Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
статья по теме
Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед специальной (коррекционной) школой встаёт ряд требований в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентноспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к выбору методов обучения. Одним из таких методов обучения является метод проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya__deyatelnost_obuchayushchihsya.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Из опыта работы учителя нач. классов
МКВ(с)ОУ «О(с)ОШ №1» г. Астрахани,
Григорьевой А.М.
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.
Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед специальной (коррекционной) школой встаёт ряд требований в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентноспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к выбору методов обучения. Одним из таких методов обучения является метод проекта.
Наиболее активно процесс социализации происходит в рамках проектной деятельности, которая позволяет преодолеть отрыв процесса обучения от жизни, учитывает мотивы и интересы каждого ученика.
Введение в процесс образования на уроках в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую индивидуальную, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с недостатком интеллекта, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
В своей работе используем алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Темы проектов, которые мы предполагаем использовать в рамках классно-урочной предметной системы, выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому мы формировали группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.
Решение поставленных задач было связано с выбором нужной информации, её обработкой и правильным использованием, дальнейшим анализом полученных результатов.
Поскольку социализация – это освоение ребёнком различных социальных ролей и усвоение людьми поведения культурного человека, возникла необходимость в осуществлении проекта «Курить – здоровью вредить». Цель данного проекта: формирование мышления, направленного на сознательное стремление к ведению здорового образа жизни. Работа над проектом предполагала сочетание различных форм работы с детьми, использование интегрированных занятий, бесед, классных часов о вреде курения в форме занимательной, увлекательной игры. Это драматизации, элементы театральной деятельности, настольных и печатных игр и т. д. Они давали ребенку возможность осваивать новые приемы и способы действий, побуждали к свободному взаимодействию, показывали примеры поведения и отношений с другими. Это качественно меняло отношения в детском коллективе, побуждало к взаимодействию, взаимопомощи, умению преодолевать затруднения и ошибки. Результатом проекта стало инсценирование сказки Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Выступление участников проекта на классных часах и внеклассных мероприятиях, посвящённых здоровому образу жизни, в классах II ступени обучения.
Состав учащихся нашей школы многонационален. С целью знакомства с культурой русского народа, традициями, декоративно-прикладным искусством, нами был запущен проект «В каждой избушке - своя игрушка». В ходе работы над проектом учащиеся посещали музеи и выставки, работали со справочной литературой, изготавливали своими руками русские народные игрушки. В результате чего, детьми была подготовлена передвижная музейная экспозиция.
Так как основной задачей специальной (коррекционной) школы VIII вида является социально-бытовая и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество, возникла необходимость осуществления проекта «Волшебные узоры». В ходе работы над проектом детьми были исследованы история и традиции вязания крючком, учащиеся знакомились с основами декоративного вязания, вязания крючком и другим видам декоративного творчества. Результатом проекта стало изготовление украшений, настенных панно с использованием различных материалов (меха, кожи, бусин, лоскутов ткани, пряжи).
При организации проектной деятельности встречается много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ)
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений
Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.
Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...
Исследование игровой деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
Реферат отражает особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА СМЫСЛОВОГО СООТНЕСЕНИЯ, КАК СРЕДСТВА ОБЛЕГЧАЮЩЕГО ЗАПОМИНАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛА У УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА»
Развитие речи у детей с нарушением интеллекта - одна из важнейших проблем....
Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».
В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению....
Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
Особенности изучения нового материала, закрепления, повторения, проверки и оценки знаний учащихся специальной коррекционной школы VIII вида...