Развитие чувств в музыке и изобразительном искусстве
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме
Интегрованный урок по музыке и ИЗО в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrovannyy_urok_po_muzyke_i_izo.docx | 23.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие чувств в музыке и изобразительном искусстве
Задачи урока:
- Познакомить с развитием чувств в музыке, с ее вырази тельным и изобразительным развитием.
- Продолжать работу над пониманием музыки, её образного содержания; формированием словаря эмоциональных состояний для разго вора о музыке
- Продолжить развитие слуха, памяти, ритмического чувства и других исполнительских навыков.
- Изображение природы в различных состояниях.
- Укрепление межпредметных связей (литература, музыка).
- Формирование чувства неразрывной связи человека с природой;
- Развитие творческого воображения;
- Совершенствование изобразительных навыков, образного представления, зрительной памяти, глазомера.
Оборудование урока:
- мультимедийная аппаратура,
- слайд-презентация урока,
- синтезатор,
- магнитофон,
- аудиозапись шумов моря, фрагмента вступления к опере-былине «Садко» «Океан – море синее» Н.Римского-Корсакова,
- словарь эмоций.
- иллюстрации И.К. Айвазовского
Оборудование урока для детей:
- альбом
- краски
- кисточки
- банка с водой
- тряпка
Оформление доски:
Картины Айвазовского | 17 марта. Развитие чувств в музыке и изобразительном искусстве | Словарь эмоциональных состояний |
План урока:
№ п/п | Этапы урока | Время в минутах |
1 | Музыкальное приветствие. | 1 |
2 | Сообщение темы и целей урока. Звуковая загадка | 2 1 |
3 | Беседа о развитии чувств в музыке. Слушание музыкального фрагмента | 3 2 |
4 | Беседа о художественном образе. Слайд-шоу | 3 2 |
5 | Самостоятельное рисование детьми. Слушание музыки моря. Физминутка.(через 6 минут) | 15 минут |
6 | Оценивание рисунков. Выставка лучших работ | 2 1 |
7 | Исполнение изученной песни. | 4 |
Итог урока. Уборка рисовальных принадлежностей. Выход из класса под музыку. | 2 1 1 | |
Итого по времени . | 40 |
Ход урока.
1. Организационный момент. (Т.В)
Музыкальное приветствие.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Мы будем создавать художественный и музыкальный образ. Понаблюдаем, как эти 2 вида искусства дополняют и украшают друг друга. А чтобы понять, какой образ мы создадим, отгадайте, что это звучит?
Звучит фонограмма шумов моря.
3. Беседа о развитии чувств в музыке.
- А теперь посмотрим, как композитор Н.Римский-Корсаков создал музыкальный образ моря.
Слушание вступления к опере-былине «Садко» «Океан – море синее»
- Как вы думаете, почему он так назвал свое вступление? (Звуки изображают волны, всплески моря, стихию).
- Какая музыка по характеру прозвучала? Характеристика произведения. Дети в ответах используют словарь эмоциональных состояний.
- Какие чувства выразила эта музыка? Менялись ли чувства? Значит, можно сделать вывод, что в музыке существует и развитие чувств.
- Вслушайтесь в главную интонацию музыкальной картины моря. В ней всего 3 звука! Спойте их (соль-ми-ре – 4 раза)
- Как композитор передаёт характер моря, какое здесь развитие? В чём секрет? (Море то спокойное и безмятежное, то взволнованное и грозное, непредсказуемое, коварное, может при спокойном состоянии вдруг засосать в воронку большой караван кораблей. Все силы моря на дне, им руководит царь морей Нептун с непостоянным характером, тем более, что море сказочное, в нём постоянная тайна, рыбы, морские животные, русалки и т.д.)
4. Беседа о художественном образе. (А.П)
- Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Слыша легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей- чудо-кита, русалок, золотую рыбку, Нептуна…
Человеку непокорно
Море синее одно:
И свободно, и просторно,
И приветливо оно.
Художников, которые изображают море называют маринистами, а их картины – Маринами. Трудно найти художника, который бы написал море лучше, чем Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900г.г. Русский художник армянского происхождения. Родился 30 июля 1817 года в Феодосии. 1833-1839г.г.учился В Петербургской академии художеств. Работал в Крыму, Италии, посетил Францию, Англию. Создал 6000 картин. Благодаря своим талантам и чувствам он завоевал мировую славу уже в 1840 году. Айвазовский ярко и убедительно сказал о значении хорошей зрительной памяти в творчестве художников: «Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движение живых стихий неуловимы для кисти: писать порыв ветра, всплеск волны - не мыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти ,как сюжет стихотворения у поэта…»
Слайд-шоу.
Своеобразие творчества – в романтическом изображении необъятного величия и бурной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей (Девятый вал, 1850). Яркая, мажорная красочная картина звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем гордом величии стихии.
«Черное море» Море изображено в пасмурный день, волны возникая из горизонта движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в скудной сдержанной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие.
- Какое настроение в этой картине?
- Какими художественными средствами выразил художник настроение в картине? (линией, пятном, композицией)
- Какие чувства возникают, глядя на эту картину?
Физминутка (изображаем море)
Один из друзей спросил его, какую из написанных картин он считает самой лучшей. «Ту, - не задумываясь, ответил Айвазовский, - что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать».
Вот мы сейчас с вами попробуем написать самый лучший вам рисунок, возникший под впечатлением увиденного и услышанного.
И помните все, чему вы научились на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, знание правил композиции, холодных и теплых цветов, правила смешения цвета) можно и нужно использовать в своих работах.
5. Рисование детьми.
Учащиеся самостоятельно создают образ моря, пытаясь передать те чувства, которые возникли при слушании музыки.
Для создания нужного настроения рисование сопровождается аудиозаписью шумов моря.
6. Оценивание рисунков, выставка лучших работ.
7. Исполнение изученной песни .
«Дельфины».
Сл.О. Анофриева, муз. М Минкова
1. Корабли в открытом море, как птицы на воле.
В неизвестные просторы уносят смелых волны.
И спешат они куда-то вслед за солнечным закатом,
И веселые дельфины провожают корабли.
Припев: А дельфины добрые,
А дельфины мокрые
На тебя глядят
Умными глазами.
А дельфины скромные,
А дельфины черные
Просят, чтобы им
Сказку рассказали.
2. Есть в лазурном океане таинственный остров,
Но найти его в тумане матросам так непросто.
Среди волн отыщет берег только тот, кто в сказку верит,
Только тот, кто сам сумеет людям сказку рассказать.
Припев.
3. Ну, а если капитан и матросы угрюмы,
Будет бурным океан, и пустыми трюмы.
Ну, а кто со сказкой дружен, в порт вернется с полным грузом,
И веселые дельфины в порт приводят корабли.
Припев.
8. Итог урока.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Чем занимались?
- Что понравилось?
9. Уборка рисовальных принадлежностей. Выход из класса под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.
Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе....
"Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"
Презентация и конспект интегрированного урока - музыка и ИЗО !Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства" Цели урока: образовательны...
Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»
Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...