Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» класса Одинокова Ивана для специальных (коррекционных) классов VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nadom._obuch.docx | 123.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено на заседании учителей -дефектологов Руководитель МО __________ /Фахрединова Л.Ф./ Протокол № ___ от «__»__________2014г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №1 г.Ртищево» _____________/Абдулаева Е.В/. «__»____________2014г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №1 г.Ртищево» _____________/Васильева Г.Г./ Приказ № ___ от «__»__________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Визгаловой Веры Владимировны
первой квалификационной категории
по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре
ученика 2 «к» класса
Одинокова Ивана
для специальных (коррекционных) классов
VIII вида
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___
от «__»_______2014 г.
2014- 2015 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Цель:
- преподавания письму и развитию речи состоит в том, чтобы:
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность.
Задачи:
- через обучение письму и развитию речи повышать уровень общего развития учащихся вспомогательных школ и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать её языковой терминологией;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой
2.Учебно-тематическое планирование по письму и развитию речи
Класс 2 «к» класс
Учитель: Визгалова Вера Владимировна
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Из них:
Контрольные диктанты 3
Работы по развитию речи 4
Контрольное списывание 2
11 Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы.М.: Просвещение», 2010 г. Под ред. В.В. Воронковой. -
2. Якубовская.Э.В. Павлова Н.В. «Русский язык» Учебник для 2класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2011
3. Тематическое планирование по письму и развитию речи во 2 «к» классе
4.Содержание тем учебного предмета по письму и развитию речи
Повторение
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы, различение звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, их различение.
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст.
Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Составление предложений из двух-трех слов.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает);
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем; заканчивание начатого предложения (Собака громко…);
составление предложения из слов, данных в нужной форме в разбивку;
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
5.Требования к уровню подготовки обучающихся по данному предмету
Учащийся должен уметь:
- делить слова на слоги;
- группировать слова-названия предметов и названия действий;
- приводить в качестве примеров слова этих категорий:
- списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
- грамотно писать по памяти словарные слова;
- писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8-10 слов)
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
Учащийся должен знать:
- парные звонкие и глухие согласные
- твёрдые и мягкие согласные
- гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога
6.Перечень учебно-методического обеспечения
1.Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,
1-4классы под редакцией В.В. Воронковой. М: «Просвещение» 2010.
2. Якубовская Э.В., Павлова Н.В. «Русский язык» Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 20112.
3.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописание в 1-4 классах коррекционной школы VIII вида. Москва «Просвещение» 1998 .
4..Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. Москва - 2005 .
7. Список литературы
1.Толковый словарь для школьников под ред. М.П. Стерлигова
Издательство Дом «Литера», Санкт-Петербург 2000.
2.Орфографический словарик. Учебное пособие для учащихся начальной школы Москва «Просвещение»1991..
1 Пояснительная записка
Основными задачами обучения чтению во 2 классе является: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
2.Учебно-тематическое планирование по чтению и развитию речи во 2 «к» классе
Класс 2 «к» класс
Учитель: Визгалова Вера Владимировна
Количество часов
Всего 34 часов; в неделю 1 час.
1.Рабочая программа составлена на основе Программы специальных
( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4классы.Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2010 г.
2.Ильина С.Ю., Учебник. Чтение для 2класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида филиал издательства «Просвещение».2011 г.
3.Тематическое планирование по чтению и развитию речи во 2 «к» классе
№ п/п | Содержание (тема раздела, уроков) | Кол-во часов | дата | Коррекционная работа |
Зазвенел звонок-начался урок | ||||
1 | По Н.Саксонской.Осень в школе. Р.Сеф « Я могу считать до ста». | 1 | 01.09 | Коррекция зрительно – слухового восприятия. |
2 | По В. Драгунскому Школьные слова . По М.Яснову. Я учусь писать | 1 | 08.09 | Коррекция зрительно- слуховой памяти и внимания. |
3 | По В. Викторову. Мы дежурим. По В. Голявкину. Про то, для кого Вовка учится. ура. | 1 | 15.09 | Коррекция уточнения о обогащение словарного запаса. |
4 | По Р.Сефу. Пятёрка. По К.Ушинскому. Всякой вещи своё место | 1 | 22.09 | Развитие морфологических и синтетических обобщений. |
5 | По В. Голявкину.Первый урок. По В. Драгунскому Уроки. | 1 | 29.09 | Формирование волевой регуляции деятельности. |
6 | Школьные загадки. Обобщение к разделу « Зазвенел звонок-начался урок». | 1 | 06.10 | Формирование адекватной самооценки. |
Осенние страницы | ||||
7 | По Г.Скребицкому Художник – Осень. С Козлов В эту осень.( отрывок | 1 | 13.10 | Формирование волевой регуляции деятельности. |
8 | В.Викторов.Здравствуй, осень. По А.Митяеву В октябре | 1 | 20.10 | Развитие морфологических и синтетических обобщений. |
