Тема войны и мира. Символичность образа журавля
план-конспект урока на тему
Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру и технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tema_voyny_i_mira_mardanova_e.u.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Девиз: Люди людям пусть помогут преградить пути к войне.
Автор: Марданова Евгения Ураловна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей №2» г. Альметьевска
АННОТАЦИЯ
Название работы
Тема войны и мира. Символичность образа журавля
(интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру и технологии)
Назначение работы
Уровень образования: начальное, общее, среднее образование
Целевая аудитория: учитель, классный руководитель, библиотекарь, методист
Классы: 1-11
Предметы: литературное чтение, окружающий мир, технология
Цели:
- выявление роли образа журавля в человеческом представлении в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песни «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова;
- знакомство с культурой Японии и исполнение журавлика в технике оригами;
- развитие образного восприятия действительности и речи;
- воспитание патриотизма, международной солидарности, отношений дружбы, миролюбия, сострадания и бережного отношения к природе;
- формирование умения использования информационной среды (текст, схема, звуковой файл, интернет-ресурс)
Дидактические материалы: текст рассказа Юрия Яковлева «Белые журавлики» мультимедийная презентация к уроку «Тема войны и мира. Символичность образа журавля» (автор Марданова Е.У.). В данной презентации содержатся ссылки на звуковые файлы, текстовые документы, изображения, интернет-ресурсы (интернет-страницы, используемые в данной работе, содержат в себе текстовой материал, а также фото и видео, аудиофайлы)
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, колонки, подключение к интернету.
Используемые ЦОР:
Мультимедийная презентация к уроку «Тема войны и мира. Символичность образа журавля» (автор Марданова Е.У.). В данной презентации содержатся ссылки на звуковые файлы, текстовые документы, изображения, интернет-ресурсы (интернет-страницы, используемые в данной работе, содержат в себе текстовой материал, а также фото и видео, аудиофайлы) –
- Страница «Великая Отечественная война – материал из Википедии — свободной энциклопедии»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0
- Страница «Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – материал из Википедии — свободной энциклопедии»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8_%D0%A5%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B_%D0%B8_%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%B8
- Страница «Настоящие журавли – материал из Википедии — свободной энциклопедии»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8
- Звуковой файл «Журавли.mp3» (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова, исполнитель М. Бернес)
- Звуковой файл «Крик журавлиной стаи.ogg»
Источники:
1. Гамзатов Р. Собрание сочинений. Москва. Издательство «Просвещение», 2010 год
2. Марданова Е. Мы не хотим войны. Урок чтения в 1 классе. Научно-методический журнал «Начальная школа», Москва, №5, 2003 год
3. Яковлев Ю. Белые журавлики. Учебник «Живое слово». Составитель З.И. Романовская. Москва. Издательство «Астрель», 2005 год
Алгоритм просмотра представленных материалов:
- Подключить мультимедийный комплекс и звукопроизводящую систему (колонки), подключить интернет.
- Разархивировать папку с конкурсной работой
- Прочесть аннотацию
- Прочесть план урока
- Запустить презентацию
Краткое описание:
Данная разработка «выросла» из урока, опубликованного автором ранее в научно-методическом журнале «Начальная школа» (№5, 2003 год, г. Москва). Урок не терял свой актуальности и использовался с каждым новым набором детей. Но при «рождении» урока на компьютерные технологии в школе и не рассчитывали, использовались нарисованные карточки и плакаты.
Сейчас же появилась возможность дать этому уроку вторую жизнь, обогатив его мультимедийной презентацией, самостоятельной самой по себе, с ссылками на интернет-ресурсы, содержащие как текстовую информацию, так и фото, видео, аудиофайлы.
Урок рассчитан на два академических часа.
Материал подходит как для учеников 1 класса, так и для более старшей аудитории (со 2 по 11 классы).
Так же данная разработка подходит и для проведения внеклассного мероприятия в 1-11 классах.
Данной разработкой учитель может воспользоваться как при работе со всем классом, так и при работе с группой, парой и индивидуальном или самостоятельном обучении ученика.
План урока даётся для самого учителя, но презентацией можно пользоваться и без этого плана, так как слайды содержат в себе весь информационный блок, аппарат вопросов и заданий.
Дети погружаются в тексты, высказывают своё мнение, формулируют проблему сохранения мира на Земле в процессе работы с разными источниками информации.
Ссылки на статьи про Великую Отечественную войну и атомную бомбардировку даны для детей 3-11 классов.
Аудиофайлы даны в виде гиперссылок, так как звуковоспроизводяшие программы на компьютерах бывают установлены разные, и пользователь сможет сам решить в какой из них ему лучше прослушать записи.
