Мастер-класс«Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве)
учебно-методический материал на тему
Мастер-класс на тему: «Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве) был проведён в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.itogovyy_stsenariy.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 города Ельца»
Мастер-класс на тему:
«Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве)
( в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»)
Провела: учитель начальных классов Чернышева Инна Николаевна
Мастер-класс «Учимся играя» (Роль игры в образовательном пространстве) |
Детство наше давно прошло, Прошлой жизни букварь прочло. Лето, осень, зима – и нет весны. Но хранят той весны тепло, Но хранят той весны тепло Наши детские сны… Все мы родом из детства – мира игры, фантазии и творчества. Этот мир окружает ребёнка всегда, и от того, каким он будет, зависит дальнейший путь к знаниям, который, несомненно, должен быть ярким, занимательным и увлекательным. А как сделать так, чтобы сохранить интерес к знаниям? Как избежать однообразия? Как создать атмосферу поиска и творчества и сделать так, чтобы учиться было легко? Ответ очень прост. Ребёнок должен играть даже тогда, когда делает серьёзное дело, потому что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий, это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Сегодня я покажу, как нужно использовать в образовательном пространстве игровой метод обучения, чтобы увлечь детей и подарить им радость познания. Итак, УЧИМСЯ ИГРАЯ ------------------------------------------------------------------- Фрагмент фильма. (Дети мечтают, чтобы Мери Поппинс с ними поиграла) - А я здесь, я с вами! Но у меня есть одна проблема. Я сегодня, пока летела к вам, потеряла одну вещь, которая мне очень дорога! Помогите мне, пожалуйста, в поиске. (На доске – система координат). Отгадайте, что изображено здесь? -Приступаем: А (2;1), В (2;7), С (6;7), D (6;1). Соедините точки по порядку. -Какая буква получилась? (П) -Как вы думаете, какой предмет я потерла? (Перчатки) А где находится этот предмет, мы узнаем, соединив точки A и D. В полученном прямоугольнике проведите диагонали и определите ряд и место, где спрятан предмет. -Уважаемые гости, кто сидит на этом месте? Посмотрите, что у вас под ним? Спасибо! Молодцы! Передайте, пожалуйста, на сцену. Подобные проблемные игры побуждают к действию и способствуют развитию пространственных представлений, учат моделировать, строить и читать график, повышают интерес к предмету. При этом важно не забыть о том, что в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает важными признаками: чётко поставленной целью и соответствующим ей результатом. ------------------------------------------------------------------- -Скажите, а вы любите фокусы? Сейчас я вам их покажу. Загадайте любое число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас же получилось 20? -Да -Хотите разгадать секрет фокуса? ( Конечно) А он очень прост: а+14+6-а = 20(Выводится формула на экран) Проверим с разными числами. ( Называют числа и проверяют) Исследовательский характер данного фокуса как игры направляет на разгадывание его сути и закрепление вычислительных навыков, не испытывая усталости, так как все заинтересованы в результате. Детская природа требует наглядности. Но в современном мире это уже не только картинки, чертежи, схемы. Компьютер может интегрировать в себе звук и видео, превращая сложный материал в яркую мультимедийную игру. Так, на уроке математики в 1 классе на тему «Один и много» я приглашаю ребят в путешествие на весёлом паровозике. Но сначала предлагаю посчитать зелёные вагончики. Сколько их? (Один). А сколько жёлтых? (Быстро проезжают – много). Дети чаще всего не успевают посчитать вагончики, и мы большое число предметов называем одним словом «много». Такая игра увлекает и мотивирует на получение знаний. ------------------------------------------------------------------------------ Обширна, многообразна типология педагогических игр. ----------------------------------------------------------------------------- Все они создаются не только при помощи игрового действия, но и с помощью различных предметов, которые можно использовать на самом разном уровне сложности в разных областях знаний. Посмотрите, какой прекрасный игровой островок у нас здесь. Это планшет, без него невозможно обучение в современной школе. Вот гармошка из простого листа бумаги. Она поможет учителю русского языка объяснить слитное и раздельное написание местоимений. (продемонстрировать) Вот кубик. Как важен он на уроке геометрии! А сколько игрушек! Неваляшка – символ стойкости русского человека… Историки, вам на заметку! Обычные игрушки помогают выполнять задания в играх-путешествиях. Возьму-ка я мяч, бубен и ложки. Представьте, что вы уже не дети, а мои коллеги-педагоги. (Передаю фокус-группе) -Вы-учитель физики. Попробуйте при помощи этого предмета раскрыть понятие «Кинетическая и потенциальная энергия» (даю мяч). -Вы-учителя музыки. Подумайте, как применить эти предметы на уроке по теме «Ритмические рисунки» (даю бубен и 2 деревянные ложки). И поможет вам в этом, конечно, учебник. Время пошло! (ставлю песочные часы) -------------------------------------------------------------------- Пока фокус-группа работает самостоятельно, мы с вами тоже немного поиграем. (выхожу к залу) У некоторых из вас есть сигнальные карточки, покажите их, пожалуйста. Ими вы воспользуетесь при обсуждении. (Условные обозначения на экране.) - Вашему вниманию предлагаю фрагмента фильма. Подумайте, какие вопросы могут возникнуть у детей при его просмотре. (фрагмент фильма),(возвращение условных знаков на экран) -Итак, какие вопросы возникли? ?