9 | А.Степанов.Когда шубу носить? По И. Соколову-Микитову Белки. Е.Благинина. Белкина кладовка. | 1 | 27.10 | Коррекция уточнения о обогащение словарного запаса. |
10 | Осенние загадки Обобщение к разделу « Осенние страницы | 1 | 10.11 | Развитие морфологических и синтетических обобщений. |
Сказка за сказкой (русские народные сказки) | ||||
11 | Вершки и корешки. Лиса и кувшин. Старик и два медвежонка | 1 | 17.11 | Коррекция зрительно- слуховой памяти и внимания. |
12 | Заяц и черепаха(Ингушская сказка) Волк и лошадь (Румынская сказка) | 1 | 24.11 | Коррекция зрительно – слухового восприятия. |
Мир животных | ||||
13 | А.Введенский загадка. В.Лифшиц.Кролик. | 1 | 01.12 | Развитие морфологических и синтетических обобщений. |
14 | Ю.Коринец. Лапки. Е.Благинина котёнок | 1 | 08.12 | Развитие морфологических и синтетических обобщений. |
15 | Я.Агафарова. Живой букет. По Г. Снегирёву. Межвежонок.. | 1 | 15.12 | Коррекция уточнения о обогащение словарного запаса. |
16 | С.Чёрный.Кто? По Г. Снегирёву .Бобрёнок. | 1 | 22.12 | Коррекция зрительно- слуховой памяти и внимания. |
17 | Загадки о животных. Обобщение по разделу « Мир животных» | 1 | 29.12 | Коррекция зрительно – слухового восприятия. |
Птицы-наши друзья | ||||
18 | По И.Соколову-Микитову .Соловей. Г.Снегирёв. Ворон | 1 | 12.01 | Формирование волевой регуляции деятельности. |
19 | По Н.Сладкову. Пылесос. Обобщение по разделу « Птицы-наши друзья» | 1 | 19.01 | Коррекция уточнения о обогащение словарного запаса. |
Зимние страницы. | ||||
20 | Н.Егоров. По ягоды на лыжах. Л. Воронковой. Снег идёт. По Е. Кузнецовой. Сёмка и мороз. | 1 | 26.01 | Коррекция уточнения о обогащение словарного запаса. |
21 | В.Бианки. Книга зимы.Д.Хармс. Что это было?. | 1 | 02.02 | Коррекция зрительно- слуховой памяти и внимания. |
22 | Б.Брехт. Зимний разговор через форточку. По.Н.Плавильщикову Храбрая птица | 1 | 09.02 | Коррекция зрительно – слухового восприятия. |
23 | Ю.Кушак. Ночное приключение Обобщение по разделу « Зимние страницы.» | 1 | 16.02 | Коррекция уточнения о обогащение словарного запаса. |
Всё мы сделаем сами и своими руками. | ||||
24 | А.Гарф. Вот какие наши руки В Осеева. Своими руками. | 1 | 23.02 | Формирование волевой регуляции деятельности. |
25 | Е.Серова. Разговор о технике. И.Мазнин Странное дело. | 1 | 02.03 | Развитие морфологических и синтетических обобщений. |
26 | По.В. Голявкину .Подходящая вещь. Обобщение к разделу « Всё мы сделаем сами и своими руками». | 1 | 09.03 | Коррекция уточнения о обогащение словарного запаса. |
Буду делать хорошо и не буду плохо. | Коррекция зрительно- слуховой памяти и внимания. | |||
27 | А .Кузнецова .Подружки. А.Барто. Рыцари. | 1 | 16.03 | Коррекция зрительно – слухового восприятия. |
28 | По.Т. Пономарёвой. Хитрое яблоко. Обобщение к разделу « Буду делать хорошо и не буду плохо» | 1 | 06.04 | Коррекция уточнения о обогащение словарного запаса. |
Ежели вы вежливы | ||||
29 | Н.Красильников. Доброе утро. Л.Каминский. Как Маша яблоко ела. | 1 | 13.04 | Развитие морфологических и синтетических обобщений. |
30 | По Я. Пинясову. Кто грамотней? Обобщение к разделу « Ежели вы вежливы» | 1 | 20.04 | Коррекция уточнения о обогащение словарного запаса. |
Весенние страницы | ||||
31 | Л.Модзалевский.Появление весны И.Соколов-Микитов.Весна-красна. | 1 | 27.04 | Коррекция зрительно – слухового восприятия. |
32 | Весенние загадки. Обобщение к разделу. « Весенние страницы». Е Серова.Подснежник. | 1 | 04.05 | Коррекция уточнения о обогащение словарного запаса. |
Посмеёмся , улыбнёмся | ||||
33 | О.Григорьев. Повар. Э.Успенский. Память. | 1 | 11.05 | Формирование волевой регуляции деятельности. |
Летние страницы. | ||||
34 | Е.Трутнева. Земляника. К.Ушинский. Солнце и радуга. А.Седугин. Шмель и Миша. | 1 | 18.05 | Коррекция уточнения о обогащение словарного запаса. |
4. Содержание тем учебного предмета по чтению и развитию речи
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.
В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования обучающихся. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Чтение произведений по темам:
Зазвенел звонок- начался урок
Осенние страницы
Сказка за сказкой (русские народные сказки)
Мир животных
Птицы -наши друзья
Зимние страницы.
Всё мы сделаем сами и своими руками.
Буду делать хорошо и не буду плохо.
Ежели вы вежливы
Весенние страницы
Посмеёмся , улыбнёмся
Летние страницы
Как хорошо уметь читать
5.Требования к уровню подготовки, обучающихся по данному предмету Учащийся должен уметь:
- Читать по слогам короткие тексты;
- Слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- По вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать о чём читали или слушали.
Учащийся должны знать:
- Наизусть 3-5 стихотворений.
- Устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
6.Перечень учебно-методического обеспечения
1.Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы под редакцией В.В. Воронковой..М.: «Просвещение» 2010.
2.С.Ю. Ильина, Учебник. Чтение для 2класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида филиал издательства «Просвещение».2011 г.
3. Колесникова Е.В.«От А до Я» Москва, 2007.
4. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» Москва 1999.
7.Список литературы
1.Толковый словарь для школьников под ред. М.П. Стерлигова
Издательство Дом «Литера», Санкт-Петербург 2000.
2.Орфографический словарик. Учебное пособие для учащихся начальной школы Москва «Просвещение»1991.
1.Пояснительная записка
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики
2.Учебно –тематическое планирование по математике
Класс 2 «к ».
Учитель: Визгалова Вера Владимировна
Количество часов:
Всего 34часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ-5
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных
( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4классы.Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2010 г.
