Мастер-класс«Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве)
учебно-методический материал на тему

Чернышева Инна Николаевна

Мастер-класс на тему: «Учимся играя»   (Роль игры в образовательном пространстве) был проведён в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.itogovyy_stsenariy.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 города Ельца»

Мастер-класс на тему:

«Учимся играя»   (Роль игры в образовательном пространстве)

( в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»)

Провела: учитель начальных классов Чернышева Инна Николаевна

Мастер-класс «Учимся играя»   (Роль игры в образовательном пространстве)

Детство наше давно прошло,

Прошлой жизни букварь прочло.

Лето, осень, зима – и нет весны.

Но хранят той весны тепло,

Но хранят той весны тепло

Наши детские сны…

Все мы родом из детства – мира игры, фантазии и творчества. Этот мир окружает ребёнка всегда, и от того, каким он будет, зависит дальнейший  путь к знаниям, который, несомненно, должен быть ярким, занимательным и увлекательным.

А как сделать так, чтобы  сохранить интерес к знаниям?

Как избежать однообразия?

Как создать атмосферу поиска и творчества и сделать так, чтобы учиться было легко?

Ответ очень прост.

Ребёнок должен играть даже тогда, когда делает серьёзное дело, потому что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий, это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

  Сегодня я покажу, как нужно использовать в образовательном пространстве  игровой метод обучения, чтобы увлечь детей и подарить им радость познания.

Итак,

УЧИМСЯ ИГРАЯ

-------------------------------------------------------------------

Фрагмент фильма. (Дети мечтают, чтобы Мери Поппинс с ними поиграла)

- А я здесь, я с вами! Но у меня есть одна проблема. Я сегодня, пока летела к вам, потеряла одну вещь, которая мне очень дорога! Помогите мне, пожалуйста, в поиске.

(На доске – система координат). Отгадайте, что  изображено здесь?

-Приступаем: А (2;1), В (2;7), С (6;7), D (6;1). Соедините точки по порядку.

-Какая буква получилась? (П)

-Как вы думаете, какой предмет я потерла? (Перчатки)

А где находится этот предмет, мы узнаем, соединив точки A и D. В полученном прямоугольнике проведите диагонали и определите ряд и место, где спрятан предмет.

-Уважаемые гости, кто сидит на этом месте? Посмотрите, что  у вас под ним? Спасибо! Молодцы! Передайте, пожалуйста, на сцену.

Подобные проблемные игры  побуждают к действию и способствуют развитию пространственных представлений, учат моделировать, строить и читать график, повышают интерес к предмету.

При этом важно не забыть о  том, что в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает важными признаками: чётко поставленной целью и соответствующим ей результатом.

-------------------------------------------------------------------

-Скажите, а вы любите фокусы? Сейчас я вам их покажу.

Загадайте любое число, прибавьте к нему 14, к результату  прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас же получилось 20?

-Да

-Хотите разгадать секрет фокуса? ( Конечно)

А он очень прост:  а+14+6-а = 20(Выводится формула на экран)

Проверим с разными числами. ( Называют числа и проверяют)

Исследовательский характер данного фокуса как игры направляет на разгадывание  его сути и закрепление вычислительных навыков, не испытывая усталости, так как все заинтересованы в результате.

Детская природа требует наглядности. Но в современном мире это уже не только картинки, чертежи, схемы. Компьютер может интегрировать в себе звук и видео, превращая сложный материал в яркую мультимедийную игру.

Так, на уроке математики в 1 классе на тему «Один и много» я приглашаю ребят в путешествие на весёлом паровозике. Но сначала предлагаю посчитать зелёные вагончики. Сколько их? (Один). А сколько жёлтых? (Быстро проезжают – много). Дети чаще всего не успевают посчитать вагончики, и мы большое число предметов называем одним словом «много».

Такая игра увлекает и мотивирует на получение знаний.

------------------------------------------------------------------------------

 Обширна, многообразна типология педагогических игр.

-----------------------------------------------------------------------------

 Все они создаются не только при помощи игрового действия, но и с помощью различных предметов, которые можно использовать на самом  разном уровне сложности  в разных областях знаний.

Посмотрите, какой прекрасный  игровой островок у нас здесь. Это планшет, без него невозможно обучение в современной школе.

Вот гармошка из простого листа бумаги. Она  поможет  учителю русского языка объяснить слитное и раздельное написание  местоимений. (продемонстрировать)

Вот кубик. Как важен  он на уроке геометрии!

 А сколько игрушек!  Неваляшка – символ  стойкости русского человека…   Историки, вам на заметку! Обычные игрушки помогают выполнять задания в играх-путешествиях.

Возьму-ка я мяч,  бубен и ложки.

Представьте, что вы уже не дети, а мои коллеги-педагоги.

 (Передаю фокус-группе)

-Вы-учитель физики. Попробуйте при помощи этого предмета раскрыть понятие «Кинетическая и потенциальная энергия» (даю мяч).

-Вы-учителя музыки. Подумайте, как применить эти предметы на уроке по теме «Ритмические рисунки» (даю бубен и 2 деревянные ложки).

И поможет вам в этом, конечно, учебник.

