Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Цели:
• выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова;
• знакомство с культурой Японии;
• выполнение журавлика в технике оригами;
• развитие речи учащихся; развитие образного восприятия действительности;
• воспитание патриотизма, международной солидарности, отношений дружбы, миролюбия, сострадания;
• воспитание бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_zhuravlya.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока внеклассного чтения в 3 классе
«Тема войны и мира.
Символичность образа журавля»
Цели:
- выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Бе лые журавлики», песня «Журавли» и стихо творения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова;
- зна комство с культурой Японии;
- выполнение жу равлика в технике оригами;
- развитие речи учащихся; развитие образного восприятия действительности;
- воспитание патриотизма, международной солидарности, отношений дружбы, миролюбия, сострадания;
- воспита ние бережного отношения к природе.
Оборудование: магнитофон; аудиозапись песни «Журавли» (ел. Р. Гамзато ва, муз. Я. Френкеля), заготовки — базовые формы «птица», изображения журавлей; вы ставка рисунков учеников к 9 Мая и к расска зу «Белые журавлики»; карты с датами и опорными словами (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года; 6 и 9 августа 1945 года; Хи росима, Нагасаки, Сасаки Садако); репродук ции картин с изображением птиц; разнооб разные образцы журавликов-оригами: «пе рышки» с вопросами по тексту.
- Сообщение темы урока.
— Люди всегда верили, что птицы — ска зочные существа. Птица для человека — это свободы и мечты. Голубь символизирует мир, ле бедь — любовь и верность. А сегодня поговорим, что означа ет журавль для человека.
II. Песня «Журавли» (1-й куплет):
Мне кажется порою, что солдаты.
С кровавых не пришедшие полей.
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса...
— Журавли на зиму улетают в теплые страны, а весной возвращаются на родину. Журавли — большие, сильные птицы — стали символами возвращения мира и спокойствия в жизнь природы и людей.
Прослушивание 1-го куплета песни «Журавли».
— С кем сравнивает автор журавлей, летящих в небе? Какое настроение возникает при прослушивании этой песни? Почему?
III. Работа по рассказу Ю. Яковлева «Белые журавлики».
— В Японии и Китае журавлей считают символом удачи
и долголетия. Бумажные фигурки журавлей называются цуру. Их дарят как украшение и как пожелание здоровья, дол голетия.
Есть старинная японская легенда: если сложить тысячу бу мажных журавликов, то исполнится загаданное желание. Эта легенда стала известна всему миру после Второй мировой войны.
6 и 9 августа 1945 года американские самолеты для испы тания и устрашения врагов сбросили атомные бомбы на япон ские города Хиросиму и Нагасаки.
Я рассказывала вам о последствиях атомных взрывов, а вы уже ознакомились с рассказом Ю. Яковлева «Белые жу равлики».
Чтение рассказа «Белые журавлики».
«Перышки» — вопросы и задания по тексту.
• Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
Как изображен в рассказе взрыв атомной бомбы? Прочи тайте.
- Какие цвета вы использовали бы при изображении взрыва?
- Какой сон увидела Сасаки Садако? Прочитайте.
- Попробуйте объяснить, почему девочка увидела такой сон.
- Прочитайте, как девочка делала своего первого журав лика.
Мать — земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше
И желанней сердцу нет.
Помышляя о солдатской
Непредсказанной судьбе,
Даже лечь в могиле братской
Лучше, кажется, в тебе.
А всего милей до дому,
До тебя дойти живому,
Заявиться в те края:
«Здравствуй, родина моя!»
Воин твой, слуга народа,
С честью сможет доложить:
Воевал четыре года,
Воротился из похода
И теперь желает жить.
Он исполнил долг во славу
Боевых твоих знамен.
Кто еще имеет право
Так любить тебя, как он!
День и ночь в боях сменяя,
В месяц шапки не снимая,
Воин твой, защитник-сын,
Шел, спешил к тебе, родная,
По дороге на Берлин.
- Расскажите, кто помогал Сасаки Садако преодолевать страдания и болезнь.
- Прочитайте, как ведут себя люди около памятника Саса ки Садако.
- Расскажите, что происходило с журавликами у памятни ка.
- Что означали журавлики для Сасаки Садако и для других людей?
IV. Физкультминутка.
Ветер с юга дует, дует,
Солнце греет все сильней,
Рассекая клином небо,
Летит стая журавлей.
Крыльями похлопаем (1-2-3),
Клювами пощелкаем (1-2-3),
Лапки подогнули (1-2-3),
Хвостики встряхнули (1-2-3).
Полетели — полетели — полетели
И на кочки свои сели.
V. Чтение стихотворения Р. Гамзатова «Я не хочу войны» (наизусть).
Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
И напомнить всем могли
О погибших в Хиросиме.
И о девочке умершей.
Не хотевшей умирать
И журавликов умевшей
Из бумаги вырезать.
А журавликов-то малость
Сделать девочке осталось...
Для больной нелегок труд,
Все ей. бедненькой, казалось —
Журавли ее спасут.
Журавли спасти не могут —
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут
Преградить пути войне.
- О какой девочке говорит автор?
- Какая главная мысль в стихотворении?
VI. Изготовление цуру из заранее заготовленной базовой формы «птица».
VII. Итоги урока.
- Что означают журавли для людей?
- Кто может сохранить мир на земле?
Оценивание работы на уроке.
VIII. Дополнительные сведения.
Многие виды журавлей занесены в Красную книгу мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».
Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс. Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг;
Тема: Знакомство со звуками [Г] и [Г’] и буквой Гг; ...
Методическая разработка урока литературного чтения 2 класс Тема :Б.Житков "Храбрый утенок "
Представлен конспект урока и презентация....
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: «Зернышки доброты или наши меньшие друзья»
Проращивание «зернышек». Зернышки – слова , из которых рождаются интересные истории. «Зернышки» бывают добрые и злые. Когда слова – «зернышки» падают на...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 1 классе «Маленькие герои большой войны»
Тип урока: Урок изучения нового материала Цели: Образовательные:Знакомство с биографией пионеров-героев;Повышение интереса к изучению истории родины через литературные произведения;Раз...