Внеклассное мероприятие на тему: « Тема войны и мира. Символичность образа журавля».
план-конспект занятия на тему

дуркина тамара семеновна

 

Внеклассное мероприятие на тему:

 « Тема войны и мира. Символичность образа журавля».

 

Цели: рассказать ребятам, что скоро нашей Великой Победе-70!; выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю.Яковлева « Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения « Я не хочу войны» Р.Гамзатова; воспитание патриотизма, отношений дружбы, сострадания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneklassnoe_zanyatie_tema_voyny_i_mira.zip80.26 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему:

 « Тема войны и мира. Символичность образа журавля».

Цели: рассказать ребятам, что скоро нашей Великой Победе-70!; выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю.Яковлева « Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения « Я не хочу войны» Р.Гамзатова; воспитание патриотизма, отношений дружбы, сострадания.

Оборудование: таблицы с датами и опорными словами; картинки с изображением птиц; образцы журавликов-оригами; магнитофон; аудиозапись песни « Журавли»(сл. Р.Гамзатова, муз. Я.Френкеля); энциклопедия «Когда, где, как и почему это произошло»; иллюстрации на военную тематику, книги С.Смирнова «Сердце и дневник», Ю.Яковлев «Избранное»; слова А.Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»

 1.Введение в тему войны и мира.

-Сегодняшнее мероприятие посвящается 70-летию Великой Победе!

Война- жесточе нету слова, Война- печальней нету слова, Война- святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

                Ещё не может быть и нет...

Александр Твардовский
22 июня 1941 год        9 мая 1945 год

Две странички календаря.

Два дня жизни планеты.

Два дня истории Человечества.

Они отмечены в календаре разными цветами. Они так и называются: День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 г.г.

День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Два дня календаря. А между ними...

1418 дней

6 гигантских битв и около 40 наступательных операций

 27 миллионов жизней из них миллионы детей

Вчитываясь, вслушиваясь, всматриваясь в хронологию этого долгого победного пути, перед глазами невольно предстают географические очертания России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Балтики, видишь перед собой всю карту измученной, истерзанной войной Европы. ( обращаю внимание на иллюстрации)

И вот она- долгожданная Победа! Весь мир вздохнул с облегчением. Враг был разбит там, откуда он начинал своё зверское порабощение народов Европы,- в Берлине, в своём собственном логове.

И встал советский Воин- победитель на огромный пьедестал в берлинском Трептов-Парке, прижимая к груди своей спасённую немецкую девочку, встал как символ торжества над поверженным фашизмом, как олицетворение светлых надежд всего человечества и как напоминание о старинном изречении, произнесённом ещё в 1242-м году Александром Невским: « Кто к нам с мечом придёт, от меча и "погибнет!» дети хором произносят)

Помните!

Через века, через года- Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

                                    Вечно достойны!

Хлебом и песней, Мечтой и стихами, Жизнью просторной, Каждой секундой, Каждым дыханьем Будьте достойны!

  Люди!

Покуда сердца стучатся-

Помните!

Какой ценой

Завоёвано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Песню свою Отправляя в полёт- Помните!  

О тех,

Кто уже никогда не споёт,-

Помните!

Детям своим расскажите о них, Чтобы запомнили!

 Детям детей

 Расскажите о них,

 Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звёздам ведя корабли,

О погибших

Помните!

Встречайте трепетную весну, Люди Земли,

Убейте войну, прокляните войну, Люди Земли!

Мечту пронесите через года

 И жизнью

 Наполните!

Но о тех,

Кто уже не придёт никогда,-
Заклинаю-        

Помните!

(Р.Рождественский) -Прошу молчанием почтить память павших.

2. Символичность образа журавля.

-Люди всегда верили, что птицы- сказочные существа. Птица для человека- это символ свободы и мечты. Голубь символизирует мир, лебедь- любовь и верность. А знаете ли, что означает журавль для человека.

песня « Журавли» ( 1 куплет):

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

 А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времён тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса...

-Журавли на зиму улетают в тёплые страны, а весной возвращаются на родину. Журавли- большие, сильные птицы- стали символами возвращения мира и спокойствия в жизнь природы и людей.

песня « Журавли» (2 куплет)

-        С кем сравнивает автор журавлей, летящих в небе? Какое настроение возникает при прослушивании этой песни? Почему?

-В Японии и Китае журавлей считают символом удачи и долголетия. Бумажные фигурки журавлей называются цуру, их дарят как украшение и как пожелание здоровья, долголетия.

Есть старинная японская легенда: если сложить тысячу бумажных журавликов, то исполнится загаданное желание. Эта легенда стала известна после Второй мировой войны.

6 и 9 августа 1945 года американские самолёты для испытания и устрашения врагов сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

Показываю кадры из энциклопедии, рассказывающие о последствиях атомных взрывов.

Читаю рассказ Ю.Яковлева « Белые журавлики». А дети следят, (текст напечатан на листочке) (Приложение 1)

Показываю детям журавля, сделанного из бумаги-оригами. А на нём « перышки». « Перышки»- вопросы и задания по тексту.

-Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

  • Как изображён в рассказе взрыв атомной бомбы?
  • -Какие цвета вы использовали бы при изображении взрыва?
  • Какой сон увидела Сасаки Садако?
  • Попробуйте объяснить, почему девочка увидела такой сон.
  • Как девочка делала своего первого журавлика?
  • Расскажите, кто помогал Сасаки Садако преодолевать страдания и болезнь.
  • -Как ведут себя люди около памятника Сасаки Садако.
  • Что происходило с журавликами у памятника.

-Что означали журавлики для Сасаки Садако и для других людей?