- Что такое ветер? - Ответим на этот вопрос. Какое у вас мнение? -Это движение воздуха. -Вы согласны?(!) - Верно. Ветер-это движущийся воздух. -Какой ещё возник вопрос? ?- Какой бывает ветер? - Ветер бывает холодный и тёплый. -Выслушаем другое мнение. - Ветер бывает сильный и слабый. - Ветер бывает порывистый, ураганный. -Есть ещё мнения? -Все вы правы, мои знатоки. Ветер бывает холодный и тёплый, сильный и слабый, порывистый, северный, южный, западный, восточный. -Какой ещё возник вопрос? ?- Мог бы ветер принести человека? -Да, если он сильный. -Нет, он не бывает настолько сильным. -В нашей местности действительно не бывает таких сильных ветров, которые могли бы унести человека. Но в других районах Земли ураганный ветер сносит крыши домов, ломает деревья, может поднять и человека. Меня же к вам на зонтике принёс восточный ветер. Сказка стала реальностью. Так, в ходе данной игры-дискуссии с помощью рефлексивных карточек и медиаресурсов формируются информационная и коммуникативная компетентности. Вернёмся к нашей фокус-группе. Время истекло. Слово учителю физики. (При раскрытии темы «Кинетическая и потенциальная энергия» ученик может ударить мячом об пол и объяснить, что «по мере падения мяча его потенциальная энергия убывает, а кинетическая растёт, так как увеличивается скорость движения». Можно провести игру «Вопрос-ответ» на этапе рефлексии, перебрасывая мяч.) Добавляю. На этом уроке можно использовать углубленное задание, чтобы дети показали зависимость физических свойств мяча от вида спорта, в котором он используется. Например, мяч в настольном и большом теннисе, мяч в футболе и волейболе, хоккейный мяч и мяч для регби. Слово учителям музыки. (На уроке музыки в 1 классе можно провести игру «Весёлые музыканты», где с опорой на ритмический рисунок дети воспроизводят музыкальный ритм (играют на бубне и ложках, ритмический рисунок на экране). В результате у детей развивается чувство ритма и ритмический слух, формируются регулятивные универсальные учебные действия. Все эти предметы помогли нам увидеть необычное в знакомых вещах. ------------------------------------------------------------------------ Игра - как много в этом слове для нас, для педагогов. Она всегда подскажет, как научит самому добыть знания и применить их в жизни, поможет учиться без принужденья. Да, и хочется напомнить вам о чувстве меры. Важно не заиграться, ведь не зря говорят, что лекарство отличается от яда только дозой. «Соедините Духовность и Игру, а проще – учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», – писал известнейший педагог Е.Н.Ильин. Помните об этом, и тогда путь к знаниям станет радостью и принесёт всем хорошее настроение. Я прошу вас подарить мне своё настроение, приклеив его с помощью разноцветных звёздочек на мой зонтик, который унесёт меня в сказочную страну детства. (На экране цвета настроений, подхожу с зонтом сначала к фокус-группе, затем в зал, звучит музыка) Cтраной чудес все детство мы зовём. Встречает нас там добрый школьный дом. Страна чудес среди игры, затей, Им нет числа, им нет числа… Учитель детский мудрый фантазёр В игре раскрыл фантазии простор. И знанья легче трудные пройти С игрой в пути, с игрой в пути… Пусть с мечтою светлою встречается Школьная страна. Звонкий смех и радость не кончаются В детстве никогда. (Остаться перед сценой) -Глядя на этот прекрасный зонтик, я поняла, что благодаря игре, педагогической мудрости и мастерству смогла дотронуться до ваших сердец. Спасибо всем. (музыка звучит громче, ухожу туда, откуда выходила в начале) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс" Учимся понимать текст"
Данный мастер-класс обеспечивает применение различных приёмов работы с разными учебными текстами. В сонове мастер-класса лежит технология продуктивного чтения.Основная идея мастер-класса, оказание пом...
Мастер-класс.Учимся писать синквейн.
Мастер-класс на конкурсе "Учитель года 2015"...
Мастер-класс учимся играя "Играем пальчикам - развиваем речь"
Разработка мастер-класса по пальчиковой гимнастике...
Мастер-класс "Учимся работать с мобильным классом"
В данном материале представлен опыт работы с" мобильным классом", обучающихся начальной школы....
Мастер - класс "Учить учиться"
Мастер - класс знакомит с приемами и методами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя...
Роль семьи в образовательном пространстве
Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного и воспитательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования, за все процессы, про...
Мастер-класс "Учись учиться"
laquo;Формирование универсальных учебных действийна уроках в начальной школе»...