Эк В.В. Математика .Учебник для 2 класса специальных( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - М.,2011г.
3.Тематическое планирование по математике во 2 «к» классе
№ п/п | Содержание (тема раздела, уроков) | Кол-во часов | дата | Коррекционная работа |
Числовой ряд 1-10; 10-1. | 1 | 03.09 | Коррекция внимания | |
Присчитывание, отсчитывание по единице, по два | 1 | 10.09 | Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. | |
Состав чисела 5, 6. Составление задач по рисунку | 1 | 17.09 | Коррекция и развитие логического мышления | |
Состав чисел 7, 8, 9, 10. | 1 | 24.09 | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | |
Построение отрезков равных по длине, заданной длины. | 1 | 01.10 | Активизация познавательной деятельности. | |
Контрольная работа №1. «Первый десяток». | 1 | 08.10 | Коррекция памяти, слухового восприятия | |
Образование чисел 11, 12, 13, 14, 15. | 1 | 15.10 | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | |
Упражнения в решении примеров на сложение и вычитание. Образование чисел 16, 17, 18, 19. | 1 | 22.10 | Коррекция памяти, слухового восприятия | |
Сравнение чисел в пределах 20 Однозначные числа. | 1 | 29.10 | Коррекция и развитие логического мышления | |
Контрольная работа №2 «Числа второго десятка». | 1 | 12.11 | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | |
Мера длины – дециметр. Соотношение между единицами длины: 1 дм = 10 см. | 1 | 19.11 | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления | |
Построение отрезков заданной длины. | 1 | 26.11 | Коррекция памяти, слухового восприятия | |
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | 03.12 | Развитие и формирование фонематического слуха. | |
Задача, содержащая отношение «столько же и ещё 2». | 1 | 10.12 | Коррекция и развитие логического мышления | |
Задача, содержащая отношение «больше на». | 1 | 17.12 | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | |
Задача, содержащая отношение «столько же без 2». | 1 | 24.12 | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления | |
Контрольная работа №3 «Второй десяток» | 1 | 14.01 | Коррекция памяти, слухового восприятия | |
Компоненты при сложении. Нахождение суммы | 1 | 21.01 | Развитие и формирование фонематического слуха. | |
Переместительное свойство сложения. | 1 | 28.01 | Коррекция и развитие логического мышления | |
Компоненты при вычитании. Вычитание однозначного числа из двузначного. | 1 | 04.02 | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | |
Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц | 1 | 11.02 | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления | |
Получение суммы 20. Решение задач и примеров. | 1 | 18.02 | Коррекция памяти, слухового восприятия | |
Приём вычитания вида 20 – 3. Получение суммы 20, вычитание из 20. | 1 | 25.02 | Развитие и формирование фонематического слуха. | |
Обучение приёму вычитания вида 17– 12. | 1 | 04.03 | Коррекция и развитие логического мышления | |
Угол. Элементы угла. Виды углов. Вычерчивание углов. | 1 | 11.03 | Коррекция и развитие мыслительной деятельности | |
Повторение «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток» | 1 | 18.03 | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления | |
Контрольная работа № 4 «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток». | 1 | 01.04 | Коррекция памяти, слухового восприятия | |
Прибавление чисел 2, 3, 4., 5. | 1 | 08.04 | Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия. | |
Прибавление чисел 6., 7, 8, 9. Решение примеров с помощью рисунка. | 1 | 15.04 | Коррекция и развитие логического мышления | |
Состав числа 11.,12,13,14 | 1 | 22.04 | Коррекция памяти, слухового восприятия | |
Состав чисел 15, 16, 17, 18. | 1 | 29.04 | Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления | |
Сложение и вычитание с переходом ч/з десяток. Все случаи с числами 11.,12,13,14,15, 16,17,18,19. | 1 | 13.05 | Коррекция и развитие логического мышления | |
Итоговая контрольная работа | 1 1 | 20.05 | Коррекция и развитие логического мышления | |
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач. | 1 | 27.05 | Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной), слухового восприятия. |
4.Содержание тем учебного предмета по математике
Счёт в пределах 20
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше(>), меньше(<), равно(=).Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путём разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных, с переходом через десяток путём разложения, вычитаемого на два числа.
Таблицы состава двузначных чисел ( 11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Единица (мера) длины -дециметр. Обозначение: 1 дм.
Соотношение: 1дм=10см
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение ( уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертёжного треугольника.
Четырёхугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица ( мера) времени -час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
5.Требования к уровню подготовки обучающихся по данному предмету
Учащийся должен знать:
- Знать состав чисел первого десятка
- Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд с помощью предметов или их заменителей
- Раскладывать числа 2 десятков на разрядные слагаемые
- Решать простые арифметические задачи, содержащие отношения «больше на», «меньше на» - чертить прямую с помощью линейки проходящие через 2 точки
- Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины
Должен уметь:
- Считать в прямой и обратной последовательности в пределах 20
- Считать равными числовыми группами в пределах 20
- Различать однозначные и двузначные числа, четные, нечетные
- Называть соседей числа (предшествующее, последующее, следующее за…)
- Сравнивать изученные числа
- Самостоятельно выполнять сложение и вычитание в пределах 20
- Называть компоненты сложения и вычитания в заданных примерах
- Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания
- Решать задачи содержащие отношения «больше», «меньше»
- Заменять одни монеты другими
- Различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник, виды линий: прямая, кривая, отрезок, луч, отличать угол от других форм
6.Перечень учебно-методического обеспечения
1.Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М: «Просвещение» 2010.
2.Алышева Т.В. Учебник 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М. «Просвещение»2011.
3.Белошистая А.В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе/Вопросы психологии. - 2002.