Ответив на все вопросы, появляется на «перышках» -«Мы не хотим войны»

Чтение стихотворения Р.Гамзатова « Я не хочу войны»

Я хочу, чтоб в целом мире

Затрубили журавли

И напомнить всем могли

О погибших в Хиросиме.

И о девочке умершей,

Не хотевшей умирать

И журавликов умевшей

Из бумаги вырезать.

А журавликов-то малость

Сделать девочке осталось..

Для больной нелёгок труд,

Все ей, бедненькой, казалось-

Журавли её спасут.

 Журавли спасти не могут-

Это ясно даже мне.

Людям люди пусть помогут Преградить пути войне.

 З.Итог:

-Что означают журавли для людей? ( символы возвращения мира и спокойствия в жизнь природы и людей)

- Кто может сохранить мир на земле?

-Читаем пословицу: « Дружно за мир стоять- войне не бывать!»

Я хочу подарить вам своеобразный проект, в котором содержится информация о журавлях и рассказ о том, как делать журавликов-оригами. (Приложение 2)

-А вот этих маленьких журавликов хочу подарить вам. Мы с вами живём в мирное время. Пусть этот журавлик напоминает маленькую девочку Сасаки Садако, пусть он будет символом мира, спокойствия, добра и удачи.

Дети выходят к доске и хором произносят: « Мы не хотим войны!»

Приложение 1

Ю.Яковлев

В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали её Сасаки, а фамилия её была Садако. Много лет тому назад, когда ещё Сасаки не было на свете, случилось большое несчастье. На её родной город сбросили атомную бомбу. Взрыв был похож на гриб. Как огромная гнилая поганка, вырос он над главной площадью и накрыл своей огненной ядовитой шляпкой весь город. Рушились дома, замертво падали люди, почернели белые цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму в мёртвый город.

Когда Сасаки Садако появилась на свет, атомного гриба уже давно не было. Но его ядовитая частица уцелела. Она попала в кровь маленькой девочки, и Сасаки заболела тяжёлой лучевой болезнью. Сасаки поместили в городскую больницу. Девочке было очень тяжело бороться с болезнью: она была маленькой и слабой, а болезнь была большой и сильной. Сасаки страдала.

И однажды ей приснился сон. Девочке снилось, что она обязательно переборет болезнь и останется жить, если ей удастся сделать тысячу белых бумажных журавликов. Она спросила доктора: « Правда это?» Доктор ответил: « Правда, девочка».

Сасаки принялась за дело. Её пальцы ловко складывали листок бумаги пополам, потом вчетверо, потом наискосок. Вот из сложенной бумаги уже выглядывает острый клюв. Вот получились короткие крылья. Журавлик! Да он совсем как настоящий. Кажется, взмахнёт крыльями и полетит.

Сделав одного журавлика, Сасаки принялась за второго. Потом смастерила третьего.
И вот уже маленькая белоснежная'.
        стайка уселась на её одеяле.

2

Сасаки работала каждый день, покуда у неё хватало сил. Её белые бумажные журавлики сидели на подоконнике, на полу, на столике. А до тысячи было далеко. Сасаки опечалилась.

Тогда доктор рассказал детям города Хиросимы о журавлях Сасаки, и они решили помочь своей маленькой подруге, попавшей в беду.

Дети стали делать белых журавликов и приносить их в больницу. Вскоре Сасаки оказалась обладательницей огромной стаи. В этой стае было больше тысячи журавликов. Но Сасаки становилось всё хуже.

Но не только японские дети захотели помочь маленькой Сасаки Садако. Весть о её болезни долетела и до Москвы. И тогда московские школьники решили послать в далёкий город Хиросиму своего бумажного журавлика.

Но, к сожалению, белые журавлики не в силах победить страшную болезнь. Своими слабыми бумажными крыльями они не смогли заслонить Сасаки от смерти и спасти ей жизнь.

3

Узнав о смерти подруги, японские дети опечалились. Они решили собрать деньги и построить памятник Сасаки Садако и всем японским ребятам, погибшим от атомной бомбы.

И вот на одной из площадей города Хиросимы появился новый памятник. Проходя мимо памятника, люди останавливались, снимали шляпы и несколько секунд проводили в молчании. А дети приносили к подножию памятника белых журавликов.

Случалось, что налетал сильный ветер. Он подхватывал бумажную стаю, и тогда журавлики разлетались по всему свету.

Московский журавлик не застал в живых Сасаки. Но он сел у подножия памятника, и, говорят, никакой, даже самый сильный ветер, не может унести его. Московский журавлик принёс на своих крыльях дружескую поддержку наших ребят маленьким японцам. А японский белый журавлик, тот самый, которого смастерила из листка бумаги маленькая Сасаки, отправился в Москву. Он поселился в одной из комнат Дворца пионеров. И если вы встретите его, вспомните о маленькой девочке, которую звали Сасаки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»

Цели: •    выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; •   ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мой двухколёсный друг. Велосипед как средство здорового образа жизни».

Велосипед как средство здорового образа жизни.Цели урока: 1.Составить кодекс юного велосипедиста...

Внеклассное мероприятие для 1- х классов "Мы за здоровый образ жизни"

Данное внеклассое мероприятие предназначено для учащихся 1-2 классов.Цель мероприятия - утверждение ЗОЖ, выработка теоретических знаний о ЗОЖ....

Внеклассное мероприятие. Музыкально-литературная композиция "Война: взгляд через детство".

Материал посвящён 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне . 2 класс  ...

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей"  4 класс...

Тема войны и мира. Символичность образа журавля

Интегрированный урок по литературному чтению, окружающему миру и технологии...