Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Макагоренко Ольга Дмитриевна

Цели:
•    выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова;
•    знакомство с культурой Японии;
•    выполнение журавлика в технике оригами;
•     развитие речи учащихся; развитие образного восприятия действительности;
•    воспитание патриотизма, международной солидарности, отношений дружбы, миролюбия, сострадания;
•    воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_zhuravlya.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока внеклассного чтения в 3 классе

«Тема войны и мира.

 Символичность образа журавля»

Цели:

  1. выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Бе лые журавлики», песня «Журавли» и стихо творения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова;
  2. зна комство с культурой Японии;
  3. выполнение жу равлика в технике оригами;
  4.  развитие речи учащихся; развитие образного восприятия действительности;
  5. воспитание патриотизма, международной солидарности, отношений дружбы, миролюбия, сострадания;
  6. воспита ние бережного отношения к природе.

Оборудование:  магнитофон; аудиозапись песни «Журавли» (ел. Р. Гамзато ва, муз. Я. Френкеля), заготовки — базовые формы «птица», изображения журавлей; вы ставка рисунков учеников к 9 Мая и к расска зу «Белые журавлики»; карты с датами и опорными словами (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года; 6 и 9 августа 1945 года; Хи росима, Нагасаки, Сасаки Садако); репродук ции картин с изображением птиц; разнооб разные образцы журавликов-оригами: «пе рышки» с вопросами по тексту.

  1. Сообщение темы урока.

— Люди всегда верили, что птицы — ска зочные существа. Птица для человека — это свободы и мечты. Голубь символизирует мир, ле бедь — любовь и верность. А сегодня поговорим, что означа ет журавль для человека.

II.        Песня «Журавли» (1-й куплет):

Мне кажется порою, что солдаты.

С кровавых не пришедшие полей.

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса...

—        Журавли на зиму улетают в теплые страны, а весной возвращаются на родину. Журавли — большие, сильные птицы — стали символами возвращения мира и спокойствия в жизнь природы и людей.

Прослушивание 1-го куплета песни «Журавли».

—        С кем сравнивает автор журавлей, летящих в небе? Какое настроение возникает при прослушивании этой песни? Почему?

III.        Работа по рассказу Ю. Яковлева «Белые журавлики».

—        В Японии и Китае журавлей считают символом удачи
и долголетия. Бумажные фигурки журавлей называются
цуру. Их дарят как украшение и как пожелание здоровья, дол голетия.

Есть старинная японская легенда: если сложить тысячу бу мажных журавликов, то исполнится загаданное желание. Эта легенда стала известна всему миру после Второй мировой войны.

6 и 9 августа 1945 года американские самолеты для испы тания и устрашения врагов сбросили атомные бомбы на япон ские города Хиросиму и Нагасаки.

Я рассказывала вам о последствиях атомных взрывов, а вы уже ознакомились с рассказом Ю. Яковлева «Белые жу равлики».

Чтение рассказа «Белые журавлики».

«Перышки» — вопросы и задания по тексту.

•        Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

      Как изображен в рассказе взрыв атомной бомбы? Прочи тайте.

  1. Какие цвета вы использовали бы при изображении взрыва?
  2. Какой сон увидела Сасаки Садако? Прочитайте.
  3. Попробуйте объяснить, почему девочка увидела такой сон.
  4. Прочитайте, как девочка делала своего первого журав лика.

Мать — земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

 Нет тебя светлей и краше

 И желанней сердцу нет.

Помышляя о солдатской

Непредсказанной судьбе,

 Даже лечь в могиле братской

Лучше, кажется, в тебе.

А всего милей до дому,

До тебя дойти живому,

Заявиться в те края:

 «Здравствуй, родина моя!»

Воин твой, слуга народа,

 С честью сможет доложить:

Воевал четыре года,

Воротился из похода

И теперь желает жить.

Он исполнил долг во славу

 Боевых твоих знамен.

 Кто еще имеет право

Так любить тебя, как он!

День и ночь в боях сменяя,

 В месяц шапки не снимая,

Воин твой, защитник-сын,

Шел, спешил к тебе, родная,

 По дороге на Берлин.

  1. Расскажите, кто помогал Сасаки Садако преодолевать страдания и болезнь.
  2. Прочитайте, как ведут себя люди около памятника Саса ки Садако.
  3. Расскажите, что происходило с журавликами у памятни ка.
  4. Что означали журавлики для Сасаки Садако и для других людей?

IV.        Физкультминутка.

Ветер с юга дует, дует,

Солнце греет все сильней,

Рассекая клином небо,

 Летит стая журавлей.

Крыльями похлопаем (1-2-3),

Клювами пощелкаем (1-2-3),

 Лапки подогнули (1-2-3),

Хвостики встряхнули (1-2-3).

Полетели — полетели — полетели

И на кочки свои сели.

V.        Чтение стихотворения Р. Гамзатова «Я не хочу войны» (наизусть).

Я хочу, чтоб в целом мире

Затрубили журавли

И напомнить всем могли

О погибших в Хиросиме.

 И о девочке умершей.

 Не хотевшей умирать

И журавликов умевшей

 Из  бумаги вырезать.

А журавликов-то малость

Сделать девочке осталось...

Для больной нелегок труд,

Все ей. бедненькой, казалось —

Журавли ее спасут.

Журавли спасти не могут —

Это ясно даже мне.

Людям люди пусть помогут

Преградить пути войне.

  1. О какой девочке говорит автор?
  2. Какая главная мысль в стихотворении?

VI.        Изготовление цуру из заранее заготовленной базовой формы «птица».

VII.        Итоги урока.

  1. Что означают журавли для людей?
  2. Кто может сохранить мир на земле?
    Оценивание работы на уроке.

VIII.        Дополнительные сведения.

Многие виды журавлей занесены в Красную книгу мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....

Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: «Зернышки доброты или наши меньшие друзья»

Проращивание «зернышек». Зернышки – слова , из которых рождаются интересные истории. «Зернышки» бывают добрые и злые. Когда слова – «зернышки» падают на...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 1 классе «Маленькие герои большой войны»

Тип урока: Урок изучения нового материала Цели: Образовательные:Знакомство с биографией пионеров-героев;Повышение  интереса к изучению истории родины через литературные произведения;Раз...