Тема войны и мира. Символичность образа журавля
план-конспект урока на тему

Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру и технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tema_voyny_i_mira_mardanova_e.u.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

«Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Девиз: Люди людям пусть помогут преградить пути к войне.

Автор: Марданова Евгения Ураловна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевска

АННОТАЦИЯ

Название работы

Тема войны и мира. Символичность образа журавля

(интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру и технологии)

Назначение работы

Уровень образования: начальное, общее, среднее образование

Целевая аудитория: учитель, классный руководитель, библиотекарь, методист

Классы: 1-11

Предметы: литературное чтение, окружающий мир, технология

Цели:

  • выявление роли образа журавля в человеческом представлении в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песни «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова;
  • знакомство с культурой Японии и исполнение журавлика в технике оригами;
  • развитие образного восприятия действительности и речи;
  • воспитание патриотизма, международной солидарности, отношений дружбы, миролюбия, сострадания и бережного отношения к природе;
  • формирование умения использования информационной среды (текст, схема, звуковой файл, интернет-ресурс)

Дидактические материалы: текст рассказа Юрия Яковлева «Белые журавлики» мультимедийная презентация к уроку «Тема войны и мира. Символичность образа журавля» (автор Марданова Е.У.). В данной презентации содержатся ссылки на звуковые файлы, текстовые документы, изображения, интернет-ресурсы (интернет-страницы, используемые в данной работе, содержат в себе текстовой материал, а также фото и видео, аудиофайлы)

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, колонки, подключение к интернету.

Используемые ЦОР: 

Мультимедийная презентация к уроку «Тема войны и мира. Символичность образа журавля» (автор Марданова Е.У.). В данной презентации содержатся ссылки на звуковые файлы, текстовые документы, изображения, интернет-ресурсы (интернет-страницы, используемые в данной работе, содержат в себе текстовой материал, а также фото и видео, аудиофайлы) –

  • Страница «Великая Отечественная война – материал из Википедии — свободной энциклопедии»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0

  • Страница  «Атомные  бомбардировки  Хиросимы  и  Нагасаки  –  материал  из Википедии — свободной энциклопедии»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8_%D0%A5%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B_%D0%B8_%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%B8

  • Страница «Настоящие журавли – материал из Википедии — свободной энциклопедии»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8

  • Звуковой файл «Журавли.mp3» (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова, исполнитель М. Бернес)
  • Звуковой файл «Крик журавлиной стаи.ogg»

Источники: 

1. Гамзатов Р. Собрание сочинений. Москва. Издательство «Просвещение», 2010 год

2. Марданова Е. Мы не хотим войны. Урок чтения в 1 классе. Научно-методический журнал «Начальная школа», Москва, №5, 2003 год

3. Яковлев Ю. Белые журавлики. Учебник «Живое слово». Составитель З.И. Романовская. Москва. Издательство «Астрель», 2005 год

Алгоритм просмотра представленных материалов:

  1. Подключить мультимедийный комплекс и звукопроизводящую систему (колонки), подключить интернет.
  2. Разархивировать папку с конкурсной работой
  3. Прочесть аннотацию
  4. Прочесть план урока
  5. Запустить презентацию

Краткое описание: 

        Данная разработка «выросла» из урока, опубликованного автором ранее в научно-методическом журнале «Начальная школа» (№5, 2003 год, г. Москва). Урок не терял свой актуальности и использовался с каждым новым набором детей. Но при «рождении» урока на компьютерные технологии в школе и не рассчитывали, использовались нарисованные карточки и плакаты.

        Сейчас же появилась возможность дать этому уроку вторую жизнь, обогатив его мультимедийной презентацией, самостоятельной самой по себе, с ссылками на интернет-ресурсы, содержащие как текстовую информацию, так и фото, видео, аудиофайлы.

Урок рассчитан на два академических часа.

Материал подходит как для учеников 1 класса, так и для более старшей аудитории (со 2 по 11 классы).

Так же данная разработка подходит и для проведения внеклассного мероприятия в 1-11 классах.

Данной разработкой учитель может воспользоваться как при работе со всем классом, так и при работе с группой, парой и индивидуальном или самостоятельном обучении ученика.

План урока даётся для самого учителя, но презентацией можно пользоваться и без этого плана, так как слайды содержат в себе весь информационный блок, аппарат вопросов и заданий.

Дети погружаются в тексты, высказывают своё мнение, формулируют проблему сохранения мира на Земле в процессе работы с разными источниками информации.

Ссылки на статьи про Великую Отечественную войну и атомную бомбардировку даны для детей 3-11 классов.

Аудиофайлы даны в виде гиперссылок, так как звуковоспроизводяшие программы на компьютерах бывают установлены разные, и пользователь сможет сам решить в какой из них ему лучше прослушать записи.