4.Белошистая А.В.Математика и конструирование в 1 классе, издательский центр «Владос»2004 .
5.Гончарова С.Н.«Развитие мышления на уроках в начальных классах» АСТ «Астрель» ВЗОИ Москва 2004.
6.Никольская Л.И., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума»Издательство «Экзамен» М., 2007.
7. Тигранова Н.П.Наблюдаем, сравниваем, угадываем: Рабочая тетрадь по развитию логического мышления учащихся 2 класса. М:«Просвещение», 2008 .
8. Шабанова А.А. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение. Волгоград. Издательство «Учитель». 2000.
7.Список литературы
1. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в начальной школе по математике. – М., 2004.
2.Шевченко Г.Н. «Математика. Итоговые и тематические контрольные работы и тесты» Волгоград. Издательство «Учитель», 2005.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по трудовому обучению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. подготовительный, 1-4классы под редакцией В.В. Воронковой М.«Просвещение»2010.
Цели:
- воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- - уважение к людям труда;
- - получение элементарных знаний по видам труда.
Задачи:
- - формирование трудовых качеств;
- - обучение доступным приемам труда;
- - развитие самостоятельности в труде;
- - привитие интереса к труду;
- - формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности : наблюдательности, воображения, речи пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает детей к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования и математики.
Предусмотрены следующие виды труда:
Работа с пластилином;
Работа с природным материалом;
Работа с бумагой и картоном;
Работа металлоконструкциями;
На уроках труда во 2 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
- выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
- обучение простейшим технико - технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке
2.Учебно-тематическое планирование по трудовому обучению
Класс 2 «к» класс
Учитель: Визгалова Вера Владимировна
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 0,5 часа.
1.Рабочая программа по трудовому обучению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы под редакцией В.В. Воронковой. М. «Просвещение» 2010.
2.Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд, 2 класс Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
М: «Просвещение» 2011.
3.Тематическое планирование по трудовому обучению во «2» классе
№ п/п | Содержание (тема раздела, уроков) | Количест во часов | Дата | Коррекционная работа |
1 | Игрушки из желудей | 0,5 | 01.09 | Развивать связную речь учащихся |
2 | Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из желудей Т.Б | 0,5 | 08.09 | Упражнения на развитие способности к переключению внимания. |
3 | Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха.Т.Б. | 0,5 | 15.09 | Коррегировать логику мышления на основе заданий |
4 | Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха. | 0,5 | 22.09 | Коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук |
5 | Самостоятельное изготовление по образцу зайца | 0,5 | 29.09 | Урок изучения нового материала |
6 | Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы. | 0,5 | 06.10 | Урок изучения нового материала |
7 | Лепка брусков разной величины. Складывание из вылепленных деталей ворот. | 0,5 | 13.10 | Коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук |
8 | Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму. | 0,5 | 20.10 | Обогащать словарный запас |
9 | Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу. | 0,5 | 27.10 | Коррекция внимания. |
10 | Технология складывания фигурки из бумаги. | 0,5 | 10.11 | Обогащать словарный запас |
11 | Изготовление счётного материала (полоски, квадраты, треугольники, круги) | 0,5 | 17.11 | Коррегировать логику мышления |
12 | Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий. | 0,5 | 24.11 | Обогащать словарный запас |
13 | Лепка предметов цилиндрической формы: кружка. | 0,5 | 01.12 | Обогащать словарный запас |
14 | Елочные украшения Фонарики. | 0,5 | 08.12 | Коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук |
15 | Ёлочные украшения Гирлянды. | 0,5 | 15.12 | Обогащать словарный запас |
16 | Ёлочные украшения Снежинки. | 0,5 | 22.12 | Коррекция внимания. |
17 | Ёлочные украшения Полумаски | 0,5 | 29.12 | Обогащать словарный запас |
18 | Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией. | 0,5 | 12.01 | Коррегировать логику мышления |
19 | Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара | 0,5 | 19.01 | Обогащать словарный запас |
20 | Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4-5 полос). | 0,5 | 26.01 | Коррекция внимания. |
21 | Лепка с натуры посуды конической формы: чашка из пластилиновых жгутиков. | 0,5 | 02.02 | Обогащать словарный запас |
22 | Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара | 0,5 | 09.02 | Коррекция зрительно- слуховой памяти и внимания. |
23 | Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев ивы и клёна по образцу: «Мальчик», «Девочка» | 0,5 | 16.09 | Коррекция внимания. |
24 | Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями берёзы, клёна | 0,5 | 23.09 | Коррекция внимания. |
25 | Лепка по образцу стилизованных фигур животных | 0,5 | 02.03 | Коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук |
26 | Лепка по образцу стилизованных фигур птиц (пластический способ). | 0,5 | 09.03 | Обогащать словарный запас |
27 | Лепка по образцу кошки. | 0,5 | 16.03 | Коррекция внимания. |
28 | Лепка по образцу белки | 0,5 | 06.04 | Обогащать словарный запас |
29 | Самостоятельная лепка с натуры игрушки – щенка. | 0,5 | 13.04 | Коррегировать логику мышления |
30 | Самостоятельная лепка с натуры игрушки – лисы | 0,5 | 20.04 | Обогащать словарный запас |
31 | Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка. | 0,5 | 27.04 | Коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук |
32 | Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички. | 0,5 | 04.05 | Обогащать словарный запас |
33 | Изготовление композиции с использованием шишки, листьев дуба и пластилина. | 0,5 | 11.05 | Коррекция внимания. |
34 | Изготовление композиции из складных бумажных фигурок к сказке «Колобок» | 0,5 | 18..05 | Обогащать словарный запас |
4.Содержание тем учебного предмета по трудовому обучению
Работа с природным материалом
Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из желудей , из скорлупы ореха .
