ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Супкарева Елизавета Петровна

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_muzyka.docx50.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству. Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.

   Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 1 обобщающий урок в конце года.

   Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:

 ● программу по предмету «Музыка» для 1—4 классов образовательных учреждений,

 ● учебник «Музыка. 4 класс» (М.: Просвещение, 2007),

 ● рабочую тетрадь,

 ● хрестоматию музыкального материала,

 ● фонохрестоматию,

 ● пособие для учителя «Методика работы с учебниками "Музыка. \-4 классы"» (М.: Просвещение, 2006).

    Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. В содержание рабочей программы для 4 класса введен региональный  компонент в следующих темах: «Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности»; «На великий праздник собралася Русь!»; «Композитор - имя ему народ»; «Праздники русского народа: Троицын день». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

   Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу  четвертого года обучения

     Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

- формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименова-ние разде

ла

программы

Тема урока

 Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

 Домаш

нее задание

Дата проведения

план

факт

1

Россия - Родина моя (5 часов)

Мелодия

1

Вводный

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С. В. Рахманинова, М. П. Мусорского, П. И. Чайковского

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия.

Уметь проводить интонационно - образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

 

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка

Слушание «Вокализа» С.В. Рахманинова. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

 

3

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности

1

Расширение и углубление знаний

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?

Знать жанры народных песен и их особенности.

Уметь отвечать на проблемный вопрос

Ответы на вопросы. Хоровое пение. Речевая импровизация

Многообразие сюжетов, жанров, интонационных оборотов казачьей песни

 

4

«Я пойду по полю белому...»

1

Расширение и углубление знаний

Патриотическая тема в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя

Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано.

Уметь проводить интонационно- образный анализ прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация

Изображение горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном казачьем фольклоре

 

5

«На великий

праздник собралася Русь!»

1

Расширение и углубление знаний

Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева

Знать понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант

Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение

Националь-

но- патриотические идеи в песенно- музыкальном творчестве донских казаков

 

6

«О России петь - что стремиться в храм...» (1 час)

Святые земли Русской

1

Расширение и углубление знаний

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина

Знать:

-        имена святых, их житие, подвиги русских святых;

- понятия: стихира, величание.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

 

7

День, полный событий (5 часов)

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

1

Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный

Образ осени в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке

Знать понятие лад

(мажор, минор). Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Слушание стихов, музыки. Образное сопоставление. Хоровое пение

 

8

«Что за прелесть эти сказки...»

1

Интегрированный

Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина и опера Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись

Знать понятия: опера, регистр, тембр. Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

 

9

Музыка ярмарочных гуляний

1

Расширение и углубление знаний

Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки

Знать жанры народной музыки

Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическая импровизация. Музыкально- ритмические движения

 

10

Святогорский монастырь

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Мусорского «Борис Годунов»

Знать понятие опера. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

 

11

«Приют, сияньем муз одетый...»

1

Интегрированный

Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки

Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ.

 Хоровое пение

 

12

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

(3 часа)

Композитор -

имя ему народ

1

Расширение и углубление знаний

Народная песня – летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле

Знать понятия: народная музыка, музыка в народном стиле

Слушание музыки. Хоровое пение

Музыкальный фольклор и отражение в нем важнейших событий истории казачества

 

13

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

1

Расширение и углубление знаний

Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра

Знать:

-        названия и тембры народных инструментов;

-        состав и ведущие инструменты оркестра.
Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов

Слушание музыки. Хоровое пение

 

14

О музыке и музыкантах

1

Расширение и углубление знаний

Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах

Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах

Литературное чтение. Образный анализ. Слушание музыки. Хоровое пение

 

15

В концертном зале

(4 часа)

Музыкальные инструменты

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации

Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации.

Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели

Слушание музыки. Вокальное и пластическое интонирование

 

16

Старый замок. «Счастье в сирени живет...»