Конспект

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ   УРОК

по литературному чтению, окружающему миру и технологии

Тема

Тема войны и мира.  Символичность образа журавля

Цели:

  • выявление роли образа журавля в человеческом представлении в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песни «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова;
  • знакомство с культурой Японии и исполнение журавлика в технике оригами;
  • развитие образного восприятия действительности и речи;
  • воспитание патриотизма, международной солидарности, отношений дружбы, миролюбия, сострадания и бережного отношения к природе;
  • формирование умения использования информационной среды (текст, схема, звуковой файл, интернет-ресурс)

Дидактические материалы: текст рассказа Юрия Яковлева «Белые журавлики» мультимедийная презентация к уроку «Тема войны и мира. Символичность образа журавля» (автор Марданова Е.У.). В данной презентации содержатся ссылки на звуковые файлы, текстовые документы, изображения, интернет-ресурсы (интернет-страницы, используемые в данной работе, содержат в себе текстовой материал, а также фото и видео, аудиофайлы)

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, колонки, подключение к интернету.

I. Организационный момент. [слайды 1-3]

II. Сообщение темы урока. [слайд 4]

Люди всегда верили, что птицы – сказочные существа. Птица для человека – это символ свободы и мечты. Что символизируют эти птицы – голубь, лебедь, петух, курица, индюк, попугай, страус, орёл, павлин, сова. Голубь символизирует мир, лебедь – любовь и верность, и так далее.

Сегодня на уроке поговорим, что означает журавль для человека. [слайд 5]

Журавли на зиму улетают в теплые страны, весной возвращаются на родину. День Победы – весенний праздник. И журавли – большие сильные птицы – стали символом возвращения мира и спокойствия в жизнь природы и людей.

У вас есть возможность услышать крик летящей высоко в небе журавлиной стаи. [слайд 6]

III. Прослушивание песни «Журавли» (слова. Р. Гамзатова,   музыка Я. Френкеля, исполняет М.Бернес). [слайд 7]

С кем сравнивает автор журавлей в небе?

Какое настроение у этой песни? Почему?

IV. Почему же для нашей страны так важен День Победы, события Великой Отечественной войны, память  об этой страшной войне?  [слайд 8]

Данный слайд содержит ссылку на страницу «Великая Отечественная война – материал из Википедии — свободной энциклопедии», которой можно воспользоваться ученикам 3-11 классов.

Содержание данной страницы:

1. Название

2. Предыстория и причины войны

3. Положение к 22 июня 1941 года

3.1. Германия

3.2. Советский Союз

4. Нацистские планы в отношении СССР

5. Силы, воевавшие на стороне Германии

6. Территории военных действий

6.1. СССР

6.2. Другие страны

7. Начальный период войны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942)

7.1. Летне-осенняя кампания 1941

7.1.1. Результаты начального периода войны

7.2. Зимняя кампания 1941—1942 годов

7.3. Лето — осень 1942 года

8. Оккупационный режим

9. Период коренного перелома

9.1. Зимняя кампания 1942—1943 годов

9.2. Летне-осенняя кампания 1943 года

10. Третий период войны

10.1. Зимне-весенняя кампания 1944 года

10.2. Летне-осенняя кампания 1944 года

10.3. Зимне-весенняя кампания 1945 года

10.3.1. Военный фронт

10.3.2. Политический фронт

11. Окончание войны

12. Битвы, операции и сражения

13. Потери

14. СССР и антигитлеровская коалиция

15. Мнения и оценки

15.1. Мнение И. В. Сталина

V. Подготовка к работе по рассказу Ю. Яковлева «Белые журавлики». 

        [слайд 9] В Японии и Китае журавли считаются символом удачи и долголетия. Бумажные фигурки журавлей называются цуру и их дарят как украшение и как пожелание здоровья, долголетия.

         Есть старинная японская легенда: если сложить тысячу журавликов, то исполнится загаданное желание. Эта легенда стала известна всему миру  после Второй Мировой войны.

        [слайд 10]  6 и 9 августа 1945 года американские самолеты для испытания и устрашения врагов сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

        

        Данный слайд содержит ссылку на страницу «Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – материал из Википедии — свободной энциклопедии», которой можно воспользоваться ученикам 3-11 классов.

Содержание данной страницы:

1. Предпосылки

2. Май 1945 года: выбор целей

3. Хронология событий до первой бомбардировки (6 августа)

4. Подготовка к бомбардировкам

5. Бомбардировка Хиросимы 6 августа 1945 года

5.1. Хиросима во время Второй мировой войны

5.2. Бомбардировка

5.3. Эффект взрыва

5.4. Потери и разрушения

5.5. Радиоактивное загрязнение

5.6. Сравнительная сохранность некоторых зданий

6. События 6—9 августа

7. Бомбардировка Нагасаки 9 августа 1945 года

7.1. Нагасаки во время Второй мировой войны

7.2. Бомбардировка

7.3. Эффект взрыва

7.4. Потери и разрушения

8. Планы последующих атомных бомбардировок Японии

9. Капитуляция Японии и последующая оккупация

10. Комиссия по изучению последствий атомных взрывов

11. Дискуссия о целесообразности атомных бомбардировок

12. Влияние на культуру

12.1. Садако Сасаки и тысяча бумажных журавликов

12.2. Другие упоминания

13. Примечания

14. Литература

VI. Знакомство и  работа по рассказу Ю. Яковлева «Белые журавлики». 

        Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Яковлева «Белые журавлики» о девочке Сасаки Садако. [слайд 11]  

Чтение рассказа «Белые журавлики» – распечатанные тексты, тексты в печатных изданиях для детей или использование ссылки на текст рассказа. [слайд 12]

Вопросы по тексту [слайд 13]

1.      Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

2.      Как изображен в рассказе взрыв атомной бомбы?