Работа с пластилином
Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы, игрущек: щенка, лисы
Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок», « Маша и Медведь».
Работа с бумагой и картоном
Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации.
Изготовление из бумаги игрушек в форме шара.
Работа с конструктором
Изготовление игрушки-стола , стула ,трактора
5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данному предмету Учащийся должен уметь:
- Самостоятельное сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
- Умение придерживаться плана при выполнении изделий. Осуществление текущего контроля с частичной помощью учителя.
- Пространственная ориентировка при выполнении объёмных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.
- Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов: короткий- короче, длинный- длиннее, выше, ниже ит.д.; слов, обозначающих пространственные отношения предметов: вокруг, близко- далеко.
Учащийся должен знать:
- Учащиеся должны усвоить основные приёмы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием,
- выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия- самостоятельно, по вопросам учителя давать словесный отчёт и анализ своего изделия и изделия товарища,
- уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке.
- Отвечать полными предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов: большой- маленький, высокий- низкий, широкий- узкий, и слова, обозначающие пространственные отношения предметов: впереди, справа- слева; узнавать и называть основные геометрические формы и тела.
6.Перечень-учебно-методичекого обеспечения
1.Рабочая программа по трудовому обучению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. подготовительный, 1-4классы под редакцией В.В. Воронковой М.«Просвещение»2010г.
2.Кузнецова Л.А Технология. Ручной труд 2 класс Пособие для учителей специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида. М: «Просвещение»2011.
3. Агапова И.А., М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс.
4. Бойко Е.А.. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
5. Жидкина Т.С., Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.
7.Список литературы
1. Боровков Ю.А. Справочник по трудовому обучению 1-4 классах. - М., 1992.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы И.А.Грошенкова «Изобразительное искусство» – М.; Просвещение, 2006;
Цель
- формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности учащегося путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- развивать у обучающихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Уроки составлены с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
2.Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству
Класс 2 «к»
Учитель : Визгалова Вера Владимировна
Количество часов:
Всего часов 34, в неделю-0,5 ч
1.Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы под редакцией В.В. Воронковой. М. «Просвещение» 2010.
2. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1993.
3.Тематическое планирование по изобразительному искусству | ||||
№ п/п | Содержание (тема раздела, уроков) | Количество часов | Дата | Коррекционная работа |
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа по картинам. | 0,5 | 05.09 | Развивать связную речь учащихся |
2 | Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор) | 0,5 | 12.09 | Упражнения на развитие способности к переключению внимания. |
3 | Рисование в полосе узора из листьев и ягод по образцу. | 0,5 | 19.09 | Коррегировать логику мышления на основе заданий |
4 | Самостоятельное составление учащимися узора в полосе. | 0,5 | 26.09 | Коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук |
5 | Рисование орнамента в квадрате. | 0,5 | 03.10 | Обогащать словарный запас |
6 | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками. | 0,5 | 10.10 | Коррекция внимания. |
7 | Рисование на тему « Деревья осенью» Беседа по картинам. | 0,5 | 17.10 | Обогащать словарный запас |
8 | Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы. | 0,5 | 24.10 | Коррегировать логику мышления |
9 | Декоративное рисование праздничного плаката. | 0,5 | 31.10 | Обогащать словарный запас |
10 | Декоративное рисование орнамента в квадрате. Беседа по картинам. | 0,5 | 14.11 | Обогащать словарный запас |
11 | Рисование в квадрате узора из веточек ели. | 0,5 | 21.11 | Обогащать словарный запас |
12 | Рисование с натуры ветки ели. Беседа по картинам. | 0,5 | 28.11 | Коррекция внимания. |
13 | Рисование с натуры праздничных флажков. | 0,5 | 05.12 | Обогащать словарный запас |
14 | Рисование с натуры ёлочных украшений. | 0,5 | 12.12 | Обогащать словарный запас |
15 | Рисование на тему « Ветка с ёлочными игрушками» | 0,5 | 19.12 | Коррекция зрительно- слуховой памяти и внимания. |
16 | Рисование на тему « Новый год» | 0,5 | 26.12 | Коррекция внимания. |
17 | Рисование узора из снежинок для шарфа. | 0,5 | 16.01 | Коррекция внимания. |
18 | Рисование на тему « Снежные бабы» | 0,5 | 23.01 | Развивать связную речь учащихся |
19 | Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины. | 0,5 | 30.01 | Упражнения на развитие способности к переключению внимания. |
20 | Рисование с натуры игрушки рыбки. | 0,5 | 06.02 | Коррегировать логику мышления на основе заданий |
21 | Рисование на тему « Рыбки в аквариуме среди водорослей» | 0,5 | 13.02 | Коррегировать и развивать мелкую моторику кистей рук |
22 | Рисование открытки к 23 февраля. | 0,5 | 20.02 | Обогащать словарный запас |
23 | Рисование с натуры портфеля. | 0,5 | 27.02 | Коррекция внимания. |
24 | Декоративное рисование узора для косынки. | 0,5 | 06.03 | Обогащать словарный запас |
25 | Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!» Беседа по картинам. | 0,5 | 13.03 | Коррегировать логику мышления |
26 | Рисование узора в круге.(расписная тарелка) | 0,5 | 20.03 | Обогащать словарный запас |
27 | Рисование в полосе узора из квадратов с чередующимися геометрическими элементами. | 0,5 | 03.04 | Обогащать словарный запас |
28 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 0,5 | 10.04 | Обогащать словарный запас |
29 | Рисование с натуры праздничного флажка. | 0,5 | 17.04 | Коррекция внимания. |
30 | Рисование узора в полосе. | 0,5 | 24.04 | Обогащать словарный запас |
31 | Рисование на тему: « День Победы». | 0,5 | 08.05 | Обогащать словарный запас |
32 | Рисование узора в круге. | 0,5 | 15.05 | Коррекция зрительно- слуховой памяти и внимания. |
33 | Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам. | 0,5 | 22.05 | Коррекция внимания. |
34 | Рисование на тему: « Лето». | 0,5 | 29.05 | Коррекция внимания. |
4.Содержание тем учебного предмета по изобразительному искусству
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.
