рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
РАБОЧАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа "окружающий социальный мир" | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ Директор/ заместитель директора по содержанию образования ______________________ | СОГЛАСОВАНО Председатель методического объединения ________________________ | РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения по учебному предмету Протокол № ___________ От ____________________ |
РАБОЧАЯ
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
начального общего образования
на 2020/2021 уч.год
Содержание.
- Планируемые результаты овладения учебным предметом.
- Содержание предмета.
- Тематическое планирование.
Данная программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
1. Планируемые результаты освоения программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Отсутствие достижения этого уровня по предмету не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. Предполагается, что к концу обучения по Окружающему социальному миру учащиеся по возможности будут уметь:
- проявлять интерес к объектам , созданным человеком;
- иметь представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
- соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
- иметь представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);
- иметь представления о социальных ролях людей;
- соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;
- иметь представления о дружбе, товарищах, сверстниках;
- находить друзей на основе личных симпатий.
- строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
- взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
- иметь представления о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержание, участие в них;
- соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах:
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
2. Содержание предмета «Окружающий социальный мир».
Квартира, дом, двор.
Основные задачи раздела: формировать понятие о квартире, доме, дворе, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом .
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др.
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др.
Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком).
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон) . Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).
Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного).
Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вода), канализация (вода, унитаз), водоснабжение (вода, кран, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество) . Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.
Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме .
Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник .
Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет , магнитофон).
Продукты питания.
Основные задачи раздела: формировать понятия о продуктах питания, обогащать знания и представления детей по данному разделу, систематизировать знания о продуктах питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, компот ) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог , сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом.
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, сосиски). Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы).
Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари), Узнавание (различение) круп и бобовых : готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек). Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).
Предметы быта
Основные задачи раздела: формировать понятия о предметах быта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать наблюдательность.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка , ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.
Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка , разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные).
Школа
Основные задачи раздела: формировать понятия о школе, учить соблюдать распорядок школьного дня, воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей : школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Основные задачи раздела: формировать представления о предметах и материалов, изготовленных человеком, обогащать знания и представления детей по данному разделу, воспитывать самостоятельность.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.).
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.).
Узнавание предметов , изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город
Основные задачи раздела: формировать понятия о правилах поведения в общественных местах, учить использовать полученные знания в повседневной жизни, воспитывать любознательность.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы, проспекты, площади, здания, парки).
Узнавание (различение) назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин, театр, цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения: дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор.
Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (Адмиралтейство, Медный всадник, Петропавловская крепость, Дворцовая площадь).
Транспорт
Основные задачи раздела: формировать понятия о видах транспорта, обогащать знания и представления детей по данному разделу, обобщение знаний по данному разделу.
Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет). Узнавание (различение) водного транспорта (лодка, пароход, корабль). Узнавание (различение) космического транспорта (ракета). Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор и др.). Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание места посадки и высадки из транспорта. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Страна
Основные задачи раздела: познакомить с понятием «Страна», обогащать знания и представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь к своей Родине.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг). Знание названия столицы России.
Знание, (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь) на фото, видео.
Знание названия города, в котором живешь. Знание достопримечательностей своего города.
Традиции и обычаи
Основные задачи раздела: формировать представления о праздниках, развивать интерес к праздникам, воспитывать самостоятельность.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). Знание школьных традиций (праздники, тематические недели).
3. Тематическое планирование.
2 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Квартира, дом, двор. | 6 |
2. | Предметы быта. | 5 |
3. | Школа. | 6 |
4. | Предметы и материалы, изготовленные человеком. | 6 |
5. | Город. | 5 |
6. | Транспорт | 6 |
ВСЕГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса
Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.Программа разработана для занятий с уча...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социальной направленности “МЫ ВМЕСТЕ ” для учащихся 4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы вместе" включает 8 разделов, охватывающих всю школьную жизнь четвероклассников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «Мир вокруг нас» НА УРОВЕНЬ начального ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс
В сфере личностных УУД изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Изучению курса "Мир вокруг нас" способствует формированию предметных и метапредметн...
Рабочая программа по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» 4 класс (для детей с тяжелой умственной отсталостью)
В основу уроков по предмету положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в ...
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика первые шаги» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика: первые шаги» для 2 класса...