3.      Какие цвета вы использовали бы при изображении взрыва?

4.      Какой сон увидела Сасаки Садако?

5.      Попробуйте объяснить: почему девочка увидела такой сон?

6.      Как девочка делала своего первого журавлика?

7.      Расскажите: кто помогал Сасаки Садако преодолеть страдания и болезнь?

8.      Как ведут себя люди около памятника Сасаки Садако?

9.      Расскажите: что происходило с журавликами у памятника?

10.    Что означали журавлики для Сасаки Садако и для других людей? [слайд 14]

VII. Физкультминутка:

Ветер с юга дует, дует.

Солнце греет всё сильней.

Рассекая клином небо,

Летит стая журавлей.

Крыльями похлопаем — 1-2-3,

Клювами пощелкаем —  1-2-3,

Лапки подогнули — 1-2-3,

Хвостики встряхнули —  1-2-3,

Полетели - полетели - полетели

И на кочки свои сели.

VIII. Чтение произведения Р. Гамзатов «Я не хочу войны». [слайд 15]

Я хочу, чтоб в целом мире

Затрубили журавли

И напомнить всем могли

О погибших в Хиросиме.

И о девочке умершей,

Не хотевшей умирать

И журавликов умевшей

Из бумаги вырезать.

А журавликов-то малость

Сделать девочке осталось...

Для больной нелёгок труд,

Всё ей, бедненькой, казалось -

Журавли её спасут.

Журавли спасти не могут –

Это ясно даже мне.

Людям люди пусть помогут

Преградить пути войне.

1)  Чтение стихотворения

2)  О какой девочке говорит автор?

3)  Какая главная мысль в стихотворении?

IX.  Изготовление цуру из базовой формы «птица» [слайды 16-19]

В первом и втором  классах базовую форму можно заготовить заранее.

На слайде 16 есть ссылка на схему изготовления базовой формы «птица».

X. Итоги урока. [слайд 20]

  • Что означают журавли для людей?
  • Кто может сохранить мир на земле?

Оценивание работы на уроке.

XI. Попробуем сделать проект Памятника Миру. [слайд 21]

Устное описание памятника.

XII. Дополнительные сведения: [слайд 22]

В мире много разных журавлей. Но некоторые из них, например, американский журавль, японский журавль, даурский журавль, чёрный журавль, стерх, красавка и другие занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов. В 1973 году в США был основан Международный фонд охраны журавлей.

        Данный слайд содержит ссылку на страницу «Настоящие журавли – материал из Википедии — свободной энциклопедии», которой можно воспользоваться ученикам 1-11 классов.

Содержание данной страницы:

1. Описание

2. Образ жизни

3. Размножение

4. Естественные враги

5. Угрозы и охрана

6. Распространение

7. Журавль в культуре народов мира

8. Журавли в искусстве

9. Интересные факты

10. Ссылки

XIII. Заключение: [слайды 23-24]

Что нового вы узнали на этом уроке? Что вас заинтересовало?

Помните! Только люди могут сберечь мир на Земле!

Источники: [слайд 25]

1. Гамзатов Р. Собрание сочинений. Москва. Издательство «Просвещение», 2010 год

2. Марданова Е. Мы не хотим войны. Урок чтения в 1 классе. Научно-методический журнал «Начальная школа», Москва, №5, 2003 год

3. Яковлев Ю. Белые журавлики. Учебник «Живое слово». Составитель З.И. Романовская. Москва. Издательство «Астрель», 2005 год

4. Страница «Великая Отечественная война – материал из Википедии — свободной энциклопедии»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0

5. Страница  «Атомные  бомбардировки  Хиросимы  и  Нагасаки  –  материал  из Википедии — свободной энциклопедии»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8_%D0%A5%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B_%D0%B8_%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%B8

6. Страница «Настоящие журавли – материал из Википедии — свободной энциклопедии»

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8

7. Звуковой файл «Журавли.mp3» (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова, исполнитель М. Бернес)

8. Звуковой файл «Крик журавлиной стаи.ogg»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: •    выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; •   ...

Внеклассное мероприятие на тему: « Тема войны и мира. Символичность образа журавля».

Внеклассное мероприятие на тему: « Тема войны и мира. Символичность образа журавля». Цели: рассказать ребятам, что скоро нашей Великой Победе-70!; выявление роли образа журавля в ходе ...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"

Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке....

Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"

Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"...

Урок по окружающему миру по теме" Ценность здоровья и здорового образа жизни".

Урок по окружающему миру в 3 классе.Тема урока : Ценность здоровья и здорового образа жизни. Цель:формирование ценности здорового образа жизни и чувства ответственности за сохранение и укрепление свое...

Конспект учебного занятия. Тема : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"

Конспект учебного занятия по чтению 4 класс . Сказка "Лиса и журавль"...