5.Требования к уровню подготовки обучающегося по данному предмету
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
различать и знать названия цветов;
К концу учебного года обучающийся должен знать:
названия цветов, персонажей народных сказок.
6.Перечень учебно- методического обеспечения
1.Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы И.А.Грошенкова «Изобразительное искусство» – М.; Просвещение, 2006;
2. Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.
7.Список литературы:
1.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.
2.Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). 3.Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке и пению составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный ,1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, М.: «Просвещение», 2010 г.
Цели:
- овладение обучающимся музыкальной культурой, развитие музыкальности ,
- адекватно реагировать на музыкальные переживания,
- уметь различать средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамические изменения.
Задачи ·
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров
- развивать чувство ритма, речевую активность,
- помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
- активизировать творческие способности.
- корректировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корректировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
2.Учебно-тематическое планирование по музыке и пению
Класс 2 «к».
Учитель. Визгалова Вера Владимировна
Количество часов:
Всего часов -- 34 часа; 0,5 часа в неделю
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы под редакцией В.В. Воронковой. М. «Просвещение» 2010.
3. Тематическое планирование по музыке и пению во 2-к классе
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Коррекционная работа |
1 | Песни школе | 0,5 | 05.09 | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентировки. Преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения. |
2 | Время года – осень. Музыка осени | 0,5 | 12.09 | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия. Коррекция внимания (объем переключение). Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Вызвать эмоциональный отклик на музыку. |
3 | Народная музыка Народные попевки | 0,5 | 19.09 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Коррекция слуховой, зрительной памяти. |
4 | Народные песни. « На горе-то калина». | 0,5 | 26.09 | Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. Преодоление неадекватных форм поведения. Коррекция речи, движения. Овладение пространством. |
5 | Марш. Эти разные марши | 0,5 | 03.10 | Помочь самовыражению обучающегося через занятия музыкальной деятельностью Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Преодоление неадекватных форм поведения. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления. |
6 | Танцы. Танцы. (Виды танцевальной музыки) | 0,5 | 10.10 | Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. Вызвать эмоциональный отклик на музыку. |
7 | Танцы. Танцы. | 0,5 | 17.10 | Уравновешивание нервно-психических процессов. Коррекция речи, движения. Овладение пространством. |
8 | Жанр – песня (колыбельная) | 0,5 | 24.10 | Вызвать эмоциональный отклик на музыку Коррекция речи, движения. Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. |
9 | Мир ребёнка в музыкальных образах | 0,5 | 31.10 | Вызвать эмоциональный отклик на музыку Коррекция внимания (объем и переключение). Коррекция речи, движения. |
10 | Музыкальные образы в мире ребёнка | 0,5 | 14.11 | Коррекция речи, движения. |
11 | Расскажи сказку | 0,5 | 21.11 | Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Уравновешивание нервно-психических процессов. Коррекция речи. |
12 | Природа и музыка | 0,5 | 28.11 | Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Коррекция слуховой, зрительной памяти. |
13 | О России петь, что стремиться в храм Великий колокольный звон | 0,5 | 05.12 | Вызвать эмоциональный отклик на музыку Коррекция речи. Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. Преодоление неадекватных форм поведения. |
14 | Молитва | 0,5 | 12.12 | Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Коррекция слуховой, зрительной памяти. |
15 | Рождество Христово. Добрый праздник среди зимы. | 0,5 | 19.12 | Преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения. Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. |
16 | Рождественская музыка. « Новогодняя хороводная». | 0,5 | 26.12 | Коррекция слуховой, зрительной памяти. Коррекция речи |
17 | Музыкальные инструменты | 0,5 | 16.01 | Преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения. Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. |
18 | Русские народные инструменты. | 0,5 | 23.01 | Помочь самовыражению обучающегося через занятия музыкальной деятельностью Вызвать эмоциональный отклик на музыку. |
19 | Фольклор – народная мудрость | 0,5 | 30.01 | Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Коррекция речи, движения. |
20 | Музыка в народном стиле | 0,5 | 06.02 | Коррекция слуховой, зрительной памяти. Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. |
21 | Обряды и праздники русского народа. «Песня о пограничнике». | 0,5 | 13.02 | Преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения. Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. Коррекция слуховой, зрительной памяти. Коррекция речи. |
22 | Музы не молчали | 0,5 | 20.02 | Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Коррекция речи, движения. Коррекция слуховой, зрительной памяти. |
23 | «Мамин праздник». | 0,5 | 27.02 | Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. |
24 | Детский музыкальный театр | 0,5 | 06.03 | Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение. Вызвать эмоциональный отклик на музыку. |
25 | Опера | 0,5 | 13.03 | Преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения. Коррекция слуховой, зрительной памяти. Коррекция речи. |
26 | Балет | 0,5 | 20.03 | Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. Коррекция слуховой, зрительной памяти. Коррекция речи. |
27 | Театр оперы и балета | 0,5 | 05.09 | Коррекция слуховой, зрительной памяти. Коррекция речи. |
28 | Волшебная палочка дирижёра | 0,5 | 12.09 | Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Коррекция речи, движения. Коррекция слуховой, зрительной памяти. Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. |
29 | В музыкальном зале. «Бабушкин козлик». Русская народная песня. | 0,5 | 19.09 | Преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения. |
30 | Симфоническая сказка | 0,5 | 26.09 | Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. Коррекция слуховой, зрительной памяти. Коррекция речи. |
31 | Симфоническая сюита Мусоргский «Картинки с выставки» | 0,5 | 03.10 | Вызвать эмоциональный отклик на музыку. Коррекция речи, движения. Коррекция слуховой, зрительной памяти. Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. |
32 | Волшебный цветик- семицветик. «И все это - И. С. Бах» | 0,5 | 10.10 | Преодоление неадекватных форм поведения. Коррекция речи. Коррекция слуховой, зрительной памяти. |
33 | Музыкальные произведения И. С. Баха | 0,5 | 17.10 | Преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения. Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. |
34 | Музыка учит понимать друг друга. «Улыбка». Из мультфильма «Крошка Енот». | 0,5 | 24.10 | Преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения. Приобретение навыков искреннего и глубокого общения с окружающими. |
4. Содержание тем учебного предмета по музыке и пению
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущем классе, а также на новом материале.