Время пошло! (ставлю песочные часы)

--------------------------------------------------------------------

Пока фокус-группа работает самостоятельно, мы с вами тоже немного поиграем. (выхожу к залу)

У некоторых из вас есть сигнальные карточки, покажите их, пожалуйста. Ими вы воспользуетесь при обсуждении. (Условные обозначения на экране.)

- Вашему вниманию предлагаю фрагмента  фильма. Подумайте, какие вопросы могут  возникнуть у детей при  его просмотре. (фрагмент фильма),(возвращение условных знаков на экран)

-Итак, какие вопросы возникли?

?- Что такое ветер? 

- Ответим на этот вопрос. Какое у вас мнение?

-Это движение воздуха.

-Вы согласны?(!)

- Верно. Ветер-это движущийся воздух.

-Какой ещё возник вопрос?

?- Какой бывает ветер?

- Ветер бывает холодный и тёплый.

-Выслушаем другое мнение.

- Ветер бывает сильный и слабый.

- Ветер бывает порывистый, ураганный.

-Есть ещё мнения?

-Все вы правы, мои знатоки. Ветер бывает холодный и тёплый, сильный и слабый, порывистый, северный, южный, западный, восточный.

-Какой ещё возник вопрос?

?- Мог бы ветер принести человека?

-Да, если он сильный.

-Нет, он не бывает настолько сильным.

-В нашей местности действительно не бывает таких сильных ветров, которые могли бы унести человека. Но в других районах Земли ураганный ветер сносит крыши домов, ломает деревья, может поднять и человека. Меня же к вам на зонтике принёс восточный ветер. Сказка стала реальностью.

Так,  в ходе  данной игры-дискуссии  с помощью   рефлексивных карточек и  медиаресурсов формируются  информационная и коммуникативная компетентности.

Вернёмся к нашей фокус-группе.  Время истекло.

Слово учителю физики. (При раскрытии темы «Кинетическая и потенциальная энергия» ученик может ударить мячом об пол и объяснить, что «по мере падения мяча его потенциальная энергия убывает, а кинетическая растёт, так как увеличивается скорость движения». Можно провести игру «Вопрос-ответ» на этапе рефлексии, перебрасывая мяч.)

Добавляю. На этом уроке можно использовать углубленное задание, чтобы дети показали зависимость физических свойств мяча от вида спорта, в котором он используется. Например, мяч в настольном и большом теннисе, мяч в футболе и волейболе, хоккейный мяч и мяч для регби.

Слово учителям музыки. (На уроке музыки в 1 классе можно провести игру «Весёлые музыканты», где с опорой на ритмический рисунок дети воспроизводят музыкальный ритм (играют на бубне и ложках, ритмический рисунок на экране).

В результате у детей развивается чувство ритма и ритмический слух, формируются  регулятивные универсальные учебные действия.

 Все эти предметы помогли нам  увидеть необычное в знакомых вещах.

------------------------------------------------------------------------

Игра -  как много в этом слове для нас, для педагогов. Она всегда подскажет, как научит самому добыть знания и применить их  в жизни, поможет  учиться без принужденья. Да, и хочется  напомнить вам   о чувстве меры. Важно не заиграться, ведь не зря говорят, что лекарство отличается от яда только дозой.

 «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», – писал известнейший педагог Е.Н.Ильин. Помните об этом, и тогда   путь к знаниям станет радостью и принесёт всем хорошее настроение.

Я прошу вас подарить мне  своё настроение, приклеив его с помощью разноцветных  звёздочек  на мой зонтик, который унесёт меня в сказочную страну детства. (На экране цвета настроений, подхожу с зонтом сначала к фокус-группе, затем в зал, звучит музыка)

Cтраной чудес все детство мы зовём.

Встречает нас там добрый школьный дом.

Страна чудес среди игры, затей,

Им нет числа, им нет числа…

Учитель детский мудрый фантазёр

В игре раскрыл фантазии простор.

И знанья легче трудные пройти

С игрой в пути, с игрой в пути…

Пусть с мечтою светлою встречается

Школьная страна.

Звонкий смех и радость не кончаются

В детстве никогда.

(Остаться перед сценой)

-Глядя на этот  прекрасный зонтик, я поняла, что благодаря игре, педагогической мудрости  и мастерству смогла дотронуться до ваших сердец. Спасибо всем.

(музыка звучит громче, ухожу туда, откуда выходила в начале)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс" Учимся понимать текст"

Данный мастер-класс обеспечивает применение различных приёмов работы с разными учебными текстами. В сонове мастер-класса лежит технология продуктивного чтения.Основная идея мастер-класса, оказание пом...

Мастер-класс.Учимся писать синквейн.

Мастер-класс на конкурсе "Учитель года 2015"...

Мастер-класс учимся играя "Играем пальчикам - развиваем речь"

Разработка мастер-класса по пальчиковой гимнастике...

Мастер-класс "Учимся работать с мобильным классом"

В данном материале представлен опыт работы с" мобильным классом", обучающихся начальной школы....

Мастер - класс "Учить учиться"

Мастер - класс знакомит с приемами и  методами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя...

Роль семьи в образовательном пространстве

Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного и воспитательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования, за все процессы, про...

Мастер-класс "Учись учиться"

laquo;Формирование универсальных учебных действийна уроках в начальной школе»...