1

Расширение и углубление знаний

Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы

Знать понятия: сюита, романс.

Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Вокальное интонирование. Интонационно- образный и сравнительный анализ

 

17

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная

Знать многообразие танцевальных жанров.

Уметь на слух определять трехчастную музыкальную форму

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

 

18

«Патетическая» соната Л. Ван Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...»

1

Расширение и углубление знаний

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра

Знать понятия:

-        музыкальных жанров: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра;

-        оркестр, дирижер

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Пластическое интонирование

 

19

День, полный событий (1 час)

Зимнее утро. Зимний вечер

1

Сообщение и усвоение новых знаний. Интегрированный

Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки

Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки, стихов. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

 

20

В музыкальном театре (6 часов)

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (II-Ш действия)

1

Расширение и углубление знаний

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина

Знать:

-        процесс воплощения
художественного замысла произведения в музыке;

-        содержание оперы.
Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки

Слушание сцен из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Интонационно-образный анализ

 

21

Опера

М. И. Глинки

«Иван Сусанин» (IV действие)

1

Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация – ария Сусанина

 

22

«Исходила младшенька...»

1

Расширение и углубление знаний

Характеристика главной героини оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька. ..» со вступлением к опере

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке.

Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

 

23

Русский Восток. Восточные мотивы

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А. И. Хачатуряна

Уметь:

-        определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки;

-        проводить интонационно-образный анализ

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

 

24

Балет И. Стравинского «Петрушка»

1

Расширение и углубление знаний

Персонаж народного кукольного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры

Знать:

-        процесс воплощения художественного замысла в музыке;

-        значение народного праздника - Масленицы.
Уметь определять оркестровые тембры

Слушание I картины балета (фрагменты). Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

 

25

Театр музыкальной комедии

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития

Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития

Слушание фрагментов из оперетт, мюзиклов. Хоровое пение

 

26

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 

(2 часа)

Исповедь души

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине

Знать понятия: прелюдия и этюд.

Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

 

27

Мастерство исполнителя

1

Расширение и углубление знаний

Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.

Уметь «сочинять» -импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до, фа, соль, ля) с передачей разного настроения

Слушание музыки. Вокальная импровизация (сочинение мелодии)

 

28

«О России петь – что стремиться в храм...» 

(3 часа)

«Праздников

праздник, торжество из торжеств»

1

Сообщение и усвоение новых знании

Светлый праздник - Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни

Знать понятия: тропарь, волочебники.

Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Пасха - светлое Христово

Воскресенье, великий праздник

 

29

Светлый праздник

1

Расширение и углубление знаний

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С. В. Рахманинова «Светлый праздник»

Знать понятия: сюита, трезвон.

Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

 

30

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности

Знать:

-        «житие» и дела святых Кирилла и Мефодия;

-        понятия: гимн, величание

Слушание музыки. Сравнительный анализ гимна и величания. Хоровое пение

 

31

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час)

Праздники русского народа: Троицын день

1

Сообщение и усвоение

новых знаний. Интегрированный

Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева

Знать содержание

и значение народного

праздника.

Уметь сочинять мелодию на заданный текст

Слушание музыки. Хоровое пение. Вокальная импровизация. Сопоставление литературного, художественного и музыкального рядов

Взаимопереплетение в жизни людей христианских

и народных праздников

 

32

«Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье...» (3 часа)

Музыкальные инструменты

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальный инструмент - гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсальный инструмент. Авторская песня

Знать:

-        историю инструмента гитара;

-        понятия: обработка, импровизация, переложение музыки; авторская песня.

Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки)

Слушание музыки. Хоровое пение

 

33

Музыкальный сказочник

1

Расширение и углубление знаний

Н. А. Римский-Корсаков - величайший музыкант- сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись

Знать художественное единство музыки и живописи.

Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

 

34

Рассвет на Москве-реке

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины

Знать понятие изобразительность в музыке.

Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....