Конспект
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
по литературному чтению, окружающему миру и технологии
Тема
Тема войны и мира. Символичность образа журавля
Цели:
- выявление роли образа журавля в человеческом представлении в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песни «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова;
- знакомство с культурой Японии и исполнение журавлика в технике оригами;
- развитие образного восприятия действительности и речи;
- воспитание патриотизма, международной солидарности, отношений дружбы, миролюбия, сострадания и бережного отношения к природе;
- формирование умения использования информационной среды (текст, схема, звуковой файл, интернет-ресурс)
Дидактические материалы: текст рассказа Юрия Яковлева «Белые журавлики» мультимедийная презентация к уроку «Тема войны и мира. Символичность образа журавля» (автор Марданова Е.У.). В данной презентации содержатся ссылки на звуковые файлы, текстовые документы, изображения, интернет-ресурсы (интернет-страницы, используемые в данной работе, содержат в себе текстовой материал, а также фото и видео, аудиофайлы)
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, колонки, подключение к интернету.
I. Организационный момент. [слайды 1-3]
II. Сообщение темы урока. [слайд 4]
Люди всегда верили, что птицы – сказочные существа. Птица для человека – это символ свободы и мечты. Что символизируют эти птицы – голубь, лебедь, петух, курица, индюк, попугай, страус, орёл, павлин, сова. Голубь символизирует мир, лебедь – любовь и верность, и так далее.
Сегодня на уроке поговорим, что означает журавль для человека. [слайд 5]
Журавли на зиму улетают в теплые страны, весной возвращаются на родину. День Победы – весенний праздник. И журавли – большие сильные птицы – стали символом возвращения мира и спокойствия в жизнь природы и людей.
У вас есть возможность услышать крик летящей высоко в небе журавлиной стаи. [слайд 6]
III. Прослушивание песни «Журавли» (слова. Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля, исполняет М.Бернес). [слайд 7]
С кем сравнивает автор журавлей в небе?
Какое настроение у этой песни? Почему?
IV. Почему же для нашей страны так важен День Победы, события Великой Отечественной войны, память об этой страшной войне? [слайд 8]
Данный слайд содержит ссылку на страницу «Великая Отечественная война – материал из Википедии — свободной энциклопедии», которой можно воспользоваться ученикам 3-11 классов.
Содержание данной страницы:
1. Название
2. Предыстория и причины войны
3. Положение к 22 июня 1941 года
3.1. Германия
3.2. Советский Союз
4. Нацистские планы в отношении СССР
5. Силы, воевавшие на стороне Германии
6. Территории военных действий
6.1. СССР
6.2. Другие страны
7. Начальный период войны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942)
7.1. Летне-осенняя кампания 1941
7.1.1. Результаты начального периода войны
7.2. Зимняя кампания 1941—1942 годов
7.3. Лето — осень 1942 года
8. Оккупационный режим
9. Период коренного перелома
9.1. Зимняя кампания 1942—1943 годов
9.2. Летне-осенняя кампания 1943 года
10. Третий период войны
10.1. Зимне-весенняя кампания 1944 года
10.2. Летне-осенняя кампания 1944 года
10.3. Зимне-весенняя кампания 1945 года
10.3.1. Военный фронт
10.3.2. Политический фронт
11. Окончание войны
12. Битвы, операции и сражения
13. Потери
14. СССР и антигитлеровская коалиция
15. Мнения и оценки
15.1. Мнение И. В. Сталина
V. Подготовка к работе по рассказу Ю. Яковлева «Белые журавлики».
[слайд 9] В Японии и Китае журавли считаются символом удачи и долголетия. Бумажные фигурки журавлей называются цуру и их дарят как украшение и как пожелание здоровья, долголетия.
Есть старинная японская легенда: если сложить тысячу журавликов, то исполнится загаданное желание. Эта легенда стала известна всему миру после Второй Мировой войны.
[слайд 10] 6 и 9 августа 1945 года американские самолеты для испытания и устрашения врагов сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.
Данный слайд содержит ссылку на страницу «Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – материал из Википедии — свободной энциклопедии», которой можно воспользоваться ученикам 3-11 классов.
Содержание данной страницы:
1. Предпосылки
2. Май 1945 года: выбор целей
3. Хронология событий до первой бомбардировки (6 августа)
4. Подготовка к бомбардировкам
5. Бомбардировка Хиросимы 6 августа 1945 года
5.1. Хиросима во время Второй мировой войны
5.2. Бомбардировка
5.3. Эффект взрыва
5.4. Потери и разрушения
5.5. Радиоактивное загрязнение
5.6. Сравнительная сохранность некоторых зданий
6. События 6—9 августа
7. Бомбардировка Нагасаки 9 августа 1945 года
7.1. Нагасаки во время Второй мировой войны
7.2. Бомбардировка
7.3. Эффект взрыва
7.4. Потери и разрушения
8. Планы последующих атомных бомбардировок Японии
9. Капитуляция Японии и последующая оккупация
10. Комиссия по изучению последствий атомных взрывов
11. Дискуссия о целесообразности атомных бомбардировок
12. Влияние на культуру
12.1. Садако Сасаки и тысяча бумажных журавликов
12.2. Другие упоминания
13. Примечания
14. Литература
VI. Знакомство и работа по рассказу Ю. Яковлева «Белые журавлики».
Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Яковлева «Белые журавлики» о девочке Сасаки Садако. [слайд 11]
Чтение рассказа «Белые журавлики» – распечатанные тексты, тексты в печатных изданиях для детей или использование ссылки на текст рассказа. [слайд 12]
Вопросы по тексту [слайд 13]
1. Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
2. Как изображен в рассказе взрыв атомной бомбы?