Исполнение песенного материала в диапазоне (до 1 – до 2).
Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравнивания звучания на всём диапазоне.
Развитие умения правильно интонировать выученные песни индивидуально, чётко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
Совместное согласованное пение. Одновременное начало и конец исполнения.
Развитие артикуляционного аппарата, умение правильно формировать гласные и отчётливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
Слушание музыки
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
Развитие умения различать звуки по высоте: (высокие – низкие) и длительности (долгие – короткие).
Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.
Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: арфа, орган,
флейта.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данному предмету
Учащаяся должна знать:
- слова и мелодию нескольких песен, самостоятельно исполнять;
- знать имена великих композиторов; названия некоторых произведений;
- знать распространённые музыкальные инструменты;
Учащаяся должна уметь:
- различать основные виды и жанры музыкального искусства;
- передавать впечатления о музыке в пении, движении, рисунке.
6. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 1-4 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «музыка и пение 1-4 класс» автор И.В. Евтушенко). – Москва « Просвещение» 2010 год.
2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 2 класс» «Просвещение» 2001г
7. Список литературы
Сборник «Пение в школе» (начальные классы).
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по физкультуре составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4классы под редакцией В.В.Воронковой, М. «Просвещение», 2010г.
Цели:
- Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.
- Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
- Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Задачи:
- Создание условий для всестороннего гармонического развития и социализации учащихся;
- Создание условий для формирования необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
- Создание условий для совершенствования двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
- Создание условий для воспитания нравственных качеств, приучения к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
-индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-коррекционная направленность обучения;
-оптимистическая перспектива;
-комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
У многих обучающихся имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, со стороны физического и психического развития, а также нарушения моторики, поэтому необходимо разбираться в структурах дефекта аномального ребенка; знать причины, вызвавшие умственную отсталость; уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
2. Учебно-тематическое планирование по физической культуре
Класс 2 «к».
Учитель: Визгалова Вера Владимировна
Количество часов:
Всего часов 34 часа; 0,5 часа в неделю.
Рабочая программа по физкультуре составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4классы под редакцией В.В.Воронковой, М. «Просвещение», 2010г.
Тематическое планирование по физической культуре во 2-к классе
№п/п | Тема урока | Количество часов | дата | Коррекционная работа |
1 | Т.Б. на уроках физической культуры. Ходьба. | 0,5 | 03.09 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
2 | Ходьба с различными положениями рук: перед грудью, за голову. | 0,5 | 10.09 | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
3 | Общеразвивающие упражнения без предметов. | 0,5 | 17.09 | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
4 | Упражнения для кисти. Сгибание пальцев в кулак и разгибание. Сгибание и разгибание кисти. | 0,5 | 24.09 | Расширение словарного запаса. |
5 | Наклоны головы в стороны с произнесением звуков «ай, яй, яй». Повороты головы в стороны с произведением звуков «нет, нет». | 0,5 | 01.10 | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
6 | Ходьба с упражнениями. Игра на развитие внимания « Запрещенное движение» | 0,5 | 08.10 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
7 | Упражнения для мышц, туловищ. «Маятник» - наклоны туловища в стороны. | 0,5 | 15.10 | Расширение словарного запаса. |
8 | Упражнения для мышц, туловища «Косим траву» – повороты туловища с маховым движением рук. | 0,5 | 22.10 | Развитие зрительного восприятия и узнавания. |
9 | Упражнения для мышц туловища. «Дровосеки» – наклоны туловища вперед. | 0,5 | 29.10 | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
10 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 0,5 | 12.11 | Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений |
11 | Ритмические упражнения под музыку. | 0,5 | 19.11 | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
12 | Ходьба под хлопки | 0,5 | 26.11 | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
13 | Игра на развитие внимания: «Два сигнала» | 0,5 | 03.12 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
14 | Коррекционные упражнения – выполнение и.п. рук по словесной инструкции учителя | 0,5 | 10.12 | Расширение словарного запаса. |
15 | Выполнение движений : «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!». | 0,5 | 17.12 | Развитие зрительного восприятия и узнавания. |
16 | Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой | 0,5 | 24.12 | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
17 | Ходьба и бег | 0,5 | 14.01 | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
18 | Общеразвивающие упражнения. Свободный бег. Бег на носках. | 0,5 | 21.01 | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
19 | Игра «Совушка» | 0,5 | 28.01 | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
20 | Ходьба приставным шагом | 0,5 | 04.02 | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
21 | Равновесие – ходьба боком приставными шагами | 0,5 | 11.02 | Расширение словарного запаса. |
22 | Прыжки. Подпрыгивание на месте на двух ногах | 0,5 | 18.02 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
23 | Игры на развитие внимания: «Все ли на месте», «Летает — не летает» | 0,5 | 25.02 | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
24 | Игра для ходьбы: «Возьми флажок» | 0,5 | 04.03 | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
25 | Метание мяча большого двумя руками. Игра «Пойдем в гости» | 0,5 | 11.03 | Расширение словарного запаса. |
26 | Игры для бега:«Беги ко мне». «Догони мяч». | 0,5 | 18.03 | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
27 | Равновесие – ходьба на носках с различными движением рук | 0,5 | 01.04 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
28 | Игра для прыжков: «Лягушки», «Прыг-скок», | 0,5 | 08.04 | Расширение словарного запаса. |
29 | Общеразвивающие упражнения Игра «Перепрыгни через шнур», «Солнышко, дождик», | 0,5 | 15.04 | Развитие зрительного восприятия и узнавани |
30 | Общеразвивающие упражнения. Игра «Слушай сигнал» | 0,5 | 22.04 | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
31 | Общеразвивающие упражнения. «Солнышко – иди гулять, дождик – беги домой» | 0,5 | 29.04 | Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений |
32 | Равновесие. Ходьба по начерченной линии | 0,5 | 13.05 | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
33 | Общеразвивающие упражнения. Игра «Мы — солдаты» | 0,5 | 20.05 | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
34 | Метание теннисного мяча в цель с места. Игры с элементами бросания: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит» | 0,5 | 27.05 | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
4. Содержание тем учебного предмета по физической культуре
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения по подражанию.
