Исследование игровой деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
статья (4 класс) на тему

Прозументова Наталья Анатольевна

Реферат отражает особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5urok.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида  2 г. Владимира».

Реферат на тему: « Исследование игровой деятельности учащихся

специальной коррекционной школы VIII вида».

                     Учитель- дефектолог: Н. А. Прозументова

                                             

                                   Владимир 2014 г.

План содержания работы:

  1. Что такое игра?
  2. Значение игры в жизни ребёнка.
  3. Целевые ориентации игры.
  4. Задачи игры.
  5. Принципы игры.
  6. Классификация игр.
  7. Особенности организации игровой деятельности у детей с проблемами в развитии.
  8. Роль дидактической игры.
  9. Примеры дидактических игр для детей с ограниченными возможностями здоровья.

                                                                                  Теоретическая физика –

                                                                        это детские игрушки

                                                           по сравнениюс игрой.

                                                                        ( А. Энштейн)

 Что такое игра? Каковы её задачи? Каково её значение в жизни ребёнка?

   Ребёнок ещё не говорит, но уже агукает, улыбается, реагирует на колыбельные песенки мамы или бабушки, размахивает малюсенькими ручонками первыми погремушками. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины предметов и вещей, их расположение в пространстве, учится различать цвета и звуки, познаёт первые слова – сигналы, вступает в «контакты» с другими людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется жизни.

   Слово игра является ненаучным понятием, включающим свободу и спонтанность, радость и забаву.

   Отечественный психолог А. Ф. Лазурский определил это так: это занятие, в котором при помощи определённых заранее установленных средств и приёмов в определённых рамках требуется достигнуть определённой цели, не имеющей практического значения. Под это определение подходят практически все игры, начиная от салочек до шахмат и других спортивных игр.

   Первое описание детских игр принадлежит Е. А. Покровскому:    « Игра - обширный круг действий человеческих, …не претендующих на тяжёлую работу и доставляющих людям  веселье и радость (детская игра - театральное представление; детская игра в сотки- игра на бирже).

   Игра- это деятельность, мотив которой лежит в самом процессе, связанная с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. То есть у человека игра- дитя труда. Все игры воспроизводят те или иные виды неигровой деятельности. Суть человеческой игры (в том числе и детской) – в способности, отображая, преображать действительность.

   Игра- способ реализации потребностей и запросов ребёнка в пределах его возможностей. Для успешной организации игровой деятельности необходимо предварительно ознакомиться с возможностями детей ( в т. ч. и коммуникативными и познавательными).

   В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться- значит успокоиться на чём- то радостном, облегчить свою жизнь, своё положение. Перестать огорчаться, горевать, успокоиться. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живёт уважение к прошлому и вера в будущее.

    Говоря о значении игры в жизни ребёнка, нельзя не сказать об использовании игр с целью диагностики и терапии. Игрою можно ободрить и одобрить ребёнка.

   Наблюдая за ребёнком в процессе игры, мы можем оценить умение ребёнка сотрудничать, сопереживать, его психо - эмоциональное состояние, уровень развития познавательных процессов и т. д. Игровое поведение детей символизирует неосознанные желания, страхи, предчувствия, удовольствия. Наблюдая за игрой ребёнка,  мы можем оценить уровень развития произвольности поведения, способность удерживать в памяти правила игры и следовать им, способность к самостоятельному решению, умение действовать целенаправленно и сохранять сосредоточенность довольно длительное время.

   Игра, построенная должным образом, помогает скорректировать поведенческие нарушения, гасить конфликты, преодолевать трудности в общении. Обращая внимание на предпочтительные роли, можно определить ведомым или ведущим чаще всего желает выступить ребёнок.

   Игра теснейшим образом связана с развитие личности ребёнка. Игра- практика развития (С. Л. Рубинштейн). В игре формируется воображение, совершенствуются психические процессы, развивается речь, общая координация движений, пространственная ориентация, тонкая моторика и т. д.

   Организуя игровую деятельность воспитанников, педагог ставит перед собой определённую цель. Г. К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций:

-  дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков;

-  воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, нравственных качеств, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

-  развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, умений сравнивать сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности;

-  социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

   Каково же значение игры в жизни ребёнка? Чему способствуют каждодневные игры детей? Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:

-  развитие коммуникативных качеств у детей;

-  преодоление познавательного эгоцентризма- децентрация (преодоление в мышлении ребёнка непосредственной позиции и возможности признать существование других точек зрения);

-  развитие мотивационнопотребностной сферы;

-  игровые действия приобретают характер умственных действий;

-  развитие произвольности и целенаправленности деятельности;

-  совершенствование способности к самоконтролю;

-  развитие восприятия, памяти, внимания, мышления и речи;

-  развитие координации и мелкой моторики;

-  развитие способности к обучению;

-  развитие воображения как основы творческой деятельности;

-  совершенствование способности к самоконтролю, совершенствование          способности дифференцировать свои эмоции и чувства и управлять ими произвольно.

   Исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как нормативные требования к организации игры детей. Характер принципов выражается в виде указаний, правил, норм.

   Авторы книги «Технология игры в обучении и развитии» Пидкасистый Т. И. и Хайдаров Ж. С. обозначают достаточно обширный перечень принципов игры. Наиболее значимыми и актуальными являются следующие принципы:

-  активность- основной принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовке к игре, в процессе и в ходе обсуждения её результатов;

-  открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;

-  динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня подготовленности;

-  наглядность игры означает, что все игровые действия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;

-  занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;

-  принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;

-  коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских  взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;

-  целеустремлённость игрока отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды;

-  самодеятельность и самостоятельность игрока в игре- это один из самых главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;

-  состязательность и соревнование в игре. Без соревнования нет игры. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т. к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;

-  результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;

-  достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приоткрыть» определённость будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;

-  принцип  проблемности мышления в игре выражает логико- психологические закономерности мышления в интеллектуально- эмоциональной борьбе. Игра – идеальный «генератор» учебных проблем, а способность «видеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре, да и жизни;

-  информация для игры в самом простом виде отражает сильное душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения, и др.

   Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на играющих.

Классификация игр.

   В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Так А. В. Запорожец и А. П.Усова разработали следующую классификацию:

1) «Игры творческие и их разновидности: игры – драматизации и строительные игры;

2) подвижные игры;

3) дидактические игры».

   Несколько другой подход к классификации игры у Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:

«Игры с правилами можно разделить на три подгруппы: подвижные игры (салочки, прятки, классики и т. п…)

   Сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребёнок превращается в доктора,  маму, продавца); режиссёрские игры (разыгрывает сражение, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи);

игра- -драматизация».

   Очень интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж. С. Хайдаровым. Они предложили деление игры на два основных типа: естественные и искусственные игры.

   Естественные игры разделены на три рода:

- игры теплокровных животных и их детёнышей;

- игры первобытных людей и их детей;

- игры современных детей на разных стадиях развития.

   Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки – матери» или «классики».

   Род результативных игр имеет два основных класса:

- энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; (хоккей, лапта, …)

- интеллектуальные объединены в три вида – абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

   Особый подход в классификации педагогической игры сделал      Г. К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

- по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

- по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, развивающие, обобщающие, познавательные, воспитательные, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

- по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

- по предметной области: математические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно – прикладные;

туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

- по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения, технические со средствами передвижения.

      Необходимо отметить, что игры детей с проблемами в развитии (ЗПР, ДЦП, умственная отсталость ит.д.) весьма специфичны и имеют свои особенности, т. к. мы имеем дело с детьми с ограниченными возможностями (ограниченный объём движений, трудности в общении в связи с речевыми проблемами, недостаточный уровень развития воображения, низкий уровень интеллекта и т. д.

  1) Дети с ограниченными возможностями здоровья часто бывают двигательно расторможенными и агрессивными. Следовательно, в организации игр таких детей необходима помощь взрослых.

  2) Для умственно отсталого ребёнка эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным  настроением должен вызвать у ребёнка положительное отношение к игре.

  3) Для детей с интеллектуальной недостаточностью, неразвитой способностью к принятию самостоятельного решения необходим  индивидуальный подход в организации коррекционно - развивающих игр.

   4) Часто приходится упрощать инструкцию, отталкиваясь от имеющихся у ребёнка в наличии навыков, знаний и умений.

   5)  Развивающие игры не должны утомлять. Время и нагрузка должны быть строго дозируемы.

   6) Необходимо, что бы поставленная цель в процессе игры была достигнута. Если же не удалось, результат проанализировать.

На уроке чаще всего используется дидактическая игра. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

   Особая роль дидактической игры в обучающем процессе детей с ограниченными возможностями здоровья определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребёнку получить собственный опыт. Это особенно важно для умственно 

отсталых детей, у которых опыт действий с предметами значительно беднее, не зафиксирован и не обобщён.

   Умственно отсталому ребёнку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребёнку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

   У детей с нормальным развитием наглядно – действенное мышление возникает очень рано. Оно лежит в основе так называемого «технического» мышления, обеспечивает овладение профессиональными навыками и умениями, лежит в основе творческого подхода к решению всех проблемных задач. На базе этого у детей появляется возможность решать задачи в наглядно – образном, а затем и логическом плане.

