Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Урок помогает раскрыть учащимся главный вопрос сказки: "Почему у лисы и журавля не получилась дружба?". А также раскрывает секреты крепкой дружбы, а не ложной как в данной сказке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_._skazka._lisa_i_zhuravl._word.docx | 553.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с произведением, совершенствования умения ориентироваться в тексте, воспитания чувства взаимопомощи, дружеского отношения друг к другу, интереса к устному народному творчеству.
Задачи:
- образовательные:способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать
- развивающие:развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления
- воспитывающие:воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение
Планируемые результаты
Личностные:
Проявлять:
- позитивное отношение к чтению народных сказок;
- умение договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Метапредметные
Познавательные:
- искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя;
- понимать прочитанное, определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
- формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
- планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
- анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить.
Регулятивные:
- выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;
- осуществлять взаимопроверку, самооценку результата выполнения учебного задания;
- формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
- использовать речевые средства для представления результата деятельности:
- умения ответить на поставленный вопрос;
- объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
- словесное иллюстрирование прочитанного;
- составление своего мнения о прочитанном.
Предметные
- овладевать навыком смыслового чтения;
- работать с содержанием текста сказки; описывать характер героя;
- выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки;
- уметь находить в тексте распределять роли при подготовке к инсценированию;
- отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
- уметь выражать собственное отношение к героям в процессе чтения
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Окружающий мир
Оборудование:
- Ноутбук, проектор, презентация, рисунки с изображением лисы и журавля; карточки с пословицами.
- Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградова: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение, 2011.
- Выставка книг.
Цели урока:
- образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;
- воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.
Оборудование:
- Текст сказки
- Пособие “Солнце дружбы”
- Карточки с картинками к сказке по одному набору на группу учащихся
- Плакат для зрительной гимнастики по методу Базарного
- Компьютерный диск со слайдами
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | |
Приветствие | - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем проводить самые настоящие исследования, и совершать открытия. А чтобы исследования были успешными, какими мы должны быть? (Активными) | |
| -Какое у вас было домашнее задание? (прочитать сказку о ЛИСЕ и Журавле) -Назовите главных героев сказки. (Лиса и Журавль) -Что произошло в сказке? Чем закончилась сказка? (поссорились) А давайте разберёмся, почему так закончилась сказка? Почему у лисы и журавля не получилась дружба? | |
2. Чтение произведения. | - Прочитаем эту сказку вместе. Слушайте и одновременно, про себя, читайте сами. -Обратите внимание на выделенные слова и попробуйте объяснить смысл этих слов. – Словарная работа, разбор каждого слова. | |
| - А теперь вы будете работать в группах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки - Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. - Обратите внимание на наш вопрос: Почему у лисы и журавля не получилась дружба? (Работа по картинкам. Проверка по слайду Найдите картинку на которой изображён момент ведущий к разрыву дружбы (две) | |
3. Анализ произведения. | -Поговорим сначала о лисе. (картинка) -Какой Лиса обычно предстаёт в русских сказках? (Гадкая, хитрая, льстивая.) - А в этой сказке? (Приятная: с Журавлём “подружилась”, а подружившись, как водится среди соседей, “вздумала угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости”.) - Что же тут плохого? (Ничего.) - Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.) - Плохие ли это слова и дела? (Нет.) - Есть ли у нас хоть какой-то повод сомневаться в том, что Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам? (Нет.) - Так когда допустила Лиса промашку? (Когда гость и хозяйка начали трапезничать. Увлёкшись приятным занятием (“лижет себе да лижет кашу”), Лиса и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся.) Разберём Журавля - А как повёл при этом себя Журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.) - Как же принял Лису Журавль? (Наготовил окрошки, перелил (!) её в кувшин с узким горлышком.) - Умышленно ли он это сделал? (Да, он хотел отомстить Лисе.) - Как вы думаете, заметил ли Журавль, что Лиса вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а до еды добраться не может? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.) - Надо ли тогда удивляться тому, что Лиса обиделась такому приёму? (Нет, кому приятно, когда над тобой откровенно насмехаются, пригласив тебя же в гости.) - Но, с другой стороны, и Журавлю было обидно возвращаться голодным домой. Не так ли? (Да, но обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела Журавля. Она его угостить хотела, но не учла, что, если приглашаешь гостя, надо предварительно изучить его вкусы и возможности. Надо всё время заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость почувствует себя неуютно.) - Как должен вести себя гость?(Культурно, искренне, честно. Журавль мог бы тактично намекнуть Лисе, что кашки-то ему не досталось. Или, если уж очень обиделся, мог бы просто, поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась, почему так получилось.) - Как мог бы поступить Журавль, пригласив Лису в гости? (На своём примере показать Лисе, как надо встречать гостей.) - Но это доступно только культурным людям и искренним друзьям. | |
Физминутка для глаз | - Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть. - Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко. | |
Работа по содержанию произведения | - Давайте прочитаем, что написано на плакате. (см. Приложение 4) - Читайте, следуя глазами за движением указки. (Чтение хором.) - Закройте глаза и подумайте, что же вы прочитали? - Откройте глаза. Что у вас получилось? (Как аукнется, так и откликнется.) - Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.) Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. К кому обращена эта пословица?(Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.) | |
4. Итог урока. Рефлексия. | Определите главную мысль сказки (чему она учит) -Какой мудрый совет даёт нам сказка? Можно ли сказать, что он устарел и не нужен уже в современной жизни человека? - Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.) - Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.) - Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.) - А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.) - Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (на доске – круг солнца) - Возьмите лучик со словом, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.) - Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики. - Какие слова вы выбрали? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.) - Как вы думаете, какого качества здесь не хватает? (Умение понимать друга.) - Давайте добавим этот лучик. - Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас. |
Физминутка | К солнцу тянутся ромашки, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Напуганные медведь и волки"
Урок знакомство с русской народной сказкой. Через разнообразные виды деятельности развивать речь учащихся,умения сравнивать разные виды сказок.умение доказывать свои мысли, ориентируясь на содержание ...
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"
В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...
Урок литературного чтения 2 класс по теме "Устное народное творчество"
Урок - обощение по теме "Устное народное творчество" во 2 классе по программе "Школа России"....
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века
Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...
Методическая разработка: Конспект урока Литературного чтения 1 класс "Соколов-Микитов "Русский лес" и Русская народная песня "Березонька"
Предлагаю подробный конспект урока и презентацию к нему....
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....