание личности в коллективе»
  16. Рувинский Л.И. «Нравственное воспитание личности» - Москва, 1981.
  17. Рычкова М. А. «Поведенческие расстройства» - Москва, 2001.
  18. Сергеева В. П. «Классный руководитель в современной школе» - Москва, 2001.
  19. Сергеева В. П  «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я »  - Москва, 2002.
  20. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии.- С – Пб, 2003.
  21. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов н/ Д, Феникс,
  22. Созонов В. П. «Организация воспитательной работы в классе» - Москва, 2000
  23. Хаткевич О. А. «Переходный возраст» - Минск, 2003.
  24. Шемшурина А. И. «Этические диалоги с учащимися» - Москва, 1999.
  25. Шилова М. И. «Учителю о воспитанности школьников» - Москва, 1990.
  26. Шулешко Н.Е., Ершова А.П. Социо – игровые подходы к педагогике.- Красноярск, 1990.- работа с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по математике для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка, содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к ЗУН....

Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по чтению для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, требования к ЗУН, нормы оценок....

Программа по курсу ОБЖ для специальной (коррекционной) школы VIII вида, 1-4 классы

Учебная рабочая программа по курсу ОБЖ со здоровьесберегающими технологиями разработана в 2009-2010 учебном году. Расчитана на учащихся начальных классов специальных коррекционных общеобразовательных ...

Рабочая программа по математике для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....

Рабочая программа по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида.

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Конспект мультимедийной разработки итогового учебного занятия "Осень" для обучающихся коррекционных школ VIII вида

Конспект разбаботан с учетом интелектуальных возможностей обучающихся, воспитанников коррекционных школ VIII вида по предмету "Оружающий мир"...

Рабочая программа по математике 2 класс для обучающихся коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по математике для обучающихся коррекционной школы VIII вида...