3. Какие цвета вы использовали бы при изображении взрыва?
4. Какой сон увидела Сасаки Садако?
5. Попробуйте объяснить: почему девочка увидела такой сон?
6. Как девочка делала своего первого журавлика?
7. Расскажите: кто помогал Сасаки Садако преодолеть страдания и болезнь?
8. Как ведут себя люди около памятника Сасаки Садако?
9. Расскажите: что происходило с журавликами у памятника?
10. Что означали журавлики для Сасаки Садако и для других людей? [слайд 14]
VII. Физкультминутка:
Ветер с юга дует, дует.
Солнце греет всё сильней.
Рассекая клином небо,
Летит стая журавлей.
Крыльями похлопаем — 1-2-3,
Клювами пощелкаем — 1-2-3,
Лапки подогнули — 1-2-3,
Хвостики встряхнули — 1-2-3,
Полетели - полетели - полетели
И на кочки свои сели.
VIII. Чтение произведения Р. Гамзатов «Я не хочу войны». [слайд 15]
Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
И напомнить всем могли
О погибших в Хиросиме.
И о девочке умершей,
Не хотевшей умирать
И журавликов умевшей
Из бумаги вырезать.
А журавликов-то малость
Сделать девочке осталось...
Для больной нелёгок труд,
Всё ей, бедненькой, казалось -
Журавли её спасут.
Журавли спасти не могут –
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут
Преградить пути войне.
1) Чтение стихотворения
2) О какой девочке говорит автор?
3) Какая главная мысль в стихотворении?
IX. Изготовление цуру из базовой формы «птица» [слайды 16-19]
В первом и втором классах базовую форму можно заготовить заранее.
На слайде 16 есть ссылка на схему изготовления базовой формы «птица».
X. Итоги урока. [слайд 20]
- Что означают журавли для людей?
- Кто может сохранить мир на земле?
Оценивание работы на уроке.
XI. Попробуем сделать проект Памятника Миру. [слайд 21]
Устное описание памятника.
XII. Дополнительные сведения: [слайд 22]
В мире много разных журавлей. Но некоторые из них, например, американский журавль, японский журавль, даурский журавль, чёрный журавль, стерх, красавка и другие занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов. В 1973 году в США был основан Международный фонд охраны журавлей.
Данный слайд содержит ссылку на страницу «Настоящие журавли – материал из Википедии — свободной энциклопедии», которой можно воспользоваться ученикам 1-11 классов.
Содержание данной страницы:
1. Описание
2. Образ жизни
3. Размножение
4. Естественные враги
5. Угрозы и охрана
6. Распространение
7. Журавль в культуре народов мира
8. Журавли в искусстве
9. Интересные факты
10. Ссылки
XIII. Заключение: [слайды 23-24]
Что нового вы узнали на этом уроке? Что вас заинтересовало?
Помните! Только люди могут сберечь мир на Земле!
Источники: [слайд 25]
1. Гамзатов Р. Собрание сочинений. Москва. Издательство «Просвещение», 2010 год
2. Марданова Е. Мы не хотим войны. Урок чтения в 1 классе. Научно-методический журнал «Начальная школа», Москва, №5, 2003 год
3. Яковлев Ю. Белые журавлики. Учебник «Живое слово». Составитель З.И. Романовская. Москва. Издательство «Астрель», 2005 год
4. Страница «Великая Отечественная война – материал из Википедии — свободной энциклопедии»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0
5. Страница «Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки – материал из Википедии — свободной энциклопедии»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8_%D0%A5%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B_%D0%B8_%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%B8
6. Страница «Настоящие журавли – материал из Википедии — свободной энциклопедии»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B8
7. Звуковой файл «Журавли.mp3» (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова, исполнитель М. Бернес)
8. Звуковой файл «Крик журавлиной стаи.ogg»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • ...
Внеклассное мероприятие на тему: « Тема войны и мира. Символичность образа журавля».
Внеклассное мероприятие на тему: « Тема войны и мира. Символичность образа журавля». Цели: рассказать ребятам, что скоро нашей Великой Победе-70!; выявление роли образа журавля в ходе ...
Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"
Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке....
Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"
Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"...
Урок по окружающему миру по теме" Ценность здоровья и здорового образа жизни".
Урок по окружающему миру в 3 классе.Тема урока : Ценность здоровья и здорового образа жизни. Цель:формирование ценности здорового образа жизни и чувства ответственности за сохранение и укрепление свое...
Конспект учебного занятия. Тема : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"
Конспект учебного занятия по чтению 4 класс . Сказка "Лиса и журавль"...