   У умственно отсталых школьников наглядно – действенное мышление без коррекционного воздействия развивается медленно. Они  слабо обобщают общественный опыт, плохо ориентируются в условиях практической задачи, а проблемные задачи вообще не в состоянии решать.

   Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность умственно отсталого ребёнка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи.

   Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой выполняет роль участника игры, партнёра. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

   Важное условие использования дидактических игр в обучении –это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

   Умственно отсталый ребёнок отстаёт в развитии речи уже с первых месяцев жизни – с младенчества. В дальнейшем это отставание ещё больше прогрессирует. Не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. При организации игр, направленных на развитие речи очень важен эмоциональный настрой. Развитию речи помогает артикуляционная гимнастика. Кроме того, необходимо постоянно контролировать речь логопатов в плане правильности. Необходимо требовать исправиться, повторить правильно с чёткой артикуляцией звуков. Перед речью давать установку детям на правильную речь.

  Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. Движения рук часто бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Поэтому на уроках регулярно проводятся пальчиковые гимнастики. Например:

     Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в сад ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

Можешь пальцы сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять.

Один, два, три, четыре, пять-

Десять пальцев, пара рук-

Всё твоё богатство, друг!

 «Колодезь»

Из спичек сложить колодезь. Побеждает тот, у кого самый высокий и простоит дольше.

 Во внеурочной деятельности для развития моторики очень эффективны различные игры с мячом:

«Поймай мяч» (дети в парах перебрасывают мяч друг другу).

      1) Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

      2) Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

      3) Ударить мяч о стену и поймать его двумя руками.

  1. Ударить мяч о стену. После того как он упадёт на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

Развитие наблюдательности, волевой регуляции, способности действовать по правилу.

«Кричалки, шепталки, молчалки»

Взрослый по очереди поднимает три силуэта ладони красного, жёлтого, синего цвета.

Красная ладонь – «кричалка», можно кричать, бегать.

Жёлтая ладонь – «шепталка», можно передвигаться медленно, разговаривать шепотом.

Синяя ладонь – «молчалка», все замирают и замолкают.

Развитие внимания и наблюдательности.

 «Что изменилось?»

   Выставляются несколько предметов. Участники должны запомнить эти предметы и их расположение. Потом дети закрывают глаза. Учитель убирает один или несколько предметов, меняет расположение. Открыв глаза, дети должны отгадать, что изменилось.

Что перепутал художник?

   Выкладывается ряд картинок, на которых художник допустил ряд «ошибок». Например, на летнем пейзаже летит снег, кот плавает в воде, на берёзе растут помидоры и т. д.

Развитие восприятия и воображения.

«Выложи сам»

Дать контурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур и набор этих фигур. Например:

«Коврик для куклы»

   Предложить ребёнку сделать коврик, украшенный орнаментом из геометрических фигур. Например: «В середине большой круг красного цвета, справа и слева жёлтые прямоугольники, сверху и снизу зелёные треугольники.» Задание по сложности могут различаться в зависимости от возраста и уровня развития.

Развитие памяти и умения видеть связь между предметами.

«Пары слов»

   Предложить ребёнку запомнить несколько пар слов. Например: кошка – молоко, мальчик- -машина, стол- -пирог, и т. д. Попросить запомнить вторые слова каждой пары. Учитель называет первое слово. Ребёнок должен вспомнить второе. Задание постепенно усложняется.

«Найди пару»

   Предложить ребёнку среди картинок подобрать пары, подходящие по смыслу. Например: чайник – чашка, шуба –шарф, хлеб – нож и т. д.

Развитие воображения.

«Дорисуй»

Развитие сенсорного восприятия.

«Чудесный мешочек»

Дети достают из мешочка какой – либо простой предмет и должны угадать его на ощупь.

Список литературы:

  1. Коваленко С. В. «Игра: её значение в психической жизни ребёнка», ж - л «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 1, 2010-12-22
  2. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии». М.,1998,с.54
  3. Пидкасистый Т. И. , Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии», М., 1996.с. 25 -26, с. 72 -75
  4. Михайленко Н. Я. , Короткова Н. А. «Как играть с ребёнком», М., 1990, с. 16 - 18
  5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников», М. 1991.с. 4- 7
  6. «Давайте поиграем» под редакцией Столяра А. А. М. 1991, с. 6, 10,
  7. Шмаков С. А. «Игры, потехи, забавы, утехи» М. с3, 7, 15

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

Использование средств наглядности и игровых приёмов при обучении грамоте учащихся 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Дети, которые поступили в 1 класс школы с нарушением интеллекта, характеризуются низким уровнем познавательной активности, выраженным нарушением произвольного внимания, поэтому каждый урок требует сис...

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».

В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению....

Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний учащихся специальной коррекционной школы VIII вида...