«Понюхать цветок» – вдох через нос. «Согреть руки» – хо – хо- хо – выдох через рот. «Остудить воду» – ф-ф –фу – выдох.
Основные положения и движения (по подражанию).
Упражнения для мышц шеи. Наклоны головы вперед, назад с произнесением звуков- «да, да, да». Наклоны головы в стороны с произнесением звуков «ай, яй, яй». Повороты головы в стороны с произведением звуков «нет, нет».
Сгибание пальцев в кулак и разгибание. Сведение и разведение пальцев. Сгибание и разгибание кисти. Повороты кисти ладонью кверху и книзу. Расслабление кисти – «стряхнули воду». Движение рук: вперед, в стороны, вверх, вниз, на пояс, к плечам, хлопки вверху, внизу, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
Упражнения для мышц, туловища. «Дровосеки» – наклоны туловища вперед. «Маятник» - наклоны туловища в стороны. «Косим траву» – повороты туловища с маховым движением рук. Поднимание согнутой ноги вперед. Полуприседание на полной ступне. Сгибание и разгибание стоп (сидя на гимнастической скамейке).
Упражнения для формирования правильной осанки.
Принятие правильной осанки, стоя и сидя с помощью учителя. Стойка у вертикальной плоскости с правильной осанкой до 5 сек.
Ритмические упражнения. Прохлопывание учащимися показанного учителем ритма в разном темпе: два равномерных хлопка в медленном темпе, тоже в быстром темпе. Ходьба под хлопки или звучание бубна.
Прикладные упражнения.
Построения и перестроения.
Построение в колонну по одному с помощью учителя.
Выполнение движений по командам с учителем: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!». Построение в колонну в нарисованных кружках.
Ходьба и бег. Ходьба небольшими группами и всей группой (без построения в колонну). Ходьба по залу, касаясь рукой стены. Ходьба по линии, начерченной на полу. Ходьба друг за другом обычным шагом с соблюдением интервала (не натыкаясь друг на друга). Ходьба в колонне по одному, взявшись за руки. Свободный бег. Бег на носках.
Равновесие. Ходьба по начерченному коридору шириной 20 – 30 сантиметров. Ходьба по «коридору» между двумя скамейками или булавами. Ходьба боком приставными шагами. Движение руками в стойках: стойка с сомкнутыми ступнями, стойка пятки вместе, носки врозь.
Игры на развитие внимания:
« Запрещенное движение», «Два сигнала», «Все ли на месте»Для ходьбы:
«Возьми флажок» - ходьба группами со своих мест за флажками и обратно.
«Пойдем в гости» - дети разбиты на две группы. Одна группа идет в гости к другой, выбирая себе пару. В парах можно попрыгать, поплясать, затем возвращаются на свои места.
Для бега:
«Беги ко мне». «Догони мяч».
Для прыжков:
«Лягушки», «Прыг-скок», «Перепрыгни через шнур», «Солнышко, дождик», «Солнышко – иди гулять, дождик – беги домой».
5.Требования к уровню подготовки обучающихся по данному предмету
Учащаяся должна знать:
- Название предметов одежды;
- Что такое ходьба, бег, прыжки,
- Правила поведения во время подвижных игр;
Учащаяся должна уметь:
- Выполнять команду « Становись!»;
- Держать мячи,
- Выполнять инструкции и команды учителя;
- Чередовать ходьбу с бегом;
- Подпрыгивать на одной и двух ногах;
- Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;
6. Перечень учебно-методического обеспечения
1.Рабочая программа по физкультуре составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4классы под редакцией В.В.Воронковой, М. «Просвещение», 2010г.
2.Мозговая В.М. «Уроки физической культуры». Поурочное планирование.
3. Бутин И.М.«Физкультура в начальных классах», «Владос – Пресс», 2001г.
7. Список литературы
1. «Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников». «Айрис Пресс», Москва, 2006г.
2. Кузнецов В.С. «Упражнения и игры на занятиях в школе»
3. Найминова Э.. «Физкультура. Методика проведения. Спортивные игры.»
Ростов – на – Дону «Феникс» 2003г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.
Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ коррекционной школы 8 вида
Данный материал поможет в работе учителям....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ коррекционной школы 8 вида
Данный материал поможет в работе учителям....
Рабочая программа и КТП по письму и развитию речи. 2 класс.
Содержание рабочей программы и КТП по письму и развитию речи для 2 класса. Коррекционная школа 8 вида....
Рабочая программа к учебному курсу «Письмо и развитие речи» 3 класс
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 3 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразователь...