ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_muzyka.docx | 50.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству. Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.
Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:
● программу по предмету «Музыка» для 1—4 классов образовательных учреждений,
● учебник «Музыка. 4 класс» (М.: Просвещение, 2007),
● рабочую тетрадь,
● хрестоматию музыкального материала,
● фонохрестоматию,
● пособие для учителя «Методика работы с учебниками "Музыка. \-4 классы"» (М.: Просвещение, 2006).
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. В содержание рабочей программы для 4 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности»; «На великий праздник собралася Русь!»; «Композитор - имя ему народ»; «Праздники русского народа: Троицын день». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу четвертого года обучения
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименова-ние разде ла программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домаш нее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||||
1 | Россия - Родина моя (5 часов) | Мелодия | 1 | Вводный | Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С. В. Рахманинова, М. П. Мусорского, П. И. Чайковского | Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно - образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение |
| |||
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе | Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка | Слушание «Вокализа» С.В. Рахманинова. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение |
| ||||
3 | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности | 1 | Расширение и углубление знаний | Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? | Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос | Ответы на вопросы. Хоровое пение. Речевая импровизация | Многообразие сюжетов, жанров, интонационных оборотов казачьей песни |
| |||
4 | «Я пойду по полю белому...» | 1 | Расширение и углубление знаний | Патриотическая тема в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя | Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь проводить интонационно- образный анализ прослушанной музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация | Изображение горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном казачьем фольклоре |
| |||
5 | «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | Расширение и углубление знаний | Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева | Знать понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант | Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение | Националь- но- патриотические идеи в песенно- музыкальном творчестве донских казаков |
| |||
6 | «О России петь - что стремиться в храм...» (1 час) | Святые земли Русской | 1 | Расширение и углубление знаний | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина | Знать: - имена святых, их житие, подвиги русских святых; - понятия: стихира, величание. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение |
| |||
7 | День, полный событий (5 часов) | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный | Образ осени в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке | Знать понятие лад (мажор, минор). Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения | Слушание стихов, музыки. Образное сопоставление. Хоровое пение |
| |||
8 | «Что за прелесть эти сказки...» | 1 | Интегрированный | Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина и опера Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись | Знать понятия: опера, регистр, тембр. Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение |
| ||||
9 | Музыка ярмарочных гуляний | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки | Знать жанры народной музыки | Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическая импровизация. Музыкально- ритмические движения |
| ||||
10 | Святогорский монастырь | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Мусорского «Борис Годунов» | Знать понятие опера. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение |
| ||||
11 | «Приют, сияньем муз одетый...» | 1 | Интегрированный | Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки | Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение |
| ||||
12 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) | Композитор - имя ему народ | 1 | Расширение и углубление знаний | Народная песня – летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле | Знать понятия: народная музыка, музыка в народном стиле | Слушание музыки. Хоровое пение | Музыкальный фольклор и отражение в нем важнейших событий истории казачества |
| ||
13 | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов | 1 | Расширение и углубление знаний | Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра | Знать: - названия и тембры народных инструментов; - состав и ведущие инструменты оркестра. | Слушание музыки. Хоровое пение |
| ||||
14 | О музыке и музыкантах | 1 | Расширение и углубление знаний | Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах | Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах | Литературное чтение. Образный анализ. Слушание музыки. Хоровое пение |
| ||||
15 | В концертном зале (4 часа) | Музыкальные инструменты | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации | Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации. Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели | Слушание музыки. Вокальное и пластическое интонирование |
| |||
16 | Старый замок. «Счастье в сирени живет...» | 1 | Расширение и углубление знаний | Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы | Знать понятия: сюита, романс. Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки. Вокальное интонирование. Интонационно- образный и сравнительный анализ |
| ||||
17 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена...» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная | Знать многообразие танцевальных жанров. Уметь на слух определять трехчастную музыкальную форму | Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение |
| ||||
18 | «Патетическая» соната Л. Ван Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...» | 1 | Расширение и углубление знаний | Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра | Знать понятия: - музыкальных жанров: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра; - оркестр, дирижер | Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Пластическое интонирование |
| ||||
19 | День, полный событий (1 час) | Зимнее утро. Зимний вечер | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный | Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки | Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки, стихов. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение |
| |||
20 | В музыкальном театре (6 часов) | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (II-Ш действия) | 1 | Расширение и углубление знаний | Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина | Знать: - процесс воплощения - содержание оперы. | Слушание сцен из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Интонационно-образный анализ |
| |||
21 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие) | 1 | Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация – ария Сусанина |
| |||||||
22 | «Исходила младшенька...» | 1 | Расширение и углубление знаний | Характеристика главной героини оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька. ..» со вступлением к опере | Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение |
| ||||
23 | Русский Восток. Восточные мотивы | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А. И. Хачатуряна | Уметь: - определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; - проводить интонационно-образный анализ | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение |
| ||||
24 | Балет И. Стравинского «Петрушка» | 1 | Расширение и углубление знаний | Персонаж народного кукольного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры | Знать: - процесс воплощения художественного замысла в музыке; - значение народного праздника - Масленицы. | Слушание I картины балета (фрагменты). Интонационно-образный анализ. Хоровое пение |
| ||||
25 | Театр музыкальной комедии | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития | Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития | Слушание фрагментов из оперетт, мюзиклов. Хоровое пение |
| ||||
26 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (2 часа) | Исповедь души | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине | Знать понятия: прелюдия и этюд. Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение |
| |||
27 | Мастерство исполнителя | 1 | Расширение и углубление знаний | Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация. Уметь «сочинять» -импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения | Слушание музыки. Вокальная импровизация (сочинение мелодии) |
| ||||
28 | «О России петь – что стремиться в храм...» (3 часа) | «Праздников праздник, торжество из торжеств» | 1 | Сообщение и усвоение новых знании | Светлый праздник - Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни | Знать понятия: тропарь, волочебники. Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение | Пасха - светлое Христово Воскресенье, великий праздник |
| ||
29 | Светлый праздник | 1 | Расширение и углубление знаний | Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С. В. Рахманинова «Светлый праздник» | Знать понятия: сюита, трезвон. Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение |
| ||||
30 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | «Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности | Знать: - «житие» и дела святых Кирилла и Мефодия; - понятия: гимн, величание | Слушание музыки. Сравнительный анализ гимна и величания. Хоровое пение |
| ||||
31 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час) | Праздники русского народа: Троицын день | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный | Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева | Знать содержание и значение народного праздника. Уметь сочинять мелодию на заданный текст | Слушание музыки. Хоровое пение. Вокальная импровизация. Сопоставление литературного, художественного и музыкального рядов | Взаимопереплетение в жизни людей христианских и народных праздников |
| ||
32 | «Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье...» (3 часа) | Музыкальные инструменты | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальный инструмент - гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсальный инструмент. Авторская песня | Знать: - историю инструмента гитара; - понятия: обработка, импровизация, переложение музыки; авторская песня. Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки) | Слушание музыки. Хоровое пение |
| |||
33 | Музыкальный сказочник | 1 | Расширение и углубление знаний | Н. А. Римский-Корсаков - величайший музыкант- сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись | Знать художественное единство музыки и живописи. Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение |
| ||||
34 | Рассвет на Москве-реке | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины | Знать понятие изобразительность в музыке. Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....